RSS Eng

05 июн€

RSS

ѕечать

»слам в –оссии и борьба с терроризмом: интервью с јльбиром  ргановым

ћатериал јссоциации исследовани€ и интернационализации образовани€ ≈вразии и јфрики

»слам в –оссии и борьба с терроризмом: интервью с јльбиром  ргановым

«аместитель председател€  омиссии ќѕ –‘ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений дал интервью јссоциации исследовани€ и интернационализации образовани€ ≈вразии и јфрики (ј—–»≈). ѕриводим перевод опубликованного на сайте ассоциации интервью:

Ѕлагодар€ встрече с јльбиром –ифкатовичем  ргановым, муфтием ƒуховного собрани€ мусульман –оссии, заместителем председател€  омиссии ќѕ –‘ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и руководителем рабочей группы по борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом в составе  оординационного совета по противодействию терроризму ќѕ –‘, нашей организации удалось много узнать о жизни российского исламского сообщества сегодн€, а также о российской контртеррористической стратегии. 
 
”важаемый г-н  рганов, не могли бы вы дать нам общие сведени€ о российском исламском сообществе, чтобы мы лучше пон€ли значение ислама в –оссийской ‘едерации? 
 
јльбир  рганов: ѕо официальной статистике, с учетом мигрантов из ÷ентральной јзии, в –оссии насчитываетс€ около 20 миллионов мусульман. Ѕольшинство мусульман проживает в ѕоволжье, —ибири, “атарстане, Ѕашкортостане и на —еверном  авказе, хот€ можно отметить и ощутимое присутствие мусульман в главных, крупнейших городах страны. 
 
—егодн€ ћосква €вл€етс€ хорошим примером сосуществовани€ разных религий: количество мусульман растет, и мы должны реагировать на потребности исламского сообщества. я могу сказать, что в ћоскве, как и во всей стране, у нас нет проблемы конфронтации между мусульманами суннитского и шиитского толка, которые живут в –оссии бок о бок и уважают друг друга.  
 
ћусульмане живут в –оссии более тыс€чи лет, то есть ислам в –оссийской ‘едерации — это не новое €вление, и оно €вл€етс€ естественной частью социокультурного исторического процесса. –€д исторических событий прив€зывает ислам к –оссии, что позвол€ет говорить об «официальном традиционном исламе», который €вл€етс€ итогом длительного исторического процесса. Ќаша истори€ отличаетс€ от истории европейских стран, и ислам может считатьс€ частью нашей национальной идентичности: множество мусульман жили в –оссийской империи, где они строили мечети и религиозные центры. “акже и во времена ———– наша страна доказала возможность сосуществовани€ различных религиозных групп, и мусульмане играли важную роль в совершенно разных сферах жизни страны.  
 
¬озможно, самое важное отличие между ≈вропой и –оссией заключаетс€ в наличии в последней государственного опыта взаимодействи€ с разными религиозными группами. ¬ прошлом исламское присутствие волновало прежде всего ёжную ≈вропу и Ѕалканы, тогда как сейчас из-за миграционного кризиса ислам распростран€етс€ по всему континенту, в том числе и на север, станов€сь важным социальным фактором. Ёто означает, что некоторые европейские страны только сейчас столкнулись с проблемами, касающимис€ гармонизации межрелигиозных и межэтнических отношений, тогда как у нас благодар€ нашему историческому прошлому есть такой опыт, и мы готовы им поделитьс€. 
 
 ак можно в наше врем€ создать полиэтническую и многоконфессиональную единую русскую нацию и в то же врем€ сбалансировать русские православные ценности с мусульманскими ценност€ми и региональными культурными особенност€ми? » что вы можете сказать в этом контексте об исламофобии?
 
ј. .:  ак € объ€сн€л ранее, в –оссии есть советское наследие, а также сохранилась и религиозна€ традици€. ’ристианство, ислам, иудаизм и буддизм уживались в нашей стране еще с царских времен. ѕри –омановых был провозглашен принцип веротерпимости, обеспечивавший мирное сосуществование разных религий, что €вл€лось демонстрацией возможности создани€ многоконфессионального и полиэтнического государства, основанного на толерантности и уважении. 
 
„то касаетс€ исламофобии, могу сказать, что обычно об этой проблеме или феномене сообщают —ћ» или международные организации, которые не разбираютс€ в реальной социокультурной ситуации и даже иногда несут пропагандистский месседж, направленный против нас. Ќа правительственном уровне любые формы дискриминационной идеологии, такие как ксенофоби€, исламофоби€, христианофоби€, юдофоби€, осуждаютс€, €вл€ютс€ запрещенными и не совместимыми с национальной политикой. 
 
¬ 1990-х годах на фоне роста исламского фундаментализма зарубежные страны, в частности —аудовска€ јрави€, поддерживали распространение радикальных идеологий и финансировали террористические организации в –оссии. ¬ерны ли за€влени€ —ћ» и академического сообщества, согласно которым —аудовска€ јрави€ €вл€етс€ угрозой или даже «врагом» –оссии, име€ в виду то, что Ёр-–и€д использовал свое вли€ние в мусульманском сообществе дл€ достижени€ своих геополитических целей и распространени€ ваххабизма? 
 
ј. .: ¬о-первых, € бы хотел провести грань между салафизмом, который действительно €вл€етс€ направлением в исламе, и псевдосалафизмом, который продвигают некоторые террористические организации и зарубежные игроки, желающие добитьс€ своих политических целей посредством использовани€ радикальных элементов. ѕсевдосалафизм не имеет ничего общего с исламом, и его распространение среди населени€, особенно среди молодежи, св€зано с недостатком образовани€. —фера образовани€ рассматриваетс€ нами в качестве одного из приоритетов, и мы считаем необходимым создание образовательных программ, способствующих распространению среди молодежи учений ислама в неискаженном виде. 
 
” нас была проблема радикализации студентов и молодежи из-за того, что некоторые организации, вроде пакистанских, турецких и арабских джамаатов, развивали программы финансовой помощи (например, строили студенческие общежити€, платили деньги за ведение общественной де€тельности и т.п.) дл€ распространени€ своей идеологии. 
 
„то касаетс€ —аудовской јравии, мы не воспринимаем саудовцев как своих врагов, потому что между нашими народами нет противоречий. ≈сть определенные проблемы на правительственном уровне, но отношени€ у нас хорошие. 
 
— момента распада —оветского —оюза –осси€ столкнулась с несколькими волнами террористических атак. √лавный вопрос состоит в том, возможно ли противосто€ть джихадистской пропаганде и при этом гарантировать свободу вероисповедани€ и гражданские права?  
 
ј. .:  ак всем известно, мы столкнулись с терроризмом на юге –оссии. „ечн€ может считатьс€ нагл€дным примером успешного противосто€ни€ терроризму и взаимодействи€ властей с исламским сообществом и этнически нерусским населением. —итуаци€ 1990-х годов была обусловлена р€дом различных факторов, в том числе внешних, таких как вмешательство —аудовской јравии и распространение ваххабизма, но мы преодолели это благодар€ нашему историческому опыту. ѕо сути, [при јхмате  адырове. — ѕрим. переводчика] „ечн€ была республикой, возглавл€емой муфтием (нечто невообразимое, если мы сравним эту ситуацию с «ападом), который был одновременно и политическим, и религиозным лидером.  
 
Ёта стратеги€ дала впечатл€ющие результаты, так как сегодн€ „еченска€ –еспублика — это стабильна€ территори€, оправивша€с€ от разрухи, котора€ была там в 1990-е годы и после войны. —толица республики город √розный может похвастатьс€ самой большой в –оссии мечетью, а свобода вероисповедовани€ гарантирована федеральным и региональными законодательствами. „ечн€ стала экономическим и финансовым хабом, способным привлекать иностранные инвестиции. 
 
ѕериодически слышны обвинени€ в том, что наша стратеги€ не гарантирует гражданских свобод и ведет к превращению –оссии в полицейское государство, но это далеко от реальности. ћусульмане широко представлены в региональном и центральном правительствах и различных государственных институтах.  ак российские мусульмане мы живем и работаем вместе с христианами, евре€ми и буддистами и мы вместе трудимс€ над построением сбалансированного общества. я попросту не верю, что те мусульмане, которые работают на государство, могут допустить превращение –оссии в полицейское государство или авторитарный режим.

»деологи терроризма в своей джихадистской пропаганде на русском €зыке обычно говор€т, что «официальный традиционный ислам» — это изобретение центральных властей и что российские религиозные лидеры — это марионетки  ремл€. ¬ы могли бы прокомментировать эти утверждени€ или обвинени€? Ќе могли бы вы также сказать, может ли –осси€ считатьс€ дар аль-харб («территорией войны») или дар аль-ислам («территорией ислама», также называемой дар аль-салам, т.е. «территорией мира»)? 
 
ј. .: Ћюди, которые распростран€ют джихадистскую пропаганду, не читают и не знают  оран. ќни не понимают, что такое шариат или суры  орана, в которых написано о том, как важно защищать и хранить свою землю, культуру, ценности и традиции. “о, что они распростран€ют, ошибочно и €вл€етс€ следствием их плохого знани€ ислама и  орана.
 
 ак и европейские страны, –осси€ не €вл€етс€ ни дар аль-харб, ни дар аль-ислам. Ёто территори€ диалога между правительством и гражданами, как это было и в советские, и в царские времена. “е люди, которые называют –оссию дар аль-харб («территорией войны»), показывают, что они не знают нашей национальной и культурной истории и игнорируют тот факт, что на российской земле есть мусульмане, хорошо интегрированные в общество.  
 
ћожет ли –осси€ столкнутьс€ с внутренними проблемами и новой волной терроризма и этнических конфликтов в услови€х экономического кризиса и рецессии? ƒругими словами, может ли –осси€ вновь пройти через то, что она испытала в 1990-е годы после распада ———–? 
 
ј. .: ≈сли мы сравним нынешнюю ситуацию с тем, что было 25 лет назад, мы увидим колоссальный прогресс в экономике и развитии, что нагл€дно демонстрируетс€ строительством в –оссии новых аэропортов, вокзалов, автотрасс, заводов и торговых центров. √лавным вызовом €вл€етс€ конкуренци€ с внешними игроками, но мы к ней готовы и мы работаем над развитием нашей экономики.
ћигранты, прибывающие в –оссию, могут найти работу и интегрироватьс€ в общество и экономические процессы.  огда у человека есть работа и экономическа€ стабильность, он сам творит свою судьбу и потому не восприимчив к радикальным иде€м. ћы работаем в этом направлении, и правительство показало, что оно стоит на стороне граждан. Ёто значит, что существуют все услови€ дл€ улучшени€ социального статуса граждан, а также дл€ того, чтобы не допустить повторени€ сценари€ 1990-х годов.

“еги: јльбир  рганов

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€