RSS Eng

14 января

RSS

Печать

Освоить первую профессию к получению школьного аттестата

В ОП РФ прошел вебинар, посвященный теме совершенствования трудового обучения и воспитания в школах

Освоить первую профессию к получению школьного аттестата

В Общественной палате РФ состоялся вебинар «Трудовое обучение и воспитание в системе общего образования». Модератор вебинара первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что проблемам трудового обучения и воспитания в последнее время уделяется немало внимания.

Вопрос этот стал предметом общественного обсуждения на форуме Общероссийского народного фронта в апреле 2016 года в Йошкар-Оле. Важность темы трудового воспитания тогда же подчеркнул Президент Владимир Путин. Однако до сих пор вопросы трудового обучения и воспитания стоят остро.



 

«Предмет “Технология” должен влиять на профессиональный выбор учащихся, это единственный предмет, который влияет на формирование трудовых навыков. В декабре 2018 года была утверждена концепция его преподавания, которая вызвала разную реакцию. Сегодня на согласовании находится федеральный государственный образовательный стандарт по технологии, который существенно будет дополнен, уточнен и приведен в соответствии с концепцией преподавания этого предмета», — пояснила она.

По словам Дудовой, в Комиссию ОП РФ по развитию образования и науки постоянно поступают обращения граждан, которые лишний раз свидетельствуют, что с созданием условий для трудового обучения и воспитания в общеобразовательных организациях дела обстоят не очень хорошо: «Самое большое количество обращений связано с подготовкой педагогических кадров, которые были бы способны осуществлять преподавание предмета в соответствии со стандартом. Проблема подготовки кадров стоит очень остро».

«На сегодняшний день учителей технологии готовят с большим отставанием, по старой матрице, а сегодня и другое оборудование, и другое содержание предмета. Общественность плохо представляет себе, что такое учитель технологии в современной школе. Большой вопрос к педагогическим вузам: почему невысок конкурс на эти профессии, почему у нас мало рассказывают о педагогах, которые работают не только в системе общего, но и в системе дополнительного образования?» — сказала общественница.

«Еще сложнее обстоит проблема с трудовым воспитанием. В своем время наша страна была лидером в решении этих вопросов. На сегодняшний день элементарные требования по уборке классов или территории школы вызывают странную реакцию родителей. Мы забыли об опыте создания специальных подразделений, где ребята в сельской местности выращивали что-то. Был опыт трудового воспитания, связанный с практиками на производстве», — напомнила она.

Общественница также подчеркнула, что трудовое обучение на сегодняшний день не может ограничиваться только рамками школы: «Те регионы, в которых система сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций со средним профобразованием, с технопарками, с производствами налажена, показывают неплохие результаты. Например, в Томске неплохо налажена эта работа, в Хабаровском крае, Тульской области, Карелии и т.д. Но это пока единичные факты».

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина напомнила, что большой шаг в снижении барьеров доступа к реальному труду школьников сделал Президент РФ, внеся поправки в Трудовой кодекс, позволяющие подросткам с 15 лет работать по трудовому договору.

«Сегодня молодые люди, которые очень активны, действительно хотят выйти в профессию значительно раньше. Опрос Общероссийского народного фронта показал, что на сегодня среди городских ребят 50 процентов уже подрабатывают в каникулярное время, а хотят подрабатывать 75 процентов школьников. Они хотят это делать по разным причинам: более 40 процентов говорят о том, что это реальный способ попробовать в конкретной деятельности себя и потом понять, подходит ли ему эта профессия или нет. Чуть менее 40 процентов говорят о том, что для них это возможность получить практические знания и навыки, почти шесть процентов ребят со всей России сказали, что это возможность получить первый заработок и принести его в семью, что само по себе очень похвально», — поделилась Духанина.

«Сегодня школа выстроена таким образом, что появляется все больше возможностей заниматься информационными технологиями и все меньше внимания уделяется обучению навыкам разных профессий. Нам важно, чтобы у ребят на старшей ступени появилась возможность либо поработать, либо постажироваться на предприятии, чтобы они получили этот первый опыт. В идеале нужно, чтобы ребята нанимались на работу и их труд оплачивался. Нам нужно обеспечить возможность интегрировать программы профессионального обучения в программы основной школы, чтобы дети успели получить первую профессию одновременно с получением аттестата. Тогда их возможности становятся шире. Поэтому нам важно сделать разнообразным трудовое обучение в этот период жизни школьников», — подчеркнула Любовь Духанина.

О трудностях трудового воспитания в школе рассказала представитель Волгоградской областной думы Лариса Тропкина: «Родители пытаются оградить своих чад от любых трудовых усилий, доходит до того, что дети не могут себя обслуживать сами. Первоклассники не могут завязывать шнурки, переодеть себя сами. В СМИ видим примеры, как прокуратура признает незаконным дежурство и т.д.».

По мнению Тропкиной, в настоящее время нужно пытаться изменить общественное мнение через СМИ, педагогическое сообщество, родительские комитеты.

Людмила Дудова уверена, что необходимо формировать позитивный образ труда.

«Сегодня СМИ уделяют рассказам о людях труда слишком мало внимания, и, кстати, 72 процента опрошенных ребят говорят о том, что в школах они имеют очень мало возможностей знакомиться с людьми, которые достигли результата в профессии. Здесь могу привести в пример колледж информационных технологий (Царицыно), где существует эта замечательная практика: выпускники колледжа приходят и рассказывают, чего они достигли, и поступившие ребята на них ориентируются. К сожалению опрос, проведенный Народным фронтом, показывает, что таких встреч мало, а ведь у нас много специалистов, которые владеют рабочими профессиями, которые вообще владеют современными профессиями, но ребята не имеют возможности с ними встретиться. О человеке труда нужно говорить много и чаще. Хотелось бы на экранах телевизоров видеть больше людей труда и меньше рекламы и гламура», — отметила она.

Завершая вебинар, Любовь Духанина отметила, что в рамках видеоконференции прозвучали предложения, которые необходимо рассмотреть законотворцам: «Фактически сегодня Государственная Дума и Общественная палата, исполнительная власть сошлись вместе для того, чтобы обсудить конкретные проблемы, желания и намерения наших школьников. Само по себе это знаково и важно, потому что такие совместные обсуждения могут способствовать реальному расширению возможностей для школьников».

Подводя итоги, Людмила Дудова призвала коллег к активному взаимодействию в решении проблем трудового образования и воспитания и сообщила, что все предложения участников встречи будут направлены в Министерство просвещения РФ и Государственную Думу РФ.

Теги: Образование, Людмила Дудова

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться