RSS Eng

03 ноября

RSS

Печать

Почему россияне не знают историю своей страны?

На форуме «Сообщество» обсудили, как привить молодым людям интерес к изучению истории

Почему россияне не знают историю своей страны?

В первый день работы итогового форума «Сообщество» состоялась дискуссионная площадка «Семья, общество, государство: почему граждане забывают свою историю?», модератором которой выступила член Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, руководитель Всероссийского движения «Волонтеры Победы» Ольга Амельченкова

Убежденность в необходимости исторических знаний в нашем обществе близка к абсолютной: с этим соглашаются 96 процентов населения страны, по данным ВЦИОМ. Но на практике историю страны и даже своей семьи граждане знают посредственно.
 
Такое положение дел со знанием истории в обществе сложилось по следующим причинам, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Елена Цунаева: «В первую очередь это война, которая прервала связь поколений. Во-вторых, семьи, которые, решая сиюминутные проблемы, забывают, что детям и внукам надо рассказывать о том, откуда они, кто они, кем они должны в своей семье гордиться, потому что нельзя гордиться своей страной, если ты не гордишься семьей. Еще одна причина — люди, которые не интересуются своей семьей».
 
Что же важнее всего в изучении истории? Выстраивание личных ассоциативных связей с историческими личностями, изменение отношения родителей к важности изучения истории, понимание причинно-следственных связей в исторических событиях, считают эксперты. Исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский отметил, что знание основных исторических дат и фактов – это важно, но не является основополагающим фактором. «История отвечает на 3 главных вопроса: «что», «как» и «почему». И главный вопрос – «почему». Не надо переоценивать значение учебника, главное — это роль учителя», — заключил он.
 
Безусловно, говоря об историческом просвещении, доминирующее место занимает роль учителя. Преподаватели истории сегодня переживают период поиска подходов к изложению истории страны в соответствии с вызовами времени.
 
Учитель истории, права и обществознания гимназии № 116 Санкт-Петербурга, учитель года — 2017 Илья Демаков поделился своим опытом и методиками, которые он использует при обучении детей: «Сегодня ученики живут в информационной и цифровой среде, но учебник и цифровые источники получения информации — это все вспомогательная часть. Расставить же акценты может только учитель. А еще важно вырабатывать в учениках сопереживание историческим событиям».
 
Отсутствие мотивации, непонимание того, зачем изучать историю, отталкивает принятие исторической информации. Учитель должен объяснять, что история — это не что-то абстрактное, история — это твои предки.
 
Историческое просвещение на современном этапе требует нового понимания и адекватного ответа вызовам времени, связанного прежде всего с современным состоянием информационной среды. Выработать сопереживание к историческим событиям помогает включение в образовательную программу краеведения. Ведь только сопоставляя свою жизнь с историей родного края, чувствуя сопричастность к ней, можно вызвать интерес к изучению истории, согласились участники дискуссионной площадки.
 
Еще одним решением, помогающим ответить на вызовы современности, является изучение истории страны через историю семьи. Эту тему затронула декан факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Елена Малышева: «Историческое образование сейчас испытывает вызовы временем. Это проявляется во всем. И обращение к истории семьи и создание исторической среды обитания — ответ на эти вызовы». 
 
Этому будет способствовать новый совместный проект «Волонтеров Победы», Общественной палаты Российской Федерации и Российского государственного гуманитарного университета «Моя история», суть которого заключается в привлечении добровольцев к помощи в изучении семейных архивов и составлении генеалогического древа. Участники форума «Сообщество» подчеркнули необходимость обращения именно к этому базису, и в этой связи тот проект, который инициировало ВОД «Волонтеры Победы», созвучен общественным настроениям.
 
Таким образом, тема исторического просвещения охватывает все социальные, профессиональные, возрастные группы. История — это своеобразная коммуникативная площадка, которая объединяет все наше общество. И изучение истории — это комплексное явление, в нем должны быть задействованы все институты: школа, государство, общество, семья, в том числе родители. Если изолировать или игнорировать участие какого-либо института в решении проблемы исторического просвещения, результат не может быть достигнут, заключили эксперты.

Теги: Форум «Сообщество», Елена Цунаева, Ольга Амельченкова

Актуальный комментарий

Госдума приняла закон о налоге для самозанятых

  • Илья Семин

    16.11.2018

    Илья
    Семин

    «Это более продуманная и удобная реформа по легализации самозанятых, чем предыдущая»

  • Артем Кирьянов

    16.11.2018

    Артем
    Кирьянов

    «Самозанятым гораздо выгоднее платить четыре процента налога, чем штрафы» 

Госдума приняла в первом чтении проекты о смягчении статьи об экстремизме

  • Александр Малькевич

    16.11.2018

    Александр
    Малькевич

    «Мы полностью поддерживаем данную инициативу. Наша комиссия провела ряд мероприятий именно по вопросам либерализации статьи об экстремизме»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться