RSS Eng

18 сентября, 2014

RSS

Печать

Общественники опасаются «липовых» достижений абитуриентов

Общественники опасаются «липовых» достижений абитуриентов

17 сентября в Общественной палате был представлен приказ Минобрнауки, согласно которому при приеме в вуз на 2015-2016 учебный год будут учитываться портфолио ученика и сочинение.

Выпускное сочинение было отменено в 2009 году с введением ЕГЭ, однако новый формат экзамена по русскому языку вызвал споры в профессиональном педагогическом сообществе — преимущественно тестовая форма не позволяет оценить речевые способности выпускников.

В октябре 2013 года члены президентского Совета по культуре и искусству обратились к президенту с просьбой вернуть сочинение. Владимир Путин дал поручение правительству предусмотреть в выпускном классе такую форму проверки знаний — приказом Минобрнауки, утверждающим порядок приема в вузы на 2015-2016 учебный год, вводится учет индивидуальных достижений и сочинение.

На круглом столе в ОП представитель Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Дмитрий Харитонов рассказал о нововведениях ведомства.

Порядок учета индивидуальных достижений будет отличаться в зависимости от программы высшего образования. Так, на бакалавриате и специалитете предписано учитывать спортивные достижения, аттестат о среднем общем образовании с отличием, олимпиады, общественную активность, сочинение, а вот магистерские программы получат право самостоятельно выбирать те достижения, за которые будут начисляться баллы. При этом в приказе прописаны ограничения по баллам — не более 10 баллов за портфолио и не более 10 баллов за сочинение.

Эксперты остались недовольны неясностью критериев оценки сочинения в вузах. По словам Харитонова, «вузы будут оценивать сочинения в таком ключе, в каком им нравится». При этом он отметил, что уже существуют стандартные критерии, которые должны стать основой.

Другой спорный вопрос — верификация работ: как доказать, принадлежность сочинения выпускнику. Представители Рособрнадзора объяснили, что сочинение будет писаться на специальном бланке, который будет регистрироваться в единой базе.

Ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Игорь Вельдман отметил коррупциогенный потенциал нововведений: все будут делать справки о личных достижениях, а сочинения заранее заучивать.

Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной думы по образованию Алексей Майоров рассказал о позиции аппарата по данному вопросу. Во-первых, засчитано в качестве баллов может быть то, что можно подтвердить документально. Во-вторых, портфолио должно быть ограничено по объему. Кроме того, депутаты считают, что к портфолио нужно прилагать отзыв школы об ученике.

При этом Майоров обозначил возможные риски: «Фактически мы возвращаемся к той системе, при которой выпускникам нужно было приехать в вуз, чтобы подать документы. Возникает и другой вопрос — почему 20, а, например, не 10? Для ЕГЭ по русскому языку 20 баллов — это очень много».

И.о. председателя комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина напомнила, что общественность обращалось к Министерству с просьбой оценивать при поступлении не только ЕГЭ.

«Но изменения вводятся без общественно-профессиональной экспертизы. Нужна апробация, на этапе которой вводятся корректировки. В таком случае не возникает негативного отношения к инициативе. А получается так, что позитивная реакция на запрос общества вызывает негативный отклик», — резюмировала Духанина.

По итогам круглого стола Комиссия ОП РФ подготовит рекомендации Минобранауки с просьбой отложить нововведения.

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Любовь Духанина, образование

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться