RSS Eng

14 марта, 2014

RSS

Печать

Рейтинги не во вред

Рейтинги не во вред

Зачем, для кого и как необходимо составлять рейтинги образовательных учреждений?

Комиссия ОП по развитию образования поддержала проект принципов рейтингования, который содержит в себе ответы на данные вопросы. Обсуждение документа, подготовленного рабочей группой специалистов «Социального навигатора» РИА-Новостей, Высшей Школы Экономики и рядом других профильных организаций, состоялось 13 марта в Общественной палате РФ.

Заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования Ефим Рачевский считает, что тема рейтингования «сверхактуальна», потому что сегодня действует новый закон об образовании, который, в том числе включает в себя принципы открытости образовательных организаций.

По его словам, определение основных подходов к формированию системы рейтингования общего и дошкольного образования позволит сделать процедуры внятными и прозрачными, а критерии и индикаторы очевидными.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов, напротив, считает, что рейтинги, составляемые по итогам ЕГЭ и ГИА-9 — это «абсолютно бессмысленная деятельность, по итогам которой, как правило, награждают непричастных, а наказывают невиновных».

«Что такое 95 баллов и выше? Это заслуга образовательного учреждения или это заслуга семьи, репетиторов, личных усилий ребенка, который работал на эти высокие результаты? Что такое низкие 40 баллов в школе, которая находится в районе с плохой социальной ситуацией, где семьи имеют низкий социальный статус? Это хорошо или плохо?», — возмущается он.

По словам эксперта, без учета контекстных показателей, любые рейтинги по итогам ЕГЭ и ГИА-9 наносят вред системе образования.

Болотов отметил, что региональным школам очень просто попасть в рейтинг ТОП-500. «Берете хорошие школы, отчисляете из них всех слабых ребят, собираете в эту школу детей из семей с хорошим статусом, призеров Олимпиад, и вот вам через год школа в ТОП-500. Мы эту практику хотим распространять, публикуя такие рейтинги?», — спрашивает он.

По словам исполнительного директора Центра социальных рейтингов РИА-Новости Натальи Тюриной, проект как раз и позволит урегулировать подобные проблемы.

«Целью данного документа является создание основных подходов к разработке и построению рейтингов в системе образования независимо от того, являются ли образовательные учреждения ведомственными или независимыми, национальными, региональными или муниципальынми, рейтингуются ли при этом образовательные системы или организации», — сообщила Тюрина.

По ее словам, «результаты ранжирования должны использоваться только для тех целей, которые заявлены авторами исследования, а принятию управленческих решений по результатам ранжирования должны предшествовать консультации с профессиональным и экспертным сообществом. Внедрение этих принципов в практику управления позволит сформировать правила и механизмы, обеспечивающие качество проводимых ранжирований и минимизировать риски использования данных исследований, которые этим качеством не обеспечены», — отметила эксперт.

Она также подчеркнула, что ключевой принцип, отраженный в проекте, заключается в том, что рейтингование не должно быть единственным подходом к оценке деятельности образовательных организаций.

«Это лишь одна из форм представления информации, и очень важно, чтобы руководители осознавали это при принятии управленческих решений», — пояснила Тюрина и добавила, что при подготовке проекта учитывался международный опыт, но при этом все использованные материалы были критически проанализированы и доработаны с учетом специфики российского образования.

Комиссия ОП по развитию образования поддержала проект «принципов рейтингования в образовании в Российской Федерации для образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей». По итогам слушаний будут подготовлены рекомендации для различных участников рейтинговых процессов в Российской Федерации, направленных на обеспечение их качества и эффективности.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Принципы рейтингования в образовании в Российской Федерации (для образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей) (Скачать — 55.5 кБ)

Теги: Ефим Рачевский, образование

Актуальный комментарий

Минздрав решил проверять водителей на хронический алкоголизм

  • Султан Хамзаев

    11.10.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Такое же тестирование, которое содержит еще и психологический тест, внедрено в Германии и других странах ЕС»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться