RSS Eng

25 ноября, 2013

RSS

Печать

Управимся сами?

Управимся сами?

Интервью с председателем Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светланой Разворотневой о проблемах МСУ и о том, почему у нас не идут в мэры.


— Наши граждане неактивно участвуют в местном самоуправлении, хотя всех интересуют разбитые дороги, грязные подъезды и другие проблемы локального характера. Почему так получается?

— Здесь целый комплекс причин. С одной стороны, веками формировавшаяся иждивенческая позиция, которой способствуют, в том числе власти всех уровней. Они считают, что с населением можно общаться только так: люди пришли, попросили и им что-то дают по чуть-чуть. Как партнеров не воспринимают, в принципе, никаких активных действий не ждут. Но если появляются самостоятельные граждане — им не всегда рады, и их деятельность воспринимают как некую угрозу власти. Механизм общения граждан с властью не выстроен. С этим мы постоянно сталкиваемся на наших слушаниях в Палате. Зачастую наша главная функция сводится к тому, чтобы посадить людей и представителей власти за один стол. Нам приходится налаживать между ними диалог. Хотя и по действующему законодательству, и по логике они должны сами уметь друг с другом общаться.

Раньше, конечно, все объяснялось банальной занятостью людей, особенно в крупных городах. Но сейчас появляется интернет-пространство, которое создает новый тип самоорганизации граждан. Это хорошо видно на примере событий в Бирюлево: через интернет в короткий период собрали большое количество граждан, которых, увы, направили не в конструктивное русло, а на погром овощебазы. К счастью, есть позитивные примеры, в частности, уверена, что такие формы как интернет-обсуждение различных инициатив обязательно нужно включать в действующее законодательство.

К неумению и нежеланию общаться добавляются еще экономические и политические причины. Вся система выстроена так, что местные власти ориентируются на вышестоящее начальство, но только не на граждан. Связано это, прежде всего, с финансовыми отношениями. Практически все муниципалитеты дотационные, бюджеты получают от вышестоящих уровней, поэтому для них важнее отчет перед теми, кто выше, чем отчет перед людьми, которые их избрали. То же самое и с внедряемой системой сити-менеджеров, которые также отчитываются не перед гражданами, а перед теми, кто их назначил.

Вообще, меня беспокоит то, что в последнее время не прекращаются странные инициативы, затрагивающие работу органов местной власти.

Я недавно была в Санкт-Петербурге на одном совещании, где звучало предложение: а давайте будем мэров снимать за невыполнение социально-экономических показателей или еще за что-нибудь. Но, извините, кто это будет решать? Ведь этих мэров избрали люди, они по идее перед гражданами и должны нести ответственность. Депутаты Государственной Думы недавно еще одну инициативу придумали. Поскольку мэры иногда берут взятки (как ни странно, с некоторыми из них такое случается!), давайте введем институт «авторитетных людей», которые будут поручаться за мэра. Если мэр получил взятку, то авторитетный человек будет за это отвечать. У нас уже это было в 90-ые годы, когда люди очень здорово отвечали за мэров и не только за них, но и за базар отвечали (Смеется). И поэтому напрашивается вопрос: «какие авторитетные люди», если у нас есть избиратели. Самое главное, и это наша первая проблема — влияние избирателей на главу муниципалитета приближается к нулю. Поэтому, какая активность? Стучи-не стучи, никто не услышит, никому ты не нужен.

Второе — нехватка денег на местном уровне. Даже если глава готов поддержать общественные инициативы, у него банально нет средств на их реализацию. У нас, сколько мэров приезжало, жаловалось: ну, не хочу избираться, потому что как честный человек не могу людям в глаза смотреть. Я им что-то обещал на выборах, а выполнить не могу. Поэтому зачастую на такие посты готовы выдвигаться какие-то жулики, которые ничего не собираются делать, а заведомо готовы попросту набить карман. Вот такой вот непростой комплекс условий.

— И как эту ситуацию изменить?

— Надо глобально менять мотивацию. Надо заинтересовать глав муниципалитетов, чтобы они были зависимы от людей. Но самое важное — муниципалитеты должны стать политически, финансово и экономически независимыми, самостоятельными. Тогда они будут понимать, что их судьба зависит не от вышестоящего начальства, а именно от избирателей, и будут вести себя соответствующе.

— Недавно в ОП обсуждалась идея отзыва представителей местных органов власти. Как Вы к этому относитесь?

— Я считаю, что отзыв должен быть адекватен избранию. Если у нас нет порога явки на избрание, то мы не должны чрезмерно усложнять процедуру отзыва, но она тогда должна стать единственным способом ухода из власти. Сейчас, когда мэров снимают, вообще не всегда понятно на каких правовых основаниях это делается. Никто не думает, что местное самоуправление — независимый, самостоятельный орган власти. Поэтому полнота контроля за муниципальными главами и руководителями должна быть отдана избирателям. Кроме отзыва есть процедура публичных слушаний, которые должны проводиться в ряде случаев, но пока проведение или не проведение публичных слушаний не имеет никаких правовых последствий.

— А не станет ли отзыв методом устрашения? Ведь в местное самоуправление в регионах очень трудно идут.

— Ну, они с трудом находятся, но при этом не надо держать насильно человека, который очевидно не справляется со своими обязанностями и всем это ясно. Другое дело, что в наших условиях безденежья, нехватки людей, других ресурсов — не надо просто считать местное самоуправление обязанностью всех. Есть объективно территории, в которых его не может быть. Давайте мы там будем развивать государственное управление.

— Например...

— Труднодоступные, малонаселенные. У меня есть одна радикальная идея, но меня пока никто не поддерживает, впрочем, думаю, до поры до времени. Нужно оставить местное самоуправление и возможность самоорганизации крупным городам — областным центрам, городским округам, все остальное должно решаться на референдуме. Вот хочешь ты «самоуправляться» — собирай народ, если он выскажется «за», то ради Бога. Если нет, то пусть будет какое-то государственное управление на местном уровне. У нас сейчас какая история: если ты хочешь выполнить какое-то обязательство перед народом, ты его без госуровня не решишь: например, зарплаты врачам, строительство детских садов, медицинское обеспечение. Все, что как бы должно выполняться, но на самом деле по факту не выполняется, включая, то же самое дорожное строительство, обеспечение жильем малоимущих, газ, воду, благоустройство — масса этих полномочий остается на местном уровне и в лучшем случае финансируется на 50%. А если говорить про затратные статьи типа строительства дорог или жилья, то они в лучшем случае финансируются на 10%. При этом у нас выполнение единых социальных стандартов для населения живущих в разных уголках страны не соблюдается и уж если кто-то в этом и виноват, скорее всего, этот «козел отпущения» — орган местного самоуправления. Например, были пожары в 2010 году, посадили несколько муниципальных глав. Хотя мне известен случай во Владимирской области, когда глава одного из сельских поселений боролась с огнем, не имея ни машин, ни какого-то оборудования, фактически голыми руками пыталась остановить пожар. Она отстояла свое село, а в результате ее же осудили. А Крымск. Кто у нас сел в итоге? Глава города. При этом регион дамбы не строил, МЧС не реагировало, оповещения не было. Нашли крайнего, потому что он тоже отвечает. Именно эти истории приводят к тому, что у нас глав нет.

Если говорить о том, что делать в таких условиях, то, безусловно, нужно развивать активность граждан, например, развивать школы местного самоуправления. У нас много, кстати, городов, где местное самоуправление пытается подобную систему развивать, активно использовать человеческий потенциал. Самый яркий пример — Новосибирск. Там есть ресурсные центры для НКО: и помещения, и бухгалтеры, и бесплатная юридическая помощь, и какие-то уроки проводятся, и консультации, и замечательно работающие территориальные общественные самоуправления. В Ростове, Кирове также функционируют такие вещи. Но половина субъектов делает «круглые глаза» и спрашивают, как нам поддерживать НКО? Хотя 40-й закон работает давно. (прим. Закон о поддержке социально ориентированных НКО).

— Кстати, об ответственности. Недавно вступил в силу новый закон, по которому местные власти будут нести ответственность за межнациональные отношения. Как Вы считаете, в какой степени они должны за это отвечать?

— С одной стороны — должны отвечать. Глава, по идее, такой человек, который должен отвечать за все на своей территории, в том числе ему на месте ближе и понятнее взаимоотношения между диаспорами. Но с другой стороны местное самоуправление нагрузили таким количеством функций, которые пересекаются с функциями государственных органов власти: борьба с терроризмом, чрезвычайными ситуациями, теперь еще и с межнациональными проявлениями. Вот где грань сферы ответственности местных органов, а где государственных органов? Случись что, с кого спрашивать будут, ясно же с кого. Довольно странная инициатива, ведь все-таки глава больше выступает в роли хозяйственника на территории. За межнациональные отношения должны отвечать специальные органы, у которых есть навыки по предотвращению экстремальных вещей. Я боюсь, что возложив ответственность за межнациональные отношения на местное самоуправление, не передав на это ни денег, ни дополнительных полномочий, их потом за какие-то вспыхнувшие конфликты просто сделают опять «козлами отпущения».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: ЖКХ и МСУ, Светлана Разворотнева

Актуальный комментарий

В Госдуме поддержали законопроект о вытрезвителях

  • Султан Хамзаев

    22.10.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Я поддерживаю это решение. Оно спасет сотни человеческих жизней»

Валерий Фадеев возглавил СПЧ

  • Александр Ткаченко

    22.10.2019

    Александр
    Ткаченко

    «Его опыт в очень непростой роли Секретаря ОП РФ, опыт в журналистике будет полезен для развития программ СПЧ»

  • Сергей Рыбальченко

    22.10.2019

    Сергей
    Рыбальченко

    «Опыт Валерия Фадеева, связанный с общественным контролем, может быть расширен и реализован в новой должности»

  • Максим Григорьев

    22.10.2019

    Максим
    Григорьев

    «СПЧ должен стать более независим и защищать всех, несмотря на политические взгляды»

  • Светлана Разворотнева

    22.10.2019

    Светлана
    Разворотнева

    «Фадеев стратег. Он умеет выделять главные, принципиальные направления»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться