RSS Eng

26 января, 2007

RSS

Печать

Поговорим о культуре экологии…

25 января обсуждением проблем формирования экологической культуры завершилась серия общественных слушаний, проводимых Комиссией по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды, в рамках подготовки к пленарному заседанию палаты, которое пройдет 9 февраля и будет посвящено проблемам экологического устойчивого развития.

Открывая слушания, председатель комиссии Владимир Захаров отметил, что «роль экологического образования и культуры сегодня, пожалуй, важнее, чем правовое и экономическое регулирование. В последнее время становится актуальным лозунг, что «без культуры у нас не будет природы». «В данном случае, мне представляется необходимым, провести экологизацию учебных программ в системе среднего и высшего образования», выразил свое мнение председатель комиссии.

Завкафедрой экологической психологии Московского городского Психолого-педагогического института Витольд Ясвин акцентировал внимание на необходимости введения в вузах программ по подготовке специалистов в сфере эколого-просветительской деятельности. Сегодня такого рода специалистов у нас практически нигде не готовят. Во всяком случае, считает Витольд Ясвин, это не имеет ничего общего с подготовкой учителей, например биологии, химии и т.д.

Директор пермского областного образовательного центра экологии Виктор Мисенжников сравнил ситуацию в сфере формирования экологической культуры с маятником. «Позитивный вектор движения маятника начался в 90-м году, когда по инициативе Госкомобразования состоялась всесоюзная конференция в Казани, где были обозначены приоритеты экологического образования, четко прописана программа и казалось, что эпоха экологического образования успешно стартовала, - рассказал Виктор Мисенжников. – Высшей точкой развития ситуации можно обозначить 93 год, когда в базисном учебном плане образовательного стандарта появился предмет «экология». Дальше все стало хуже. Внесенный в базисный план предмет оказался формальным, потому что он оказался в одной строчке с географией, а часы были общими.  Понятно, что географию никто сокращать не собирался, а экология вроде бы появилась, но это была одна видимость. В результате, понимая такую двойственность, в 1996 году министерство исключило из базисного плана экологию. И дальше, маятник дал обратный ход».

Кроме того, Виктор Мисенжников напомнил участникам слушаний, что в середине 90-х был подготовлен проект закона «О государственном регулировании в области экологического образования», но закон так и не был подписан президентом Ельциным. После парламентских слушаний началась работа над второй генерацией этого закона, который получил условное название «Об экологической культуре». Но уже при его экспертизе в правительстве было заявлено, что «экологическая культура нормативно не регулируется», и на этом все закончилось, констатировал Миссенжников. При этом он отметил, что «в принципе новый закон нам и не нужен – сегодня у нас есть более чем достаточная нормативно правовая база для реализации всех идей в сфере экологического просвещения». «Прежде всего, я имею ввиду закон «Об охране окружающей природной среды». Если бы этот закон хоть когда-нибудь за 15 лет своего существования работал, то других законов нам было бы не надо. Там есть все. Но, как нам говорят, закон оказался «рамочным» и исполнять его не обязательно», - подытожил Виктор Вениаминович. Он выразил свое мнение, что в сложившейся ситуации необходимо просто волевое решение руководства страны.

При этом эксперт не считает, что включение предмета экология в общеобразовательную школу решит все проблемы. «Предмет экология даст базовые экологические знания, но не даст руководства к действию. Проблема экологической культуры находится в сфере духовно-нравственного воспитания. Экология должна прийти в школу как идеология. Только тогда мы добьемся положительных сдвигов», - выразил свое мнение Виктор Мисенжников.

Руководитель Санкт-Петербургского центра «ЭКОМ» Александр Карпов полагает, что формирование экологической культуры невозможно, если населению не  будет предоставляться актуальная экологическая информации. Он отметил также, что в России практически нет ни социальной рекламы по экологии, не было снято еще ни одного фильма, где бы главным героем выступал эколог, хотя, например, в Америке такие фильмы снимаются.

Вообще же, о необходимости свободного доступа к экологической информации говорилось многими экспертами. Кроме того, выступающие неоднократно подчеркивали необходимость подписания Россией «Орхусской конвенции» о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Несмотря на то, что мнения экспертов о способах развития экологической культуры иногда были диаметрально противоположны: например, одни настаивали на необходимости включения экологии в базисный учебный план Министерства образования, другие говорили, что это совершенно необязательно и даже вредно, однако все были единодушны в том, что школа, давая только базисные знания, не является эффективным средством формирования экокультуры. Экологическое воспитание должно начинаться практически с самого раннего детства, например, с книжек-раскрасок, считают эксперты. Так проректор Российской школы частного права Юрий Агешин считает, что процесс развития экологической культуры это не только совокупность знаний, но и совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку.

«Когда речь идет о преподавании в школе, например, химии или биологии, то мы не говорим при этом, что формируется химическая или биологическая культура. В таком случае, формирование экологической культуры совершенно не зависит от наличия в образовательном стандарте предмета экологии», - считает член Комиссии Общественной палаты по вопросам экологической безопасности и охране окружающей среды Марина Медведева. Значит, отметила Марина Медведева, необходимо делать ставку на дополнительное образование и воспитание, и одной из форм экологического просвещения должен быть диалог, который поможет этой идеологии стать внутренней культурой человека, быть принятой им.

Участники общественных слушаний подали свои предложения для включения их в итоговую резолюцию, которая затем будет обобщена для рекомендаций пленарного заседания палаты, посвященного устойчивому экологическому развитию.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Актуальный комментарий

Российские НКО получат более четырех миллиардов рублей в рамках президентских грантов

  • Павел Красноруцкий

    15.01.2021

    Павел
    Красноруцкий

    «Возможности некоммерческих неправительственных организаций в субъектах РФ в 2021 году значительно расширяются»

Умер Борис Грачевский

  • Ирина Мастусова

    15.01.2021

    Ирина
    Мастусова

    «Его передачи, уверена, будут дарить радость еще многим и многим детям»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться