RSS Eng

25 сентября, 2007

RSS

Печать

Образование и наука под контролем гражданского общества

Пленарное заседание Общественной палаты, посвященное вопросам образования, науки и интеллектуального потенциала нации, прошло 21-22 сентября. С основным докладом перед членами Общественной палаты и приглашенными гостями – представителями правительства, надзорных ведомств, образовательных структур – выступил председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов.

«Решающая роль, которую образование играет в жизни общества, признается повсеместно. Образование производит три вида капитала, каждый из которых решающий: это интеллектуальный, человеческий и социальный капитал, способность людей к кооперации, диалогу, толерантности. Это база гражданского общества. Все надежды на положение России в мировом разделении труда зависят от инвестиций, которые не завтра и не сегодня, а в ближайшие три-четыре года сделаем в наше образование», - начал свое выступление Ярослав Кузьминов. По его мнению, российское общество и государство должны сформировать «эффективный контракт» с работниками сферы образования. Школьный учитель должен принадлежать к среднему классу, работая на одной ставке, то есть его средняя зарплата должна быть порядка 20 000 рублей. Для конкурентоспособности российского образования зарплату преподавателей высшей школы также нужно поднять в разы, чтобы она была сравнима с зарплатами в западных университетах – вплоть до 150 000 рублей для тех, кто работает в ведущих исследовательских университетах – МГУ, СпбГУ, МИФИ и т.п. «Даже если мы выйдем на уровень 50% от западных зарплат, то мы своими вложениями будем обогревать мировое пространство. Это большие деньги, но мы должны помнить, что со своими исследовательскими университетами мы находимся на мировом рынке, а не внутрироссийском», - подытожил он.

По оценкам авторов доклада, для вывода российского образования на мировой уровень нужно удвоить и довести до 7% ВВП в год расходы на образование.

С призывом к политическим партиям не использовать среднее образование в своих политических войнах обратился заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Александр Адамский. По его мнению, в преддверие выборов существует риск политизации средней школы, а роль общественности заключается в том, чтобы не допустить этого. Кроме того, что школьники могут стать разменной монетой в предвыборной гонке, по мнению Адамского, существует угроза и для их дальнейшего образования, если система Единого госэкзамена не претерпит изменений. Он уверен, что ЕГЭ не должен быть единственным способом оценки знаний, так как подобная аттестация исключает индивидуальный подход к каждому выпускнику, абитуриенту.

Ректор МГУ Виктор Садовничий выступил за диалог между бизнесом и системой высшего образования и предложил «повсеместно распространять практику корпоративных институтов». Под подобными учебными заведениями он подразумевает "университеты в университетах, поддержанные бизнесом". «Разовая оценка, которая ставится при ЕГЭ, может привести к тому, что вузы потеряют именно талантливых ребят, - затронул актуальный для россиян вопрос ректор МГУ. – Если абитуриент талантлив и это очевидно, но ему не хватило сотых балла, то этот абитуриент не становится студентом».

«Мы забыли про инвесторов в рынок образования», - сказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Он отметил, что "без потенциальных работодателей такие учреждения, как ПТУ или техникумы, мы не вытащим из пропасти". Он также предложил закладывать затраты на подготовку специалистов в себестоимость продукции производителей.

Возлагая большие надежды на бизнес, все выступающие подчеркивали особую ответственность государства как главного инвестора в образование на всех уровнях. Член Общественной палаты, детский врач Леонид Рошаль убежден, что государство, вкладывая в образование, имеет право на отдачу от специалиста, подготовленного за счет бюджета. "Необходимо вернуть практику распределения молодых специалистов. К сожалению, когда мы говорим об этом, нам отвечают, что нельзя нарушать права личности", - заметил Рошаль. Однако, по его мнению, подобная точка зрения ставит под угрозу "права тысяч школьников, которых некому учить, и тысяч больных, которых некому лечить".

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития Александра Очирова в своем выступлении обратила внимание на то, что право на образование и социальную интеграцию имеют и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дети-инвалиды: "Более трети детей-инвалидов в стране по-прежнему лишены возможности учиться. Чтобы решить эту проблему, необходимо принять закон об адаптивном образовании для таких детей", - отметила Александра Очирова. Она также сообщила, что в адрес Президента Российской Федерации было направлено письмо, в котором содержатся предложения по решению вопроса образования для детей-инвалидов.

Член Общественной палаты Григорий Томчин отмечает, что российская высшая школа как ни в какой другой стране оторвана от науки. Это, по его мнению, является следствием того, что государство в инновационной сфере практически не сотрудничает с вузами. У Томчина есть рецепт выхода из подобной ситуации. Член палаты предлагает внедрить цепочку, по которой государство давало бы заказ Академии наук, а та направляла бы его не в научно-исследовательские институты, а в вузы. Последние, по замыслу Томчина, и должны работать с НИИ.

22 сентября работа пленарного заседания была посвящена вопросам науки. Секретарь палаты академик Евгений Велихов счел необходимым обратить внимание общественности на несовершенство российского законодательства, препятствующего эффективному обмену научными знаниями: «У нас очень неудовлетворительное состояния закона о государственной тайне: мы плохо защищаем реальную гостайну, и при этом у нас находятся в заключении ученые. Я убежден, что некоторые из них сидят зря, хотя и на абсолютно легальных основаниях, - заявил он: - Нам нужно поставить перед новым правительством и Советом по науке и технологиям при президенте этот вопрос. Общественной палате тоже надо основательно поработать над этим законом».

Выступая на заседании, и.о. министра образования и науки Андрей Фурсенко призвал образовательную и научную систему опираться на лидеров: «Наука и образование неразрывны, они должны отвечать требованиям общества, внешнего мира. Подчеркиваю, не рынка. Если и образование и наука не слышат требования рынка, то они маргинальны. Развитие науки и образования должно осуществляться за счет лидеров, ставку надо делать только на лидеров, которые обеспечивают общее развитие. Наука сегодня задолжала обществу. Нужны взаимные обязательства и взаимная ответственность между наукой и обществом». По мнению и.о. министра, одна из основных проблем для российской науки – это неспособность внутри самого научного сообщества договорится о приоритетах в исследованиях: «Государство готово отказаться от распределения финансирования и предоставить право Академии наук распределять средства между институтами. Но решение о финансировании должно быть обосновано перед обществом. Деньги из кармана вытаскивает не министр, это деньги налогоплательщиков. И пока ситуация такова - мы должны договорится перед сообществом о приоритетах, мы должны отказаться от профессионального эгоизма».

Окончательная версия доклада Общественной палаты по вопросам образования и науки и рекомендации в органы власти будет сформулирована специально созданной в ходе пленарного заседания редакционной комиссией.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Актуальный комментарий

В Москве задержали женщину за покупку лекарств ребенку-инвалиду

  • Владимир Винницкий

    16.08.2019

    Владимир
    Винницкий

    «Случаи с этими абсурдными задержаниями и возбуждением уголовных дел повторяются, и это указывает на серьезные проблемы в системе лекарственного обеспечения наших граждан»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться