RSS Eng

22 июня, 2007

RSS

Печать

Патронатная семья: Госдума вновь игнорирует общественность

Законопроект "Об опеке и попечительстве", подготовленный группой депутатов Государственной думы, стал предметом обсуждения на общественных слушаниях, организованных 21 июня Комиссией Общественной палаты по вопросам социального развития.

«Число детей, обреченных на жизнь в интернатах, с 1992-го по 2006-й возросло почти вдвое - со 100 тысяч до 199 тысяч, несмотря на то, что общее число детей в стране сократилось с почти 40 миллионов человек до менее 28 миллионов», - такую статистику озвучила, открывая заседание, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. По ее словам, Комитет ООН по правам ребенка еще в 1993 г. рекомендовал России выработать национальную политику, направленную на сокращение числа детей в интернатах. Эта же рекомендация повторялась комитетом в 1999 и в 2005 годах.

По данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» (2006), введение социального патроната неблагополучных семей и патронатного воспитания сирот даст возможность значительно сократить число детей в интернатах,  позволит во многих случаях не изымать ребенка из кровной семьи за счет оказания ей квалифицированной помощи и помещать ребенка в замещающую семью при необходимости.

Однако в законопроекте, уже одобренном в Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей, понятие патроната отсутствует, что вызывает возмущение правозащитников, занимающихся проблемами детей-сирот, а также экспертов Общественной палаты.  Участвовавший в слушаниях уполномоченный по правам человека Владимир Лукин назвал законопроект "репрессивным". «Если потребуется, мы пойдем к президенту, чтобы остановить этот законопроект», - пообещал он.

Это уже не первое обсуждение ситуации, связанной с отсутствием в федеральном законодательстве норм, регламентирующих патронат. К сожалению, автор думского законопроекта Екатерина Лахова ни разу не нашла возможности появиться на подобных обсуждениях и попытаться найти с общественностью общий язык. И на этот раз никто из депутатов, имеющих отношение к данному законопроекту, не почтил своим вниманием общественные слушания, поэтому держать удар пришлось юристам Госдумы, формулировавшим статьи и нормы.

По мнению многих экспертов, этот законопроект ликвидирует в России одну из форм семейного устройства детей-сирот — патронатное воспитание, затруднив тем самым жизнь и самим сиротам, и семьям, желающим взять их на воспитание.

Патронатную семью к принятию ребенка из детдома готовят психологи, социальные педагоги и прочие специалисты. Они же готовят и самого детдомовца к переходу из казенного учреждения под семейное крыло. При этом ребенок формально остается воспитанником детдома, а его новые родители становятся воспитателями на договоре и получают заработную плату. Ответственность за живущего в патронатной семье ребенка делится между семьей и детдомом. Это значит, что специалисты детского дома не оставляют семью с ребенком один на один, а "сопровождают" ее, помогая решать психологические, социальные и иные проблемы.

Все это отличает патронатную семью от обычной опеки. Кроме того, на патронат возможно отдавать детей, которых обычные усыновители чаще всего «отбраковывают»: инвалидов, детей старшего возраста. Да и «отказники», попадающие из роддомов в больницы и порой годами ждущие там решения своей участи, также могли бы избежать казенной больничной койки, если бы были переданы  во временную патронатную семью.

В слушаниях принимали участие представители детских домов и социальных центров из регионов, в которых патронат применяется уже по нескольку лет. Директор Зырянского детского дома из Томской области Татьяна Шайдо рассказала, что сейчас опекуны не хотят обращаться в органы опеки за помощью, если что-то не ладится с ребенком. «Они боятся, что если признаются в своих проблемах, ребенка отберут, а ведь опекунами часто выступают родные бабушки или другие родственники». Далее она рассказала конкретный случай, когда девочка, находившаяся под опекой родной бабушки, отказывалась посещать школу. Бабушка обратилась за помощью, и детский психолог, пообщавшись с ребенком, выяснил, что девочка стеснялась идти в школу в той одежде, которую покупала бабушка. Бабушке посоветовали приобретать платья вместе с девочкой, и проблема разрешилась. «А если бы социальный патронат осуществлял регулярный мониторинг этой семьи, конфликта можно было бы вообще избежать», - рассказала Татьяна Шайдо.

Ольга Филатьева, заместитель директора Юго-Камского детского дома (Пермская область) рассказала о другом случае, когда приемная семья в течение многих лет говорила взятому ребенку: «Мы тебя с помойки взяли, на помойку и вернем», причиняя тем самым непоправимую моральную травму ребенку. «Социально-профилактический патронат мог бы найти основания изъять ребенка из этой семьи на самой ранней стадии», - говорит она.

Несмотря на очевидные плюсы патроната, в федеральное законодательство понятие "патронатное воспитание" не внесено.

Однако сегодня уже 39 субъектов РФ внедряют его на основании своих региональных законов. О необходимости федерального закона о патронате специалисты, занимающиеся семейным устройством детей-сирот, говорят уже давно. Однако проект нового закона "Об опеке и попечительстве", по их мнению, обещает ровно обратное — ликвидировать патронат.

По словам руководителя общественной организации "Право ребенка" Бориса Альтшулера, законопроект не позволяет осуществлять функции органов опеки гражданам, не являющимся их сотрудниками, а также "сторонними учреждениями". В том числе и такие важные составляющие патроната, как выявление детей, нуждающихся в опеке, или надзор за деятельностью опекунов, то есть то, чем по сути и занимаются сегодня патронатные службы. Эта деятельность согласно проекту закона будет разрешена только подразделениям органов опеки.

Второй существенный недостаток документа, по мнению Альтшулера, состоит в том, что вся ответственность за ребенка ложится на опекуна, а не делится, как сейчас, между опекуном и учреждением. Наконец, в нем ничего не говорится о социальном патронате, то есть о профилактической работе с неблагополучными кровными семьями, которая должна предотвращать появление новых сирот.

Однако эксперт-юрист Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Лидия Михеева, которой в отсутствие председателя комитета Екатерины Лаховой пришлось держать удар общественности, с критикой не согласна. «Наш проект направлен на легализацию патроната на федеральном уровне, — убеждала она оппонентов. — И закон предусматривает систему профессионального сопровождения семей».

Для этого между органами опеки и попечительства и социальными службами и иными организациями и учреждениями, которые уже сейчас занимаются этой работой, будут налаживаться взаимосвязи.

Но законопроект предполагает, что учреждение, к примеру, детский дом, не вправе выносить решения о передаче ребенка в семью. На таком разрешительном документе должна стоять виза государственного служащего. А всю остальную практическую работу учреждения, как уже ведут сегодня, так и будут дальше вести.

Острота сложившейся ситуации также заключается в том, что Минобрнауки с 2002 года ведет разработку собственного закона, в котором понятие патронатной семьи, патронатного воспитателя и социального патроната неблагополучных семей закреплены и регламентированы. Однако процесс подготовки данного закона идет ни шатко, ни валко.

В заключение дебатов Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выразил мнение: для оптимального решения проблемы надо создать согласительную комиссию из представителей всех заинтересованных ведомств. И рекомендовать не выносить законопроект на обсуждение в Госдуме до тех пор, пока основные положения закона не будут окончательно согласованы членами этой группы. К сожалению, присутствовавшие на заседании сотрудники  аппарата Госдумы не смогли в связи с отсутствием полномочий дать ответ о готовности или неготовности народных избранников сотрудничать с общественностью.

Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам СМИ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Актуальный комментарий

В Госдуму внесли законопроект о наказании за наркопропаганду в интернете

  • Султан Хамзаев

    09.07.2020

    Султан
    Хамзаев

    «Инициатива “Трезвой России”, представленная Президенту России, воплотилась в законопроект»

СК возбудил дело о геноциде жителей Сталинграда нацистами

  • Елена Цунаева

    09.07.2020

    Елена
    Цунаева

    «Работа, которую проводит Следственный комитет — это следствие развития флагманского проекта “Без срока давности” Года памяти и славы»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться