RSS Eng

20 февраля, 2006

RSS

Печать

На вопросы посетителей сайта Общественной палаты отвечает Галина Боголюбова

В последнее время посетители сайта www.oprf.ru, как на форуме, так и в частных обращениях, задают членам Общественной палаты множество вопросов различной тематики. Сегодня мы публикуем ответы заместителя председателя Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия Галины Боголюбовой на те из них, что касаются направления деятельности ее комиссии. «Вы спрашиваете, почему в СМИ нет передач об обычаях, культуре и традициях народов, проживающих в РФ? Мы постоянно задаём этот же вопрос представителям федеральных СМИ, но, к большому сожалению, кроме вздохов и неопределённого кивания головой, он остаётся без ответа. Причину столь пассивного отношения к национальному вопросу я «субъективно» вижу в том, что в стране отсутствует чёткое понимание проблем межнациональных отношений. Национальная политика относится не только к социальной сфере, но в первую очередь – к области идеологии. А как вы знаете, понятие «идеология» в годы перестройки было вычеркнуто из приоритетных направлений, и упоминание слова «идеология» вызывало бурю негодования. Термин «идеология» был заменён понятием «Национальная идея», поиск которой длится вот уже пятнадцать лет. Но поскольку нет национальной идеи и нет чётко выстроенной национальной политики, нет и средств на финансирование социально значимых мероприятий. Куда проще дать негативную информацию об этнических преступных группировках и разбоях, а затем долго муссировать эту тему с учёными, политологами… - «дёшево и сердито», эфир занят, минимальные финансовые затраты и национальная тема обозначена. Поэтому, отвечая на ваши, во многом сходные, вопросы, могу сказать следующее. Национальная политика – это огромное направление, которое затрагивает все сферы человеческой деятельности. Культуру, образование, науку и, конечно, социальную сферу. Расслоение общества на бедных и богатых обострило национальную тему. Слабая подготовленность к системе выживания в новых экономических условиях у многих людей породила комплексы неполноценности, но вместо того, чтобы заниматься самосовершенствованием, попытаться реализовать себя, многие люди впали в депрессию и начали искать врага… в соседе, или в человеке другой национальности, который живёт лучше. Национальное самосознание начинает доминировать во взаимоотношениях людей. На протяжении истории человечества национальный вопрос будоражил сознание народов в период ухудшения социального положения, обнищания и голода. Особенно это волновало национальные элиты, которые не устраивали существующие реалии. В такие времена начинались войны, революции и путчи. Только самореализация человека - будь-то его государственная, общественная, творческая и даже личная жизнь - приводит к гармонизации личности, а стабильное экономическое положение даёт возможность чувствовать уверенность в себе. С другой стороны, экстремальная ситуация обостряет потенциальные возможности человека. Одни – используя её, молниеносно могут реализовать свой внутренний потенциал и достичь таких высот, которые были бы невозможны в период стабильности и застоя. Другие - привыкшие, что за них всё сделает государство и кто-то, кроме них самих, решит их проблемы, впадают в депрессию. И вот здесь, на мой взгляд, задача государства - помочь людям адаптироваться к новым условиям и помочь с трудоустройством. Что же касается выделения средств на развитие национальной культуры, то вы все прекрасно знаете, что только за последние четыре года экономическое положение страны стало улучшаться. А культура и в советский период финансировалась по остаточному принципу, и сейчас она не вошла в приоритетные национальные проекты. Потому что некоторые члены правительства экономического блока считают, что культура – самоокупаемая отрасль народного хозяйства. Отсюда и происходит коммерциализация репертуарной политики, как в театре, так в кино и на телевидении. Но если сделать экскурс в прошлое, то мы вспомним, что выдающиеся мастера мировой культуры, как правило, жили в нищете и только после смерти становились известными, а умелые «менеджеры» богатели на их популяризации. Поэтому финансирование регионально-национальных культур надо рассматривать в общей концепции национальной политики. Несколько вопросов, заданных на сайте, касались образования и воспитания детей и подростков. Спасибо вам, уважаемые читатели, за эти вопросы. Мы ежегодно проводим, и будем проводить общественно-педагогические конференции, заслушивать на комиссии совместно с Комитетом по образованию Госдумы и Министерством по науке и образованию вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и подростков. Могу сказать следующее. Я поддерживаю идею раздельного обучения мальчиков и девочек. Это связано с психологическими особенностями детей. Особенно в период полового созревания. Грубое слово учителя, косой взгляд учеников противоположного пола, плохая оценка – все эти, на наш взгляд, мелочи начинают вырабатывать у детей комплекс агрессии или апатии. Но особенно это травмирует девочек, которые сызмальства ощущают себя невестами и будущими мамами. Поэтому они требуют к себе более уважительного и деликатного отношения. Но мальчики подсознательно воспринимают девочек как приятелей или сотоварищей. Дёргают за косички, грубят, толкают, нецензурно выражаются, девочки отвечают им тем же. Таким образом, у детей перестаёт вырабатываться уважительное отношение друг к другу, в основном к ученикам из своего класса. И как показали последние десятилетия совместного обучения детей в школе, это была одна из причин резкого снижения демографического роста, увеличение количества неполных семей и развитие нетрадиционной сексуальной ориентации. Сейчас стали вводить, в порядке эксперимента, раздельное обучение, но его результаты мы сможем увидеть только через несколько лет. Что же касается ВУЗов, то, на мой взгляд, обучение должно быть совместное. Потому что здесь вступают в действие другие законы. Если школа несёт на себе функции не только образовательные, но в большей степени воспитательные, то ВУЗ – только образовательные. Так как предполагается, что молодые люди приходят в институт с определённым менталитетом и системой внутренних ценностей, которые они при желании могут скорректировать во время обучения. Студенческий период в жизни каждого человека оставляет свой немного романтический след. Но в целом, это система интеллектуального развития человека. Я, конечно, упрощаю проблему школьного совместного обучения, ибо не являюсь психологом или социологом. Здесь много факторов, помимо психологии – это и методология преподавания предметов, включая физкультуру, и система оценок знаний, и сдача экзаменов. Огромную роль играет семья и улица. Сегодня, как никогда остро стоит вопрос досуговой деятельности. Ещё в советский период досуговое воспитание было основной формой становления личности. Если ребёнок не находил должного понимания в семье и школе, он мог пойти в Дом культуры, в спортивный клуб или в клуб юного техника. И многие выдающиеся деятели науки и особенно культуры, несмотря на то что, плохо учились в школе (где образовательная система была рассчитана на ребёнка со средним уровнем развития), будучи неординарными личностями, выпадали из этой системы координат и могли компенсировать свои познавательные и духовные устремления только в досуговых культурно-просветительных учреждениях. Таких бесплатных учреждений сейчас почти не осталось. Их финансирование осуществлялось из трёх источников: профсоюзы, ведомства и государство. Кстати сказать, государственные учреждения культуры финансировались хуже всех. Современное финансирование также минимальное. Выделяются средства только на аренду помещения и содержание небольшого штата, от трёх до пятнадцати человек, остальное – на самоокупаемости. Средняя зарплата после повышения – около трёх тысяч рублей. Остро стоит вопрос с системой непрерывного гуманитарного образования: «детский сад – прогимназия – институт», а также с системой дополнительного внешкольного образования. Эти вопросы мы также будем поднимать на заседаниях комиссии, чтобы привлечь к ним общественное внимание. Что же касается вопросов о доходах чиновников разных ведомств, правильно составлена их декларация или неправильно, то это дело налоговых и правоохранительных органов. У нас так много дел, что просто нет времени на то, чтобы тратить его, подсчитывая чужие доходы и ковыряясь в «грязном белье», да это и не по нашей специальности. Проблема нравственно-этических норм, пропаганды жестокости и насилия, влияние западной, а в последнее время и африканской культуры на жителей России, также звучит на всех общественно значимых форумах. Это явление связано с социально-политическими изменениями. Деградация интеллекта низводит человеческое мышление до рефлексии и инстинкта. Животное живёт инстинктом самосохранения (добывая себе пищу и размножаясь, чтобы продолжить род), и часть нашего населения вынуждена жить именно так, а другая часть, во главу угла поставила инстинкт наслаждения, выставляя свою порочность на всеобщее обозрение. Происходит трансформация понятия социальной революции в сексуальную, когда порок и психические заболевания преподносятся как вызов обществу, а не как болезнь, которую надо лечить. Именно поэтому появляются экзотические парады и шествия, приводящие в негодование общественность. Правда, надо отметить, что общественное врачевание у нас уже началось и находится в стадии становления. Поэтому в Общественной палате создан Экспертный совет по соблюдению нравственно-этических норм при проведении социально-культурных мероприятий, а Комиссия по СМИ Общественной палаты готовит создание хартии журналистов по этическим нормам в журналистике. Мы хотим, чтобы свобода слова и демократия воспринималась не как вседозволенность, а как право жить в цивилизованном, просвещённом обществе. Мне кажется, я ответила на наиболее интересующие вас вопросы. С уважением, Г.В. Боголюбова»

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться