RSS Eng

07 ноября, 2006

RSS

Печать

Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации обсудила актуальные реформы отечественного образования

3 ноября на заседании Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации прошло обсуждение сразу трех законопроектов.

Говоря о законопроекте «О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)», председатель комиссии Ярослав Кузьминов отметил, что «хотя законопроект не содержит вреда для образования, но он также не содержит и ничего полезного».

«Ни министерство образования, ни минздравсоцразвития сегодня не производят оценок рынка труда, соответственно отсутствует мониторинг рынка труда и отсутствует нормальная система его прогнозирования, а, следовательно, и национальная система профессионального образования лишена каких либо ориентиров в своем развитии», - сказал председатель комиссии. Он подчеркнул, что тема законопроекта очень важна, так как система образования в России традиционно отстает от потребностей рынка труда. «Выпуск системы профессионального образования сегодня более чем на 40% не соответствует распределению, а в ряде секторов - более чем на 60%», - констатировал Ярослав Кузьминов.

Авторы экспертного заключения полагают, что необходимо законодательно закрепить право на участие работодателей в подготовке проектов законов, касающихся подготовки кадров, в мониторинге рынка труда, в аттестации образовательных учреждений, а также в формировании перечней специальностей, востребованных в то или иное время.

Как отмечается в заключении общественной экспертизы, представленный законопроект не может быть поддержан, так как не гарантирует участия работодателей в решении важнейших вопросов, связанных с подготовкой кадров, и носит при этом декларативный характер.

При обсуждении экспертного заключения, касающегося принятого Госдумой в первом чтении законопроекта о введении единого госэкзамена (ЕГЭ), участники заседания категорически не согласились с некоторыми его пунктами, заявив, что идея ЕГЭ опять «выхолащивается». «Ярых противников введения ЕГЭ не осталось, но это не означает, что все довольны его формой», – заявил председатель комиссии, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, введение ЕГЭ - самая крупная реформа в отечественном образовании за последние десять лет. Он напомнил, что проблема ЕГЭ давно переросла в проблему наличия в российском образовании единых критериев качества, и «единый госэкзамен покажет, насколько хороша школа, а не теплоту отношений ее директора с инспекторами РОНО». Кроме того, напомнил Кузьминов, «экзамен должен создать равные условия для поступления всем абитуриентам вне зависимости от места их проживания и толщины кошелька». То, что поступают сегодня чаще всего за взятки, а не за знания, подтверждает и статистика. Ежегодная «взяткоемкость» в этой сфере – порядка 1 млрд. долларов, при этом треть от этой суммы приходится на прямой подкуп, озвучил цифры опросов ректор ВШЭ. «Высшее образование у нас признается нужным, но покупаемым, и введение госэкзамена должно решить эту проблему», – считает Кузьминов.

Участники заседания негативно отозвались о том, что в итоговом проекте закона есть «лазейка для вузов» - они смогут проводить дополнительные испытания при зачислении абитуриентов, не ограничиваясь лишь результатами ЕГЭ. «Это искажает изначальное значение единого госэкзамена, результаты любых дополнительных испытаний не могут приравниваться к нему», – убежден член комиссии Александр Адамский.

По мнению общественников, этот пункт законопроекта позволит вузам вводить дополнительные проверки по тем же предметам, по которым абитуриент сдал ЕГЭ. То есть не считаться с его результатами. Таким образом, закон будет поддерживать коррупционность вузов, а не уравнивать в правах абитуриентов. Ректоры против: они считают, что без дополнительных тестов не всегда можно выявить истинный потенциал будущих студентов.

Участвующий в заседании глава Рособрнадзора Виктор Болотов согласен с ректорским сообществом. Он отметил, что перечень специальностей, по которым вузы смогут проводить дополнительные испытания, готов на 90% и согласован со всеми заинтересованными ведомствами. «Отменить во всех вузах дополнительные испытания мы не можем, так как порой лишь собеседование позволяет узнать «портфолио» поступающего», – считает он.
Участники заседания также негативно отметили тот факт, что в законопроекте не проработана возможность поступления в вузы на конкурсной основе для победителей различных олимпиад. «Нужно принимать закон о ЕГЭ, расширив в нем окно для победителей олимпиад, так как единый госэкзамен не должен стать монопольной формой для поступления в вузы», – убежден Ярослав Кузьминов. Он предложил принять текст общественной экспертизы за основу и создать согласительную комиссию, включающую представителей Рособрнадзора и Госдумы и в течение двух недель сделать итоговое заключение, которое будет иметь более высокое качество, чтобы быть учтенным при втором чтении в Госдуме.

Цель третьего законопроекта, обсуждаемого на заседании Комиссии - сделать более доступным высшее образование для лиц, прошедших военную службу по контракту.

«Законопроект направлен на повышение привлекательности для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечение доступности высшего профессионального образования для граждан, добросовестно выполнивших обязанности воинской службы», - сказала, выступая на заседании, глава рабочей группы комиссии Любовь Духанина.

Он отметила, что документ также призван содействовать «развитию подготовительных отделений федеральных вузов, действующих на бюджетной основе».

Вместе с тем, в заключении рабочей группы говорится, что некоторые положения законопроекта нуждаются в доработке.

Одобряя, в целом, законопроект об обеспечении доступности высшего и среднего профессионального образования для граждан, проходивших военную службу по контракту, Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации решила создать рабочую группу для доработки заключения в двухнедельный срок для представления его Совету палаты.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться