RSS Eng

12 октября, 2006

RSS

Печать

Общественные советы, эффективные и декоративные

Общественные советы, эффективные и декоративныеО проблемах формирования, работе и перспективах общественных советов при министерствах и ведомствах Российской Федерации шла речь на круглом столе, организованном Комиссией Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в национальных проектах 11 октября.

Первое Постановление Правительства РФ «О создании общественных советов при структурах Правительства РФ» вышло еще в 2005 году. С этого момента началось формирование общественных советов. Указ Президента о создании общественных советов при федеральных органах власти, подчиненных непосредственно Владимиру Путину, появившийся нынешним летом, подстегнул процесс формирования советов там, где их еще не было. Чтоб обобщить уже работающих советов, комиссия распространила специальную анкету, заполняя которую, представители органов власти должны были рассказать о составе своих общественных советов, периодичности его обновления и собраний совета, а также о том, какие решения общественников были учтены ведомством.

Результатами опроса председатель комиссии Мария Слободская поделилась с собравшимися на заседании круглого стола. По ее словам, в Государственной Думе при различных комитетах и комиссиях действуют 42 общественных совета. Максимальное их число – 11 советов – работает при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. 9 советов трудятся при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму, 6 – при Комитете по образованию и науке. Примерно два десятка комитетов вообще не имеют общественных советов, в том числе комитеты по обороне, по охране здоровья, по делам федерации и региональной политике, по культуре, по делам национальностей, по аграрным вопросам. Максимальное число членов – 235 – в совете при Комитете по экологии, минимум – 10 человек – в совете при Комитете по собственности.

По мнению Марии Слободской, количественный состав советов, как правило, отражает степень заинтересованности общества в той или иной сфере. «Например, экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции насчитывает 183 человека, - поделилась она. - При этом подобные формирования вполне способны выполнять лоббистские функции».

Как стало известно собравшимся из приведенных цифр, чаще всего состав общественных советов обновляется по мере необходимости. При этом некоторые советы заседают всего один раз в два года, что заставляет задуматься, эффективную или декоративную роль они играют. Примерно треть общественных советов не смогли назвать ни одного принятого ими решения, 19 советов сообщили, что вообще не принимали никаких решений, а те, что принимались – властью учтены не были. Правда, 18 советов с гордостью отрапортовали, что их решения были учтены комитетами по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также по энергетике, транспорту и связи.

В Совете Федерации действуют 13 общественных советов, причем в 9 их них состоит 492 члена. Однако, по словам Слободской, в общественном совете Комитета по вопросам местного самоуправления не обнаружилось ни одного общественника – в основном он состоит из самих членов Совета Федерации и представителей региональных органов власти.

Исследование коснулось также федеральных министерств и ведомств. На вопросы анкеты ответили представители 53 органов государственной власти. При этом, как рассказала Мария Слободская, часть ответов оказалась вообще не по существу, в 4 федеральных структурах советы только формируются, а из 18 сообщили о полном отсутствии чего бы то ни было общественного.

В итоге выяснилось, что при 24 органах власти существует 58 общественных советов. Минимальный состав – 6 человек – в совете по делам ветеранов при Минздравсоцразвития, причем все поголовно общественники. Максимум – 130 человек – в совете при Федеральном архивном агентстве. В четырех советах представители общественности полностью отсутствуют, в остальных количество представителей общественных организаций колеблется от 10 до 75%.

14% общественных советов за 2005-06 годы не приняли ни одного документа. При этом у 17 советов их решения были в той или иной степени учтены органами власти. Мария Слободская еще раз уточнила, что представителей общественных организаций в советах представлено крайне мало. В основном их члены – представители негосударственных структур, академических институтов и т.п.

«Мы много говорим о необходимости общественных советов, но делается при этом крайне мало», - подытожил выступление Слободской председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. Он также добавил, что пример Госдумы показал – не все руководители считают важным собирать общественные советы, чтобы принять решение. Таким образом формирование и функционирование советов полностью зависят от руководителя.

Присутствовавший на заседании заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ Андрей Бусыгин рассказал, что порой при принятии и решений чиновники связаны временными рамками и просто не успевают собрать общественный совет. Он также добавил, что министерство ждет от Общественной палаты предложений по регламенту работы общественных советов.

Председатель Комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин для начала сообщил присутствующим, что сам является членом шести общественных советов, в том числе при ГУВД Москвы, а также экспертного совета при уполномоченном по правам человека. «Представитель общественности в совете – это тот, кто выступает от имени общественной организации или индивидуально, - предложил Бабушкин первую формулировку и высказал опасение, что в общественные советы в основном попадут назначенцы, которые только что сняли погоны или судейскую мантию в связи с выходом на заслуженный отдых. Кроме того, по мнению Бабушкина, важна автономность, независимость общественных советов от структуры, при которой они созданы. «Очень часто получается так, что советы отрываются от делегировавших их общественных организаций и становятся на позицию ведомства, в то время как их организации тихо дрейфуют в противоположную сторону», - отметил Бабушкин.

Также была отмечена необходимость провести четкую грань между советами общественными, экспертными и консультативными. Кроме того, по мнению Бабушкина, нужно отрегулировать функции, статус и права общественных советов. Но при этом нормативы должны быть гибкими, «чтобы не мешать диалогу чиновника и общественника», - считает Андрей Бабушкин.

Член Общественной палаты Андрей Пржездомский в своем выступлении высказал опасение существованием советов при руководителе ведомства. «С уходом руководителя будет меняться и состав общественного совета, а это неверно», - считает он.

В ходе дискуссии обозначился ряд проблем в формировании общественных советов, которые требуют отдельного решения. Это вопросы по составу советов (необходимо повысить процент представителей общественных организаций), функциям и полномочиям, финансовой независимости общественных советов. Также присутствующие попытались ответить на вопрос, почему некоторые общественные советы умирают, и как сделать так, чтобы министерства формировали свои общественные советы не из тех, кого им выгодно там видеть, а из тех, кто реально заинтересован в решении проблем общества.

Полностью стенограмма заседания будет опубликована на сайте Общественной палаты РФ.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться