RSS Eng

23 мая, 2006

RSS

Печать

Министр образования посетил Общественную палату

Министр образования посетил Общественную палатуАндрей Фурсенко стал первым федеральным министром, выступившим на заседании комиссии Общественной палаты.

22 мая Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов провела заседание «круглого стола» на тему "Взаимодействие общества и государства в реализации приоритетного национального проекта "Образование".

«Тем, кто учится, нужно давать кредиты на жилье», - заявил министр в ходе своего выступления. Министерство образования и науки решило пересмотреть систему кредитования студентов, цель которой, по словам Фурсенко, - предоставить молодежи возможность сосредоточиться в первую очередь на процессе обучения, а не на поиске средств к существованию. 

«Сейчас стоит проблема не только выдать образовательный кредит, но и обеспечить нормальные условия для будущих студентов, - сказал министр. - Абитуриенты из регионов и сел зачастую не могут не только найти жилье, но и прокормиться».

Во многом это касается и детей военных, погибших при исполнении. Они пользуются правами льготного поступления в вузы, но, приезжая зачастую из других городов, остаются, что называется, "без угла". Фурсенко уверен, что в ближайшее время эта проблема будет решена.

По мнению министра, необходимо вернуть в систему высшего образования подготовительные курсы. Сейчас они есть во многих вузах, но родителям абитуриента приходится платить немалые деньги за такую подготовку. Курсы должны быть бесплатными, уверен Фурсенко.

На заседании речь шла и о волнующей всех теме сокращении бюджетных мест в вузах. Места сокращаться будут, подтвердил Андрей Фурсенко. И в первую очередь по тем специальностям, которых на рынке труда переизбыток. Также "урежут" специальности, которые являются непрофильными для данного вуза. В качестве примера министр привел аграрные университеты, в которых определяющими являются экономические и юридические факультеты. А вот по востребованным специальностям, таким как информационные технологии, Минобрнауки готово увеличить бюджетный прием.

Сокращение приема в вузах, по мнению экспертов, помимо всего прочего позволяет резко увеличить расходы на подготовку одного специалиста. Ведь сейчас в России на одного студента государство тратит даже меньше, чем на содержание одного малыша в детском саду.

"Подать заявку на участие в конкурсе может только совет школы, состоящий из родителей и общественников, но никак не сам учитель. Тем самым мы надеемся заставить наши средние образовательные учреждения быть более прозрачными и ввести общественный контроль", - заявил заместитель руководителя департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Ремаренко.

По его словам, каждый педагог во время конкурса должен пройти множество комиссий, представить экспертам Минобрнауки РФ свои новые методики и даже аналитическую справку о результатах своего преподавания. Иными словами, конкурс обещает быть серьезным и денежным. Но любопытно, что основной массе школ он не нужен.

Этот парадокс объясняется просто: привычка работать за скудную зарплату, но без напряжения среди учителей превалирует. Член Общественной палаты Анатолий Макеев, ответственный за реализацию национального проекта в Челябинской области, сказал: "Каждый пятый чиновник местных департаментов образования жалуется на то, что завучи и директора ничего не хотят менять ни в структуре школы, ни в программе, а учителя зачастую боятся потерять авторитет, проиграв конкурс".

Еще одна причина, отмечает Макеев, кроется в косности мышления. Ситуация в системе среднего образования такова, что перспективная молодежь уходит из профессии и в школах остаются в основном учителя пенсионного возраста. А они уже не представляют, как по-новому организовать процесс с использованием современных средств, где почерпнуть информацию о новых методиках. Для многих легче не претендовать на деньги, чем признать, что их учебный план давно устарел.

Так что простым повышением зарплат качество образования не поднять. По словам Андрея Фурсенко, за последние несколько лет зарплаты педагогов выросли в пять раз, а абитуриенты по-прежнему не могут поступить в вуз без помощи репетиторов и подготовительных курсов. Министр считает, что необходимо установить более жесткий контроль за деятельностью каждого конкретного педагога.

Со проектом, направленным на повышение качества обучения в вузах, выступил член генерального совета общественной организации "Деловая Россия" Николай Брусникин. По его словам, члены «Деловой России» готовы взяться за составление независимого рейтинга вузов и хотели бы, чтобы этот рейтинг получил в скором будущем официальный статус. "Просим Министерство образования и науки заключить соглашение о системном взаимодействии, чтобы максимально повысить ответственность за ход разработки и за организацию рейтинга, первую версию которого мы хотели бы подготовить к осени", — обратился г-н Брусникин к министру Андрею Фурсенко.

Министр решил не обещать ничего сразу, но в целом поддержал инициативу "Деловой России". "Необходимо обсуждать контрольные цифры приема в вузы с представителями работодателей", — согласился Андрей Фурсенко, пообещав сокращать набор на невостребованные специальности и ориентировать институты и университеты на работу по внешним заказам. В то же время глава Минобрнауки считает, что для разработки концепции развития высшего образования представители бизнес-сообщества должны представить не только сиюминутные рейтинги, но и среднесрочный прогноз о том, какие специалисты будут востребованы на российском рынке труда.

 Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам СМИ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться