RSS Eng

22 мая, 2006

RSS

Печать

Комиссия по вопросам здравоохранения обсудила проблемы финансирования отрасли и подготовки кадров

Обоснование финансирования здравоохранения на 2007-2008 годы стало одной из главных тем обсуждения на заседании Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения, которое состоялось в четверг, 18 мая.

Со стороны министерства здравоохранения и социального развития РФ в заседании приняли участие директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Николай Володин и заместитель начальника отдела проектов и программ развития Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Юлия Михеева.

Председатель комиссии Леонид Рошаль в своем выступлении отметил: «Машина не может ездить, если в ней нет бензина. Человек не может жить, если в нем нет крови. Система не может функционировать, если она недофинансируется. К сожалению, никакие меры, предложенные нами – комиссией Общественной палаты, экспертами комиссии – не смогут сделать отрасль здравоохранения эффективной, если государство не решит проблему ее недофинансирования».

Кроме того, обсуждалась проблема подготовка кадров в сфере здравоохранения.

На заседании также были обнародованы решения комиссии по проблеме муниципального здравоохранения и по вопросу государственных гарантии оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ.

В тексте заявления комиссии говорится: «На заседании Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения 28 апреля обсуждались два вопроса - «Проблемы муниципального здравоохранения» и «Государственные гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ» .

В обсуждении данных вопросов участвовали эксперты Комиссии, руководители различных учреждений и ведомств субъектов Российской Федерации (Липецкой, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Самарской, Московской, Владимирской, Курской, Ярославской, Воронежской областей, Хантымансийского автономного округа, Татарстана, Красноярского края, Мурманска, Норильска), члены Комитета по здравоохранению Государственной Думы РФ, представители Счетной палаты РФ, ФФОМС, Академии медицинских наук, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства межрегионального развития РФ, Межрегиональный центр развития села, различные общественные организации и ассоциации (Коренного населения Севера, Общественная палата Челябинской области) и др.

В ходе обсуждения вопросов и обобщения экспертных заключений выделены и систематизированы основные проблемы муниципального здравоохранения и Госгарантий бесплатной медицинской помощи и, прежде всего, несовершенство законодательной базы».

Проблемы муниципального здравоохранения

Федеральными законами № 131-ФЗ от 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления», № 122-ФЗ от 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон» «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», № 95-ФЗ от 04.07.2003г. (ред. от 29.12.2004 г.) «О внесении изменений и дополнений в ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введены разграничение полномочий в области оказания медицинской помощи между федеральными органами здравоохранения, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами.

Эти законы не учитывают состояние и опыт здравоохранения России и своеобразие страны. Первые шаги по введению рекомендуемого Законами распределения полномочий и финансирования муниципального здравоохранения неопровержимо свидетельствует о том, что эти законы должны быть изменены. Специализированная служба отдаляется от населения, возможности диспансеризации, а, следовательно, и профилактики, становятся нереальными. Кроме увеличения административного аппарата эти законы, в плане здравоохранения, ничего не дают. Учитывая сроки окончательного введения Законов, сейчас еще есть время для исправления ситуации.

На муниципальный уровень возложена ответственность за организацию и финансирование только скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов. При этом ЦРБ и городские больницы лишены возможности оказания специализированной помощи, организации фтизиатрической, психиатрической и др. служб, служб заготовки и переработки крови, что является грубой ошибкой.

Специализированная помощь (в т.ч. фтизиатрическая, психиатрическая), лекарственное обеспечение не входят в исчерпывающий перечень вопросов муниципального здравоохранения, в связи с чем, в соответствии со ст. 50 вышеуказанного закона, эти службы не могут находиться в ведении муниципальных учреждений.

Опыт отечественного здравоохранения показал, что на муниципальном уровне возможно оказание специализированной медицинской помощи, а так же некоторых видов высококвалифицированной, например, гемодиализа.

Положение о том, что специализированная помощь может быть оказана только в специализированных учреждениях субъектов федерации, а высокотехнологичная - только в федеральных учреждениях не верно и входит в грубое противоречие с практикой. Сегодня в некоторых муниципальных учреждениях внедрены в практику лапароскопические и артроскопические виды помощи, сорбционные и фильтрационные методы дезинтоксикации в отделениях гравитационной хирургии, плазмофорез, гемосорбция, гиперо- и гипобарическая оксигенация, эндопротезирование крупных суставов и др. Специализированная помощь оказывается во многих ЦРБ и ГБ. Она может быть оказана и на уровне поликлиник, например, окулистами, урологами, нефрологами, отоларингологами и прочими специалистами, имеющими соответствующий сертификат.

Требует корректировки приказ Минздравсоцразвития РФ об организации питания детей раннего возраста, поскольку не ясно предусматривается ли на муниципальном уровне содержание детских молочных кухонь, раздаточных пунктов, в том числе и по закупке молока, молочных продуктов и адаптированных смесей.

Законы привели к огромной диспропорции в оказании помощи населению в зависимости от региона проживания, закрытию специализированных отделений в ЦРБ и направлению больных в областные учреждения, т.е. отдалению специализированной помощи от населения.

В целом, внедряемая в России модель здравоохранения, может отбросить муниципальное здравоохранение на много десятков лет назад. Эксперты считают, что с точки зрения организации здравоохранения эти законы и последующие приказы Минздравсоцразвития РФ не профессиональны, внесли сумятицу в работу, привели не к улучшению, а к ухудшению структуры оказания медицинской помощи в России и требуют немедленной коррекции. В первую очередь необходимо восстановить оказание специализированной помощи и работу службы переливания крови в муниципальных образованиях.
В стране отсутствует четкий перспективный план решения проблем основы здравоохранения в России – муниципального здравоохранения. Одни регионы придумывают свои подходы, другие, не имея четких указаний, не знают, что им делать и все пустили на самотек. Одни превращают ФАПы в пункты общей врачебной практики, другие - закрывают амбулатории и сельские участковые больницы, без организации полноценной иной системы оказания медицинской помощи оставшегося, иногда немногочисленного населения.

Татарстан, Липецкая, Воронежская области, Ставрополье и др. регионы по-своему пытаются решить эти проблемы. Обобщающих рекомендаций от Минздравсоцразвития РФ нет.

В целом работа выездных бригад из областных центров в сельские регионы оценивается хорошо. Однако, они являются, как правило, разовыми для больных. Не все пациенты могут воспользоваться их рекомендациями и продолжить свое лечение, т.к. расходы на проезд, проживание, питание, дополнительное приобретение медикаментов при стационарном лечении, а так же большие сложности, возникающие при оставлении свого дома и хозяйства, и лечения вдали от места проживания, значительно ухудшают показатели работы выездных бригад. Профилактическая работа на селе и в труднодоступных территориях практически не ведется. Времени на профилактическую работу у первичного звена сельского здравоохранения не хватает. Особое беспокойство вызывают показатели здоровья коренных народов Севера.

Мы создали основу не только бедности села, но и вымирания его.

Среди основных проблем муниципального здравоохранения экспертами выделены следующие:
- дефицит финансирования;
- отсутствие экономической мотивации стационарозамещающих видов медицинской помощи;
- слабую материально-техническую базу большинства муниципальных медицинских учреждений, особенно на селе. Есть регионы, в которых более 50% зданий ЛПУ находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
- значительный износ оборудования и медицинского автотранспорта;
- кадровый дефицит. Штатное расписание, рассчитанное на технологичный процесс 20-30-летней давности, безнадежно устарело и требует немедленного пересмотра и новых подходов;
- утрата профилактической направленности в работе муниципальных учреждений;
- недостатки и дефицит организационно-методического и нормативно-правового обеспечения. Медицинские учреждения до сих пор работают по приказам СССР;
- двоякий смысл приказов и информационных писем, поступающих в субъекты из Министерства здравоохранения и социального развития РФ. С одной стороны, документы носят рекомендательный характер, а с другой стороны субъекты не выполнять их не могут. Кроме того, нередко в таких документах отсутствует механизм реализации предлагаемого;
- невозможность оказывать специализированную помощь и внедрять современные технологии;
- существенные проблемы лекарственного обеспечения, особенно сельских жителей;
- отсутствие самостоятельности ЛПУ в решении финансовых и кадровых вопросов;
- слабое взаимодействие на межмуниципальном уровне;
- не решен вопрос об оплате работы водителям скорой помощи и техническим работникам, обслуживающим больницы;
- не решен вопрос об оплате дорогостоящей медицинской помощи беднейшим слоям населения, не являющимися льготниками.

Для сельского здравоохранения и здравоохранения в труднодоступных территорий, кроме выше перечисленного, характерно:
- отсутствие устойчивой связи и санитарного автотранспорта. Износ автотранспорта составляет 62%, при этом лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом;
- для сельского здравоохранения обеспеченность сельского населения медицинскими кадрами клинического профиля в 1.8 раза меньше, чем в среднем по стране;
- недостаточная квалификация специалистов - около 60% работников сельского здравоохранения не повышали квалификацию более 10 лет;
- неразвитость социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности и в труднодоступных территориях оказывает существенное влияние на работу учреждений здравоохранения и снижает уровень доступности медицинской помощи. Так, по данным Министерства сельского хозяйства, почти в 40 тысячах сельских населенных пунктах отсутствует автобусное сообщение, а в 34% отдельных сельских поселениях – подъездные дороги; на 11 сел, из которых 44% находятся в радиусе 10 километров, приходится только одна аптека;
- медицинскими работниками на селе и в труднодоступных территориях приходится выполнять ряд дополнительных социальных функций;
-завышенные нормативы работы сельских врачей и среднего медицинского персонала, не учитывающие территориальные и погодные особенности;
- ФЗ №133 резко осложнил работу ЦРБ, передав им на баланс все врачебные амбулатории и ФАП.

Комиссия считает необходимым:

1. Государственной Думе РФ

1.1. Вернуться к пересмотру ФЗ № 131, 122 и 95 и внести в них комплекс поправок по восстановлению специализированной помощи и др. служб, ликвидированных в муниципальных образованиях этими Законами, с учетом своеобразия территорий и опыта работы отечественного здравоохранения.

1.2. При пересмотре ФЗ № 131, 122 и 95 предусмотреть упрощение взаимоотношения между федеральными, региональными и муниципальными образованиями в плане взаимодействия, в т.ч. и финансирования, при организации медицинской помощи населению страны.

1.3. Законодательно закрепить 25%-ю надбавку к зарплате сельских медицинских работников и медицинских работников труднодоступных территорий и предусмотреть льготы по предоставлению субсидий на строительство жилья и оплату жилищно-коммунальных услуг.

1.4. Решить вопрос об оплате дорогостоящей медицинской помощи беднейшим слоям населения, не являющимися льготниками.

2. Правительству РФ

2.1. Восстановить вертикаль управления и финансирования отраслью.

2.2. Создать комиссию с участием членов Общественной палаты, Государственной Думы РФ, Счетной палатой РФ, Академии медицинских наук, профсоюзов с целью анализа приказов Минздравсоцразвития РФ, изданных в последнее время по основополагающим проблемам здравоохранения.

2.3. Пролонгировать на 2007 – 2100 года программу «Дети России», предусмотрев в структуре подпрограммы «Здоровый ребенок» и «Дети Севера».

3. Минздравсоцразвитию РФ

3.1. Провести четкое разграничение понятий: первичная медико-санитарная помощь, квалифицированная помощь, специализированная помощь и высокотехнологичная (дорогостоящая) помощь.

3.2. Разработать проект Федеральной целевой программы « Восстановление муниципального и сельского здравоохранения».

3.3. Прекратить практику «кулуарных» разработок основополагающих приказов и законов. Обеспечить предварительное всестороннее обсуждение их на коллегиях Министерства, общественном Совете Министерства, с привлечением РАМН, специалистов и медицинской общественности.

3.4. Считать, что перераспределение объемов медицинской помощи между стационаром и поликлиникой должно проходить только при готовности поликлиник взять на себя эти объемы.

3.5. Разработать прогрессивные механизмы оплаты труда медицинских работников, учитывающих результаты их деятельности.

4. Необходимо в самые короткие сроки усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности медицинских учреждений с учетом территориальных особенностей.

5. Внести соответствующие коррективы в образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врачей общей практики, утвержденный 2 марта 2005 г., и в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.11.05 №633 «Об организации медицинской помощи», в связи с решением комиссии по проблемам здравоохранения Общественной палаты от 31 марта 2006, определяющего место врача общей практики для работы в сельской местности, в отдаленных районах и небольших по численности поселениях.

В начало страницы...

Государственные гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ

Большинству населения страны требуются государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Вопросы платного здравоохранения в России не стоят так остро. Платное здравоохранение касается в основном небольшого числа сотрудников по корпоративному страхованию или частному страхованию через ДМС, которые готовы доплачивать за комфорт пребывания, сроки госпитализации и качество оказания медицинской помощи. Приводимые цифры увеличения доли платного здравоохранения в структуре общего здравоохранения не могут являться основанием для уменьшения финансирования здравоохранения в стране, т.к. эта цифра относится только к 10-15% населения страны.

Утвержденная Правительством РФ Программа госгарантий (Постановление № 461 от 28 июля 2005 года «О программе государственный гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г.») не покрывает потребности здравоохранения приблизительно в два раза. Программа основана на минимальном подушевом нормативе, не учитывающим низкий уровень заработной платы, недофинансирование, например, по питанию больных и медикаментами, низкую материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, эта дефицитная программа исполняется на муниципальном уровне в большинстве регионов России не более чем на 60-70%. Медико-экономические стандарты финансово не подкреплены. Не отработаны вопросы привязки показателя подушевого норматива к МРОТ.

Комиссия констатирует, что сегодня государство фактически не гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, что является прямым нарушением 41 статьи Конституции РФ.

В стране отсутствует Закон о Госгарантиях оказания бесплатной медицинской помощи населению, приводящий систему оказания медицинской помощи в соответствие с Конституций РФ.

Эксперты выделили следующие проблемы:
- в Программе не сделан акцент на основные проблемы здравоохранения страны: высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности;
- в Программе не детализированы категории граждан, которым она должна оказываться. Вопрос выравнивания финансовой обеспеченности регионов прописан не четко, отсутствуют некоторые важные показатели объемов медицинской помощи (позитивные перечни лекарств, позитивные перечни услуг и т.д.), отсутствует порядок формирования нормативов доступности медицинской помощи и контроля за исполнением государственных гарантий;
- значительная часть сельских ЛПУ не работает в системе ОМС. Госгарантии не распространяются и на жителей, проживающих в закрытых административных территориях;
- система нормирования и финансирования стационарного сектора, ориентированная на койки (койко-дни), а не на больного, крайне затратна. Она не позволяет интенсифицировать медицинский процесс, внедрять современные технологии, в т.ч. ресурсосберегающие;
- медико-экономические стандарты продолжают быть привязанными к средним срокам лечения. Основой стандарта должны стать такие показатели как «выздоровление или улучшение», отсутствие ятрогенных осложнений, отсутствие повторных поступлений экстренных больных и т.п.;
- отсутствует постановление Правительства о порядке предоставления платных и бесплатных медицинских услуг (их разграничении). Действующее Постановление №27 от 1996г. «О порядке предоставления платных медицинских услуг» входит в противоречие с Законом о защите прав потребителей, а в педиатрии - с ФЗ «Об основных гарантиях прав детей»;
- при недофинансировании здравоохранения пациенты платят не столько за более комфортные условия пребывания и сервисные услуги, сколько за оказание непосредственно медицинских услуг;
- увеличение доходов ОМС за счет неработающего населения не покрывает всей потребности здравоохранения;
- введение стандартов и клинических протоколов, а так же стандартно-технической оснащенности, приведет не к уменьшению, а к увеличению расходов на здравоохранение;
- не сбалансированы виды и объемы медицинской помощи. Из-за недостатков в работе амбулаторного звена растет обращаемость на скорую помощь (причем за счет не острых, а хронических состояний);
- отмечается полная незащищенность медицинских работников. Существующая Программа Госгарантий дезориентирует население, вызывая негативную оценку качества медицинской помощи, тем самым, провоцируя конфликты между населением и медицинскими работниками;
- новый ФЗ от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и в частности подпункт 11 статьи 1, указывающий, что нарушение прав граждан на гарантированную медицинскую помощь ( ред.- т.е. не выполнение стандарта) приведет к приостановлению либо аннулированию лицензии на медицинскую деятельность, должен привести к закрытию большинства ЛПУ, т.к. сегодня финансирование не покрывает государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи. Кроме того, полный пакет самих клинико-экономических стандартов еще не сформирован и не обсчитан;
- в последнем приказе Минздравсоцразвития от 29 марта 2006 года № 220 значительно снижены тарифы на все виды высокотехнологичной помощи. Они не соответствуют стандартам и потребности, что приведет к резкому недофинансированию учреждений. В приказе отсутствует целый ряд социальнозначимых болезней (бронхиальная астма, приобретенных гепатитов, тяжелые формы аллергического дерматита, ряд болезней относящийся к экстренной хирургии, нейрохирургии и травматологии и пр). Вызывает сомнение предложенная схема поквартальной оплаты за пролеченных больных. Предложенное квотирование не покрывает потребности населения высокотехнологичной помощи.

Комиссия считает необходимым:

1. Правительству РФ

1.1. Увеличить долю расходов, направляемых на финансирование здравоохранения, до 5-6% от ВВП.

1.2. Создать систему выравнивания финансового дефицита индивидуально в каждом регионе, которая бы учитывала реальные возможности региона или муниципального образования в финансировании здравоохранения и дотирования бюджета региона или муниципального образования из бюджетов всех уровней, включая федеральный.

1.3. Пересчитать в сторону увеличения подушевой норматив финансовых затрат и норматив затрат на единицу объема медицинской помощи в два раза в соответствии с реальными потребностями здравоохранения.

1.4. Рассмотреть вопрос об отраслевой системе оплаты труда в здравоохранении.

1.5. Включить в стоимость квоты при оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи дорогостоящие расходные материалы и медикаменты.

1.6. Гарантировать лекарственное обеспечение граждан вне зависимости от места жительства. Увеличить возраст гарантированного лекарственного обеспечения детей до 12 лет и беременных женщин. Наладить в стране действенный контроль за качеством отпускаемых населению лекарств.

1.7. Предусмотреть с 2007 года полное покрытие высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи в стране за счет федерального и региональных бюджетов.

2. Государственной Думе РФ

2.1. Сформировать в 2006 году новую законодательную базу в сфере здравоохранения, включающую разработку следующих законопроектов:
- "О здравоохранении в Российской Федерации";
- "О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи";
- "О медицинском страховании в Российской Федерации";
- "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников";
- "О регулировании частной медицинской деятельности";
- «О правах пациентов».

2.2. Совместно с Общественной палатой провести широкое обсуждение возможности внедрения в систему здравоохранения предлагаемого закона «Об автономных учреждениях» и социальных последствиях внедрения этого закона.

3. Министерству здравоохранения и социального развития

3.1. Принять меры по включению всех сельских больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, ФАП в систему ОМС с учетом дотаций из всех уровней бюджета для оказания бесплатной медицинской помощи.

3.2. Повысить тарифы на стоимость стационарного лечения в системе ОМС и предоставить право распределять коечный фонд по профилям в системе ОМС каждому муниципальному образованию самостоятельно в зависимости от уровня заболеваемости.

3.3. Разработать методику перехода здравоохранения на финансирование по пролеченным больным, а так же методику расчета штатной численности медицинского персонала стационаров.

3.4. Отказаться в медико-экономических стандартах от норматива средней длительности лечения, как обязательного. Стандартом качества должны стать исходы «Выздоровление, улучшение», отсутствие повторных поступлений экстренных больных, ятрогенных осложнений и т.п.

3.5. Провести стандартизацию медицинских технологий.

3.6. Разработать систему протоколов обследования и лечения и их регулярного усовершенствования, соответствующую стоимости Программы госгарантий.

3.7. Разработать систему организации и финансирования выездных бригад и оказания неотложной помощи жителям села и труднодоступных территорий.

3.8. Отменить единые нормативы круглосуточного пребывания больных в стационарах, не учитывающих особенностей отдельных регионов России, и привести их в соответствие с реалиями.

4. Внести поправки в приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 марта 2006 г. № 220, направленные на повышение тарифов на все виды высокотехнологичной помощи с учетом всех расходов на лечение больного, пересмотреть перечень дорогостоящей видов помощи в сторону его расширения и повторно обсудить схему поквартальной оплаты государственного заказа.

6. Член комиссии Общественной палаты по проблемам здравоохранения академик, проф. А.А.Баранов высказал особое мнение. Он считает, что Постановлений правительства РФ о гарантиях бесплатной медицинской помощи вообще не нужно, т.к. гарантии определены Конституцией РФ, и в настоящем виде Правительство РФ не гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи населению страны в соответствии с потребностями здравоохранения».

В начало страницы...

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Актуальный комментарий

Препарат «Спинраза» включен в перечень жизненно необходимых лекарств

На реализацию программы газификации не хватает 1 трлн

  • Светлана Разворотнева

    25.11.2020

    Светлана
    Разворотнева

    «Когда речь заходит о доступности ресурсов для населения, ресурсоснабжающие организации и чиновники начинают говорить, что денег нет»

Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации

  • Александр Малькевич

    25.11.2020

    Александр
    Малькевич

    «В среднем Google из поисковой выдачи не удаляет до 30 процентов опасного контента»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться