RSS

Блог

  • + 0 -

    02 марта, 2012

    В тени президентских выборов

    Автор: Светлана Разворотнева, комментариев нет

    Главное событие марта – Президентские выборы, к ним приковано всеобщее внимание. Между тем 4 марта 2012 года в стране выбирается 1218 глав муниципальных образований и 22532 местных депутатов. В массовом порядке муниципальные руководители избираются в Курской области, Северной Осетии, Ставропольском и Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской области, Курганской и Челябинской областях, Алтайском и Забайкальском краях, в Красноярском крае и Иркутской области, в Якутии, Хабаровском крае и Амурской области. В Москве проходят выборы в муниципальные собрания.

    Как и раньше, большинство кандидатов в главы являются «самовыдвиженцами». Очевидно, что на местных выборах бренд любой партии является скорее обузой, нежели преимуществом. Однако, недавно принятые законодательные изменения обязывают крупные города избирать местные советы по партийным спискам. Вот и вынуждены активные жители, идущие в местные органы власти, навешивать на себя партийные ярлыки, зачастую не отражающие их реальных убеждений.

    При этом большинство партий у нас по-прежнему остаются партиями «садового кольца» со слабыми региональными отделениями и отсутствием реального кадрового резерва на местном уровне. Практически не выдвигают кандидатов на местах «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России». СР и КПРФ в этой избирательной кампании смогли выдвинуть кандидатов в главы только на 16% мандатов. Неожиданно ЛДПР опередила коммунистов, выдвинув своих кандидатов в главы на 20% мандатов. А ведь в последние годы КПРФ неизменно занимала второе место после «Единой России» по количеству выдвинутых кандидатов.

    Бесспорным лидером по участию в местных выборах продолжает оставаться «партия власти». Ее кандидаты выдвинуты на 87,8% мандатов глав и на 84,4% мандатов депутатов. Однако в нынешней избирательной кампании «Единая Россия» несколько ослабила свой напор. Ведь в предыдущие 2 года ЕР выдвигала кандидатов почти на каждый мандат. Растерянность ЕР ощущается и в неожиданном отказе от открытой борьбы за электорально значимые муниципалитеты. К примеру, не выдвинут официальный кандидат от «Единой России» на выборах мэра г. Архангельск. Действующий мэр, член партии, идет как самовыдвиженец. А кандидаты от КПРФ, ЛДПР и СР выдвинуты и активно включились в борьбу. Та же картина – на выборах мэра Ярославля. В Москве избирается свыше полутора тысяч депутатов муниципальных собраний, от «Единой России» - ни одного кандидата.

    Вообще муниципальные выборы в Москве в нынешнем году стали настоящей сенсацией, претендентов на каждый мандат непривычно много. И это при том, что в Москве местное самоуправление ущербное, практически лишенное полномочий и финансовых рычагов. В предыдущие годы московские муниципальные выборы не вызывали интереса ни у жителей, ни у потенциальных депутатов. Резкое изменение ситуации – несомненное свидетельство стремительного повышения гражданской активности и политизации населения в столице. Люди хотят реально контролировать власть и готовы использовать для этого любые возможности.

    И в других субъектах Российской Федерации избирательные кампании в муниципалитетах по накалу предвыборной борьбы не уступают президентским. Поступающие в Комиссию обращения свидетельствуют о том, что зачастую действующая местная власть пускается во все тяжкие, чтобы не допустить своих конкурентов к участию в кампании. Избирательные комиссии и суды завалены жалобами незарегистрированных кандидатов. Просчеты и злоупотребления местных властей сплошь и рядом толкают активных граждан к протестам. Протест против конкретного мэра перерастает в протест «против власти вообще». И потому местные «князьки-самодуры», также как и неэффективные губернаторы, представляют для Путина-кандидата большую опасность, чем все конкуренты, вместе взятые.

    Муниципальные выборы ярко демонстрируют острую необходимость в изменении политической системы. Очевидно, что возможность для всех политических партий выдвигать своих кандидатов на местных выборах без сбора подписей – а эта мера содержится в новых поправках к закону «О политических партиях» - сократит количество злоупотреблений со стороны муниципальных избирательных комиссий, тесно связанных с действующими главами и позволит возродить добросовестную конкуренцию на выборах в органы МСУ.

    Еще одним назревшим изменение является отмена пропорциональной системы на местных выборах. Ведь сегодня независимые беспартийные граждане, фактически, лишены права выбираться в местные органы власти. Также лишены права выдвигать своих кандидатов и некоммерческие организации. А ведь именно такие объединения граждан, зачастую созданные для решения острой местной проблемы, наиболее полно отражают настроения жителей города или поселка.

    Конституция РФ, 131-ФЗ «Об основах местного самоуправления в РФ» определяют местное самоуправление как «самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения». И это означает, что доступ граждан в местные органы власти должен быть максимально простым и прямым, не ограниченным партийными фильтрами и сложными конструкциями непрямых выборов. Точно также должен быть облегчен и отзыв местных глав и муниципальных депутатов. Такие меры позволят сделать местную власть истинным органом местного самоуправления.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию