RSS

Блог

  • + 0 -

    01 марта, 2012

    Экология: слова или дела?

    Автор: Сергей Симак, комментарии 1

    21 декабря Правительство России одобрило проект указа Президента «Об основах госполитики в области экологического развития РФ до 2030 года».

    Документ декларирует необходимость разработки и обновления обязательных инструментов природоохранной политики и переориентацию экономики к «зеленому росту» в соответствии с требованиями ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). До 1 декабря 2012 года Правительство России должно утвердить План действий по реализации этого документа.

    «Основы» объявляют стратегической целью государственной экологической политики: «решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности». Таким образом, экологическая безопасность официально признается приоритетом национальной безопасности.

    Можно только приветствовать разработку и принятие такого документа, первого с тех пор, как в уже далеком 1996 году был принят Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

    Главное достоинство «Основ» - в приоритете экономических методов регулирования воздействия на окружающую среду, презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности оценки планируемого воздействия на окружающую среду и запрете на любую деятельность с непредсказуемыми последствиями для окружающей среды, а также участие гражданского общества в оценке экологического влияния проектов на стадии планирования.

    Однако, взглянув в текст закона «Об охране окружающей природной среды», принятого еще в 1991 году, мы уже там обнаружим практически все те идеи, которые повторяются в «Основах». Да и 42 статья Конституции нам все это гарантирует.

    И что? И ничего.

    С тех пор, как была принята действующая Конституция, в нашей стране успели создать и фактически разрушить систему законодательства, которая была призвана обеспечить те самые принципы, заложенные во всех этих замечательных документах. Создать на волне демократизации девяностых и разрушить под предлогом «снятия административных барьеров для бизнеса» на волне шкурного и близорукого хозяйственного лоббизма нулевых.

    В результате, например, вместо презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности мы получили систему с презумпцией вредности для развития экономики любого контроля, вместо гарантированного Конституцией права людей на благоприятную окружающую среду – гарантированное 294-ФЗ право предприятий фактически выйти из-под экологического контроля и травить этих самых людей, вместо общественных слушаний и общественных экологических экспертиз, имевших хотя бы рекомендательный характер – «публичные слушания» для «информирования населения», мнение которого уже никого не интересует.

    И как раз в городах, где реализуется 70% хозяйственных проектов и проживает 80% населения страны, причем практически все те, кто способен организовать общественные экологические экспертизы, такие экспертизы отменены. А гарантированное Конституцией право на (полное) возмещение вреда, причиненного ухудшением состояния окружающей среды, в наших реалиях иначе как насмешкой не воспринимается.

    Результат закономерен – по данным исследования Центра экологической политики и права Йельского университета, Центра международной информации науки о Земле, Колумбийского университета, Всемирного экономического форума и Объединенного центра исследований ЕС, с 2000 по 2010 год общее состояние здоровья окружающей среды в РФ ухудшилось сильнее, чем в какой-либо из 132 рассматриваемых стран (см. подробнее).

    Все это свидетельствует о том, что недостаточно принять «концепцию», «стратегию» или «основы госполитики», нужно создавать конкретные работающие правовые механизмы. А вот с этим у нас традиционно хуже, чем с концепциями. Так, например, несмотря на решения Госсоветов РФ в 2010 и 2011 гг., поручения Президента по принятию пакета из 5-6 экологических законов, до сих пор принят только один из них, причем не самый значимый. Проблема, очевидно, – в дефиците политической воли, возможно, в непонимании, зачем все это нужно.

    Очевидно, что добиваться реальных улучшений и в состоянии окружающей среды, и эффективной реализации госполитики в этой сфере можно только активными усилиями людей, солидарностью и неравнодушием, в общем, тем, что принято называть гражданским обществом. И, на мой взгляд, роль ОП РФ как инструмента межсекторального диалога, как инструмента контроля со стороны гражданского общества за правоприменением в этой области должна только возрастать!

    Рубрика: Экология

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

  • 02.03.2012 18:25:06

    Семен Елкин

    В Клину экокатастрофа, а мэр открывает химзаводы!

    С отчетными докладами выступили глава Клинского района Александр Постригань: Главное, было понятно, что взятый районом курс на развитие новых производств и новой промышленности будет продолжен. Клин на грани экологической катастрофы, глава вместо улучшения условия проживания людей тратит время на поиски сомнительных инвесторов и обслуживания их заводов. При том, что они не дают ни рабочие места, ни доходы в бюджет, а садятся на инфраструктуру и банально портят воздух и воду. Надо что бы чиновники думали о людях, а не дельцах.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию