RSS

Блог

  • + 0 -

    20 апреля, 2009

    Попытка жить по правде

    Автор: Ефим Рачевский, комментарии 8

    С этого года Единый Государственный Экзамен перешел из стадии эксперимента в штатный режим. Есть Закон, есть давно уже принятые решения, в целом уже создана система, по которой выпускники будут сдавать ЕГЭ и по его результатам поступать в вузы. Несмотря на это, до сих пор звучит критика экзамена, вплоть до предложений по его отмене.

    Мне кажется, противники ЕГЭ основываются не на каких-то объективных аргументах, а на традиционном для нашего народа страхе перед всем новым. В XIX веке народ боялся паровозов, потом страх вызывала всеобщая вакцинация. Лучше не мыться, но по-старому, чем привыкать к незнакомому и враждебному чувству чистоты и правды. Для того чтобы привыкнуть к ЕГЭ, потребуется еще несколько лет. Точно так же потребуются годы, чтобы автомобилисты уважали пешеходов и друг друга, чтобы подбирали за собаками на городских тротуарах собачьи экскременты, чтобы приучались платить налоги и улыбаться незнакомым людям.

    В тех регионах, где единый экзамен проводится достаточно давно, сами школьники, будь у них выбор, предпочли бы сдавать его, а не традиционный экзамен: снижаются риски коррупции, у абитуриента есть возможность подать документы сразу в несколько вузов, вне зависимости от того, где они находятся, правила его проведения ясные и четкие.

    Кроме того, единый государственный экзамен обладает несколькими формирующими функциями: развивает способность делать правильный выбор – совсем не обязательно делать успешно все задания по математике, если ты собираешься учиться на историческом факультете; самостоятельно работать с текстом – сегодня как никогда актуальна культура письменной речи; формирование веры в себя и свои силы, а не подсказку или ободряющий взгляд учителя и экзаменатора. И очень существенно: ЕГЭ в значительной степени делает реальностью все декларации о равном доступе к качественному образованию. Несмотря на то, что в России образование только начинает выполнять функции социального лифта, а места в элитах все еще передаются по наследству, качественное образование дает шанс не богатым, но умным, не отпрыскам знаковых родителей, но просто талантливым детям.

    Хочется упомянуть и важность развития культуры тестирования, до сих пор практически отсутствовавшую в нашей стране. Действительно, прохождение тестов в новинку нашим школьникам и студентам, до последнего времени им практически не приходилось сталкивать с подобным способом проверки их знаний. Теперь же они используются для решения такого ключевого вопроса, как поступление в вуз, и это действительно необходимо для интеграции системы российского образования с мировой. Если мы хотим предоставить нашим школьникам и студентам возможность проходить стажировки в вузах других стран, прокладывать свою личную образовательную траекторию, которая вполне может пройти и через зарубежные образовательные учреждения, то они должны уметь проходить тестирования и быть к ним готовыми.

    Разумеется, у ЕГЭ есть и проблемы, над решением которых стоит работать, но связаны они не с самим экзаменом, а с форматом его проведения и предъявляемым требованиям. Положение о государственной итоговой аттестации для выпускников этого года увидело свет только в конце января. Жертвами стали старшеклассники, которые только за несколько месяцев узнают о правилах игры, которые будут к ним применятся. Эта проблема поднималась и в прежние годы, и она не теряет свою остроту. Просто неприлично допускать такую медлительность и халатность по отношению к тем людям, которых мы выпускаем во взрослый мир, где они сами должны будут нести за себя ответственность.

    А как же ответственность чиновников, которые не позаботились о том, чтобы каждый выпускник заранее знал, какой экзамен и когда ему сдавать, чтобы поступить в желаемый вуз? По-хорошему, эти правила должны быть объявлены за год, а лучше за два до проведения единого экзамена, и потом не меняться десятилетиями.

    Реализация внедрения программы ЕГЭ сталкивается с закономерными сложностями: несовершенны контрольно-измерительные материалы, сама процедура проведения экзамена все еще оставляет лазейки для нечестности, слабо продуманы виды деятельности по преодолению психологических барьеров. Причем, страхи нагнетаются не столько детьми, сколько взрослыми. Старшеклассники меньше боятся работы и ее результатов, чем их учителя и родители.

    Огульная критика не поможет усовершенствовать систему, но нам необходим анализ имеющихся недочетов в процедуре экзамена, инвентаризация недостатков. Именно поэтому родители и учителя должны активно взаимодействовать с властью, информировать о любых проблемах, которые возникают в ходе проведения экзамена. Общественная палата тоже не собирается отстраняться от этого процесса – уже второй год подряд Комиссия по образованию и науке организовывают горячую линию, которая станет эффективным средством обратной связи, позволяющий узнать о недостатках экзамена и имевших местах нарушений.

    На самом деле, ЕГЭ в этом году будет первым настоящим ЕГЭ. Те, кто опасается большого количества плохих результатов по математике и другим предметам по аналогии с прошлым годом, забыли о том, что в 2008 году выпускник мог сдавать пустой лист бумаги, и все равно получить положительную отметку, потому что действовал принцип «плюс один балл». Соответствующей и была подготовка.

    В этом году школы, старшеклассники, учителя готовятся и готовят серьезно, все осознают степень ответственности. Поэтому у нас есть в этом году реальный шанс узнать правду о качестве отечественного школьного образования, и пусть измеритель пока несовершенен, но он намного объективнее, чем традиционные формы аттестации, когда действовал принцип: оцениваю то, чему сам учу. Порочность этого массового подхода в оценивании заключается в его отставании от естественных вызовов современного мира, в котором институализированные системы образования перестают быть доминирующими, когда актуальными становятся самообразование с помощью Интернета, книг, консультаций, множественных практик. Школа давно уже перестала быть монополистом знания, и это – нормально и закономерно. Независимая экспертная оценка того, что знают и умеют выпускники, как реализуются их способности, неизбежно предъявит сообществу, государству, налогоплательщикам правду, которой нам так не хватает, в том числе и в образовании.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (8)

  • 10.05.2009 11:32:06

    http://maruga

    Мнение студента

    Тольятти. Поступал в 2005.
     
    Мне кажется основное недоверие к данной системе вызвано не так боязнью нового, как недоверием в возможность объективной оценки абитуриентов по некоторым предметам. Думаю, над этим работают.
     
    Так же очень популярно мнение об отсталости тестовой системы оценки знаний. Мол, эта система сделана по примеру штатовской, а в самих штатах уже отходят от этого.
     
    Я доволен, что сдавал один экзамен вместо двух. По русскому всегда была тройка, натаскавшись на тесты, я получил пятерку.
     
    Но реально эта проблема с выпускными-вступительными экзаменами отвлекает внимание от самой системы образования. Ведь это всего одно лето в жизни учащегося. А то что, говоря о перегруженности школьников, им преподают совершенно бестолковые и даже не понятные предметы. Ставят компьютеры и интернет и забывают о новых географических картах.
     
    В институте наоборот сокращают часы спец. предметов, а тут ещё б

    Ответить

  • 13.06.2009 23:01:56

    ????????

    к вопросу об объективноости

    Выдержка из форума абитуриентов одного престижного института
    (написано 09.06, т.е. через день после написания ЕГЭ по английскому):
    -....И еще:разве в ЕГЭ по английскому языку пятый раздел "Говорение" отменили?Ответьте,пожалуйста.У нас тут никто ничего не знает или не хочет говорить.
    -Да, раздел "Говорение" в ЕГЭ по английскому в этом году отменили.
    причём где-то в феврале. А Вы этого в понедельник не заметили?
    -Не надо остроумничать.Несмешно,правда.Не все так хорошо информированы,как вы.У нас,например,в регионе ни департамент,ни учителя,ни сами организаторы во время экзамена не могли дать внятного ответа,будет ли 5 раздел "Говорение" или нет.О том должен ли он быть или нет,мне никто так и не сказал(видно,сами не знают),даже после сдачи ЕГЭ.Естественно, меня это потревожило!!!Вы считаете это нормальным?А если вы бы знали,как проходил сам ЕГЭ(пользование телефонами,словарями,подсказками по телефону,а также отключение света на 1.5часа,что нельзя бы

    Ответить

  • 23.09.2009 03:36:36

    ??????

    Моя статья

    Я - инвалид детства,  ДЦП. Этот страшный диагноз был поставлен, когда мне было 6 месяцев. Но, несмотря на диагноз, мне удалось окончить среднею образовательную школу (СОШ) - дело в том, что мне врачи запретили ходить в обычную школу, но моя мама договорилась с директором школы и меня взяли. Несмотря на запрет врачей, поначалу меня мама возила в школу в коляске, но после первого класса я начал сам ходить, мне помогала родная сестра и другие дети то есть мои одноклассники. В школе естественно были проблемы, это издевательств, как со стороны детей, так и от некоторых педагогов, пришлось перетерпеть немало. Но перевести в специализированную школу меня не смогли, так как с успеваемостью проблем не было.
    По прогнозам врачей, мне грозит жизнь под опекой родителей. Однако такая перспектива меня не устраивала. Окончив школу, я решил поступить в Университет, на экономический факультет. Но при прохождении медицинской комиссии мне категорически запретили поступать в какое-либо уч

    Ответить

  • 18.11.2009 11:58:34

    1) Исключение субъективного мнения  при принятии решения по тестируемому предмету
    2) Снижение риска коррупции в системе образования;
    3) Принудительное увеличение заинтересованности обучающихся в получении знаний и посещении образовательного учреждения;
    4) Качественно новый уровень знаний;
    5) Выявление признаков несовершенства системы преподавания и уровня преподавателей;
    6) Выставление объективной оценки;
    7) Развитие трудоспособности, целенаправленности, уверенности, психологической устойчивости у обучающегося;
    8) Формирование объективного табеля о рангах для использования в государственных целях/

    Ответить

  • 06.12.2009 23:37:18

    ???????

    образование

    ЕГЭ - это одна из множества пустых и вредных затей, распыляющих понапрасну человеческую энергию вроде набивших оскомину программ типа:  - уже в 1980 году советский народ будет жить при коммунизме... экономика должна быть экономной... пятилетка качества... устраним коррупцию за месяц... госкорпорации спасут экономику... нанотехнологии.. инновации..
    хуже дурака может быть только дурак с инициативой
    Троечники, стоящие у власти и троечники, служащие советниками- перестаньте повторять слова, смысла которых не понимаете! Масса глупости уже превысила критическую и деградация начала развиваться по механизму цепной реакции
    Государству с неразвитой экономикой и правительственной машиной образованные люди не нужны - этому ежечасно мы видим подтверждение.
    данная тирада не полемика с автором, потому что нет предмета для полемики, а просто вопль!

    Ответить

  • 04.04.2010 09:23:52

    ?????

    У наших людей поразительная способность извращать хорошую идею и "воплощать" ее в такие формы!
    ЕГЭ несомненно имеет много плюсов. Но руки бы оторвать людям, которые их составляли! Читаю иной вопрос (я биолог по специальности) и варианты ответов к нему, и среди них ни одного точного! Непонятно, что хотят от школьника.
    Сломать-то сломали старую систему, а что взамен? Посмотрите школьные учебники под грифом министерства! Во-первых, обнаружите кучу опечаток - их что, вообще никто не вычитывает?! (Читаю в учебнике биологии 4 кл. надпись на рисунке "икроножная мышца" около дельтовидной!) Во-вторых, складывается впечатление, что авторы в принципе не знакомы с дидактическими принципами, с методикой преподавания! А про ВУЗовские учебники и говорить нечего - авторы чаще всего просто хотели показать, какие они умные, а вовсе не объяснить суть явления. Ведь можно выразиться попроще, особенно для небиологов! И опять министерство ставит гриф не глядя: в учебнике "Физиология ЦНС"Кузнецов А.П., Смелышева Л.Н. дважды повторяются одни и те же параграфы! Это вообще как называется?!
    И еще одна тема. Рабочие программы преподавателей. "Ворочу, что хочу", ведь госстандарт всего пара строк. Похоже, по такому же принципу в Мин-ве работают: кто додумался ставить в специальности "Психология" в 1 же семестре "Анатомию ЦНС" без общей анатомии, а во втором - сразу "Физиологию ЦНС" и "Возрастную ФИЗИОЛОГИЮ" БЕЗ ОБЩЕЙ! а потом еще интереснее - "Психогенетика" без основ генетики и дисциплину ведет преподаватель кафедры психологии!
    С болью вспоминаю те толстые министерские программы, по которым в 1980-1990х учились мы. Там было всё продумано и прописано!

    Ответить

  • 17.05.2010 23:39:56

    xarrappa

    Власть наглядно показывает нам, что умные люди в стране не нужны! Оно и логично, умные такого безобразия, какое творится у нас сейчас, не допустят.
    http://eleanorra.ru

    Ответить

  • 07.09.2010 18:20:40

    Николаевич ???????

    знаете,говорят,что благими намерениями усыпана дорога в ад!таким образом,я смотрю на модернизацию всего образования в целом.Объясню почему-в нашей стране как ни в какой другой сочетается несочетаемое-умный дурак,слабовольный силач,честный лжец и т.д.Все попытки государства переустройства реформирования приводят к появлению именно такого рода людей.скажите,пожалуйста, вот вы как представитель общественной палаты-какой-нибудь соцопрос внутри школ,в среде преподавателей проводили?неофициальный?потому что официальностей  у нас в течении долгого времени учили  бояться...по всей России ли проводили? или только в пределах МХАТа и самых избранных школ?
    такое впечатление,что унас проводят реформы ради реформы...СССР распался,но привычка всех плести под одну гребенку осталось.меня перехлестывают эмоции.я смотрю на это безобразие, беспорядок и чинопоклонство и тошно становится.говорят о недостатке менеджеров на местах,а я бы сказал об отсутствии головы на верху...А РЫБА ГНИЕТ-ТО С ГОЛОВЫ...хотите чтобы я оценил работу Министра образования и его кабинета-оценка-2...нельзя проводить сырые бездумные реформы...работа общественной палаты-2...потому что все бояться за свои места и плевать вам,вообще,на общественное мнение,она его вообще не отстаивает!... знаете,что говорят китайцы-если реформы не улучшают  условия в 10 РАЗ,ТАКИЕ РЕФОРМЫ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА  ПРОВОДИТЬ....а кто меня здесь услышит?-запишите меня в какие-нибудь антиреформаторы и консерваторы,не понимающего прекрасных идей задуманных нашим государством ...как много в нашей стране осталось от советской власти...те же пиары...только если раньше кричали лозунги-да,здравствует,товарищ Сталин и давайте строить коммунизм,товарищи...сейчас поменяли на другие...да,здравствует Владимир Путин...не стойте на пути реформ граждане...тогда кулачили...а теперь ищут менеджеров...смешная страна...ломает,а потом пытается с обломков что-то построить с помощью гипер умных всезнающих как надо жить министров....прелесть!...даже СССР разрушили вопреки общественному мнению...как же все слабы...общественная палата,общественная палата.....когда в нашей необъятной родине-человек,который получает большую зарплату будет работать хоть чуточку больше, чем получающий маленькую зарплату учитель...отрабатывать то,за что ему платят деньги.
    Спасибо за внимание...я выговорился...мне стало чуточку легче .пока.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию