RSS

Блог

  • + 0 -

    02 марта

    Без конкурентной среды в сфере здравоохранения никогда не будет расти качество медицинских услуг

    Автор: Владимир Слепак, комментариев нет

    Спикер Совфеда Валентина Матвиенко призвала Минздрав создавать условия, чтобы гражданин сам выбирал, куда ему идти с полисом ОМС — в государственную или коммерческую структуру.

    Странно, но Минздрав не занимается решением очевидной проблемы!

    Без конкурентной среды в сфере здравоохранения никогда не будет расти качество медицинских услуг. А именно этот вопрос, впрочем как и вопросы доступности медицинской помощи, модернизация первичного звена, решение проблемы нехватки врачебных кадров, внедрение новой системы оплаты труда — основные направления в здравоохранении, которые определены Президентом Российской Федерации в его ежегодном послании 15 января 2020 года.

    В целях реализации поставленных Президентом России задач выделяются существенные финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры государственного сектора отечественного здравоохранения, и это, безусловно, заслуживает всяческой поддержки. При этом необходимо обратить внимание на вопрос эффективности использования существующей ресурсной базы, в том числе и частного сектора медицины.

    В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 21.11.1011 “Об основах здоровья граждан в Российской Федерации” (далее 323-ФЗ) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

    Частью 4 указанной статьи 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Аналогичные нормы закреплены в положении об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2014 № 796н “Об утверждении положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи”.

    Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N406н (далее порядок №406н).

    Выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N1342н “Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи” (далее порядок №1342н).

    Согласно этим приказам, выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению, выданному лечащим врачом.

    При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой (пункты 13, 14 порядка №406н; пункты 12, 13 порядка №1342н).

    На основании информации, полученной от лечащего врача, застрахованное лицо или его законный представитель осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

    Исходя из положений нормативных правовых актов, своим направлением лечащий врач подтверждает выбор пациента медицинской организации для получения специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.

    Таким образом, механизм реализации предусмотренного законодательством права на выбор пациентом медицинской организации определен ведомственными приказами. С моей точки зрения, предусмотренный механизм не противоречит конкурентным принципам.

    Вопрос соблюдения принципа конкуренции возникает при анализе правоприменительной практики.

    Распределение комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не обеспечивает конкурентное право участников системы ОМС.

    С моей точки зрения, система распределения должна быть прозрачной и гибкой в части корректировки объемов в ту или иную сторону в зависимости от востребованности медицинской организации на основе понятной всем методики, предусматривающей соблюдение конкурентных прав всех участников.

    Этот вопрос требует серьезного анализа и взвешенных решений, особенно в текущем периоде, когда внедряется система ЕГИСЗ, которая должна стать инструментом в том числе при выборе пациентом совместно с врачом медицинской организации для госпитального лечения.

    Кроме того, ни закон, ни подзаконные акты не уточняют форму направления. В нормативных актах субъектов РФ используется форма направления, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2004 №255 “О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг”, №057у-04 “Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию”. Этот приказ был издан в период монетизации льгот и относится к отдельным категориям граждан, имеющим право на государственную социальную помощь.

    Следовательно, форма направления должна быть утверждена на федеральном уровне и предусматривать возможность выбора медицинской организации в соответствии с положениями российского законодательства.

    Думаю, что без привлечения к этому вопросу Федеральной антимонопольной службы мы не обойдемся. В ближайшее время мной будет направлено письмо с просьбой дать заключение по этой проблеме руководителю ФАС Игорю Артемьеву.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию