RSS

Блог

  • + +14 -

    10 февраля, 2011

    «Эксцесс исполнителя»

    Автор: Владимир Гутенёв, комментарии 13

    Испытания многострадальной российской системы образования продолжаются. С завидной регулярностью в информационном пространстве появляются все новые и новые инициативы. В общем-то, это неплохо, уже хотя бы потому, что поддерживается общественный интерес к такой жизненно важной для будущего России проблеме.

    Однако настораживает настойчивость в продвижении все более сомнительных предложений и то, что их авторы все ближе подбираются к фундаментальным основам образовательной системы.

    Последние «новации» Минобразования, связанные с Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС) для старшей школы, буквально заставили «вскипеть возмущенный разум» интернет-общественности. В конце января в Сети появилось открытое письмо противников принятия в России нового образовательного стандарта для старшей школы. За первых три дня под текстом было оставлено более 10 тысяч комментариев и активность обсуждения не снижается.

    Что же в новом проекте ФГОС вызвало столь бурную реакцию?

    Прежде всего, то, что этот документ напрочь ломает основы осмысленной лучшими умами человечества и столетиями апробированной методы образования и воспитания социально значимой личности. Ведь фундамент этой системы всегда составляли: родной язык и литература, история, математика, физика, химия, биология, география…

    А разработчики ФГОС «ничтоже сумняшеся» переводят эти предметы в разряд «необязательных». Зато «обязательными» становятся: физкультура, Россия в мире, ОБЖ. Не будем ставить под сомнение важность каждого из этих предметов. Допустим, к примеру, что навыки безопасного существования в современном мире важны. Но согласитесь, отводить на изучение основ медицинской помощи и действий в экстренной ситуации два выпускных года, а математику отложить на потом, вряд ли разумно. Характерно, что авторов проекта не смущает даже то, что стандарт в нынешнем виде несовместим с учебными программами высшей школы.

    Напрашивается далеко не оптимистический вывод – переход к новым «образовательным стандартам» в купе с настойчиво предлагаемой системой «платных образовательных услуг» вполне может поставить под реальную угрозу способность нашей образовательной системы обеспечить отечественную техносферу необходимым количеством квалифицированных кадров.

    Действительно, в таком разрушительном смысле ФГОС становится – «одним из ключевых элементов модернизации российской школы», как характеризуют проект разработчики. Вот только нужна ли такая «модернизация», если мы действительно намерены создавать «умную экономику».

    Справедливо заметил Председатель Правительства Владимир Путин, что подобные необъяснимые новации, когда основным предметом в школе является физкультура, а не математика, русский язык и другие фундаментальные предметы, могут быть связаны только с так называемым на юридическом языке – «эксцессом исполнителя». Обращаясь к Министру образования, он рекомендовал не торопиться с принятием документа, а дать общественности возможность обсудить его.

    И здесь я хотел бы обратить внимание вот на какой характерный момент… Вокруг образовательной реформы давно кипят страсти. Мы, на блоге Общественной палаты многократно обсуждали эту тему. Но «реформаторы» как-то не особо обращали внимание на общественное мнение. Сейчас ситуация, похоже, меняется. Во всяком случае, глава Минобразования Фурсенко заверил, что «до тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа».

    Можно выразить надежду на то, что поспешные решения на этот раз не последуют. Но хотелось бы услышать не только мнение законодательной власти и гражданского общества, но и принципиальную оценку руководства страны результативности проводимой образовательной реформы. Может быть, есть необходимость остановиться и довести начатые преобразования до положительного результата и только потом двигаться дальше?

    Рубрика: Образование

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (13)

  • 11.02.2011 17:29:10

    Эксцесс исполнителя

    "совершение исполнителем общественно опасных действий, выходящих за умысел других соучастников и образующих самостоятельное преступление или придающих содеянному качественно иной характер (ст.36 УК). При эксцессе исполнителя последний несет ответственность за фактически совершенные им преступления, а другие соучастники - лишь за соучастие в тех преступных действиях, которые охватывались их умыслом. В зависимости от отклонение от общего умысла других соучастников выделяют следующие разновидности эксцесса: исполнитель вместо задуманного совершает другое преступление (вместо побоев - убийство); совершение исполнителем однородного, но более или менее опасного преступления (например, вместо кражи исполнитель совершает разбой); совершение исполнителем задуманного преступления, но при наличии отягчающих (квалифицирующих) обстоятельств (вместо грабежа, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК, - квалифицированный грабеж, предусмотренный ч. 2 этой статьи); исполнитель, наряду с задуманным, совершает преступное деяние, которое не охватывалось общим умыслом других соучастников и образует новое самостоятельное преступление (например, исполнитель совершает грабеж в соответствии с общим умыслом и изнасилование потерпевшей, которое выходит за рамки общего умысла других соучастников). Эксцесс исполнителя возможен при любом виде соучастия. "

    Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      5+!

      Председатель Правительства дал профессиональную оценку деятельности одного из главнейших социальных министров страны.

      Ответить

      • 07.09.2011 16:57:53

        медики помогут

        Деятельность данного министерства должно оцениваться не в терминах уголовной практики, а в терминах медицины.

        Ответить

  • 15.02.2011 11:36:41

    «Взят курс страны на модернизацию» - не это ли мы слышим чаще всего сегодня из уст лидеров государства? Кто, как не Президент и Председатель Правительства, ответственны за все то, что происходит в этой стране. И как не понимать прописных истин о том, что воспитание социально значимой личности начинается не в институте, а со школы. Именно она должна закладывать основы разумного, доброго, вечного. Откуда будет взяться юным гениям, если система школьного образования будет ориентирована на воспитание «оловянных солдатиков»? Получается, если родителям по силам тянуть платные образовательные услуги, то у их ребенка есть шанс стать «социально значимой личностью». А если нет? Вот вам и равные права на образование. Вот вам и инноваторы, и изобретатели.

    Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      Ничему нас жизнь не учит

      Вот и вернулись к тому, от чего когда-то ушли в суровые послереволюционные годы. Когда по всей стране образовывались школы ликвидации безграмотности. Сейчас мы плавно скатываемся к этому кошмару опять. Всеобщее платное образование приведет к росту числа необразованных малограмотных «социально незначимых» личностей. И потом будем опять расхлебывать то, что наворотили. Ничему нас жизнь не учит.

      Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      Образование для избранных?

      Ситуация, доходящая до анекдотизма: Председатель Правительства лишь слегка «пожурил» господина министра образования: мол, какие-то стандарты у вас нехорошие. То ли насмешка, то ли продуманная акция по изменению самосознания подрастающего поколения. Физическая подготовка, обеспечение безопасности жизни плюс «моя Россия» - это ли не основа для воспитания идеального верного солдата. Не думающего, не мыслящего, не имеющего никаких идей. Что-то гитлеровской стратегией веет. Образование для избранных? Так, получается?

      Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      М-да

      М-да, в свете последних деяний нашего Минобра невольно закрадывается вопрос относительно адекватности творящих там законодательные новации личностей. Потому как читая граничащие с бредом законопроекты, начинаешь сомневаться в психическом здоровье того, кто их создал. Вы только вдумайтесь: это все равно что обезглавить будущее нации, лишить его способности мыслить, творить! Кто вырастет из такого поколения? :(

      Ответить

  • 15.02.2011 12:33:46

    Я считаю, что сама идея ФГОС хорошая, только не доработанная до конца и прописанная в новом законе невнятно. Вот только внедрить ее в современной школе нереально. Все отчитаются, что стандарт внедрен (читай - деньги освоены). А в реале будет очередная профанация.

    Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      Надо повысить зарплату учителям

      Все эти ФГОСы и реформы нужны государству для того, чтобы урезать финансирование школы, переложить бремя обучения на плечи родителей. Не надо ничего придумывать. Надо повысить зарплату учителям, улучшить материальную базу учебных заведений. По данным профсоюзов, почти четверть педагогов получают зарплату меньше прожиточного минимума.

      Ответить

  • 15.02.2011 13:46:56

    Вернуть то, что было

    Образовательная система в Советском Союзе считалась одной из лучших в мире. Но с каждым годом мы все больше отходим от него, образование становится все хуже и хуже. Так нужно ли заново изобретать велосипед? Не лучше ли вернуть то, что было и развивать это дальше?

    Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      считалась лучшей?

      Система образования не изменилась – устарела, т.к. появился новый мир с миллионом новых профессий, и миллионом исчезнувших. ВУЗы стали просто инкубаторами.

      Ответить

  • 04.05.2011 18:17:47

    у Вас вопросы

    Владимир, могу ответить на все вопросы – решениями без изъянов (вопросов у Вас не останется); но это не в двух словах (возможно на двух листах А4), и я не понимаю Ваш интерес.

    Ответить

    • 07.09.2011 16:57:53

      главная проблема

      Конфликт власти – решение проблем системы образования есть, но при этом власть теряет власть.

      Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию