RSS

Блог

  • + 0 -

    20 сентября, 2018

    Отношение к родному языку нацменьшинств — лакмусовая бумага уровня межнационального доверия

    Автор: Светлана Кузнецова, комментариев нет

    Тезисы к моему выступлению на ежегодном совещании ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения, 20 сентября 2018 г., Варшава

    Уважаемый господин председатель! Уважаемые участники совещания!

    Позвольте начать свое выступление с утверждения о том, что родной язык является основой самоидентификации любого человека. Следовательно, и отношение к родному языку нацменьшинств — лакмусовая бумага уровня межнационального доверия, соблюдения прав малых народов в любой стране.

    Кардинально разные подходы в этом вопросе демонстрирует многонациональная Россия и некоторые страны Европы, в которых проживает существенное количество наших соотечественников.

    Что касается Российской Федерации, то здесь практика развития и поддержки национальных языков выражена достаточно четко и значительно. В июле 2018 года Государственная Дума РФ приняла закон об изучении родных языков, который дает возможность свободного изучения родного языка в школах. Более 20 лет я профессионально занимаюсь вопросами кросскультурного наследия народов и принимала личное участие в обсуждении данного закона на этапе его разработки. И могу однозначно подтвердить, что принятию данного закона предшествовали многочисленные консультации с представителями нацменьшинств, проживающих на территории нашей страны.

    Более того, 2019 год будет объявлен в России Годом языков коренных народов. А таких языков в стране ни много ни мало 276, включая русский.

    Российская Федерация последовательно реализует политику развития и всесторонней поддержки не только языкового разнообразия, но и сохранения самобытности всех народов, проживающих на территории страны.

    Кардинально иную картину в отношении русского языка мы наблюдаем в странах Балтии и на Украине.

    На протяжении как минимум последних 15 лет вопросы сохранения языкового многообразия и развития культурной самобытности национального меньшинства — русских — в этих странах неуклонно и последовательно сдвигаются в сторону притеснения и дискриминации наших соотечественников вплоть до фактического запрета получать образование на родном языке!

    В Латвии русскоязычное население предпринимает отчаянные попытки остановить произвол властей, которые добиваются полного перевода образования в школах нацменьшинств на латышский язык. Запрет на обучение на родном языке коснулся и частных учебных заведений. Контрмеры — предложение российского посла в Латвии об организации посольских школ — были встречены с агрессией. Это предложение было названо латвийским министром образования и науки (Карлис Шадурскис) «всего лишь фантазией…, не имеющей под собой никакого правового обоснования».

    Отметим: видимо, никакого правового обоснования вопреки международному праву!

    В Литве не так давно внесены законодательные поправки, согласно которым к 2023 году преподавание на литовском языке в школах для нацменьшинств — подчеркиваю, нацменьшинств! — будет занимать 60 процентов всего объема обучения. Что это, если не дискриминация и насильственная ассимиляция русскоязычного меньшинства?

    А как назвать проведение так называемых профилактических бесед с учениками русскоязычных школ Литвы? Профилактику чего осуществляет министерство образования Литвы? Видимо, профилактику четкой идентификации подростков как русских!

    В Эстонии также практикуется этническая нетерпимость к учащимся и педагогам русскоязычных школ; применяются языковые штрафы к русскоговорящим жителям.

    Не отстает от прибалтийских государств и Украина. Нашумевшие поправки 2017 года к закону «Об образовании» Украины также вызывают как обоснованные претензии у граждан страны, так и напряжение у стран-соседей. Следуя примеру стран Балтии, Украина вводит запрет на получение образования на любом языке, кроме украинского. Русскоязычное образование неизбежно исчезнет. Данная ситуация неприемлема не только для русскоязычного населения, но и для других нацменьшинств Украины.

    Напомним, что сейчас на Украине на языках нацменьшинств учатся около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Всего в стране более 15 тысяч школ, из них с русским языком обучения — 581, румынским — 75, венгерским — 71, молдавским — три и польским — пять. (данные на сентябрь 2017 года).

    Особую озабоченность вызывают методы, которыми пользуются власти упомянутых государств, выстраивая в отношении национальных меньшинств. Прикрываясь высокими целями образования на государственном языке, нарушаются все мыслимые и немыслимые международные договоренности. В первую очередь — Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств. Не говоря уже о том, что подобные законопроекты принимаются вопреки воле и желаниям представителей самих национальных меньшинств, что прямо нарушает фундаментальные права и свободы человека.

    Мы призываем коллег по ОБСЕ предпринять соответствующие меры с целью прекращения порочной практики дискриминации языковых и образовательных прав национальных меньшинств в государствах Балтии и на Украине.

    Спасибо за внимание!

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию