RSS

Блог

  • + 0 -

    25 августа, 2017

    Сатиры сегодня нет…

    Автор: Александр Малькевич, комментариев нет

    95 лет исполнилось бы журналу, о котором говорили, что у него - повадки настоящего крокодила. «Смел, агрессивен по отношению к своим врагам, стремителен в броске, не жаловался на плохой аппетит» - все это о нем, популярнейшем российском и советском сатирическом журнале «Крокодил». На текстах (и карикатурах!) которого выросло несколько поколений.

    Я сам, буквально проглатывавший каждый его номер в свои школьные годы, - не исключение.

    С грустью приходится констатировать, что издание, тираж которого в лучшие годы переваливал за шесть млн экземпляров, не дожило не то что до своего 100-летнего юбилея, но и даже до этой даты, о которой речь идет сейчас. Грустно, потому что сатира — это жанр, в котором должен себя попробовать хотя бы раз, на мой взгляд, каждый журналист.

    Фельетон — искусство, требующее настоящего Мастерства, навыков работы со словом, грамотности (в том числе и политической) и остроумия. Когда и кому это мешало в профессии?!..

    С исчезновением «Крокодила», по сути, произошла девальвация такого жанра, как карикатура. Да, конечно, интернет позволяет процветать сатирикам новой волны, есть такие мастера, как Елкин, но большинство художников-карикатуристов, "живущих" в интернете, все-таки часто сваливаются в пошлость, а в СМИ им приходилось держать себя в рамках.

    Замечу, это не всегда плохо, потому что мы знаем, как в советское цензурное время многие журналисты, поэты, писатели виртуозно владели эзоповым языком, и запреты тогда способствовали развитию художественного слова, метафоричности и умению иносказательно и доступно рассказать о проблеме.

    К сожалению, получается, что в наши демократические времена новейшей российской истории «Крокодилу» стало сложно жить. Символично, что вместе с журналом «Крокодил» ушел в небытие и телевизионный сатирический журнал «Фитиль», который также пытались наполнить новым содержанием в нулевые годы, однако попытка эта не увенчалась успехом.

    На мой взгляд, еще не поздно вернуться как к «Крокодилу», так и к «Фитилю». Этот легендарный тележурнал был хорош, и, я считаю, сейчас вполне можно было бы показывать его короткие зарисовки в наших кинотеатрах перед фильмами - как это было и раньше, в советские времена.

    Удивительно, что сейчас, в наше время массовой культуры и клипового сознания, когда как раз большинство потребителей отлично воспринимают картинки и короткие подписи к ним, журнал «Крокодил» перестал существовать. Он прекрасно мог бы вписаться в эту концепцию.

    Был великолепный сатирический журнал с яркими карикатурами и карикатуристами, фельетонами, был и «Фитиль». Что осталось?

    Сатиры сегодня нет. Однако потребность в ней есть. Есть явления в жизни, которые можно и нужно высмеивать, над которыми можно и нужно шутить. Так почему бы не адаптировать к реалиям сегодняшнего дня сатиру, сатирические издания с учетом современных тенденций?!

    Можно было бы сделать «Крокодил» электронным изданием. Изыскать средства в качестве гранта для «Фитиля» и продолжить его выход, "подвязав" к этому кинотеатры и интернет. На этой почве мог бы даже зародиться целый "сатирический" медиахолдинг.

    Жалко, что хорошие бренды "накрылись медным тазом". Однако еще не поздно всем нам включиться в это, заставить и Федеральное агентство по печати, и Союз журналистов России поискать формы возрождения качественного сатирического СМИ в нашей стране. Нельзя терять проверенные временем бренды. Тем более, что есть и обратные примеры - тот же "Ералаш", который смог остаться на плаву.

    Значит, нужно просто продолжать борьбу. За читателя. За зрителя. За людей, которым нужно Слово. За тех, кто любит и хочет думать.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию