RSS

Блог

  • + +14 -

    22 ноября, 2010

    Ученье свет

    Автор: Владимир Гутенёв, комментарии 21

    Один из авторов сатирического журнала «Крокодил» Эмиль Кроткий первым заметил: «Ученье свет, а неученых – тьма». Пожалуй, этот афоризм можно в определенной мере применить для характеристики нынешнего состояния нашей образовательной системы.

    По данным Рособрнадзора, сегодня в России действует свыше тысячи высших учебных заведений, из них половина – негосударственные. Более чем достаточно и количество студентов. По словам главы Министерства образования – мы едва ли не перешли к всеобщему высшему образованию!?.. Здесь впору прозвучать громким и продолжительным аплодисментам.

    Но, увы, по некоторым оценкам, только около 40 вузов выпускают по-настоящему востребованных на рынке труда специалистов. И даже среди них, что особенно прискорбно, удельный вес инженерно-технических специалистов непозволительно низок. При этом сфера реального производства испытывает острейший дефицит квалифицированных кадров.

    Так что, по-сути, сегодня мы имеем дело с системой псевдообразования. Она плодит экономистов со слабым знанием математики и юристов без знания гражданского права, дискредитируя тем самым фундаментальное академическое образование. А специальности инженерные и естественно-научные, к сожалению, среди абитуриентов уже давно не имеют должной популярности.

    Возникает вопрос – кто же тогда будет создавать инновационную экономику – экономику знания и новых компетенций? Не фонвизинские же Митрофанушки…. Для этого необходимо, в первую очередь, новое инженерно-техническое поколение, обладающее инновационным мышлением и этими самыми новыми компетенциями.

    В этом смысле, проходящая нынче реформа образования напоминает корабль «без руля и без ветрил», плывущий пока неизвестно к какой цели. Хотя в контексте избранной стратегии развития элементарный здравый смысл указывает на эту цель совершенно очевидно – это качественное образование востребованного, прежде всего, в реальном секторе экономики, специалиста. В какой мере этому способствуют весьма спорные нововведения с ЕГЭ и двухуровневым образованием пока не ясно.

    Остается уповать на то, что новый закон об образовании придаст реформе искомый смысл. Хотя и здесь пока больше вопросов, чем ответов. Во всяком случае, это касается обнародованного текста законопроекта.

    Его главный изъян, считают эксперты, особенно производственники, заключен в том, что он фактически наносит удар по профессиональному образованию, да и по тому системному подходу, который в нем продекларирован. Как иначе прикажете трактовать то, что исчезло понятие «начальное профессиональное образование», которое дают профессиональные училища? Ведь это базисное образование для рабочих профессий. Разработчики предлагают осуществлять подготовку рабочих в рамках профессионального обучения, признавая тем самым тупиковой образовательную ветвь ПТУ – техникум. К этому добавим невнятную проработку системы среднего профессионального образования и механизмов его финансирования. И это далеко не все претензии к законопроекту.

    Будем надеяться, что результаты общественной экспертизы, которую по решению Президента России пройдет новый законопроект, помогут его совершенствованию. Правда тут есть свои нюансы. Наиболее ключевой, на мой взгляд, проблемой обсуждения законопроекта, является вопрос: кто будет модератором сайта? Ведь может возникнуть соблазн вычистить с неизбежной шелухой компетентные, но острые замечания. И где гарантия, что этого не будет сделано?

    Может быть, Минобрнауки возьмет на себя смелость включить в этот процесс представителей институтов гражданского общества. Очень важно, чтобы мнение общества, его граждан было учтено во всей возможной полноте.

    Слишком велико значение нового закона. В принципиальном плане, на мой взгляд, вопрос сегодня стоит так – от того сумеем ли мы превратить высшее образование в общественное благо, зависит будущее России.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (21)

  • 22.11.2010 18:35:53

    Валерий ??????

    Момент истины

    Нормативное рассмотрение дел по существу предполагает подход с позиции знания лучшей в мире жизнеутверждающей сущности Конституции России образца 1993 года, из которой в частности следует, что жизнь – это закономерная реализация жизнеутверждающих возможностей совершенствования. Между тем, в толковых словарях и энциклопедиях продолжает насаждаться инфернальная трактовка жизни, как формы существования материи или белкового тела, которая была глобально внедрена в 1954 году. Очевидно, что ложь несовместима с общественным сознанием, а если она там появляется, то это означает, что общество программируют на самоуничтожение, а нормализация общественного сознания в соответствии с конституцией – это на сегодняшний вопрос жизни. Так почему Вы ни слова не написали об актуальной задаче нормализации общественного понятийно-мировоззренческого аппарата России?!

    Ответить

  • 22.11.2010 21:38:32

    ?????

    Самые лучшие специалисты в любой отрасли те, кто прошел цепочку ПТУ-Техникум-ВУЗ(в их классической форме). Эти специалисты были востребованы всегда. Из двоих студентов ВУЗа на работу пригласят того, который окончил техникум, получил специальность и продолжает учиться. Он более зрелый, он увереннее. Поэтому все эти ступени важны в подготовке специалистов. Тем более в инновациях. От рабочего станка с ЧПУ к инженерному работнику высокой квалификации.

    Ответить

    • 23.11.2010 17:31:45

      ????????

      К сожалению, сегодня ПТУ превратились в своеобразные резервации для неблагополучных подростков. Туда выбрасывают школьников, которые к концу девятого класса с трудом читают и пишут. Они откровенно бездельничают на уроках, и преподаватели профтехучилищ тянут их буквально за уши, чтобы они с грехом пополам сдали ЕГЭ. Как таковых знаний они не имеют и еле-еле сдают базовый минимум. Система ПТУ давным-давно изжила себя.

      Ответить

      • 24.11.2010 10:20:24

        Костромин ????????

        Мимо моего дома по утрам идут на занятия девушки – студентки толи ПТУ, толи техникума – медицинского уклона, будущие медсестры. Так они так матюкаются, что пришлые бомжи и местные алкаши краснеют от зависти!

        Ответить

        • 24.11.2010 14:55:43

          Помогаева ???????

          Так же звуковая картина - постойте,  покурите в вечерней темноте скверика рядом со зданием Моховой, 9, Журфак МГУ.
          Это общая бытовая культура, а не принадлежность к ВУЗу или ПТУ.

          Ответить

      • 24.11.2010 11:53:13

        Борис ??????????

        Да! Часто бывает и так. Но уже много и положительных явлений. Ребята из “глубинки” хотят получить нормальную, денежную и интересную работу. Примеров масса – посмотрите сайты крупных машиностроительных компаний (в основном, это правда, оборонных, у них денежки появились, а старики уже давно на пенсии!).

        Ответить

      • 24.11.2010 19:49:16

        ?????

        К сожалению, сегодня ПТУ превратились в своеобразные резервации
        для неблагополучных подростков.
        ----------
        Неблагополучие подростков зависит от социальной среды, которую создает государство: низкие зарплаты у родителей, а порой отсутствие работы. Власть же занята собой. Коррупция, взятки, рейтинги и пр. Им глубоко наплевать на тяжелое положение молодых семей, их образование. Дураками легче управлять.
        Подойди они к этому вопросу по другому, глядишь, наше завтра стало лучше, чем сегодня.

        Ответить

  • 23.11.2010 11:05:45

    Виктор ???????

    Давайте вспомним “золотые” для средне-специального и высшего образования годы. На первый взгляд всё хорошо и прекрасно! Но почему выпускниками тех лет были набиты разные НИИ и СКБ, которые за полной не надобностью были быстренько закрыты в годы демократического капитализма?! И выпускники эти составляли 90% трудового балласта, которым ни поручить ничего дельного нельзя было, ни учиться новому заставить,  ни уволить было не возможно. И качество образования на них ни как не повлияло!

    Ответить

  • 23.11.2010 11:36:14

    Борис ??????????

    Кто хочет учиться – тот научится! И возможностей сегодня достаточно. Грамотных ВУЗов много и умных работодателей тоже уже есть. Фирма «Сухой» выплачивает стипендии 250 студентам ведущих московских учебных заведений. А ПТУ можно, нужно и даже необходимо иметь при крупных концернах и холдингах, что сегодня и осуществляется благополучно.

    Ответить

  • 23.11.2010 12:07:33

    ???????

    Нашим экономистам и юристам знание высшей математики и римского права не поможет, без всякой дискредитации фундаментального академического образования. Налоговое законодательство, как и гражданский кодекс, настолько грамотно составлены,  дополнены и проанализированы судами разных инстанций, что не только с академическим, но и экстрасенсорным образованием там делать нечего!  Или есть чего – но знания нужны практические, понятные и очевидные – им в ВУЗах не учат, но все их знают Well

    Ответить

    • 23.11.2010 18:26:35

      ??????

      Коррупция в нашей стране разрослась во всех направлениях и ее щупальца проникли и в систему образования .  У одной моей знакомой в этом году сын поступал в ВУЗ. При выборе учебного заведения бедная мамаша сбилась с ног. Ее сын собрался поступать на программиста. Когда ей кто-то из сослуживцев предложил поступать в престижный технический институт – она сказала: «Да вы что, платное в нем нам – не по карману. А на бюджетное рассчитывать вообще не приходится. Все известно, что бюджетные места – только для блатных» Not so

      Ответить

    • 24.11.2010 10:12:13

      Сергей ???????

      В нашей стране за последние годы приняты тысячи законов. Одни из них противоречат другим. А те, что и несут в себе хоть долю здравого смысла – на деле не работают. Уверен, что и с законом «Об образовании» будет тоже самое.

      Ответить

      • 24.11.2010 11:17:33

        Евгений ???????

        Ничего не изменится с принятием нового закона. Этот проект изначально – мертворожденное дитя. Один постулат об оценке духовно-нравственного воспитания чего стоит. В наше время вводить такие нормы и критерии – полный абсурд. И как можно это оценивать? И самое главное – кто будет оценивать? Полный бред.

        Ответить

  • 23.11.2010 17:22:21

    Лексина ???????

    Тема больная и об этом надо не просто говорить, а буквально кричать на всех углах. Дипломы сегодня есть у многих, а вот специалистов – практически нет. Люди претендуют на должности, в которых ничего не понимают. Институты плодят непрофессионалов. И страшно становится, когда приходишь в больницу и вверяешь свою жизнь хирургу-троечнику, или отдаешь ребенка в школу учителю-недотепе.

    Ответить

  • 23.11.2010 20:02:16

    Елена Selena

    Законы в нашей стране...?!

    Во-первых, любой закон наши не сильно умные "слуги" умудряются сделать таким, чтобы он работал на "распильщиков", а не приносил реальные возможности развития. Ну а вообще, в стране повсеместной коррупции, произвола, бесконтрольности... говорить об исполнении законов нет смысла. Сначала надо провести реальные выборы по всей "вертикали", создаваемой 10 лет совсем для других целей.

    Ответить

  • 24.11.2010 10:01:20

    Руслан ????????

    Сейчас говорят, что коррупция спустилась из институтов в школы. Это – неверно. По факту, коррупция просто приобрела еще одну площадку. А из институтов никуда не ушла. Все та же система сдачи экзаменов – купюра в зачетке, и все тот же пухлый конверт для гарантированного поступления.

    Ответить

  • 24.11.2010 11:24:20

    Денис ??????

    Модно стало говорить о новых компетенциях. А что это такое – никто не знает. И как их вырабатывать – тоже. Это как в старой сказке: пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что.
     
    Толковый словарь русского языка Ушакова
    КОМПЕТЕ'НЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. competentia] (книжн.).
    1. Круг вопросов, явлений, в к-рых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции.
    2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

    Ответить

    • 24.11.2010 13:00:59

      Арсений ?????????

      Говорить о том, чтобы в институтах давали какие-то компетенции – нелепо. Как видим, это понятие включает в себя не только круг определенных знаний, но и опыт, а также авторитетность. И второе, и третье приобретается лишь с годами. Институты должны давать специалисту специальные знания, до всего остального он должен доходить сам.

      Ответить

  • 24.11.2010 13:05:22

    Варяг

    Действительно, кто будет администрировать сайт? Минобрнауки в чьих недрах родился закон, который уже на первых этапах вызвал бурю негодования? По-моему надо отдать право модерации общественным организациям, по-настоящему беспристрастным и заинтересованным в том, чтобы наши дети получали достойное образование.

    Ответить

  • 26.11.2010 08:08:07

    Я ученый, если кто против пишите...

    Уважаемые Господа!
    Скорее всего, мое обращение к Вам покажется достаточно странным, но оно обосновано позициями общечеловеческих ценностей, а скорее такого понятия как толерантность.
    Инновационность представляемого научного направления исследований можно свести к проблеме перехода научных исследований, толкований общественных явлений от диалектики к триединству от идеалистического начала.
    В ходе общественно-исторического процесса сложились такие экономические школы как:
    - Классическая школа (от А. Смита и марксизм, в частности), используя материалистическую диалектику как методологическое начало, в качестве фактора образования богатства принимает совокупность материальных ценностей и создающий их физический труд.
    - Маржинализм в силу применения экзистенциональной диалектики формирует стоимость из совокупности факторов – труда (физического и умственного), земли, капитала, предпринимательства.
    - Русская экономическая школа на основе применения метода триединства от идеалистического начала («Вначале было слово…») формирует показатель стоимости как матрицу, втягивающую в оборот совокупность всего многообразия свойств, элементов, качеств, участвующих в формировании исчисления и реализации потребностей всех персон собственности, участвующих в конкретном хозяйственном обороте.
    Автор представляемого материала призывает к дискуссии потенциально заинтересованных ученых в разработке данного направления исследований, всех кто неравнодушен к развитию науки и тем более, такой как философия, экономическая теория, которая с прошлого века не имеет развития в плане регулярных дискуссионных процессов.
    Автор                            В.М. Чефонов
     
    Сведения об авторе
     
    Чефонов Владимир Михайлович: р.т. 8 (395-5) 564-027, сот. 89027648638; адрес: 665835. Иркутская обл. г. Ангарск - 35, а/я 1900, e-mail – afsga@mail.ru, персональный эл. адрес: chefonov53@rambler.ru
     

    Ответить

  • 02.12.2010 15:25:11

    ученье свет

    Совершенно правельно,надо своевременно получить знания, выбрать правельный курс ,смело раскрывать паруса и плыть на берега....

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию