RSS

Блог

  • + 0 -

    26 апреля, 2016

    О кризисе традиционной модели детства

    Автор: Любовь Духанина, комментарии 1

    Дошкольное образование играет ключевую роль в развитии ребенка. По данным ЮНЕСКО, инвестиции в уход и образование дошкольников является примером наиболее эффективной общественной политики. Перед системой образования стоит ряд важных задач: расширение доступности, повышение качества образовательных услуг в детском саду, создание условий для семейного воспитания и активное вовлечение в него родителей дошкольников.

    Среди современных вызовов особо выделяется кризис традиционной модели детства. Взросление дошкольников происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. В стремлении обеспечить безопасность ребенка его активность и самостоятельность ограничиваются. Теряет прежние черты и функции детское дворовое общение, сокращается возможность разновозрастного общения, в котором от старших к младшим передается опыт. Детям все реже удается проявить целеустремленность, изобретательность, ответственность за себя и других.

    Происходят изменения и в механизмах семейного воспитания. Сегодня во многих семьях на карьеру нацелены оба родителя, а детьми занимается наемный персонал. Трудовая миграция населения привела к росту числа семей, где один из супругов часто уезжает. Даже в полных семьях наблюдается отстранение отцов от вопросов воспитания. Растет доля однодетных семей, в детских садах преобладают одновозрастные группы. Многие родители стараются восполнить этот возникающий вакуум общения у детей большим количеством современных игрушек, что, с одной стороны, усиливает ориентацию детей на потребление, с другой – сокращает пространство для фантазии, воображения, самостоятельного поиска и конструирования.

    Один из вызовов современному дошкольному образованию создает новая категория семей – это образованные семьи с высокими ожиданиями в отношении образования своих детей. Такие родители (чаще всего это семьи с одаренными детьми) относятся к педагогам уважительно, но критически, а их деятельность расценивают как оказание услуги, а не как подвижничество. Рост количества таких семей создает поле возможностей для образовательного учреждения, но и предъявляет новые требования к педагогу.

    Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума, то сегодня он уже с дошкольного возраста он находится в развернутом информационном пространстве телевизора и Интернета. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослым все сложнее быть авторитетными проводниками детей в жизни.

    Многими исследователями отмечается примитивизация сознания детей, развитие агрессивности, жестокости, цинизма. Под действием компьютерных игр снижается контроль детей за своим поведением, формируется зависимость, растет уровень тревожности, неумение и нежелание идти на контакт, слушать окружающих и договариваться.

    Все эти изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия. Это невозможно без учета интересов и запросов семьи, поиска форм и методов работы, позволяющих учесть актуальные потребности родителей.

    Многие принимаемые решения в части устройства системы образования, содержания обучения, условий, в которых находятся дети, не в полной мере отвечают запросу родителей. Очевидны определенные противоречия между родительским и государственным заказом.

    Например, для родителей очень важна подготовка к школе в дошкольных организациях, конкретные предметные умения и навыки, в то время как позиция экспертов – не готовить детей к школе, а создавать им условия для развития. ФГОС дошкольного образования предполагает реализацию образовательной программы в подходящих по возрасту формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Примерные ориентиры образовательной программы детского сада не включают чтения и письма.

    Существенная точка напряженности – недостаточно сформированная в ряде детсадов материально-техническая и методическая среда. Родители уверены, что все необходимые материалы для занятий предоставляются образовательной организацией, и необходимость покупать игрушки, литературу, наглядные пособия, информационные стенды за свой счет вызывает у них вопросы.

    По результатам социологического опроса, почти каждый третий ребенок помимо дополнительных занятий в детском саду, посещает еще дополнительные занятия различных профилей вне детского сада (27% на бесплатной, 30% на платной основе).

    При этом в региональных органах управления образованием отсутствует достоверная информация о спросе на те или иные услуги в сфере дошкольного образования, что мешает централизованно сформировать качественное предложение. Потребитель, в свою очередь, не знает о тех возможностях, которые ему могут предоставить. Примерно треть родителей ничего не знает о формах получения дошкольного образования, о новых методах обучения и воспитания, о программах, по которым ведется обучение в дошкольных учреждениях, о возможностях коррекционного образования.

    Существует также достаточно много проблем, для решения которых недостаточно текущей квалификации педагогов. В первую очередь это касается работы с разными контингентами детей – например, в группе из 25 человек один ребенок с отклонениями в развитии и один одаренный ребенок. Организация одного общего процесса для всех становится трудно решаемой задачей.

    В ряде случаев могут привлекаться наиболее активные и компетентные родители – как к управлению образовательными учреждениями, разработке и проведению специальных курсов по повышению родительской компетентности, оказанию индивидуальной поддержки, так и к развитию альтернативных форм оказания дошкольных образовательных услуг: групп кратковременного пребывания, групп домашнего воспитания, дополнительных платных услуг.

    Таким образом, реализация эффективного взаимодействия образовательной организации и родителей позволит сделать еще один шаг в становлении системы государственно-общественного управления образованием и расширению пространства развития для каждого ребенка.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

  • 10.05.2016 11:34:57

    Роман Секретенко

    Благодорю

    Спасибо за интересный пост

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию