RSS

Блог

  • + +5 -

    13 сентября, 2010

    Сколько стоит интеллект нации?

    Автор: Владимир Гутенёв, комментарии 9

    До чего живуч у нас пресловутый принцип «экономим крохами, а теряем ворохами!». Особенно в чиновничьей среде и применительно, конечно, не к собственному карману, а к делам государственным. В этом смысле на этот раз решило отличиться Министерство образования и науки совместно с Минфином.


    Глава научно-образовательного ведомства Андрей Фурсенко выступил недавно с заявлением о существенном повышении базовой аспирантской стипендии. Звучит многообещающе. На деле же речь идет о ее росте с нынешних полутора тысяч, аж до 2,5 тысяч. Согласитесь – сумма просто смешная! И это притом, что прожиточный уровень в стране составляет 5,5 тысяч рублей. Правда аспирантам по пяти приоритетным направлениям развития страны планируется увеличить стипендию до 6 тысяч рублей. Впрочем, тоже не ахти что, да и ждать надо до 2012 года.

    Для сравнения заметим - в США аспирант получает 1,5-2 тысячи долларов в месяц и считается интеллектом нации, а в советское время аспирант получал 80 рублей, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет примерно 10 тысяч рублей.

    В заявленном повышении стипендиального фонда речь идет о не такой уж значительной для государства сумме. Но даже тут наш главный финансист Алексей Кудрин категорически против. Причина, как всегда, новизной не отличается - «в бюджете денег нет».

    Поскольку денег на увеличение стипендий нет, Минобрнауки, ничтоже сумняшеся, принимает решение с такой вот «изюминой» - найти их за счет сокращения числа мест в аспирантуре в полтора раза. В результате их количество уменьшится с нынешних 26 тысяч до 15 тысяч. При этом декларируются самые благие намерения – повысить качество аспирантуры. Дескать, к написанию диссертаций сегодня в итоге приступают только 26 процентов аспирантов. Чем занимаются остальные три года обучения в аспирантуре — министерству неясно.

    Согласитесь, для ведомства, отвечающего, если так можно выразиться, за формирование «интеллекта нации», подобное заявление выглядит, по меньшей мере, странно. Тем более, в контексте стратегии инновационного развития России, требующего формирования экономики «знаний и интеллекта». Какое будущее может быть у страны без квалифицированных специалистов? Кому же, как не Минобрнауки вводить критерии оценки эффективности аспирантуры, причем не только на уровне количества защищаемых диссертаций, но и, в первую очередь, их качества, возможности практического применения?

    Следовало бы этому ведомству задуматься также над тем, к чему может привести сокращение аспирантских мест. Ведь в России сейчас, где-то около 300 тысяч ученых. При этом на одного реально работающего в науке российского ученого приходится 15 ученых Китая, 14 ученых США, 14 ученых ЕС, 7 ученых Японии.

    Следовало бы этому ведомству задуматься также над тем, к чему может привести сокращение аспирантских мест. Ведь в России сейчас, где-то около 300 тысяч ученых. При этом на одного реально работающего в науке российского ученого приходится 15 ученых Китая, 14 ученых США, 14 ученых ЕС, 7 ученых Японии. А, по экспертным оценкам, для того чтобы Россия вновь стала интеллектуальным государством с высоким уровнем развития всех передовых сфер, число ученых в ней должно быть доведено, как минимум, до 2 миллионов человек. На недавнем мировом политическом форуме в Ярославле министр по стратегическим вопросам Бразилии Самуэль Гимараес, участвуя в секции «Государство как инструмент технологической модернизации» заявил, что модернизация Бразилии была синхронизирована с резким, в 7-8 раз,  увеличением затрат на науку, технологии и подготовку инженерных кадров.

    Поэтому, думаю, впору задать соответствующим ведомствам отнюдь не риторический вопрос: «Так сколько же стоит, на самом деле, интеллект нации?»

    Рубрика: Образование

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (9)

  • 13.09.2010 11:19:00

    http://makhk

    Так от американского аспиранта и польза, для страны есть. А с наших аспирантов нашей промышленности пользы как "от козла молока"! И зарплата у американского аспиранта в основном от работы по грантам. Пока аспиранты работают не на нужды российской промышленности, то и 2,5 тыс рублей для них МНОГО!!!

    Ответить

  • 13.09.2010 16:11:40

    ?????

    Аспирант может перейти на грантовую систему и получать гораздо больше.

    Ответить

  • 14.09.2010 18:37:28

    Иван ??????

    ариХметика?

    Не могу понять, на каких расчетах основывалось это решение Минобрнауки. Если 26 тысяч  аспирантов получают по 1,5 тысячи рублей, в общей сложности это 39 млн. рублей. А если 15 тысячам аспирантов давать по 2,5 тыс. рублей, это уже 37,5 млн. Получается, весь смысл этих пертурбаций – урезать содержание аспирантов еще на 1,5 млн.? (:

    Ответить

  • 14.09.2010 18:53:45

    Арсений ?????????

    Аспирантура считается необходимым этапом в процессе подготовки кандидатов наук и, соответственно, является научной кадровой базой для докторантуры. От этого зависит и качественный состав всей архитектуры как Академий наук, так и ВУЗов, НИИ и других научных и исследовательских учреждений страны. Поэтому какие будут аспиранты, такие будут и профессора, член-корреспонденты и академики!

    Ответить

  • 14.09.2010 19:14:42

    Кондратов ??????

    Существует предание: халиф Омар ибн Хаттаб повелел полководцу Амру  сжечь Александрийскую библиотеку. При этом халиф сказал: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Но это, скорее всего, не более чем легенда (исторические хроники говорят, что ранее Александрийскую библиотеку минимум три раза жгли римские легионы). Видимо министр финансов тоже считает – все, что нужно нашей науке, есть в бюджетных наработках. А если там чего нет – то и не надо.

    Ответить

  • 15.09.2010 08:45:15

    Марк ????????

    Аспирантура и докторантура действительно зачастую непрозрачны и неочевидны. “План” заставляет кандидатов наук “воспитывать” определенное количество аспирантов, докторов – кандидатов и т.д. Убрать план, резко увеличить количество защит по практическим достижениям – качество научных работников не будет хуже, количество коньюктурно желающих сократится, бюджет экономит.

    Ответить

  • 15.09.2010 10:04:06

    Борис ??????????

    а семеро с ложкой!

    Интеллект нации от затрат на аспирантуру не зависит. И от количества аспирантов, кандидатов и докторов наук тоже. Забыли советские времена? Во всех НИИ, СКБ и просто КБ был принцип – один с сошкой, а семеро с ложкой! И эти фанатики с сошкой понаделали делов – ракеты и космонавты, танки и «Грады», лазеры и мазеры, и даже современные компьютеры! Для тех, кто не знает – современные комптехнологии, от винчестеров до супер-пупер-нано-электронных схем (чипов) досих пор лежат в секретных архивах в виде аспирантских, кандидатских и докторских. И секретят их семеро с ложкой, чтобы скрыть свой профанский позор 60-ых годов! Денег им не платите – дайте возможность реализовать идеи свои бредовые – перефразируя Нилса Бора – только полностью сумасшедшие изобретения помогут модернизировать Россию!

    Ответить

  • 14.09.2010 17:38:00

    http://soulas

    Я аспирант. живу в другом городе, получаю стипендию 2000. За квартиру плачу 5000 (вернее комнату). А ещё нужны деньги на еду. и другие повседневные нужды. Как писать диссертацию и при этом жить. Надо работать. если ты работаешь в коммерческом секторе. то об диссертации можно забыть.
    если ты работаешь по грантам, то скорее всего живешь и работаешь на запад.чем на родину.

    И второе_бизнес и наука действительно отчуждены друг от друга. Они говорят на разных языках и мыслят разными категориями. Само образование очень теоретизировано,, мало прикладных исследований, а если они есть, то оторваны от потребностей реального мира. Какие бы законы не были приняты, взаимодействие науки и бизнеса будут строиться из-под палки нежели. добровольно. А уж гуманитарные науки,это вообще отдельный разговор.

    Ответить

  • 02.11.2010 11:30:13

    Перепёлкин ???????

    К реформе образования

    Автор  предлагает.
    1)  Включить  в   целевую  программу  «Образование»  систему  мероприятий  по  ВИДЕОЗАПИСИ  УРОКОВ (познавательной  части  реальных  уроков)  на  цифровые  носители  по  всем  предметам  школьной  программы.  Аналогичные мероприятия и для студентов по спектру фундаментальных наук.
          Начало  уже  положено.  Идёт  тотальная  компьютеризация  всех  учебных  заведений.  Очень  большое  число  школьников  и  студентов  уже  имеют  домашний  компьютер  и  прочие  технические  средства (CD и  DVD проигрыватели). То  есть,  абсолютное  большинство  школьников  и  студентов   уже  в  настоящее  время имеют  техническую  базу  для  СИСТЕМНОГО  получения  образования  с  использованием  цифровых  носителей.
         Что  сделано  на  сегодняшнее  время?  Сегодня  существуют  только  учебные  пособия  для  учителей.
    Практически,  созданы  некоторые  «шпаргалки»  для  преподавателей,  чтобы  они  могли  эффективнее  проводить  занятия.  Это  очень  хорошо.  Но  следует  сделать  следующий  шаг.
    Нужно осуществить  ВИДЕОЗАПИСЬ  на  цифровой  носитель  САМИХ   УРОКОВ (ЛЕКЦИЙ)  (их  содержательной  части) лучших  преподавателей России по каждому из предметов школьной  программы!!!!!  
    Больше  того,  желательно,  чтобы  было  записано несколько  версий  каждого  из  уроков (ЛЕКЦИЙ) (минимум три), которые бы  были  проведены  разными  лучшими  учителями (профессорами)  России  по  всем  предметам  школьной  программы.  
     
    2)  Осуществить  тотальное  и  БЕСПЛАТНОЕ  распространение  этих  учебных  программ  для  всех  учащихся в  виде: ВИДЕОЗАПИСИ   ТЕКСТА  и  АДИОЗАПИСИ  на  соответствующих  носителях (в Интернете, на  дисках  и  прочих носителях,  например,  - жёстких  дисках  внешнего  подключения).  
           То  есть,  чтобы  учащийся  любого  класса  обучения (с  первого  по  десятый  классы)  по  любому  из  предметов школьной  программы,  в  любом  населённом пункте  России,  в  любое  время дня  и  ночи  мог  бы  иметь  возможность  СМОТРЕТЬ,  ЧИТАТЬ  и  СЛУШАТЬ  любой  урок  любого (на  выбор)  из  первоклассных  учителей,  которые  будут  задействованы  в  этом  проекте.
    Что  это  даст  молодым  людям  России и  мира?
          Это  даст абсолютную  и  СИСТЕМНУЮ  ДОСТУПНОСТЬ  к  интеллектуальным достижениям  цивилизации,  как  россиянам,  так  и  всем  русскоязычным жителям Земли. А  после  синхронного  перевода -  и  для  всех  молодых  людей  планеты.  Каждый  россиянин (и  не  только  он),  с  мала,  до  велика,  в  любое  время  дня  и  ночи,  будет  иметь  возможность  повышать  свой  образовательный  и  интеллектуальный  уровень. Эффективность  приведённой  выше  технологии  просто  трудно  переоценить.  Пусть  (пока) останутся  школы  в  сегодняшней  их  сущности,  но  предлагаемая  технология  заставит  их  ЭВОЛЮЦИОННО  совершенствоваться  и  трансформироваться.
    Сокращённый вариант послания Президенту в 2007 году.
    Перепёлкин Николай Васильевич.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию