RSS

Блог

  • + 0 -

    26 февраля, 2014

    Как Грибоедов пошел на турецкую войну

    Автор: Сергей Волков, комментариев нет

    21 февраля

    Без слова хронотоп теперь в свете не покажешься. Очень полюбили его московские эксперты и требуют в работах школьников-олимпиадников по литературе. Если скажешь просто «пространство и время», хрен получишь высокий балл. Какой ты филолог без хронотопа и имманентного анализа?

    А сегодня из регионов принесло «хронотопический образ воды». А еще такое «текст амплифицирован, то есть, насыщен тропами». А еще такое: «Стилевой доминантой текста становится психологизм, характерный для идиостиля писателя» (это о Набокове десятиклассница, а не доктор наук, вжившаяся за долгие годы чтения в его «идиостиль»; впрочем, фразу можно выучить и применять к любому писателю). И рядом: союзом «и» объединяются такие слова «обилие лексики и испуг героя» - они тоже что-то демонстрируют и детализируют.

    И еще рядом, рассказ о том, как Грибоедов пошел на турецкую войну в Туркменистан и там написал «Горе от ума», главный герой которого Стародум. Эта же война с Туркменистаном стала причиной развития темы сумасшествия в русской литературе…

    Я не знаю, какая война стала причиной сумасшествия в головах словесников, обучающих вот этому, и экспертов, дающих вот за это высокие баллы. Все примеры из работ высокобалльников, тех, кто претендует на заключительный этап, победу и льготное поступление в вуз.

    Работ на нас на перепроверку свалилось под двести штук. Картина открывается веселая...

    24 февраля

    «Мтацминд в роли Чацкого имел большой успех». Автор этого же высказывания уверен, что Грибоедов учился в лицее… В числе прочих автор выдвинут Вологодской областью на участие в заключительном туре олимпиады по литературе…

    Меж тем московские школьники пишут и пишут о том, что в «Горе от ума» пять актов. И московские эксперты не ставят и не ставят им за это минусы…

    В этом году новый порядок проведения олимпиад школьников дал Центральным предметно-методическим комиссиям право перепроверять работы регионального этапа. И мы открыли этот ящик Пандоры… Лучше бы туда было не заглядывать… Приезжали бы, как и раньше, на заключительный этап «самые лучшие из всех регионов». И мы бы верили их адекватному отбору… Так нет же.

    Специалисты, перепроверяющие сейчас работы, отмечают, что дети готовы ни к селу ни к городу сыпать именами Лотмана, Бахтина, Гаспарова, терминами типа хронотопа («хронотоп» определен дотошно - в рассказе Замятина дан номер трамвая) или интертекстуальности и формулировать бессмыслицу типа «повторяющиеся аллитерации и ассонансы звуков символизируют не только отказ от просвещенческих начал, но и выводят литературу на новый виток спирали». Но пониманию текста ими это никак не помогает. Композиционно работы рыхлые, многословие на каждом шагу («перейдем к следующей строфе», «но об этом я скажу ниже»). Много речевых недочетов. Во многих работах заметно полное незнание русской истории, непонимание историко-культурного контекста и его вульгарное истолкование. Эксперты практически всем дали по 5 баллов за оригинальность, никак это не комментируя (хотя в требованиях было написано о рецензии).

    Плохо у экспертов со счетом. Ученик употребляет 7-8 ключевых слов ценой в балл - эксперт ставит 10. Максимальный критерий 20 баллов - эксперт ставит 22. Всего критериев пять - у эксперта столбик из шести цифр и выведена сумма… А бывает и из девяти. Вот прямо сейчас смотрю работу - максимальный критерий 5, стоит - 9…

    Неудивительно, что у Москвы при такой проверке оказалось целых 34 высокобалльника. Боюсь, что при перепроверке это число должно сильно уменьшиться… Только непонятно как - результаты-то подведены… В среду будет заседание Центрального оргкомитета олимпиад - буду докладывать об открывшемся. По-хорошему, надо если не итоги пересматривать, то вводить на следующий год понижающие коэффициенты для проштрафившихся регионов. В том числе и для Москвы.

    Картина проверки работ и самих работ настолько неприглядная, что я, пожалуй, соглашусь с предложением ставить за выпускное сочинение, которое вводится со следующего года, максимум 5-10 баллов. И не делать этот экзамен стобалльным. При таком качестве проверки только низкая оценка смикширует запредельный непрофессионализм взрослых.

    Блог Сергея Волкова

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию