RSS

Блог

  • + 0 -

    05 июля, 2013

    Права детей: члены Коалиции российских НПО в Женеве

    Автор: Борис Альтшулер, комментариев нет

    20 июня с.г. в Женеве состоялась встреча трех членов Коалиции российских НПО - авторов представленного в марте с.г. «Альтернативного доклада - 2013»  с членами Комитета ООН по правам ребенка (во встрече принимали участие и представители других НПО, но мы гово-рим о своем вкладе). «Альтернативный доклад - 2013» - третий Альтернативный доклад, представленный Коалициями российских НПО в Комитет ООН. В данном случае наш доклад является, согласно общим правилам Комитета, комментариями к очередному «Сводному чет-вертому и пятому периодическому докладу Российской Федерации о выполнении положений Конвенции о правах ребенка», подготовленному в 2011 году. Наши комментарии выполнялись по его английскому переводу августа 2012 г.

    По правилам Комитета в самом начале встречи была зачитана заранее подготовленная нами краткая Презентация – см. ниже, после чего члены Комитета в течение 4 часов задавали свои вопросы, выслушивали ответы, переспрашивали, вникая в суть происходящих в России собы-тий в сфере детства. Также по правилам Комитета такие встречи - сугубо конфиденциаль-ны: никто из участников не вправе разглашать подробности этой беседы. Однако представи-тели НПО вправе, если они того желают, предать гласности свою Презентацию на этой встрече, что мы и делаем.

    Дальнейшие события, согласно общим правилам Комитета при рассмотрении периодических докладов стран – участниц Конвенции о правах ребенка:

    - ознакомившись с Государственным докладом РФ, с альтернативными мнениями НПО, Комитет направляет (вероятно, за прошедшие 2 недели после встречи уже направил) «Дополни-тельные вопросы Правительству Российской Федерации»;

    - ответы на эти вопросы, как правило, поступают в Комитет через 3-5 месяцев;

    - дополнительная задача НПО (и мы это делали в 1999 и 2005 гг.) – успеть прокомментиро-вать эти «Ответы Правительства Российской Федерации» и представить их Комитету до основной Сессии по рассмотрению Государственного доклада РФ;

    - на основной Сессии, предварительно назначенной на январь 2014 г., представители Коалиции НПО вправе присутствовать как наблюдатели, но слова не имеют, хотя всегда есть возмож-ность общаться в кулуарах с членами Комитета и с членами Делегации РФ;

    - через несколько дней после основной Сессии Комитет формулирует свои «Заключительные замечания» - рекомендации Российской Федерации по результатам рассмотрения очередного Периодического государственного доклада о выполнении положений Конвенции.

    5 июля 2013 г.

    Представители Коалиции российских НПО - авторов «Альтернативного доклад – 2013» в Комитет ООН по правам ребенка:

    - Борис Альтшулер, Председатель Правления РОО «Право ребенка»;

    - Сергей Колосков, Президент Ассоциации «Даун Синдром»;

    - Нодар Хананашвили, «Национальная Ассоциация благотворительных организаций».

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    представителей российских НПО – авторов «Альтернативного доклада – 2013» на Предсессионном совещании с Комитетом ООН по правам ребенка, Женева, 20.06.2013

    Уважаемые члены Комитета ООН по правам ребенка!

    Это уже третий раз, когда коалиция НПО России представляет на Пред-сессионном совещании свой Альтернативный доклад. И, как и в феврале 1999 года и в июне 2005 года, данная презен-тация начинается с констатации того печального факта, что большинство рекомендаций, со-держащихся в предыдущих Заключительных замечаниях Комитета ООН, Российской Федера-цией не реализованы. В то же время наши общие усилия, как мы надеемся, были не напрасны, так как в течение последних 8 лет, то есть после предыдущих Заключительных замечаний сен-тября 2005 года, многие из рекомендаций Комитета фактически стали распоряжениями высше-го руководства России, в том числе президентов РФ Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Проблема, однако, в том, что их распоряжения тоже должным образом не исполняются. В этой краткой презентации мы остановимся на некоторых самых острых проблемах и способах их разрешения.

    1. Право на семью. В пункте 39 «Заключительных замечаний – 2005» (CRC/C/15/Add.274) Ко-митет ООН рекомендует «принять всеобъемлющую стратегию и незамедлительные превен-тивные меры по предотвращению разлучения детей с их семейным окружением и по сокраще-нию числа детей, живущих в учреждениях ». И не случайно Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался в том же духе в своем ежегодном Послании Федеральному Собра-нию РФ от 10 мая 2006 года, поручив «создать механизмы» по реализации этих приоритетов. И сейчас, 6 лет спустя, Президент Владимир Путин в своем Указе от 28 декабря 2012 года № 1688 повторил то же самое поручение. Почему? Потому что указанное поручение мая 2006 года осталось невыполненным. Более того: лучший российских опыт патронатного воспитания, позволявший помещать в поддерживаемые патронатные семьи любых воспитанников детских учреждений, был уничтожен Федеральным законом от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ. И вот теперь, в декабре 2012 года, Президент России снова требует законодательно «уточнить порядок приема ребенка в патронатную семью». И снова мы видим странную полугодовую пассивность законодателей в реализации этого Указа Президента.

    В этой ситуации мы просим Комитет поддержать простую меру, способную быстро улучшить положение более 300.000 российских детей (детей-сирот и так называемых «родительских» де-тей), постоянно проживающих в учреждениях в условиях отсутствия таких базовых ценностей, как «дом», «семья», «личное пространство», «значимый взрослый». Мы просим Комитет ООН рекомендовать Российской Федерации принять обязательные правила, согласно которым воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны проживать исключительно в группах семейного типа с постоянными прикрепленными воспитателями и при недопущении изоляции детей от обычной социальной среды. Конечно, данная мера не может и не должна заменять традиционные формы семейного устройства. Преимущество этой меры в том, что для ее реализации не требуется менять законы, что она малозатратна (либо даже ресурсосберегающая, если учесть, что размещение детей в квартирных филиалах организации в разы дешевле, чем строительство и содержание огромных интернатов) и что она позволит практически немедленно покончить с неприемлемой практикой изоляции и социальной депривации всех воспитанников учреждений, включая старших и больных детей, для которых семейное устройство практически невозможно. Выдвигая данное предложение, мы исходили из успешного опыта аналогичной реформы детских интернатов в Словакии в 1998-2003 годах.

    2. Усыновление. Пункт 43 «Заключительных замечаний – 2005» рекомендует ратифицировать Гаагскую конвенцию 1993 года о международном усыновлении. Эта Конвенция ждет ратифи-кации в течение 13 лет после того, как она была подписана Президентом России в 2000 году. Но теперь она не может быть ратифицирована по причине принятия в декабре 2012 года  закона «Димы Яковлева», запретившего усыновление российских детей в США. Данный Федеральный закон вступает в противоречие со многими международными соглашениями и правилами, а также с наивысшим принципом Лучших Интересов Ребенка (ср. пункты 26, 27 «Заключительных замечаний – 2005»). Этот закон – наглядный пример того, как интересы детей приносятся в жертву политической конъюнктуре. И мы вынуждены с грустью отметить, что этот закон, трагическим образом ущемивший права детей, был поддержан Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым.

    Мы также обращаем внимание, что закон «Димы Яковлева» был принят Федеральным Собра-нием РФ в течение ДЕСЯТИ ДНЕЙ, в то время как законы о защите семьи или законы, направ-ленные на сокращение числа детей, живущих в учреждениях, рассматриваются годами.

    3. Общественная инспекция детских учреждений. Пункт 45 «Заключительных замечаний – 2005» рекомендует «разработать механизмы независимого общественного контроля детских учреждений». Проект соответствующего федерального закона был разработан общественными организациями в 2010 году, он был поддержан Президентом РФ Дмитрием Медведевым, кото-рый внес его в Государственную Думу 27 декабря 2011 года. Закон был принят в первом чте-нии 16 марта 2012 года, после чего, теперь уже в течение 15 месяцев, нет никакого продвиже-ния в его рассмотрении. Что тем более странно, поскольку нынешний Президент РФ Владимир Путин также поддержал этот закон в вышеназванном Указе от 28 декабря 2012 года № 1688. Между тем информация о случаях сексуального или физического насилия в детских учрежде-ниях, о злоупотреблениях психиатрией и т.п. регулярно сотрясает страну.

    4. По причине отсутствия независимого контроля повсеместно не соблюдаются требования за-кона к условиям содержания детей-инвалидов в ДДИ органов социальной защиты, вследствие чего нарушаются их права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка и национальным законодательством на охрану здоровья, санитарное благополучие, воспитание и реабилитацию.

    5. Инклюзивное образование (пункт 50 «Заключительных замечаний – 2005»). Новый закон «Об образовании» (январь 2013 г.) провозгласил инклюзивное образование детей, но никак не регламентировал этот инновационный подход и даже не устранил ряд нормативных препятствий к его практической реализации. Таким образом, внедрение в России инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями потребует огромных дополнительных усилий. В том числе нужны специальные программы реформирования обычных школ в инклюзивные образовательные учреждения, поскольку современная российская школа к такой форме работы не приспособлена. Между тем права на образование по-прежнему лишены многие тысячи детей-инвалидов России.

    Также неготовность российских школ к практической реализации инклюзивного подхода вле-чет систематическую образовательную дискриминацию детей меньшинств, включая детей ми-грантов, цыганских детей и т.п.

    6. Принятие закона об особом судопроизводстве для несовершеннолетних правонарушителей (ювенальные суды – рекомендации пп. 84-86 «Заключительных замечаний - 2005») откладыва-ется уже в течение 11 лет – после того, как данный закон был единогласно принят Государ-ственной Думой в Первом чтении 15 февраля 2002 года.

    7. Самоубийства детей, насилие и жестокое обращение. Пункт 58 «Заключительных замечаний - 2005» рекомендует принять все необходимые меры к предотвращению самоубийств детей. Однако за прошедшие 8 лет в этой сфере не сделано ничего, более того Сводный 4-й и 5-й Государственный доклад РФ вообще проигнорировал тему детских самоубийств. Между тем драматические статистические данные говорят о том, что по уровню детских самоубийств Россия занимает первое место среди европейских стран. Также нет программ восстановительной работы и социальной реабилитации детей – жертв насилия в учреждениях и в семье (пп. 32-34б 46-48 «Заключительных замечаний - 2005»).

    Необходимо отметить, что защита детей от всех форм насилия – одна из основных задач учре-жденного в 2006 г. Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ). Отчеты СК РФ по данной теме достоверны и ужасают. Мы конструктивно сотрудничаем со Следственным комитетом в вопросах защиты детей от насилия.

    Отсутствие координированного эффективного взаимодействия со службами социальной защи-ты, отсутствие профилактической направленности социальной работы существенно затрудняют работу следствия со случаями насилия в отношении детей. Надо надеяться, что новый закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект которого был разработан в 2012 году Минтрудсоцзащиты России при активном участии Общественной палаты РФ и общественных организаций и недавно внесен Правительством в Госдуму, «повернет» социальную систему России к работе по принципу сопровождения случая, в том числе и случая насилия в отношении ребенка, ситуации риска самоубийства ребенка и т.п.

    8. Социальная децентрализация. Пункт 10b «Заключительных замечаний - 2005» рекомендует Российской Федерации «обеспечить полное и эффективное соблюдение минимальных норм осуществления прав ребенка в контексте децентрализации, предусмотренной Федеральным законом № 122, с целью недопущения неравенства в отношении осуществления и защиты прав детей» (см. также п. 20). К сожалению, не только не предпринято, но и не планируется никаких мер по преодолению региональной «социальной децентрализации», соответственно закон не позволяет установления каких-либо социальных стандартов, обязательных на всей территории Российской Федерации. Среди драматических последствий децентрализации, установленной Федеральным законом № 122-ФЗ 2004 года, - социальная дискриминация семей с детьми, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства, в том числе отсутствие каких-либо правовых возможностей решения тяжелейших жилищных проблем таких семей. Другое наглядное проявление этой социальной децентрализации – невозможность гарантировать на все территории России бесплатного предоставления заменителей грудного молока для грудничков, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

    9. Отсутствие координации. И, возможно, главная системообразующая рекомендация Комитета ООН (пп. 11, 12 «Заключительных замечаний - 2005») – об учреждении межведомственного координирующего органа, формирующего политику Российской Федерации в сфере защиты детства. К сожалению, эта рекомендация не реализована до сих пор. Однако в декабре 2010 го-да Президент РФ Дмитрий Медведев поручил реформировать Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (ПКДН), наделив ее соответствующими полномочиями межведомственной координации в сфере детской и семейной политики, в том числе, как можно надеяться, и полномочиями по изучению и реализации рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка. К сожалению, это Поручение Президента России так и осталось невыполненным, и на сегодня ПКДН – малозаметная структура, деятельность которой сводится к редким заседаниям. Таким образом, мы просим Комитет ООН запросить Правительство Российской Федерации о его планах по созданию Федерального органа, осуществляющего межведомственную координацию государственной политики Российской Федерации в сфере защиты детства и семьи.

    При этом есть и хорошие новости:

    10. В 2008 году Россия ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах ре-бенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и 6 недель назад ратифицирован (Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 75-ФЗ) Факультативный протокол Конвенции о тор-говле детьми, детской проституции и детской порнографии.

    11. Также можно только приветствовать, что в День защиты детей 1 июня 2012 года Президент Владимир Путин своим Указом утвердил Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы. – Это же было рекомендовано пунктом 16 «Заключительных замеча-ний – 2005». Национальная стратегия была разработана под эгидой Совета Федерации и при существенном участи экспертов и активистов общественных организаций. Многие приоритеты этой Национальной стратегии совпадают с приоритетами Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, включая необходимость преодоления бедности семей с детьми, решения тяжелейших жилищных проблем семей с детьми, сохранение кровной семьи, обеспечение семейного воспитания для любого ребенка и т.п.; также Национальная стратегия включает раздел, посвященный участию детей.

    В связи с жилищной проблемой необходимо отметить, что драматической реальностью совре-менной российской действительности стали  отчаянные голодовки многодетных родителей, в основном многодетных матерей, не имеющих никаких надежд на улучшение жилищных усло-вий или вообще не имеющих жилья (в том числе по причине дискриминации из-за отсутствия регистрации по месту жительства).

    Несомненным позитивным шагом вперед является то, что в План реализации Национальной стратегии, утвержденный Правительством РФ 15 октября 2012 года, включен пункт о необхо-димости повсеместного внедрения детских Школьных служб примирения, как эффективной формы активного участия детей, способствующей развитию их гражданского самосознания.

    Однако эта многообещающая Национальная стратегия, возможно, никогда не будет реализова-на. Потому что Национальная стратегия, так же как закон об общественном контроле детских учреждений, как и патронат, как и многие другие вышеназванные инициативы, подвергается острейшей критике со стороны так называемой «антиювенальной оппозиции». Для этой оппо-зиции Конвенция о правах ребенка, Комитет ООН по правам ребенка и т.п. – всё это «происки западных врагов и иностранных агентов, спланировавших уничтожение русской традиционной семьи». Парадоксальна сверхвлиятельность этого «антиювенального» движения, которому удается остановить исполнение ряда позитивных указаний высших руководящих лиц Российской Федерации, включая реализацию насущных мер по защите семьи (см. выше пункт 1).

    Таким образом, мы просим Комитет ООН снова поддержать вышеназванные меры, в том числе суммированные в Национальной стратегии действий в интересах детей.

    Мы также просим Комитет обратить особое внимание на Федеральный закон 2012 года о неправительственных организациях – иностранных агентах, который применяется даже в отношении общественной деятельности по защите детства.

    Рубрика: Дети

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию