RSS

Блог

  • + 0 -

    18 февраля, 2013

    Дети будут учиться там, где удобнее всего их семье

    Автор: Ефим Рачевский, комментариев нет

    Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регулирует зоны ответственности каждого муниципального образования: согласно ему финансирование и организация образования на дошкольном и школьном уровнях подпадали под муниципальную зону ответственности.

    Новый закон «Об образовании», который президент Путин подписал в декабре прошлого года, передвинул эту зону ответственности на один уровень вверх. Теперь не муниципалитет, а регион за это отвечает. С одной стороны, очевиден большой плюс, потому что часто у муниципалитетов не хватало ресурсов для содержания школ и детских садов. Но тот же самый 131-й закон четко разделяет, что все блага, которые региональный бюджет дает, расходуются в пределах региона.

    Кстати, нелишне напомнить, что впервые противоречивая ситуация возникла в Самарской области в 90-х годах при создании образовательных округов. Резко проявилась проблема межбюджетных отношений межу районами, потому что граница образовательного округа не совпадала с границами муниципального района. Но в целом общая картина ухудшалась еще одним фактом: выходило, что до ближайшей школы, расположенной в Татарстане (он как раз граничит с Самарской областью), – два километра, а до своей родной райцентровской – 30 километров. Такой вот географический и образовательный парадокс. Тогдашнему министру образования Самарской области с большим трудом эту несогласованность удалось преодолеть.

    Возьмем зарубежный опыт - и в качестве примера будем опираться на Финляндию, которая является лидером в организации образовательного процесса. В этой стране дети, за редким исключением, учатся в закрепленных за их местом проживания школах. И финны не ропщут. И знаете, почему? Потому что у них в школах все одинаково. Но может быть одинаково хорошо или одинаково плохо – а вот у них как раз одинаково качественно.

    Если помните, раньше в Москву ездили «колбасные электрички»: в Рязани и Тамбове мясного изобилия в то время отродясь не было. Это сейчас нормальную колбасу можно купить и в Воскресенске, и в столице. И в образовании действовала примерно такая же схема: родители, проживающие в подмосковном Подольске или Мытищах, стремились отдать ребенка в московскую школу, потому что там был сильней педагогический состав. Или семья из столичного района Орехово-Борисово предпочитает возить первоклассника, как это ни странно звучит, в школу района Марьино. Причины просты: там оказалась привлекательней учебная программа. А надо сделать, чтобы было, как в общеобразовательных учреждениях Финляндии - равномерно хорошо.

    Cегодня в Москве действуют временные правила зачисления детей в первый класс. Я разговаривал с одним из руководителей департамента образования Москвы и задал ему вопрос: «А почему не берут детей из Московской области?» И получил ответ от чиновника: «Это политика Московской области – она не хочет отдавать своих маленьких жителей в учебные учреждения столицы».

    Я допускаю, что это суждение не поверхностное, в нем есть большая доля истины. Если будет происходить большой отток учащихся из областных школ, то в условиях нормативно-подушевого финансирования образовательные учреждения, испытывающие дефицит в учениках, бюджетных денег станут получать меньше. А значит, будут обречены на выживание.

    В нашем центре образования учатся дети из близлежащих подмосковных поселков, мы же находимся возле Московской кольцевой дороги. И знаете, чем я руководствуюсь? Приказом №107 Министерства образования и науки, в котором черным по белому написано, что за общеобразовательными учреждениями региональной системы образования закрепляются микрорайоны, что и зафиксировано в электронной базе, на основе которой производится запись в школы. Москва как субъект федерации имеет базу всех своих жителей, и при заполнении родителем электронной формы, необходимой для зачисления ребенка в первый класс, выскакивает графа с номером школы, к которой ребенок приписан по месту жительства. Понятно, что этой услугой жители Московской области воспользоваться не могут. Лишь когда школа зачислит всех детей с московской регистрацией, на оставшиеся свободные места (если такие, разумеется, будут), возможно, возьмут детей, проживающих в Подмосковье. Но при условии, что у них будет московская регистрация, пусть временная.

    Школы, неважно, какие - областные или московские, в которые родители не хотят отдавать своих детей, - теряют финансирование. И мое мнение – нельзя искусственно поддерживать этот финансовый отток. А учредитель должен пересмотреть отношение к такой непопулярной школе. Если в нее не хотят ходить, нужно поставить вопрос об ее эффективности – может, директора следует заменить или вообще учреждение реструктурировать. Если есть свободные места, мой ответ таков – однозначно брать.

    Не располагаю точными данными, но могу уверенно сказать, что свыше миллиона семей из Московской области работают в столице. Соответственно, здесь же они платят и подоходный налог, пополняющий московский городской бюджет. И эти жители, проживающие в 15-ти километрах от МКАДа, являются участниками формирования столичного бюджета. А значит, вправе рассчитывать на предоставляемые за счет этого бюджета услуги, в том числе и на услуги образования.

    Я считаю, что руководителям двух регионов – Москвы и области, необходимо разработать соглашение о единой совместной системе образования.

    Эту проблему всерьез, кроме родителей, никто не поднимает. И придется им, как обычно, преодолевать сложности – добывать временную регистрацию. В нынешних условиях получить жителю Подмосковья временную регистрацию не составляет огромного труда. А москвичу – прописаться где-нибудь в Одинцове. И это обстоятельство послужит основанием для зачисления их детей как в подмосковную одинцовскую школу, так и столичную марьинскую гимназию. Мы же страна, привыкшая к сложностям.

    Есть свежий закон «Об образовании», подписанный президентом в декабре 2012-го. Теперь в достаточно быстром темпе формируются 110 подзаконных актов, которые призваны регулировать образовательные отношения с позиций нового закона. И один из актов должен заменить этот приказ. Да, в нем зафиксирована четкая привязка к месту жительства, он и готовился в спешке, поэтому очевидны его слабые стороны. Но сейчас его могут признать недействительным, поскольку он ссылается на старый закон «Об образовании», прекращающий действие 31 августа 2013 года. Но знаете, что я думаю: вне зависимости от того, какие акты будут приниматься, дети будут учиться там, где удобнее всего их семье.

    Подмосковье. Ежедневные новости

    Рубрика: Образование

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию