RSS

Блог

  • + 0 -

    10 декабря, 2012

    Все умрут... а я останусь?

    Автор: Дмитрий Галочкин, комментариев нет

    6 декабря, в Амстердаме за убийство футбольного арбитра судили троих подростков (преступникам по 15-16 лет!).

    Всего три недели назад в Голландии уже вынесли обвинительный приговор по делу об убийстве 15-летней девушки. Ровесник убил Джойс Хау за... комментарий в социальной сети.

    Для нас было бы конечно очень удобно покачать головой по поводу нравственного уровня жителей далекой страны, «доигравшейся с либерализмом и лояльным отношением к проституции и легким наркотикам». Только вот проблема насилия в детской среде уж явно не сугубо голландская, а скорее общемировая.

    И даже, если найдутся в мире уголки, которые могут похвастаться невысоким уровнем жестокости подростков, то это, увы, не про нашу Родину.

    Не так давно всю страну ошарашила история с избиением девочки в Приморье. Весь рунет облетела запись, на которой две «подружки» мучают школьницу, а третья комментирует происходящее и снимает все на телефон. Волей случая данную историю заметили редакторы федеральных телеканалов, а после этого только ленивый из тех, кому положено, не прокомментировал ситуацию и не повозмущался на заданную тему. Особенно мне запомнились пассажи про необходимость какой-то специальной профилактической работы с несовершеннолетними в Приморье (как будто бы больше нигде с детьми работать не надо...).

    Может перестанем притворяться, уберем это ханжеское выражение с наших лиц и признаем, что подобные сцены частенько происходят «за гаражами» по всей стране?

    Не хотите соглашаться с тем, что тоже самое может быть в вашем дворе - покопайте интернет получше: Кто-нибудь видел страшные кадры, на которых младшие школьники в Якутске бьют 11- летнюю Карину за слова о том, что ее школа «круче»? А про историю школьных друзей Никиты Лыткина и Артема Ануфриева, которые ради забавы в течение полугода убивали прохожих в иркутском Академгородке слышали? А что творят с мигрантами в Санкт-Петербурге 14-15 летние националисты видели? - К сожалению, это не куски из фильмов Валерии Гай-Германики (*ссылок на эти материалы я сознательно не даю, захотите ознакомится - на все воля Google и Youtube). Это зеркало, в которое очень больно смотреться.

    Наши дети становятся все более жестокими. На это указывают данные статистики: динамично растут показатели уровня преступности среди несовершеннолетних, а параллельно с ними неуклонно снижается возраст правонарушителей. Дошло до того, что депутаты Госдумы, при поддержке Следственного комитета, заговорили о необходимости снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12 лет (сейчас по особо тяжким составам - 14 лет, полная ответственность за все виды уголовных деяний - 16 лет). Мол, комиссии по несовершеннолетним с работой не справляются, а малолетних убийц и насильников необходимо изолировать от общества. Но разве это все, что мы можем сделать? Я никогда не видел новорожденных убийц или насильников... может, дело в нас самих и в современном обществе?

    Давайте посмотрим на ситуацию с разных сторон:

    Первая комплексная история - семья и воспитание ребенка. Практика показывает, что очень многие из малолетних преступников росли в неполной семье (без папы или мамы). Уверен, к таким семьям должно быть особое внимание со стороны органов социальной защиты и опеки. Но только не по излюбленной схеме – «отнять и в детдом», а исходя из названия - помочь в защите и опеке. Пусть это будут периодические встречи консультанта-психолога с семьей, какие-то тренинги, общий мониторинг ситуации, а при необходимости и регулярные совместные занятия. К такой работе в виде практики, например, можно подключать студентов и аспирантов, специализирующихся на детской и возрастной психологии.

    Силами профильных общественных организаций (на это и грант выделить не жалко!) в регионах можно организовать центры «Профилактики семейных конфликтов», в которых любая семья или подросток сможет получить помощь и поддержку, ну или под наблюдением специалиста хотя бы остынуть и переключиться на позитивный лад после домашней ссоры. Если что-то такое уже есть, то этой работы пока явно недостаточно.

    С другой стороны, следует увеличить материальную поддержку для всех семей, в которых воспитываются дети, в том числе и со стороны работодателя (вот, кстати, хорошая инициатива, с которой уже неоднократно выступала ОП РФ; де-юре речь идет о том, чтобы приравнять материнство к труду.

    Про процессы, происходящие внутри семьи, не пишу специально. То, что детей надо любить и воспитывать - должно быть понятно всем.

    Единственное, что хочется отметить в вопросах воспитания - современное отношение к моральным ценностям. Наше поколение, прошедшее через 90-е годы, очень часто проецирует на детей свой цинизм, жесткое отношение к окружающим и вообще недоверие ко всему миру. В итоге в песочнице можно увидеть, как девочку, например не ругают за жадность по отношению к подружкам («сопли развесишь - у разбитого корыта останешься»), а мальчик-задира получает абсолютный «респект» и одобрение со стороны молчаливого отца («правильно сынок, лучше ты его, чем он тебя»). В тот момент, когда мы, а вслед за нами и наши дети поймут, что быть бескорыстно добрым и отзывчивым не значит быть «лохом», многое вокруг изменится.

    История вторая - среда: ровесники и школа.

    Здесь упор должен быть на партнерские отношения. С одной стороны, учителя и школьные психологи (они должны быть в каждой школе и не номинально!) с позиций взрослых, профессиональных людей наблюдают за обстановкой в каждом конкретном классе и, при необходимости, модерируют ситуацию, защищают «изгоя», нейтрализуют «агрессора», etc. С другой стороны, в каждом школьнике необходимо видеть не социально опасного или безопасного индивида, а именно личность, полноценного партнера в принятии совместных решений.

    В современных российских школах катастрофически не развит институт самоуправления, практически нет своих СМИ, плохо развиты кружки и спортивные секции. Виновата в этом, кстати, не столько подростковая апатия, сколько безынициативность и, подчас, откровенно совковый подход работников образования. Показателен опыт 16-летнего Сергея Абрамова из Санкт-Петербурга, который не нашел у директора своей школы даже формальной поддержки для реализации проекта школьного ТВ (деньги на проект парень нашел сам!).

    Проблема третья - интернет и информационная среда. В своем тексте о страшном расстреле в московской фармацевтической компании я уже писал о том, что в современном мире неконтролируемое распространение информации о совершенном преступлении несет едва ли не больший вред, чем само преступление.

    У несовершеннолетних людей, на которых со всех сторон (а вернее изо всех мониторов!) льются реки крови и потоки нецензурной лексики, либо в той или иной степени срывает крышу, либо отрастает «панцирь» и формируется ощущение равнодушия и скуки к любой информации о насилии и человеческой боли. Очень страшно и то, и другое.

    А главное тут не запретишь ТВ или компьютер. Путь тут только один и он опять-таки партнерский. Наша задача, уважая интересы подростка, научить его информационной безопасности. Сделать это можно на уровне семьи и образовательных учреждений.

    В школах, кстати, даже выдумывать ничего не надо: просто модернизировать курс информатики, включив в него теорию о распространении и классификации информации в СМИ и Интернете, полезные знания и навыки работы с поисковиками, соц.сетями и так далее. Главное, чтобы формат диалога на занятиях соблюдался, а преподаватель был компетентным во всех этих вопросах.

    Очень также хочется, чтобы профильный департамент МВД активизировал превентивную работу в Интернете. Страницы с клубами самоубийц, садистов, вандалов и насильников по-прежнему присутствуют в рунете в изобилии.

    Ну, а там глядишь, может что-нибудь и изменится к лучшему.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию