RSS Eng

17 марта, 2015

RSS

Печать

Материалы к круглому столу «О совершенствовании механизмов финансирования в системе дополнительного образования» от 17 марта 2015

17 марта 2015 года Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию науки и образования проведен круглый стол «О совершенствовании механизмов финансирования в системе дополнительного образования». Вопросам развития дополнительного образования Комиссия уделяет приоритетное внимание. В частности, в 2014 году Комиссия приняла активное участие в организации общественной экспертизы проекта Концепции развития дополнительного образования детей и плана мероприятия по ее реализации. Предложения Комиссии нашли отражения в итоговых текстах Концепции и Плана.

Актуальность состоявшегося круглого стола определяется необходимостью практической реализации положений Концепции, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, и поручений Президента России В.В.Путина по реализации Послания Федеральному собранию. Последние были сфокусированы на задачах совершенствования механизмов финансирования системы дополнительного образования детей. Особое внимание обращалось «на необходимость перехода к нормативному подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ»; на недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей; на обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей«.

В свое вступительном слове председатель Комиссии Любовь Духанина отметила, что ситуация с финансированием дополнительного образования и состоянием сети организаций, реализующих соответствующие программы, вызывает беспокойство у граждан. При том, что гарантии бесплатности программ дополнительного образования законодательно не закреплены, расширение сегмента платных программ вызывает беспокойство и воспринимается как сокращение возможностей для удовлетворения актуальных потребностей семей. С тревогой общественность воспринимает проводимую в ряде регионов политику сокращения сети организаций дополнительного образования (в том числе школ искусств), в том числе их включения в структуру общеобразовательных организаций.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Софья Мозглякова охарактеризовала актуальное состояние механизмов финансирования организаций дополнительного образования, осуществленные и планируемые шаги Министерства по реализации Поручений Президента. В частности, было отмечено, что принципы нормативного подушевого финансирования системы дополнительного образования реализованы в субъектах РФ «де юре». Однако, де-факто нормативные затраты не рассчитываются в соответствии с порядком расчетов, определенных федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Фактически в большинстве случае сохраняется сметное финансирование. Финансовое обеспечение оказываемых услуг осуществляется в соответствии с различными механизмами, используемыми разными ведомствами. Финансовое обеспечение услуг дополнительного образования осуществляется в соответствии с различными механизмами, используемыми разными ведомствами-учредителями организаций. В августе 2014 года Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации было разослано письмо, содержащее методические рекомендации по переводу региональных и муниципальных систем дополнительного образования на эффективное нормативное подушевое финансирование. В настоящее время Минобрануки заканчивает разработку «Общих требований к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением», которые должны будут использоваться органами, осуществляющими полномочия учредителя для определения нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, а также затрат на содержание имущества.

Мозглякова также охарактеризовала общие принципы модели персонифицированной модели финансирования, реализация которой предусмотрена Концепцией развития дополнительного образования детей.

Более подробно содержания модели было раскрыто в выступлении директора института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирины Абанкиной. В частности, было отмечено, что данная модель позволяет реализовать, с одной стороны, принципиальное для дополнительного образования право выбора ребенком (семьей) интересующей его программы, с другой стороны, обеспечивает возможность участия в реализации программы организаций все форм собственности. При этом персонифицированное финансирование на основе индивидуального сертификата не замещает, а дополняет механизм финансирования на основе государственного (муниципального) задания организаций, подведомственных органам управления в сфере образования, культуры и спорта. Модель персонифицированного финансирования позволяет внедрить эффективный механизм реализации ст.8 закона «Об образовании в РФ» — пункт о финансовой поддержке дополнительного образования детей в муниципальных образованиях со стороны субъекта Федерации. Для этого необходимо внести изменения в четвертую главу Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся выделения отдельного подраздела классификации расходов бюджетов, в рамках которого будут отображаться расходы на обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Это позволит обеспечить прозрачность и эффективность расходования «целевых» средств, направляемых из вышестоящих бюджетов на развитие и финансовое обеспечение именно системы дополнительного образования. Важным условием введения персонифицированного финансирования становится внедрение электронной системы учета получения детьми услуг дополнительного образования. По мнению Абанкиной, оптимально на первом этапе апробировать модель персонифицированного финансирования в пилотных регионах.

Директор центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий отметил, что предлагаемые Минобрнауки подходы должны обеспечить баланс разных групп интересов в сфере дополнительного образования: сохранить организации дополнительного образования, демонстрирующие качественные образцы работы, и обеспечить возможности для предоставления гражданам новых интересных предложений со стороны частного сектора; сориентировать организации на удовлетворение спроса граждан и реализовать государственные приоритеты в содержании дополнительного образования (научно-техническое творчество, образовательный туризм и др.).

Он также обратил внимание на проблемы финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ в организациях общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации при формировании межбюджетных отношений, при расчете субвенций, передаваемых местным бюджетам, используются нормативы финансирования основных общеобразовательных программ, учитывающие расходы на реализацию программ дополнительного образования, и не используются непосредственные нормативы финансирования дополнительных общеобразовательных программ. Фактически часто деятельность по реализации школами программ дополнительного образования осуществляется без закрепления оказываемых услуг в муниципальных заданиях, за счет средств передаваемых в составе субсидии, которая рассчитана на оказание услуг по реализации исключительно основных общеобразовательных программ. В результате средства, предоставляемые общеобразовательной организации на основное общее образование, используются частично нецелевым образом, а учредители фактически не имеют возможности принимать управленческие решения, направленные на развитие дополнительного образования при школах.

Любовь Духанина обратила внимание участников круглого стола, что необходимым условием реализации новых механизмов финансирования дополнительного образования должны стать учет интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрение принципов общественного контроля качества программ (услуг) дополнительного образования.

Духанина отметила важность учета при осуществлении преобразований опыта реформ в системе общего и дошкольного образования, когда возникающие в реальной на практике конструкции существенно, и в худшую сторону отличаются от тех, что были предусмотрены в исходном замысле. По ее мнению, при проектировании новых механизмов финансирования следует специально просчитать все риски и заложить управления ими, включая опять же контроль со стороны гражданского общества. В отношении электронного учета детей в системе дополнительного образования с точки зрения Духаниной важно не только (и возможно не столько) решить проблему «двойного-тройного счета», а объективно оценить сегмент детей, невовлеченных в дополнительное образование, который, очевидно, включает детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении. Это даст важный толчок к разворачиванию работы с данной целевой группой по мотивации и поддержке их участия в дополнительном образовании.

Ирина Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусств, в своем выступлении остановилась на актуальных проблемах развития сети и финансирования школ искусств, и сформулировала ряд предложений, позволяющих преодолеть наметившиеся негативные тенденции, сохранить и усилить потенциал этого важнейшего сектора системы дополнительного образования. Специальное внимание было уделено вопросу поддержки школы искусств в сельской местности, где нельзя обеспечить высокие нормативы наполняемости и сложно ввести систему электронного учета.

Советник отдела спортивного резерва и федеральных стандартов спортивной подготовки Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации Ирина Григорьева представила участникам круглого стола подходы Министерства спорта к совершенствованию механизмов финансирования в системе дополнительного образования в подведомственных организациях. Министерством спорта разработана модель финансирования, закрепленная в комплексе нормативных документов, учитывающая дифференциацию программ по видам (дополнительных общеразвивающих, дополнительных предпрофессиональных, спортивной подготовки) и по срокам освоения, увязанную со стандартами спортивной подготовки и федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным программам. Реализуемый Минспорта подход позволил не только сохранить, но и увеличить сеть подведомственных организаций, модернизировать материально-техническую базу и обеспечить уровень заработной платы, мотивирующий профессионалов к качественной работе.

В вопросах и выступлениях участников круглого стола в рамках дискуссии (Президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного образования и профессионального самоопределения молодежи ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО Д.В.Смирнов, директор гимназии № 45г. Москва М.Ю.Шнейдер, профессор НИУ ВШЭ Б.В.Куприянов, директор Института дошкольного образования, педагогики и психологии ФГАОУ ДПО АПКиППРО И.А.Петрунина, старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО» С.С.Славин) обсуждались следующие вопросы совершенствования механизмов финансирования дополнительного образования детей, обусловленные вариативностью сети организаций и программ дополнительного образования:

Как будет нормирован объем дополнительных общеобразовательных программ, финансируемых из бюджета, не приведет ли закрепление норматива (например 4 часа в неделю) к сокращению тех возможностей, которые имеются в настоящее время (например, заниматься одновременно художественным творчеством и спортом)? Не случится ли «перекос» в сторону поддержки определенных направленностей программ (например, робототехники) к депривации социализирующей функции дополнительного образования? Не осложнит ли введение электронной системы учета работу организаций и выбор потребителя, не повлечет ли внедрение системы значительных расходов? Как в новой модели финансирования сохранить возможность проб ребенка и перехода из одной организации в другую в течении одного учебного года?

Подводя итоги круглого стола, Любовь Духанина отметила необходимость учета обсужденных рисков в разработках, ведущихся всеми профильными Министерствами, важность их совместной работы с участием региональных представителей. Ей было предложено провести обсуждение на площадке Общественной палаты документов по вопросам финансирования дополнительного образования, которые будут разработаны Министерствам и их планов реализации пилотных проектов, а также провести специальное мероприятие по обсуждению проблем сокращения сети организаций дополнительного образования.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться