RSS Eng

RSS

Печать

На задворках музейной практики

Заседание рабочей группы комплексных проектов по сохранению и эффективному использованию культурного и духовного наследия было посвящено обсуждению практических аспектов законодательного регулирования деятельности музеев.

«Музеи это не только „зрелищные“, но и научные учреждения. Результаты их работы оформляются в сборники, монографии, каталоги… Однако сегодня музеи столкнулись с невозможностью реализовывать свою печатную продукцию», — отметил руководитель рабочей группы Борис Якеменко. По его словам, все «упирается» в Федеральный Закон «О музейном фонде и музеях РФ» от 1996 года, который, определяя правила создания коллекций, регулируя экспозиционную и выставочную деятельность музеев, никак не касается вопросов инфраструктуры и не затрагивает социальную роль музеев. Это приводит к тому, что музеи как некоммерческие организации не могут вести коммерческую деятельность для получения прибыли.

Руководитель рабочей группы отметил, что приходится даже идти на различные ухищрения и доставать нужные книги порой как на «черном рынке»: спрашивать у знакомых, перекупать. Это если знать о том, что издание было выпущено. А простые посетители музеев даже не подозревают порой о том, какие книги выпускают музеи, т. к. издания сразу расходятся по библиотекам.

 В качестве примера Борис Якеменко привел зарубежный опыт: после того как в Соединенных Штатах Америки прошла выставка древнееегипетской царицы Хатшепсут, издание сразу появилось в Лувре, благодаря тому, что там есть все условия для продаж изданий коллег-музеев.

Директор музея Маяковского Светлана Стрижнева относится к идее музейного магазина не как к источнику прибыли, а как к клубу по интересам.

«В музейном магазине мы должны иметь издания постоянно, чтобы человек, который пришел после того как закрылась выставка, мог бы с ней ознакомиться. К тому же, любой каталог фиксирует состояние коллекции на определенном этапе. Каталоги должны быть всегда, а у человека должна быть возможность приобрести книгу по цене издательства. Самое главное, чтобы такой магазин не воспринимался как коммерческое учреждение. Каталог, который у нас стоит 100 рублей, в соседнем магазине может стоить 500-600 рублей», — посетовала директор музея.

С ней согласился Борис Якеменко, подтвердив, что иногда поднимают цену в 5—6 раз. В крупных торговых центрах книги ставятся в разделы по неподходящей тематике. «Выходом из этой ситуации может стать единый магазин, в который будут направляться книги из музеев и вузов», — предложил он.

По словам заместителя генерального директора по науке музейного объединения «Музей истории Москвы» Татьяны Горбачевой, действующее российское законодательство рассчитано на традиционную деятельность музеев XIX-первой половины XX столетия, в то время как в мировой музеологии произошли кардинальные изменения понимания того, что такое музей.

«Посетитель должен быть готов придти на целый день с семьей и получить различные виды программ. Для этого музей должен иметь сегодня: магазин; место, где можно было бы поесть, парковку, стоянку для экскурсионного транспорта. Без этого посетитель уйдет в любой торгово-развлекательный центр», — подчеркнула Т. Горбачева.

Она напомнила, что в Европе музеи сделаны так, чтобы выходя из них, посетитель непременно прошел через музейный магазин, в котором есть все, чтобы в памяти осталось увиденное.

«Либо в нашем законодательстве мы выходим на уровень мировой практики, либо остаемся в рамках старого формата, в котором у человека нет желания вернуться в музей», — констатировала Татьяна Горбачева.

Сегодня наблюдается колоссальное непонимание роли музеев в обществе. Участники заседания напомнили, что 60% площадей современных музеев мира отводится под инфраструктуру, и только 40% — под экспозиции и хранилища.

«Мы начали создавать детские экспозиции, которые дети с удовольствием посещают по несколько раз в неделю, так почему мы не можем сделать для них буфет? Нас отодвигают на задворки музейной практики», — негодовала заместитель генерального директора по науке Музея истории Москвы.

Почему, продавать на выставку билеты можно, а сувенирную продукцию, являющуюся результатом научной деятельности, нельзя? — вопрос повис в воздухе.

Заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Михаил Гурвич считает, что музей должен быть вариантом досуга.

«Никто не знает, что привело человека в музей: это может быть магазин, это может быть и ресторан. Например, чтобы попасть на ланч в музей Метрополитен нужно заплатить за 3—4 недели. Нужно дать музеям возможность заработать. Вы не помогаете, так и не мешайте», — подчеркнул он.

Участники заседания пришли к выводу, что действующее законодательство нуждается в поправках, и решили собраться еще раз после рассмотрения всех предложений.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться