RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Дорожно-транспортный травматизм – национальная программа

 

Решение общественных слушаний на тему: «Дорожно-транспортный травматизм – национальная программа»



 25 июня 2009 года                                                                                                                                     Москва

В слушаниях приняли участие Члены Общественной палаты Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители Совета Федерации Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники ГИБДД России, Москвы и МО, МЧС России,  Счетной палаты Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФМБА России, Российской Академии медицинских наук, федеральных представительств и региональных общественных палат, руководители департаментов (комитетов, министерств) здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководители медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, станций скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации, эксперты Комиссии по здравоохранению, общественные профессиональные Ассоциации.

Участники слушаний отметили, что дорожно-транспортный травматизм (ДТП) в России приобрел  в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. Он характеризуется высокой тяжестью повреждений. Из общего числа умерших до 70% погибают в течение первых 36 часов с момента получения травмы от кровоизлияния в мозг, острой кровопотери, шока и пр. Около трети жертв ДТП – молодые люди 15-29 лет. ДТП является второй по значимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет и третьей по значимости причиной смерти людей в возрасте 30-44 лет. Смертность от ДТП в 12 раз выше, чем у других лиц, получивших травму. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе и дети. В России смертность лиц, от ДТП, составляет 14,0 на 100 пострадавших в ДТП, что в 5-7 раз больше, чем в развиты странах (Японии, Великобритании, США, Германии, Италии и пр.).
Дорожно-транспортный травматизм является глобальной межведомственной проблемой. Снижение последствий дорожно-транспортного травматизма зависит и от дорог и от состояния автомобильного парка, от уровня подготовки водителей, работе ГИБДД, культуры пешеходов, системы оказания медицинской помощи и пр.  Участники слушаний обсуждали все разделы этой проблемы, отметили недостатки дорог, не качественный асфальт, недостаточность разметок, отсутствие светящихся элементов на ограждениях во время ремонтных работ на дорогах, в том числе и на федеральных трассах, недостатки отечественного автомобильного парка, недостатки пропаганды правильного поведения на дорогах начиная с детского сада, отсутствия серьезного внимания к этой проблеме средств массовой информации т.д. Участники слушаний поддержали предложения ГИБДД об ужесточении наказаний за нарушения правил дорожного движения. Но основное внимание было обращено на медицинские проблемы профилактики и уменьшения смертности и инвалидности.
В России осуществляется государственная политика, направленная на снижение смертности на дорогах страны.
Во-первых, впервые с 2006 по 2012 год работает федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», целью которой является сокращение количества лиц, погибших в результате  дорожно-транспортных происшествий.  Основные усилия данной программы направлены на комплексное решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.  Подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5481, ФЗ от 10.12.1995 г.  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ  от 22 августа 1995 г. ФЗ-151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», ЗАКОН РФ № 1026-1 от  04.08.2001 г. «О  милиции». Законодательно разграничиваются понятия первой помощи и скорой медицинской помощи, определяется круг лиц, который может оказывать первую помощь, а также законодательно закрепляется необходимость прохождения специальной подготовки;
- разработка основ формирования зон ответственности ЛПУ за оказание медицинской помощи  на федеральных автодорогах (ФАД), включающих: время прибытия бригад СМП  не более 40 минут; удаленность ЛПУ от границ зоны ответственности до 45 км; коечный фонд и штатную структуру ЛПУ, соответствующие необходимым объемам оказания квалифицированной помощи пострадавшим в ДТП; наличие устойчивой связи в зоне ответственности с ЛПУ или с диспетчером ЕДДС; возможность использования санитарной авиации;
- разработка основ организации экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП с использованием вертолетов;
- совершенствование организации и технологии спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
- создание системы обучения водителей, спасателей правилам оказания первой помощи;  подготовка преподавателей  и медицинских кадров. В 2006-2008 гг. оснащены центры обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи при Территориальных центрах медицины катастроф в 57 субъектах России. При Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» в 2007 г. создан и функционирует учебный центр подготовки преподавателей, обучающих водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи пострадавшим. Проведено 8 учебных циклов, подготовлено 128 преподавателей из 57 регионов. С 2008 г. при ВЦМК «Защита» осуществляется подготовка главных врачей и их заместителей зональных больничных учреждений, проведено четыре учебных цикла, подготовлено 38 главных врачей (их заместителей) из 33 регионов Российской Федерации.
Во-вторых, большой вклад внес Национальный проект «Здоровье», одним из приоритетных направлений которого также является снижение смертности в результате ДТП. В результате реализации данного проекта 1130 больничных учреждений, расположенных вдоль федеральных трасс,  дополнительно оснащены оборудованием на общую сумму 5,877 млрд. руб. 492 государственных и муниципальных учреждения скорой медицинской помощи планируется оснастить реанимобилями на сумму 1,525 млрд. руб., предусмотренную в федеральном бюджете. Поставлено 22657 единиц медицинского оборудования в 5512 лечебно-профилактических учреждений. На 70% обновлен парк автомобилей скорой медицинской помощи. В 2008 г. закуплено 142 реанимобиля для 14 субъектов Российской Федерации, в 2009 г. планируется закупить 196 реанимобилей для 13 регионов. Обеспечен приток молодых кадров. В I квартале 2009 г. численность медработников увеличилась на 2,6% и составила 99,3 тыс. человек (2008 г. – 96,7 тыс. чел.). Осуществлены дополнительные денежные выплаты медработникам скорой медицинской помощи. Осуществляется обучение медработников СМП современным технологиям оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
В-третьих, формируется единая система учета пострадавших в ДТП. Разработана совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения  и социального развития  Российской Федерации карточка учета ДТП, позволяющая обеспечить  учет погибших в соответствии с нормами, принятыми  в странах Евросоюза. Также разработана карта учета ребенка, пострадавшего в ДТП, совместимая с карточкой учета ДТП МВД.
В-четвертых, в системе МВД организовано несколько этапов подготовки сотрудников к оказанию первой медицинской помощи.
В-пятых, разработан совместно с МВД и IT-компанией «Прогноз» федеральный регистр детей, пострадавших в ДТП. Сегодня этот регистр установлен на всех компьютерах Всероссийского центра медицины катастроф «Защита». При адекватном несеквестированном финансировании ФЦП к концу года будет запущено его заполнение в 5 территориях Российской Федерации. В рамках ФЦП сделаны 2 реанимобиля, как мобильные теле-медицинские комплексы, осуществляющие поддержку врачебных решений в общей системе лечебных мероприятий.

В результате предпринятых мер, в том числе и законодательного порядка, ужесточающих ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, отмечается положительная динамика. По сравнению с 2007 годом количество ДТП снизилось с 233809 до 218322, пострадавших с 292206 до 270833 (детей с 24707 до 22785), погибших  с 33308 до 29936 (детей с 1116 до 1018). Было высказано соображение, что наибольшее значение в этом снижение сыграло ужесточение ответственности водителей.
Несмотря на то, что жизнь людей, пострадавших при ДТП зависит от качества и своевременности оказания медицинской помощи, среди основных проблем выделены: отсутствие у участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД навыков оказания первой  медицинской помощи, неполноценность автомобильных аптечек и стандартных медицинских укладок, отсутствие должной связи для вызова машин скорой помощи (часто на 100-200 км трассы отсутствует пост ДПС, населенный пункт, недоступна мобильная связь), в каждом третьем случае задерживается прибытие машин скорой помощи.
 Оценивая показатели работы бригад скорой медицинской помощи (СМП), расположенных на ФАД, Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» МЗ и СР РФ показано, что пострадавшим при  ДТП своевременная помощь в полном объеме оказана лишь в 6,8% случаев, доставлено в ЛПУ без установленного диагноза 63% пострадавших, в т.ч. у 26,3% - не распознано внутреннее кровотечение, у 11,3% - повреждение органов брюшной полости, у 6,4% - повреждение органов грудной клетки. При оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП бригадами СМП ЦРБ, расположенными на ФАД М-7, восстановление сердечной деятельности осуществлялось лишь в 13,1% от нуждающихся, восстановление внешнего дыхания в 6,1%, противошоковые мероприятия проводились лишь в 16,3%, транспортная иммобилизация - в 36,3%. Бригады скорой медицинской помощи зачастую укомплектованы фельдшерами и не имеют необходимого оборудования и аппаратуры для оказания квалифицированной помощи. Четкой государственной программы переоснащения машин скорой медицинской помощи в целом по стране и базовых лечебных учреждений не существует. В лечебных учреждениях, расположенных даже на федеральных трассах, остро стоит вопрос с кадрами реаниматологов, травматологов и нейрохирургов. Не хватает дыхательной и наркозной аппаратуры. Только в небольшом числе ЦРБ лабораторная служба, необходимая для лечения тяжелых, в том числе и реанимационных, больных соответствует современном требованиям, а зачастую и просто отсутствует. Решить проблему снижения летальности в стационарах, без разрешения этих кардинальных вопросов невозможно.  
В России разрушена система санитарной авиации. Отмечено, что  Россия – единственная из стран большой восьмерки, которая не  использует вертолет при  оказании медпомощи пострадавшим в ДТП. Медленно решаются вопросы строительства вертолетных площадок при ЛПУ. Законодательно не определены степень и рамки ответственности муниципальных образований, объектов экономики за создание и содержание вертолетных площадок с обеспечением их круглосуточной доступности для посадки вертолетов санитарной авиации.
Единственным медицинским учреждением в стране, имеющим действующую вертолетную площадку на крыше хирургического корпуса, является московский НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. В институт госпитализируются дети с тяжелой сочетанной травмой, в том числе и черепно-мозговой. Он оснащен всем необходимым и имеет высококвалифицированные кадры реаниматологов, нейрохирургов, травматологов  и общих хирургов. Тиражированием отечественного опыта, не уступающему лучшим зарубежным аналогам, никто не занимается. Отмечено, также, необходимо усиление анализа регионального опыта, лучших наработок, для распространения их в целом по стране, что является одной из основных функций руководящего органа.
Оценивая состояние дорожно-транспортного травматизма у детей, по данным московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, отмечено, что 45,1% смертей детей от ДТП наступает на догоспитальном этапе, из них 88% до прибытия скорой помощи, 8,2% в присутствии и 3,8% при транспортировке. Из числа детей, погибших в стационарах, 47,5% первоначально госпитализировались в непрофильные взрослые стационары. Госпитализация в непрофильные стационары обусловлена следующим: отсутствием во время транспортировки необходимой аппаратуры и условия для  поддержки (замещения) витальных функций в 40% случаев, отсутствием необходимых навыков для проведения реанимационного пособий в 40%, боязнью возможных мер административного воздействия в случае гибели больного при транспортировке в 45%.
В больших городах дорожно-транспортный травматизм обусловлен в 60% наездами на пешеходов.
Большое значение в борьбе с травматизмом имеет учет несчастных случаев. Правильная организация учета и отчетности создает необходимые условия для анализа причин травматизма и разработки эффективных мероприятий по его предупреждению. Вместе с тем в России имеет место недостоверность и двойственность статистики. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации несопоставимы. Например, в 2006 г. по данным росстата число погибших -  24900, по данным МВД – 32 тыс., в 2007г. – 25 тыс. и 33 тыс. соответственно, в 2008 г.-  23 тыс. и 29 тыс. По детям -  МВД  дает 1014 погибших, а росстат – 1430.
Имеет место несовершенство учетно-отчетных форм.
Отсутствует единый алгоритм оказания первой медпомощи сотрудниками ГИБДД, фактически отсутствует современная система подготовки к оказанию доврачебной помощи, линейные машины не оснащены всем необходимым.
Состояние подготовки оказания доврачебной помощи водителей не выдерживает критики. Отсутствуют специальные центры обучения или классы, оснащенные муляжами, в которых каждый будущий водитель должен получить практические навыки по оказанию медицинской помощи. Не хватает квалифицированных преподавателей. Участились случаи грубых ошибок в трактовке Правил дорожного движения в учебно-методических изданиях.
Длительное время не утверждаются нормативные и методические документы. Например, когда была утверждена ФЦП, отсутствовала какая-либо нормативно-правовая база.
Оснащение аптечек оставляет желать лучшего: жгуты в большинстве аптечек не позволяют обхватить бедро и остановить кровотечение из бедренной артерии, приспособления для дыхания «рот в рот» практически не могут быть использованы, они не гигиеничны, дистанционные приспособления для дыхания «рот в рот» отсутствуют, современные средства обработки ран отсутствуют, ножницами невозможно ничего разрезать и т.д. Резкой критики подвергся последний приказ Минздравсоцразвития России от 3 июня 2009 г. № 296 м утвердил фактически все недостатки предыдущих аптечек и изъял из них все медикаменты.
В связи с кризисом произошла секвестрация и сокращение на 30-35% финансирование федеральной целевой программы. Сокращен объем финансирования мероприятий по разделу НИОКР в 2009 г в 6 раз.
Законодательно не определены отношения непосредственно к участнику дорожного движения. Участник  дорожного движения, который появляется через пять минут на месте ДТП, совершенно исключается из системы оказания доврачебной помощи. Спасатели не имеют законодательной основы для применения внутривенных инъекций и т.д.
Отмечено, что с запозданием  объявляются конкурсы на выполнение мероприятий ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Кроме того, отдельно были выделены проблемы по детям:
- ограниченность доступа к дистанционному (телемедицинскому) консультированию;
- резкое недофинансирование - фактические затраты на лечение ребенка в 2,8-3,4 раза превышают тариф бюджетно-страхового финансирования;
- несовершенство штатно-кадрового обеспечения и материально-технического оснащения «трассовых» больниц для оказания помощи детям;
- кризис системы неотложной эвакуации детей на этап специализированной медицинской помощи;
- отсутствие детских травматологических центров 1-го уровня в большинстве субъектов Российской Федерации;
 - не решена проблема с детскими удерживающими устройствами. Многие зарубежные устройства, которые на Западе фактически забракованы, у нас не сертифицированы и продаются.

Программа носит межведомственный характер, однако четкая координация работы между ведомствами зачастую отсутствует. Одни и те же работы выполняют разные ведомства. Контроль за выполнением программы недостаточный. Явно завышены цены на отдельные виды разработок. Например, только на разработку содержания аптечек запланировано более 10 миллионов рублей (!?). Денег отпущено не мало, но полного объективного анализа двухлетней работы по использованию этих средств и их результатов не представлено. Не представлено также, на что будут расходоваться выделенные средства в оставшиеся годы, что будет иметь приоритетное значение. Отсутствует четкая перспективная программа материально-технического и кадрового обеспечения медицинского раздела программы: в чем мы нуждаемся и когда эти запросы будут удовлетворены полностью в целом по стране, что конкретно на себя берет федеральный уровень, что региональный, включая муниципальный.  Сколько и где будет развернуто травматологических Центров, способных на высоком уровне оказывать помощь больным при сочетанной травме. Должен найти свое разрешение полностью не решенный в России вопрос реабилитации, пострадавших в ДТП, особенно перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, как взрослых, так и детей. Не решен конкретно вопрос преподавания основ доврачебной помощи пострадавшим в автошколах, с освоением перечня конкретных навыков, подготовки преподавателей в целом по стране, организации Учебных центров в регионах. И какая в целом цена этих вопросов. Было высказано мнение, что на разделы от которых зависит жизнь, пропорционально к другим расходам федеральной целевой программы средств, выделено недостаточно. Отсутствует программа восстановления и развития санитарной авиации, включая вертолётную службу. Фактически не произошел прорыв, несмотря на выделенные объемы, в средствах массовой информации  пропаганды профилактики дорожно-транспортных происшествий. Очевидно, что многое здесь нужно кардинально менять и расставить иные акценты.

Исходя из выше указанного, участники слушаний считают необходимым рекомендовать:

Государственной думе Российской Федерации:
Продолжить совершенствование законодательной базы:
- определить степень и рамки ответственности муниципальных образований, объектов экономики за создание и содержание вертолетных площадок с обеспечением их круглосуточной доступности для посадки вертолетов санитарной авиации;
- определить правовой статус непосредственно участника дорожного движения
- принять документ, обязывающий каждого выпускника автошкол сдать отдельный экзамен по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Правительству Российской Федерации:
1.    В связи с изменившимися условиями, пересмотреть федеральную целевую программу (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», предусмотрев в ней перераспределение средств и увеличения доли мер, от которых непосредственно зависит смертность и инвалидность пострадавших.
2.    Поручить МЧС Российской Федерации  совместно с Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России, координацию всех работы по обеспечению оказания своевременной помощи пострадавшим на федеральных и региональных трассах страны.
3.    Разработать государственную программу материально-технического и кадрового обеспечения всех лечебно-диагностических учреждений, оказывающих в  стране медицинскую помощь пострадавшим в ДТП, предусмотрев в первую очередь укрепление материально-технической базы отделений реанимации и интенсивной терапии, включая лабораторную службу, подготовку кадров реаниматологов-анестезиологов, травматологов, нейрохирургов, специалистов лучевой диагностики, функциональной диагностики.
4.    Разработать государственную программу повсеместного перехода на оказание медицинской помощи на месте происшествия специализированными бригадами скорой медицинской помощи, санитарной авиацией (включая вертолеты), оснащенными реанимационным оборудованием и квалифицированными кадрами.
5.    Разработать федеральную целевую программу «Санитарная авиация России», где необходимо предусмотреть целевое приобретение вертолётов и самолётов медицинского назначения с их последующей передачей в субъекты Российской Федерации для нужд санитарной авиации.
6.    Разработать и внедрить эффективную систему оперативной связи между  службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП - МЧС, ГАИ, подразделений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
7.    Рассмотреть вопрос о привлечении средств ОСАГА к разрешению проблем оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
8.    Рассмотреть вопрос об улучшении статистической отчетности всех случаев транспортных происшествий в стране, числа пострадавших, числа погибших на месте, сроков прибытия скорой медицинской помощи, числа погибших при транспортировке, числа погибших в стационарах, числа взрослых  и детей, ставших инвалидами.
9.    Пересмотреть программу реабилитации пострадавших в ДТП, с созданием реабилитационных отделений и центров, особенно для больных с тяжелыми последствиями черепно-мозговой травмы.
10.    Создать независимую комиссию для обсуждения вопросов состава и производства аптечек водителей автотранспорта разной категории и разных климатических условий в стране.
           

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1.    Разработать и утвердить табель оснащения и штатные нормативы для медицинских учреждений (в т.ч. трассовых), оказывающих медицинскую помощь лицам, пострадавшим в ДТП.
2.    В течение короткого времени подготовить кадры реаниматологов-анестезиологов, травматологов, нейрохирургов, специалистов лучевых методов диагностики, функциональной диагностики и лабораторной службы, включая детских специалистов, исходя из настоящей потребности в них стране.
3.    Разработать положение о взрослом и детском травматологическом Центре.
4.    Обеспечивать мониторинг основных показателей дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского; анализ уровня и структуры ДТП, состояние медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах на уровне субъектов Российской Федерации.
5.    Изучить и распространить по стране лучшие подходы к решению медицинских аспектов ДТП.
6.    Нормативно определить статус реанимационно-консультативного центра при детских больницах субъектов Российской Федерации.
7.    Разработать алгоритм диагностики повреждений и хирургического лечения пострадавших с политравмой, совершенствование тактики лечения пострадавших с множественной и сочетанной травмой, в том числе и детей, путем разработки и внедрения в клиническую практику органосохраняющих и малотравматичных способов хирургического лечения.
8.    Решить вопрос об оказании реабилитационной помощи больным пострадавшим в результате ДТП, обратив особое внимание на больных с последствиями тяжелой черепно-мозговой травмы, в том числе и находящимся в вегетативном статусе.
9.    Рассмотреть вопрос о курирование  специализированных выездных реанимационно-травматологических бригад травматологическими Центрами.
10.    Создать при НИИ неотложной детской хирургии и травматологии департамента здравоохранения г. Москвы экспертный совет для рецензирования методических разработок, литературы и учебно-методических пособий (наглядно-агитационных аудио, видео и печатных) для детей и подростков.
11.    Отменить приказ Минздравсоцразвития России от 3 июня 2009 г. № 296.

Министерству внутренних дел Российской Федерации:
1.    Разработать и внедрить систему обучения сотрудников ГИБДД оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
2.    Пересмотреть табель оснащения линейных машин ГИБДД  медицинским оборудованием для оказания всего объема доврачебной помощи.
3.    Обеспечить оказание консультационных и информационных услуг населению по проблемам безопасности дорожного движения с использованием современных информационных технологий.
4.    Ввести федеральный регистр детей, пострадавших в ДТП.
5.    Совершенствовать механизм взаимного оповещения и взаимодействия со службами МЧС и здравоохранения при ликвидации последствий ДТП.
6.    Рассмотреть вопрос об ограничении скоростного режима междугородних пассажирских автобусов и тяжелых грузовых машин.
 

Министерству чрезвычайных ситуаций Российской Федерации:
1.    Обеспечить проведение системных исследований в области совершенствования технологий ликвидации последствий ДТП и анализ состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП в Российской Федерации и за рубежом с целью выработки научно-обоснованных предложений по участию пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП.
2.    Шире внедрять современные информационные технологии и передовые технологии производства и аварийно-спасательных работ в повседневную практику деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.



Министерству образования Российской Федерации:
1.    Обеспечить подготовку учебных и учебно-методических материалов для обучения населения современным способам оказания помощи пострадавшим в ДТП.
2.    Обеспечивать регулярное обучение школьников и учащихся правилам дорожного движения и основам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
1. Обеспечить создание новых образцов многоцелевых аварийно-спасательных машин, оборудования и инструментов, предназначенных для ликвидации последствий ДТП.
 

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться