RSS Eng

RSS

Печать

Почем душа кадета?

«Современное российское образование должно формировать гражданина, осознающего связь с культурой и историей своей страны», — заявил председатель Комиссии Общественной палаты по сохранению духовного наследия митрополит Калужский и Боровский Климент, открывая 11 ноября круглый стол, посвященный проблемам развития кадетского образования в России.

Владыка заметил, что «именно кадетство известно тем, что, помимо формирования знаний, делает упор на духовно-нравственное воспитание молодого поколения». «Кроме того, — напомнил митрополит Климент, — кадетские школы помогают социализации детей-сирот и детей из неблагополучных семей, что особенно важно, учитывая российскую специфику».

«Проблема воспитания мальчика в российской, часто неполной, семье встает в полный рост, ведь и в школе вокруг ребенка в основном женщины», — полагает член Общественной палаты Елена Зелинская. По ее мнению, в кадетских заведениях мальчик оказывается в мужской компании и учится мужскому взгляду на мир, что поможет ему в будущем.

По данным Фонда содействия кадетским корпусам им. А. Йордана, в кадетских учебных заведениях России сегодня обучаются 26 тысяч воспитанников, 60% из которых – дети из неполных, малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, а также дети-сироты.

Еще в 1992 году в системе Минобразования была всего одна кадетская школа, в нынешнем году их уже 80. Минобороны принадлежит 9 кадетских корпусов, 12 суворовских военных училищ и одно нахимовское военно-морское. Кроме того, тремя кадетскими корпусами руководит МВД и еще одним – ФСБ.

По утверждению генерального директора Фонда им. А. Йордана Ольги Барковец, 50% выпускников кадетских заведений успешно поступают на бюджетные отделения гражданских вузов, а еще 38% — в военные академии. Мода на кадетство вывела эту уникальную форму образования и воспитания в массовый тираж: общеобразовательные школы открывают кадетские классы, ученики которых, впрочем, отличаются от сверстников лишь формой одежды. «Многое, что мы видим в подобных кадетских классах, является пародией, шаржем на подлинное кадетство, — возмущается Ольга Барковец. – Для того чтобы воспитать кадета, недостаточно нарядить его в форму».

Псевдокадетство развивается в России по причине отсутствия нормативно-правовой базы, которая определяла бы требования к уровню подготовки выпускников, нормативы финансирования и материально-технического финансирования кадетских школ. Кроме того, для решения кадровой проблемы необходимо юридически закрепить статус «офицер-воспитатель» и вести переподготовку офицеров запаса. Сегодня в кадетских школах работают бывшие военные, не знающие элементарных правил работы с детьми.

Комплексное решение проблем кадетства невозможно без принятия федеральной программы развития кадетского образования в России, убеждены в Фонде им. А. Йордана. Там же предлагают создать в Минобразования специальное подразделение, которое будет курировать кадетские школы и корпуса.

Замминистра образования и науки России Исаак Калина высказался категорически против новых штатных единиц в своем ведомстве, напомнив, что кадетами занимается целый ряд министерств. «Система управления должна быть межведомственной и состоять из представителей т. н. ведомств-социальных партнеров кадетских корпусов и школ. Это будет намного эффективнее», — уверен Калина.

Замминистра подчеркнул, что к управлению работой нужно привлекать как можно больше общественности, поскольку «у нас подушевое финансирование образования, и общество имеет право знать, почему на воспитанника кадетской школы Петрова выделяется больше денег, чем на ученика общеобразовательной Сидорова». В этой связи Исаак Калина подчеркнул важность жесткого отбора в кадетские учебные заведения, чтобы повышенные расходы окупались в будущем.

Кроме того, Калина предложил создавать колледжи при кадетских школах-интернатах, чтобы их выпускники выходили в мир, владея профессиями.

Замминистра также подчеркнул, что не видит смысла в особом положении кадетских образовательных учреждений, когда речь идет о нацпроекте «Образование». Сегодня кадетские школы участвуют в конкурсах на финансирование на общих основаниях, что, по мнению чиновника, вполне справедливо. «Если мы хотим устроить отдельный забег для кадетских корпусов, значит, боимся бежать рядом с остальными», — подвел итог Калина, добавив, что если кадетские школы недовольны количеством полученного финансирования в рамках нацпроекта, то должны обратить внимание на свои результаты.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться