Печать
Реставраторов «насадили» на вилку
Реставрационную отрасль необходимо выделить в самостоятельный вид экономической деятельности. Таково мнение членов рабочей группы Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия по проблемам реставрационного дела. Заседание рабочей группы прошло 6 ноября.
По словам члена Общественной палаты Натальи Вавиловой, «реставрационная деятельность должна получить самостоятельный код бюджетной классификации», а также необходимо «пересмотреть основы ценообразования реставрации, опирающиеся сегодня на морально устаревшие нормативы ценовой базы 1984 года».
Вавилова отметила, что реставрационное дело не спасти без внедрения системы подготовки специалистов-реставраторов. Эксперты, например, утверждают, что мастеров-реставраторов деревянного зодчества в России можно пересчитать по пальцам одной руки. «В настоящее время во многих случаях реставрация памятников ведется неквалифицированными кадрами с грубейшими нарушениями методических и технологических норм», — заявила член Общественной палаты.
«Ситуация усугубится, если реставрация выйдет из-под лицензирования и будет включена в закон о саморегулирующихся организациях», — полагает профессор Петрозаводского госуниверситета Вячеслав Орфинский. Профессор считает, что небольшие и небогатые реставрационные мастерские будут не в состоянии оплатить залог, обязательный для ведения деятельности в рамках саморегулирующихся организаций. «Для подавляющего большинства реставраторов, работающих практически на энтузиазме, будет невозможно внести такую же сумму, какую внесут строительные гиганты», — предупреждает Орфинский. – Между тем, часто именно небольшие мастерские обладают мастерами необходимой квалификации».
Надежды экспертного сообщества традиционно обращены в сторону Министерства культуры. Впрочем, некоторые уже затрудняются припомнить, сколько министров сменилось за последние полтора десятилетия. Даже замдиректора департамента культурного наследия Министерства Ирина Смирнова констатировала, что «Минкультуры в очередной раз переживает реорганизацию и болеет».
По утверждению Смирновой, «вся реставрационная система сегодня работает на аварийно-спасательных работах, т. е. не комплексно, а по заявкам, как музыкальное радио». Представитель Минкульта пожаловалась на то, что уже подготовленные в недрах ее ведомства подзаконные акты тормозятся министерствами экономического блока.
Практикующий реставратор Александр Попов рассказал, что существующее законодательство делает его невольным преступником. «Если я как директор реставрационной мастерской соблюдаю пункт А, то автоматически нарушаю пункты B, C и D. В шахматах это называется “вилка”», — подчеркивает реставратор.
Эксперт Общественной палаты, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева предложила провести заседание, в котором приняли бы участие как представители Минкультуры, так и экономических министерств. По ее мнению, это будет способствовать ускорению движения подзаконных актов, которые необходимы реставраторам и другим работникам культуры.
Рабочая группа продолжает формулировать рекомендации по спасению реставрационного дела, которые уже в декабре отправятся в Правительство России.
Пресс-служба Общественной палаты