RSS Eng

¬ернутьс€ в раздел Ђ—труктура ѕалатыї

RSS

ѕечать

ѕЋ≈Ќј–Ќќ≈ «ј—≈ƒјЌ»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ… ѕјЋј“џ

23,24 ма€ в ходе пленарного заседани€ ќбщественной палаты обсуждались проблемы регионального развити€ и экологии –оссии. — основным докладом выступил председатель  омиссии по региональному развитию ¬€чеслав √лазычев:

-  онцепци€ развити€ 2020 определила систему целей, дл€ достижени€ которых требуетс€ определенна€ технологи€. » основное место в этой технологии занимает грамотна€ стратеги€ территориального развити€ страны. ќднако стратегии, представленные регионами, откровенно удручают. »з всех лишь две-три содержат намеки на св€зи с сосед€ми, и только одна (’анты-ћансийского округа) представила концепцию развити€ всего ѕол€рного ”рала. ”же в прошлом году она была прин€та на федеральном уровне. ¬ большинстве стратегий субъект федерации самопредставлен как цветное п€тно на белом фоне. » полным триумфом абсурда стала стратеги€ ћосковской области – как неправильной формы широкого кольца, внутри которого зи€л пустой овал.

» ведь нельз€ сказать, что в регионах не хватает специалистов дл€ разработки стратегии. —пециалистов достаточно, все они известны и усердно выполн€ют заказ местной власти. ј в большинстве случаев региональный заказчик заинтересован в изготовлении «стратегии» лишь потому, что ее наличие €вл€етс€ условием получени€ дополнительных к бюджету средств из федерального источника. “о есть все планирование строитс€ на выпрашивании бюджетных денег. ѕри этом, как правило, стратегии регионального развити€ различаютс€ по уровню проработки, однако их объедин€ет отсутствие механизмов и технологий реализации.

» в центре это понимают. Ќо на федеральном уровне превалирует отраслевое, то есть ведомственное планирование, вместо того, чтобы отслеживать на карте региона эволюцию распределени€ денежных потоков, движение людских масс, смену перепадов качества среды и характеристик человеческого капитала.

ј происходит это прежде всего потому, что в 90-е годы практически не велась работа над генеральными планами развити€ городов, в то же врем€ «парад суверенитетов» подрывал самую возможность удерживать образ страны как единого социально-экономического целого.  роме того, у федерального чиновника нет реального знани€ страны: муниципальна€ статистика была ликвидирована в начале 90-х годов, и сегодн€ федеральный центр оперирует поступающими «наверх» средними величинами по обширным и крайне неоднородным регионам. Ёти данные пригодны лишь дл€ отчетности, но не дл€ планировани€.

Ѕыстро преодолеть дефицит знани€ лишь через управленческий механизм, начина€ с федеральных министерств и конча€ региональными правительствами, невозможно. Ќа местах много вузов, географических, социологических факультетов, но нет госзаказа на подробное изучение ситуации на местах, хот€ привлечение к работе вузовской науки обошлось бы бюджету в «медные копейки». ќднако власт€ми до сих пор не осознана необходимость такого рода знани€.

’уже всего обстоит дело с информацией относительно состо€ни€ человеческого капитала. ѕричем в первую очередь речь идет не о количественных показател€х, но о качественном составе, измер€емом не только числом учащихс€ или числом дипломов на тыс€чу человек, но также уровнем здоровь€, мерой социальной адаптации, уровнем компетенции и множеством других свойств. ѕростой пример: дл€ увеличени€ производительности труда, запланированного «концепцией 2020», проще всего провести банкротство всех убыточных предпри€тий (а их пор€дка 40 процентов), что вызовет резкий подъем уровн€ безработицы и приведет к социальной катастрофе недопустимого масштаба. —ледовательно, заранее необходимо создать не только замещающие рабочие места, но и жилье, и социальную инфраструктуру, и инфраструктуру переобучени€ – в местах наиболее дл€ этого пригодных, в рамках общей стратегии развити€ макрорегионов. Ќо региональные власти не в состо€нии вз€ть на себ€ решение этого вопроса, поскольку живут на острове посреди белого пол€ – не знают, что делаетс€ у соседей.

ћакрорегион – это цела€ страна, объедин€юща€ и крупные заводы, и туристические центры. » министр регионального развити€ ƒмитрий  озак готов рассматривать предложение о создании сети федеральных агентств территориального развити€ макрорегионов с участием не только соответствующих региональных властей, но также наиболее продвинутых муниципальных сообществ, региональных организаций –—ѕѕ, ƒеловой –оссии, ќпоры –оссии, региональных торгово-промышленных палат. —ейчас все врем€ говоритс€ о выравнивании, сокращении разрыва. Ќо если речь идет не о функционировании, а о развитии, то этот вопрос в масштабах региона вообще не решаетс€, только в макроэкономике.

“ака€ концепци€ в нашей стране уже существовала. ¬ 1921 году группа академика ¬ернадского обнародовала работу по макрорегиональному районированию. ¬ернадский насчитал 12 макрорегионов в европейской части страны. —ейчас, мы полагаем, должно быть 30. ј чиновники ћинрегиона, попытавшись сами провести разделение, насчитали 74.  ое-где угадали, кое-где – нет. „тобы делить, надо знать страну. ј этого знани€ у чиновников нет.

ќднако существуют экспертные общественные организации. » уровень экспертного знани€ даже несопоставим со знанием чиновника. ¬ообще вопрос эффективного стратегического планировани€ не решить без частно-государственного партнерства, в котором муниципалитеты и общественные организации оказываютс€ на стороне «частное», тогда как и федеральные и региональные власти – на стороне «государственное».

  счастью, власть, похоже, понимает необходимость вовлечени€ ресурса региональных и местных экспертных сообществ в разработку дееспособных проектов. » первоочередна€ задача ќбщественной палаты - продемонстрировать наличный экспертный инструмент стратегического планировани€. »нститут современного развити€, ÷ентр регионального развити€ –—ѕѕ, ÷—– «—еверо-«апад», √ильди€ градостроителей, наша комисси€, еще несколько групп – это то экспертное €дро, которое обладает необходимым знанием ситуации и готово участвовать в открытом серьезном экспертном обсуждении стратегий.

√убернатор Ќовосибирской области ¬иктор “олоконский в своем выступлении заметил, что региональна€ политика очень «неубедительна и малоэффективна». «ћы потер€ли традиции и формы планового регионального развити€ в услови€х плановой экономики, которые давали серьезные результаты в реализации комплексных программ», – посетовал новосибирский руководитель.

«аместитель министра регионального развити€ –‘ ƒмитрий јратский в своем докладе отметил, что стратегические цели федеральной региональной политики должны быть напр€мую ув€заны со стратегическими цел€ми долгосрочного социально-экономического развити€ –‘ до 2020 года.  лючевой целью региональной политики €вл€етс€ обеспечение сбалансированного развити€ регионов –‘. ѕо его словам, за этим стоит принципиально новое развитие государства, при котором ставка делаетс€ на сокращение межрегиональной дифференциации, котора€ на сегодн€шний день достигла предельных размеров: уровень развити€ отельных регионов различаетс€ в 10 раз. ѕри достижении этой цели, по словам представител€ ћ––, необходимо мотивировать власти всех уровней на создание наиболее благопри€тных условий дл€ развити€ бизнеса и приоритетных экономических специализаций на различных территори€х, а также комфортных условий проживани€ дл€ каждого жител€ страны, вне зависимости от места проживани€. «Ёто потребует развити€ федеративных отношений местного самоуправлени€ завершени€ процесса разграничений полномочий между федеральными, региональными и местными власт€ми. “аким образом, будет достигнута важнейша€ цель региональной политики - формирование эффективного и компактного государства», - за€вил ƒмитрий јратский.

” заместител€ председател€  омитета по делам федерации и региональной политики »рины яровой было только одно замечание по докладу представител€ ћ––. «‘ормулировка «компактное государство» не подходит дл€ такой страны, как –осси€, с учетом размера ее территории. »менно поэтому вопросы региональной политики имеют актуальное значение дл€ ее развити€», - отметила она. »рина ярова€ сообщила, что на сегодн€шний день  омитет по делам федерации и региональной политики подробно проанализировал все внесенные регионами предложени€ по концепции региональной политики, и все они будут учтены при прин€тии документа.

ѕредседатель комиссии по социальной и демографической политике јлександра ќчирова выступила с р€дом рекомендаций по региональному развитию. „тобы регионы –оссии перестали быть «белыми п€тнами» на лоскутном оде€ле –оссийской ‘едерации, считает она, нужно осуществить несколько вещей: зан€тьс€ стабилизацией численности и повышением качества населени€, сформировать тенденцию к росту зарплаты и зан€тости, повысить доступность и качество услуг, жиль€ и сформировать гибкую систему расселени€ народов –оссии.

ѕредседатель комиссии по трудовым отношени€м и пенсионному обеспечению ќлег Ќетеребский говорил о проблемах зан€тости в регионах: «ќчень важно обеспечить интеграцию в общую систему крупных, градообразующих, а порой регионообразующих компаний, - отметил он. - Ќередко такие компании станов€тс€ государством в государстве, подчин€€ исключительно своим интересам все, включа€ законодательство. ÷елые субъекты –‘, полностью завис€т от одной сильной компании, станов€щейс€ фактическим хоз€ином жизни и судьбы всех жителей. ћы столкнулись с подобной ситуацией в якутии.

Ѕарин, даже добрый, который строит детские садики и предоставл€ет социальный пакет, – все равно барин и имеет дело не с гражданами, а с крепостными.  репостное право у нас давно отменено, не стоит его возрождать».  онец фразы был встречен аплодисментами присутствующих. ƒалее ќлег Ќетеребский по€снил, что проблема нехватки трудовых ресурсов зачастую зависит не от природно-климатических факторов, а от качества управлени€ в регионе. ѕо его мнению, планирование стратегии развити€ региона должно стать точкой приложени€ сил институтов гражданского общества. «≈сли не работают механизмы общественного участи€, то на реальной проблеме недостатка кадров выстраиваютс€ дополнительные социальные проблемы», - подытожил Ќетеребский.

«”зловой проблемой €вл€етс€ несогласованность различных стратегий: региональных, федеральных, отраслевых, - считает член ќбщественной палаты јлексей „адаев. - » в результате это разнонаправленное одновременное стратегирование приводит к тому, что разные колеса нашей телеги едут одновременно в разные стороны, что создает довольно опасную ситуацию. “о есть сама фаза перехода от ежедневного выживани€, борьбы день за днем к долгосрочному планированию и развитию требует, конечно, гораздо более высокой интеграции, более высокой коммуникативной целостности всего этого процесса».

—амый молодой член ќбщественной палаты »рина ѕлещева говорила о необходимости дать молодежи про€вить себ€. «ѕо моему мнению, молодЄжь – основной кадровый ресурс регионального развити€. –есурс, между прочим, дефицитный». »рина ѕлещева считает, что данный ресурс недостаточно используетс€ не только в российских регионах, но и в самой ќбщественной палате.

 

¬сеобщее оживление улеглось, когда в зале заседани€ по€вилс€ министр регионального развити€ –‘ ƒмитрий  озак. «ќбсуждение политики регионального развити€ – важный, актуальный диалог», – начал он. ѕо его убеждению, проблемы региональной политики должны активно обсуждатьс€ в каждом регионе с участием представителей общественности и различных органов и уровней власти.

ѕотенциал региональной политики, уверен  озак, сегодн€ абсолютно не востребован, либо востребован, но крайне недостаточно. «ћасштабы страны предопредел€ют проведение системной политики в отношении каждого региона. ѕутем администрировани€ каждого уровн€ власти мы никогда не решим проблемы экономического развити€», – отметил министр.

ѕроблема в том, что механизмы, стимулирующие регионы к развитию, сегодн€ недостаточно отработаны. «ќбеспечение сбалансированного социально-экономического развити€ регионов должно привести к сокращению различий между регионами, но не в ущерб развитию территории –оссийской ‘едерации в целом», – предупредил он.

» тут же заметил, что при создании благопри€тных условий дл€ максимального экономического роста необходимо сохранить комфортные услови€ дл€ проживани€ людей. ƒл€ достижени€ этой цели действи€ федеральных, региональных и муниципальных властей должны быть скоординированы и согласованы.

ќдним из главных условий развити€ регионов ƒмитрий  озак назвал привлечение частных инвестиций. ј решение этой задачи требует регламентации отношений между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправлени€ путем завершени€ разграничени€ полномочий между ними.

ѕередача части полномочий от федерального центра региональным власт€м может произойти уже в течение этого года. ќднако произойдет это только в том случае, если соответствующий законопроект будет поддержан правительством.

«ѕрежде всего предлагаетс€ передать полномочи€ по управлению и распор€жению целым блоком федерального имущества, по экологическому, технологическому надзору. ƒолжны быть делегированы полномочи€ по санитарно-эпидемиологическому надзору, защите прав потребителей», – сообщил  озак.

ѕри этом, по его словам, необходимо сформулировать стандарты оценки и механизмы контрол€ того, как регионами выполн€ютс€ переданные федеральные полномочи€. —ледить будут и за тем, как регионы распор€жаютс€ федеральными средствами.  ак оказалось, если вы€снитс€, что регионы неэффективно трат€т деньги из федерального бюджета, то на субъект –оссии будут накладыватьс€ финансовые санкции. «—анкции за неэффективное использование федеральных субсидий, показатели неэффективности – с 2009 года это начнет уже работать», – предупредил ƒмитрий  озак.

ѕо его словам, Ѕюджетный кодекс позвол€ет решить данный вопрос постановлением правительства, и соответствующий документ уже согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти.

ћинистр особо подчеркнул, что социально-экономические показатели регионов, которым предоставлены средства федерального бюджета дл€ развити€, должны расти быстрее, чем в среднем по –оссии. «≈сли эти показатели ниже, то должны следовать санкции – либо финансова€ помощь должна уменьшатьс€, либо мы должны субъект ‘едерации лишать такой помощи полностью», – объ€снил  озак.

ѕоскольку же в подобных случа€х могут пострадать люди, которые проживают в этом регионе, федеральный центр должен принимать соответствующие кадровые решени€. «¬ случае если следуют финансовые санкции и мы вынуждены повтор€ть их в течение нескольких лет – это сигнал дл€ того, чтобы принимать решени€ в отношении руководител€ соответствующего региона», – пригрозил министр.

Ќо это не значит, что предстоит нека€ «чистка» губернаторских радов. «я против того, чтобы использовать эти показатели как палку дл€ того, чтобы снимать губернаторов», – подчеркнул «главный региональный политик».

ќн по€снил, что необходимо выстроить нормальную систему спроса с руководителей регионов за конечные результаты их работы и при этом предоставить максимальные возможности дл€ осуществлени€ де€тельности по развитию региона.

24 ма€, открыва€ вторую часть пленарного заседани€, посв€щенную рациональному использованию водных и лесных ресурсов, член ќбщественной палаты ¬ладимир «ахаров за€вил - «¬ водные объекты страны ежегодно поступает более 10 млн. тонн загр€зн€ющих веществ. ѕри этом затраты на очистку воды во много раз превышают размеры платежей за загр€знение водных объектов. ћежду тем, градостроительное и земельное законодательство в последнее врем€ ослабило защитный режим водоохранных зон», -

—огласно данным –оспотребнадзора, 14 млн. росси€н посто€нно потребл€ют недоброкачественную питьевую воду. ‘едеральна€ служба также отмечает, что 40% наземных и 17% подземных водных ресурсов не пригодны дл€ получени€ питьевой воды.

–уководитель ‘едерального агентства водных ресурсов –устэм ’амитов, в свою очередь, объ€снил, что –осси€ не так богата питьевой водой, как прин€то считать. Ќа европейскую часть страны, где проживает 80% населени€, по словам чиновника, приходитс€ лишь 8% российского речного стока. «Ёто говорит о том, что в плане дефицита воды мы ни чем не отличаемс€ от стран ≈вропы», - подчеркнул ’амитов.  роме того, он отметил, что низкое качество очистки бытовых стоков привело к тому, что «даже вода в р. ќбь, в районе которой почти нет промышленных объектов, в последние годы оставл€ет желать лучшего».

¬ыступа€ в ќбщественной палате, –устэм ’амитов по€снил, что вступивший в силу с 1 €нвар€ 2007 года ¬одный кодекс лишь усугубил ситуацию. «–азработчики документа пытались внести новизну, приспособить кодекс к рыночным услови€м, но не предусмотрели ни времени, необходимого на прин€тие необходимых нормативных актов, ни достаточного финансировани€, - за€вил руководитель федеральной службы. – одекс писалс€ в спешке, последние изменени€ вносили на коленке, а поправки фиксировали на слух». ’амитов добавил, что в кодексе были плохо прописаны экономические аспекты водопользовани€, «в результате чего за кубометр стока загр€знители плат€т 25 копеек, тогда как постройка очистных сооружений в среднем обходитс€ в 30 рублей на кубометр».

ѕредседатель  омитета √осдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Ќаталь€  омарова отметила, что при подготовке проекта ¬одного кодекса парламентарии проводили консультации с экологами, предпринимател€ми и другими заинтересованными сторонами.

ќтвеча€ депутату, член ќбщественной палаты, вице-президент “оргово-промышленной палаты —ергей  атырин напомнил, что замечани€ общественности тогда услышаны не были, и документ был прин€т без важнейших поправок. «¬о врем€ тех дискуссий мы предсказали все те проблемы, которые обсуждаем сегодн€, но нас тогда не услышали».  атырин отметил, что ¬одный кодекс в насто€щее врем€ представл€ет собой «еще один инструмент административного давлени€ на предпринимателей и на руководителей муниципальных образований», поскольку основные нормативы до сих пор не прин€ты, а методика расчета ущерба действует уже около года. ѕо сведени€м члена ќбщественной палаты, следствием данной практики станов€тс€ необоснованные миллиардные счета, которые ежемес€чно выставл€ютс€ предпри€ти€м.

—удьба Ћесного кодекса напоминает судьбу ¬одного: депутаты проигнорировали рекомендации ќбщественной палаты и прин€ли документ в том виде, в котором он был подвержен критике экологов.

«Ћесные отношени€, по новому кодексу, регулируютс€ как земельные. ѕон€тие «лес» как самосто€тельный объект правовой охраны в документе отсутствует», - по€снила суть проблемы эксперт ќбщественной палаты, профессор юрфака ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова ћари€ ¬асильева. ѕо ее словам, документ содержит массу положений, которые можно трактовать дво€ко. «Ќаш кодекс пр€мо не говорит о частной собственности на лес, но она все же возможна. ”часток леса может быть приватизирован, если перевести его в другую земельную категорию, например, “в св€зи с нуждами энергетики”», - отмечает ¬асильева. Ћес, переставший быть лесом юридически, очень скоро перестает им быть и фактически, если его не приватизируют дл€ рекреационных нужд. ¬прочем, ћари€ ¬асильева, по€снила, что если лес и не вырубают в таких случа€х, то простым смертным вр€д ли удастс€ пойти по грибы да по €годы. ƒело в том, что, в Ћесном кодексе хот€ и прописан бесплатный свободный доступ граждан в лесные зоны, но арендаторам этих зон возводить заборы и шлагбаумы не воспрещаетс€. ћежду тем, главный думский эколог Ќаталь€  омарова за€вила, что  омитет по экологии уже подготовил поправки к Ћесному кодексу, которые призваны обеспечить свободный доступ граждан на лесные территории.

≈ще одна проблема, котора€ не имеет должного отражени€ в Ћесном кодексе – лесные пожары. ѕо словам ректора ћосковского физико-технического института Ќикола€  удр€вцева, «ежегодна€ площадь гари в лесном фонде в семь раз превышает площадь вырубки».

јкадемик –јЌ Ќиколай ћоисеев считает, что «Ћесной кодекс разрабатывалс€ монопольно. Ёкологи и общественность использовались при обсуждении как ширма». јкадемик удивлен ситуацией, котора€ со вступлением в силу Ћесного кодекса только усугубилась, когда дорогие породы леса продаютс€ по 50 рублей за кубометр. «Ёто же стоимость бутылки пива!», - недоумевает ћоисеев.

ѕредседатель  омиссии ќбщественной палаты по экологической политике ¬ладимир «ахаров, в свою очередь, заметил, что «надо повышать не цену, а ценность природных ресурсов».

ѕресс-служба ќбщественной палаты

 

ѕолный текст стенограммы заседани€ будет опубликован дополнительно

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

јктуальный комментарий

 онсулу –‘ отказали в посещении ¬ышинского

ѕрезидент –‘ встретилс€ с новым главой ќлимпийского комитета –оссии

  • ≈лена »ст€гинаЦ≈лисеева

    22.06.2018

    ≈лена
    »ст€гинаЦ≈лисеева

    «ѕутин чеко поставил основную задачу — восстановление довери€ к российскому олимпийскому спорту»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€