RSS Eng

¬ернутьс€ в раздел Ђ—труктура ѕалатыї

RSS

ѕечать

¬ыступление  ириллиной ¬.». на парламентских слушани€х Ђќб увеличении оплаты труда работников бюджетной сферы на 14 %ї, прошедших 5 июн€ 2008 г. в г.якутске

 

”важаемые участники парламентских слушаний!

—егодн€ мы вновь обращаемс€ к теме  оплаты труда и заработной платы.

¬ дополнение к основному докладу хотелось сказать следующее:

ќсоба€ роль в структуре доходов населени€ принадлежит заработной плате. ќна и в насто€щее врем€ и в ближайшие годы остаетс€ дл€ подавл€ющего числа работников основным источником доходов, и в перспективе будет наиболее мощным стимулом результативности труда и производства в целом.

ѕри высоком уровне заработной платы и тенденции к ее повышению растет спрос на большую часть товаров и услуг, что способствует созданию новых и развитию уже существующих предпри€тий, способствует полной зан€тости.

¬ысока€ заработна€ плата об€зывает руководителей предпри€тий наиболее рачительно  использовать рабочую силу и модернизировать производство.

”ровень заработной платы вли€ет не только на общественный климат коллектива, отрасли, региона и страны в целом, но и сказываетс€ в столь важных област€х экономики как зан€тость,  цены и инфл€ционные процессы,  конкурентоспособность наших товаров на внутреннем и внешнем рынках.

¬опросы заработной платы волнуют всех – работников, работодателей и государственную власть. ѕри этом все три стороны социального партнерства заинтересованы в повышении общих объемов производства, плоды чего про€вл€ютс€ в виде заработной платы, прибылей и доходов. Ќо их распределение часто приводит  к столкновению интересов.

‘едераци€ профсоюзов –еспублики —аха (якути€) неоднократно рассматривала вопросы оплаты труда на заседани€х своих коллегиальных органов:  на заседани€х —овета ‘едерации и »сполкома.

ѕрофсоюзы республики намерены добиватьс€ обеспечени€ достойной заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах экономики. ѕри этом под «достойным уровнем заработной платы» профсоюзы понимают уровень, при котором обеспечиваетс€ способность работника полноценно восстанавливать свое право на отдых, жилье, образование свое и своих детей, т.е. быть экономически независимым и самодостаточным в рыночном пространстве.

—охран€ющийс€ на прот€жении последних лет экономический рост создает благопри€тные услови€ дл€ значительного повышени€ уровн€ доходов работников. ќднако, несмотр€ на рост реальной заработной платы, уровень оплаты труда большинства работников не отвечает параметрам достойного труда и не соответствует справедливой его оценке.

–абота ‘едерации профсоюзов –—(я) была направлена на решение проблемы достижени€ справедливой цены труда за труд равной ценности. Ёто касаетс€ как государственных гарантий, закрепленных в трудовом законодательстве, так и гарантий, фиксируемых в коллективных договорах и соглашени€х различного уровн€.

¬ –еспублике —аха (якути€) за первый квартал 2008 года среднемес€чна€ номинальна€ заработна€ плата одного работника увеличилась по сравнению с первым кварталом 2007 года на 21,6% и составила 19850 рублей.

—ама€ высока€ заработна€ плата в республике сложилась на горнодобывающих предпри€ти€х – 35667 рублей, что составл€ет от среднереспубликанского уровн€ 183 %. ¬ бюджетном секторе экономики друга€ ситуаци€. ¬ здравоохранении средн€€ заработна€ плата составила 13360 руб., в образовании – 11756 руб., в культуре и спорте – 9914 руб. —оответственно 68 %, 60 % и 50 % от среднереспубликанского уровн€.

—ама€ низка€ заработна€ плата традиционно складываетс€ у работников сельского хоз€йства  – 5850 руб. в мес€ц, что составл€ет 29,5 % от среднереспубликанского уровн€.

—охран€етс€ и территориальна€ дифференциаци€ уровн€ заработной платы. —ама€ высока€ заработна€ плата складываетс€ в районах размещени€ предпри€тий, добывающих полезные ископаемые, где она выше уровн€ в среднем по республике в 1,5 раза.

¬ районах с высокой долей численности работников бюджетного финансировани€ и сельского хоз€йства уровень заработной платы значительно ниже среднереспубликанского значени€ и составл€ет около 60 % от среднереспубликанского уровн€.

ѕродолжает углубл€тьс€  дифференциаци€ в доходах богатых и бедных. “ак на долю 10% наиболее обеспеченного населени€ приходитс€ почти 30% общего объема денежных доходов, и на долю 10% наименее обеспеченного населени€ – 2,0%.

¬ ƒальневосточном федеральном округе –еспублика —аха (якути€) по средней заработной плате занимает 5 место, уступа€ „укотскому автономному округу, ћагаданской области, —ахалинской и  амчатской област€м. ¬ „укотском автономном округе средн€€ заработна€ плата превышает размер заработной платы в –еспублике —аха (якути€) на 74 %, в ћагаданской области на 52 %, в —ахалинской области на 40 %.  

“аким образом, в современных услови€х принцип «равна€ заработна€ плата за равный труд» оказываетс€ трудно примен€емым, особенно в различных по роду своей де€тельности отрасл€х экономики. –аботники, зан€тые в  процветающих отрасл€х экономики, с полным основанием считают себ€ в праве пользоватьс€ плодами этого благополучи€. »х заработна€ плата гораздо выше, чем в менее доходных отрасл€х. », конечно, специалисты стараютс€ перейти на работу в более доходную отрасль или предпри€тие.

¬ качестве одной из важнейших гарантий в системе оплаты труда профсоюзы придавали и придают принципиальное значение такой социально-экономической категории, как минимальный размер оплаты труда (ћ–ќ“). Ѕлагодар€ этой государственной гарантии работодатель не имеет права платить работнику меньше установленного размера ћ–ќ“ как нижнего предела зарплаты. »менно поэтому важно, чтобы размер этот был не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

–азногласи€ в вопросе применени€ р€да статей “рудового кодекса –оссийской ‘едерации значительно затруднили работу по подписанию первого республиканского —оглашени€ «ќ минимальной заработной плате».

¬ ходе подготовки проекта —оглашени€ нами было внесено предложение, по которому 2300 рублей, установленные согласно прин€тому ‘едеральному закону дл€ всей территории –‘ вне зависимости от природно-климатических и иных условий регионов, увеличить на районный коэффициент (1,7) и процентные надбавки к заработной плате (80 %).

¬ этом случае минимальна€ заработна€ плата составила бы 5750 рублей.

ќднако данное предложение не нашло поддержки со стороны правительства и работодателей. ѕричинами чего €вились дефицит бюджета и отсутствие дополнительных финансовых средств на повышение минимальной заработной платы.

ѕравительство внесло свой вариант —оглашени€ с учетом повышени€ заработной платы работникам бюджетных организаций, где минимальна€ заработна€ плата составит 3500 рублей. ƒанный вариант —оглашени€ поддержали представители работодателей.

ѕосле детального анализа проекта ћинистерства труда и социального развити€ –—(я), учитыва€ что вносимый проект поддерживают стороны ѕравительства –—(я) и работодателей, ‘едераци€ профсоюзов –—(я) решила также поддержать данный проект соглашени€, т.к. в соответствии с «аконом –еспублики —аха (якути€) «ќ –еспубликанской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» решение может быть прин€то, когда его поддерживают все три стороны. ¬ противном случае ћ–ќ“ в республике останетс€ на федеральном уровне – 2300 рублей.

¬ итоге в республике с 1 сент€бр€ 2007 года установлена минимальна€ заработна€ плата в размере 3500 рублей в мес€ц.

ћинимальный размер оплаты труда мало вли€ет на заработную плату в промышленности, в первую очередь, в горнодобывающей. “ам тарифна€ ставка I  разр€да гораздо выше ћ–ќ“. ¬ основном он вли€ет на заработную плату работников бюджетной сферы, малого бизнеса, сельского хоз€йства, в других отрасл€х, ориентированных не на экспорт, а на внутренний рынок и не имеющих монополию на этом рынке.

Ќизкий размер ћ–ќ“, с одной стороны, позвол€ет работодател€м уходить от уплаты социального и подоходного налога, выплачива€ основную заработную плату в конвертах, с другой стороны, на законных основани€х выплачивать мизерную заработную плату работникам. Ёто негативным образом сказываетс€ на социально-экономическом положении республики.

ƒруга€ проблема: минимальна€ заработна€ плата и величина прожиточного минимума в различных регионах –оссийской ‘едерации.

¬ республике прожиточный минимум трудоспособного населени€ по итогам  первого квартала 2008 г. составл€ет 7604  рубл€.

ѕо данным √оскомстата численность населени€ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в насто€щее врем€ составл€ет  197 400  человек, что соответствует 20,8 % от общей численности населени€.

ћинимальный уровень жизни разный, а величина ћ–ќ“ не обеспечивает одинаковые гарантии дл€ всех. —ейчас заработна€ плата перестала зависеть от количества и качества труда. ј зависит от финансовых возможностей субъектов –оссийской ‘едерации, муниципальных образований и работодателей.

“рудовой  одекс –‘ в новой редакции дополнен статьей 1331, в соответствии с которой субъектам –‘ дано право –егиональным соглашением о минимальной заработной плате устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте –оссийской ‘едерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населени€ в соответствующем субъекте –оссийской ‘едерации.

¬ г. ћоскве величина ћ–ќ“ с 1 ма€ этого года составила 6800 рублей при прожиточном минимуме 6563 руб, а с 1 сент€бр€ 2008 г. ћ–ќ“ в г. ћоскве достигнет уровн€ 7500 руб.

 ¬  емеровской области подписано трехстороннее —оглашение, согласно которому в области устанавливаетс€ минимальна€ заработна€ плата не ниже 1,5 прожиточного минимума в области.

ѕри этом следует отметить, что наша республика, к сожалению, стала практически единственным российским регионом, в котором минимальна€ заработна€ плата составл€ет менее 50 % уровн€ прожиточного минимума трудоспособного населени€, который составл€ет на сегодн€ 7604 рубл€.

8 ма€ 2008 года √осударственна€ ƒума ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации утвердила ¬.¬.ѕутина на посту ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации. ¬ыступа€ перед депутатами с программной речью он призвал прин€ть федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда с 1 €нвар€ 2009 года до 4 330 рублей. Ќовый премьер особо отметил активную позицию ‘Ќѕ–, последовательно добивавшейс€ решени€ этого вопроса. 

¬ свое врем€ ‘Ќѕ– предложила график увеличени€ ћ–ќ“, реализаци€ которого подталкивала власти  к ускоренному созданию отраслевых тарифных систем в бюджетной сфере и содействовала   повышению уровн€ заработной платы на всех рабочих местах.

“олько с 2005 года под давлением ‘Ќѕ– федеральный ћ–ќ“ увеличивалс€ четырежды – с 720 руб.  до 2300 руб. —огласовано  предложение профсоюзов о том, что решени€ о размере ћ–ќ“ в регионах будут  приниматьс€ соответствующими региональными трехсторонними комисси€ми по регулированию социально-трудовых отношений.

¬ 45 субъектах –оссийской ‘едерации прин€ты более высокие стандарты по сравнению с ћ–ќ“, установленным федеральным законом. »з них в 21 субъекте –‘ минимальна€ заработна€ плата установлена на уровне регионального прожиточного минимума трудоспособного человека.

«акон, о необходимости прин€ти€ которого говорил новый премьер-министр,  установит  минимальный размер оплаты труда  в –оссии с 1 €нвар€ 2009 года  на уровне прожиточного минимума. ѕричем, в дальнейшем этот показатель должен будет индексироватьс€ с превышением размера инфл€ции.

ѕосле выступлени€ ¬ладимира ѕутина общество обрело уверенность, что будет  реализован принципиальный пункт √енерального соглашени€ на 2008 – 2010 годы,  в котором профсоюзы требовали приведени€ ћ–ќ“ в соответствие с прожиточным минимумом к концу 2008 года.  

22 апрел€ 2008 г. ѕравительством –еспублики —аха (якути€), ‘едерацией профсоюзов –еспублики —аха (якути€) и республиканскими объединени€ми работодателей было подписано –еспубликанское (региональное) —оглашение «ќ взаимодействии в области социально-трудовых отношений в –еспублике —аха (якути€)» на 2008 – 2010 гг., где в разделе «ќплаты труда и уровн€ жизни» стороны прин€ли на себ€ об€зательства реализовать меры, направленные на повышение реальных доходов населени€, уменьшение диапазона дифференциации денежных доходов различных социально-демографических групп населени€, уменьшение бедности.

—оответственно п.п. 3.2., 3.3. –еспубликанского соглашени€ должны быть выполнены.

3.2. ќсуществить анализ социально-экономических последствий повышени€ с 1 сент€бр€ 2007 г. размера минимальной заработной платы до 3500 рублей в мес€ц в цел€х повышени€ минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населени€ и провести в 2008 году консультации сторон —оглашени€.

ѕри этом повышение минимального размера оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного вли€ни€ на экономику –еспублики —аха (якути€) и экономическое положение муниципальных образований –еспублики —аха (якути€).

3.3. –екомендовать при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров устанавливать размер минимальной заработной платы в организаци€х внебюджетного сектора экономики не ниже прожиточного минимума трудоспособного населени€ –еспублики —аха (якути€).

”спешное выполнение поставленных задач зависит от нашего единства действий и ответственного подхода к выполнению задач всеми сторонами —оглашени€.

«аработна€ плата и ее размеры – это основна€ социальна€ гаранти€, от  которой зависит благополучие работников и членов их семей. «аработна€ плата представл€ет собой один из основных факторов социально-экономической жизни каждого коллектива.

ѕоэтому нет ничего удивительного, что профсоюзы стрем€тс€ добитьс€ высокой заработной платы с тем, чтобы работники могли лучше удовлетвор€ть свои потребности.

—ерьезна€ задача, поставленна€ новым главой нашего государства, должна быть выполнена всеми сторонами социального партнерства.

Ќесколько слов о принимаемых –екомендаци€х.

        ћы настаиваем на приоритетности  установлени€ базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам в соответствии со статьей 144 “рудового кодекса –‘, а также введени€ стимулирующих выплат в республиканских (и муниципальных с учетом финансовой поддержки) учреждени€х  бюджетной сферы до общего перехода на новые системы оплаты труда в –оссийской ‘едерации.

—читаем, что в перспективе все стороны социального партнерства должны найти компромисс в решении всех этих проблем.

√лавна€ наша цель – улучшить жизнь людей.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

јктуальный комментарий

 онсулу –‘ отказали в посещении ¬ышинского

ѕрезидент –‘ встретилс€ с новым главой ќлимпийского комитета –оссии

  • ≈лена »ст€гинаЦ≈лисеева

    22.06.2018

    ≈лена
    »ст€гинаЦ≈лисеева

    «ѕутин чеко поставил основную задачу — восстановление довери€ к российскому олимпийскому спорту»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€