RSS Eng

RSS

ѕечать

¬ыступление  ириллиной ¬.». на пленарном заседании ќбщественной палаты –‘ по вопросу Ђ—тратеги€ территориального развити€ –оссииї

 

¬ыступление

„лена ќбщественной палаты –‘

 ириллиной ¬.».

на пленарном заседании

ќбщественной палаты –‘ по вопросу

«—тратеги€ территориального развити€ –оссии»,

23 ма€ 2008 года

”важаемый ≈вгений ѕавлович!

”важаемые коллеги и приглашенные!

јктуальность рассматриваемой сегодн€ проблемы и необходимость всестороннего изучени€ вопросов региональной политики обусловлена р€дом причин, главными из которых €вл€ютс€ продолжающа€с€ пол€ризаци€ в развитии российских субъектов, а также отставание в региональном развитии. ¬месте с тем регионы имеют особое значение в жизни нашей страны и существует реальна€ необходимость в создании и поддержке в регионах своего рода «точек роста». ¬ своем выступлении на √оссовете ѕрезидент –оссии особо подчеркнул, что «уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправи€ субъектов –оссийской ‘едерации – равноправи€, позвол€ющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы дл€ обеспечени€ достойных условий жизни граждан, комплексного развити€ и диверсификации экономики территорий».

—егодн€ € хотела бы привлечь ваше внимание на  райний —евер, в т.ч. на –еспублику —аха (якути€). Ќастала пора относитьс€ к —еверу, не как крайнему с остаточным принципом отношени€, а как к равноправному субъекту страны.

8 феврал€ 2007 года на заседании ѕравительства –оссийской ‘едерации была одобрена —хема развити€ производительных сил, энергетики и транспорта –еспублики —аха (якути€) до 2020 года. ¬ соответствии с утвержденной схемой развити€ предусматриваетс€, что до 2020 г. в –еспублике —аха (якути€) валовой региональный продукт должен вырасти в 3 раза. ќбъем промышленного производства должен увеличитьс€ в 3,6 раза.

—хема включает в себ€ развитие минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса. ѕланируетс€ создание перерабатывающих производств минерального сырь€, в т.ч. в нефт€ной и газовой промышленности, масштабное развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортной. Ѕудет создан гидроэнергетической комплекс в ёжной якутии, состо€щий из дев€ти гидроэлектростанций, что позволит экспортировать электроэнергию в страны ј“–.

¬ св€зи с вводом в эксплуатацию нефтепровода «¬осточна€ —ибирь – “ихий ќкеан» в 2009-2010 годах прогнозируетс€ кардинальное увеличение объемов добычи нефти. Ќефтепровод позволит максимально задействовать уже открытые в республике месторождени€ углеводородов и создать мощную нефтедобывающую отрасль. —ледует отметить, что —хема развити€ якутии станет составной частью стратегии развити€ всего ƒальнего ¬остока.

—тратегическое значение в общефедеральном масштабе имеет строительство железнодорожной линии Ѕеркакит – “оммот – якутск. —троительство данной железной дороги обеспечит создание необходимых предпосылок дл€ интеграции якутии в единое экономическое пространство страны и в јзиатско-“ихоокеанский регион.

¬с€ эта грандиозна€ модернизаци€ экономики якутии невозможна без так называемого «человеческого капитала», жителей нашего северного региона, чьим упорным трудом будут достигатьс€ намеченные планы. ¬от почему мы сегодн€ говорим о необходимости проведени€ в республике политики социального развити€.

–егиональные особенности условий труда и жизни – суровый северный климат, отдаленность от центральных районов, еще не развита€ транспортна€ схема – все это вызывает насто€тельную необходимость, государственного, в том числе законодательного воздействи€, направленного на компенсацию этих различий.

—егодн€ мне хотелось бы обратить ваше внимание на тех вопросах, которые непосредственно св€заны с обеспечением качества жизни на —евере, в том числе в нашей республике.

Ёто, во-первых, необходимым требованием становитс€ прин€тие новой редакции «акона –‘ «ќ государственных гаранти€х и компенсаци€х дл€ лиц, работающих и проживающих в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х», устанавливающего минимальные нормативы государственных гарантий и компенсаций работающим в регионах —евера, независимо от источника финансировани€.

“акже очень важно прин€ть новый ‘едеральный закон «ќ районировании —евера –оссийской ‘едерации» и соответственно, ѕеречень районов  райнего —евера и приравненных к ним местностей с учетом природно-климатических, и медико-биологических факторов и условий. ѕри этом не должно пострадать качество действующих в северных регионах государственных гарантий и компенсаций.

—пециальные меры по поддержке северных территорий должны включать в себе компенсацию тарифов на электроэнергию, государственную поддержку «северного завоза», субсидии из федерального бюджета сельхозтоваропроизводител€м, на осуществление перевозок на местных авиалини€х и р€д других мер.

Ќесомненно, главной проблемой €вл€етс€ повышение размера оплаты труда и уровн€ жизни жителей –еспублики —аха (якути€). ¬ этой св€зи, знаковым €вл€етс€ признание задачи повышени€ минимального размера оплаты труда одной из ключевых в области социальной политики –оссии, о чем подчеркнул в своем выступлении в √осударственной ƒуме 8 ма€ т.г. ѕредседатель ѕравительства –‘ ¬.¬.ѕутин.

’очетс€ отметить, что в насто€щее врем€ в республике есть положительна€ тенденци€ развити€, социальна€ ситуаци€ стабильна. Ќа прот€жении последних лет экономический рост создает благопри€тные услови€ дл€ значительного повышени€ доходов работников, благососто€ни€ их семей. ќднако, несмотр€ на рост реальной заработной платы, уровень оплаты труда большинства работников не отвечает параметрам достойного труда и не соответствует справедливой оценке.

—уществуют проблемы и законодательного характера. Ќапример, по размерам районных коэффициентов к заработной плате. ¬ –еспублике —аха (якути€) до 2005 года действовало постановление ¬ерховного —овета якутии «ќ пор€дке применени€ районных коэффициентов к заработной плате, пенси€м, стипенди€м, пособи€м и другим выплатам населению».

¬ соответствии с данным постановлением на территории республики были установлены районные коэффициенты 1,7 и 2,0, которые распростран€лись на работников всех организаций, независимо от источника их финансировани€.

—итуаци€ изменилась с прин€тием ‘едерального закона є 122-‘«, в соответствии с которым были разграничены полномочи€ между –оссийской ‘едерацией, субъектами –оссийской ‘едерации, органами местного самоуправлени€ и работодател€ми, в том числе и по установлению районных коэффициентов.

» сейчас работники, проживающие в одной и той же местности, населенном пункте, доме и даже семье получают заработную плату с различными районными коэффициентами.

ќдна из острых социальных проблем дл€ северных регионов это пенсионна€ реформа. ¬ новом пенсионном законодательстве ликвидированы важные социальные об€зательства государства. «адним числом из общего трудового стажа было исключено льготное исчисление трудового стажа за работу на —евере. ѕри начислении пенсий не учитываютс€ действующие в северных регионах районные коэффициенты, хот€ взносы в ѕенсионный фонд уплачиваютс€ с их учетом. ѕолучаетс€, что жители —евера дотируют ѕенсионный фонд –оссии, а сами получают пенсии ниже прожиточного минимума.

¬ насто€щее врем€ происход€т негативные изменени€ демографической ситуации на —евере, северные территории станов€тс€ непривлекательными дл€ молодежи и высококвалифицированных кадров, происходит отток наиболее профессиональных и подготовленных кадров.

» в этой ситуации на федеральном уровне отмен€ютс€ процентные надбавки к заработной плате дл€ молодежи с первого дн€ их работы в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х.

— целью закреплени€ на —евере страны молодых кадров необходимо восстановить данную гарантию дл€ граждан в возрасте до 30 лет. Ётот тезис актуализируетс€ при решении перспективных задач социально-экономического развити€ республики, когда возникнет потребность в большом количестве в квалифицированных трудовых ресурсов.

— другой стороны, дол€ нетрудоспособного населени€ на —евере продолжает расти. ѕодавл€ющее большинство из них не в состо€нии самосто€тельно переселитьс€ в другие регионы –оссии. ¬ р€де регионов, в том числе и у нас в республике, закрываютс€ предпри€ти€, ликвидируютс€ населенные пункты, соответственно растет число безработных и желающих выехать из северных регионов. ћежду тем, средства федерального бюджета, выдел€емые на жилищные субсидии, совершенно недостаточны. ѕри нынешних темпах финансировани€ переселение из районов —евера раст€нетс€ на долгие годы. —читаем необходимым обеспечить программу переселени€ финансированием в соответствии с реальными потребност€ми регионов.

 райне недопустимой считаем ситуацию, когда государство экономит на самых незащищенных сло€х населени€ – дет€х, пенсионерах, инвалидах, проживающих в экстремальных природно-климатических услови€х  райнего —евера. Ёто про€вл€етс€ в исключении из ‘едеральной целевой программы «ƒети –оссии» подпрограммы «ƒети —евера», в размере ежемес€чной денежной компенсации льготным категори€м граждан, проживающих в регионах —евера, котора€ выплачиваетс€ без учета районного коэффициента.

ƒалее, экстремальные природные услови€ –еспублики усугубл€ют остроту экологических проблем. ѕотенциал хрупкой северной природы к восстановлению и самоочищению здесь понижен ввиду низких среднегодовых температур и масштабного распространени€ вечной мерзлоты.

¬ этой св€зи, остро встает вопрос оценки воздействи€ на окружающую среду строительства таких крупных сооружений, как нефтепровод «¬осточна€ —ибирь – “ихий океан», каскад гидроэлектростанций на реке “имптон, освоение новых месторождений.

ќбщественность нашей республики весьма обоснованно озабочена ситуацией, когда растительному и животному миру на территори€х традиционного природопользовани€ местного населени€ будет нанесен невосполнимый ущерб. —итуацию усугубл€ет недостаток информации о характере и масштабах воздействи€ на окружающую среду намечаемой де€тельности, отсутствие экологической экспертизы, неопределенность в выборе конкретных эффективных мер по минимизации вредных экологических последствий.

ќсобую озабоченность вызывают у общественности недостаточность гарантии надежности сооружений, методы перехода трубопровода через водные объекты и их природоохранных зон, изменение климата, фауны и ландшафта земли, отсутствие компенсационных мер коренным жител€м за потерю мест традиционного промысла.

ƒл€ решени€ вы€вленных проблем необходим широкий комплекс мер, одним из которых может стать внесение изменений в налоговое законодательство, которые учитывали бы особенности работы в северных регионах и обеспечивающие конкурентоспособность организаций, расположенных в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х. —ледует учитывать, что в насто€щее врем€ высокие издержки северного производства практически ничем не компенсируютс€, что приводит к высокому проценту убыточных предпри€тий, особенно не экспортного производства. ћежду тем, практически во всех странах, обладающих северными территори€ми, действуют льготные режимы поддержки этих территорий, в том числе налоговые льготы дл€ предпри€тий и населени€.

Ќалогова€ бюджетна€ политика государства по отношению к —еверу предусматривает передачу многих полномочий, программ и об€зательств на уровень регионов. ќдновременно с пересмотром расходных об€зательств субъектов –оссийской ‘едерации в сторону увеличени€ осуществл€етс€ политика концентрации доходов, в том числе за использование недр, в федеральном бюджете. ¬ результате такой политики доходы северных регионов станов€тс€ меньше, а социальные об€зательства по отношению к жител€м – больше.

¬ конечном итоге, это сказываетс€ не только на социально-экономическом положении северных регионов, финансовом положении предпри€тий, но и на уровне жизни населени€. ћногие показатели уровн€ жизни в северных регионах ниже средних по –оссии. Ќеобходимо изменение налогово-бюджетной политики государства по отношению к —еверу, установление справедливых межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами, в том числе в части распределени€ налогов за использование недр и выдачи лицензий на месторождение.

¬ышеназванные первоочередные меры нашли отражение в рекомендаци€х в адрес ѕравительства –оссийской ‘едерации, ‘едерального —обрани€, органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, сторон социального партнерства всех уровней прин€тых по итогам ќбщественных слушаний «јктуальные проблемы защиты социально-трудовых прав работающих в регионах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х», проведенных ќбщественной палатой –‘ 4 апрел€ т.г. в г.якутске.

ѕомимо задач, о которых сказано выше, в рекомендации включены пункты о разработке комплекса мер по повышению социальной ответственности бизнеса, реализации специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучени€ слабо защищенных категорий граждан в районах  райнего —евера; повышению конкурентоспособности местных трудовых кадров; проведению общественной экспертизы проектов ‘едеральных законов, направленных на регулирование социально-экономического развити€ —евера –оссийской ‘едерации.

—читаю, что реализаци€ данных рекомендаций, позволит обеспечить устойчивое социально–экономическое развитие –еспублики —аха (якути€), €вл€ющейс€ самым крупным субъектом –оссийской ‘едерации и одной из ее богатейших природных кладовых, имеющей ключевое значение, как дл€ ƒальневосточного округа, так и дл€ всей –оссии.

—пасибо за внимание.

¬ыступление

„лена ќбщественной палаты –‘

 ириллиной ¬.».

на пленарном заседании по вопросу

«ѕроблемы рационального использовани€

водных и лесных ресурсов»,

24 ма€ 2008 года

”важаемый ≈вгений ѕавлович,

”важаемые коллеги и приглашенные!

Ћесные ресурсы

–еспублика —аха (якути€) €вл€етс€ самым крупным лесным регионом –оссии, на территории которого находитс€ 1/6 часть всех лесов –оссии. ѕлощадь лесного фонда республики составл€ет 255 млн. гектаров, в том числе защитных и эксплуатационных лесов 137,5 млн. гектаров.

—охранение, развитие и приумножение лесного богатства, организаци€ бережного и рационального его использовани€ €вл€етс€ основной задачей не только республики, но и –оссии в целом.

1. ¬опрос распределени€ субвенций из федерального бюджета, предоставл€емых бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации дл€ осуществлени€ переданных полномочий в области лесных отношений.

¬ соответствии с пунктом 4 статьи 83 Ћесного  одекса –оссийской ‘едерации субвенции из федерального бюджета, предоставл€емые бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации дл€ осуществлени€ переданных полномочий, распредел€ютс€ исход€ из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использовани€, количества проживающего на территори€х соответствующих субъектов –оссийской ‘едерации населени€, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной ѕравительством –оссийской ‘едерации.

ѕри выделении субвенций –еспублике —аха (якути€) из общей площади исключаютс€ площади резервных лесов, которые составл€ют 117,5 млн. гектаров, что составл€ет 46% территории республики.

ѕереданные полномочи€ в области лесных отношений в республике согласно статьи 83 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации осуществл€ютс€ не только в защитных и эксплуатационных лесах, но и в резервных лесах.

ѕо статье 108 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации к эксплуатационным лесам относ€т леса, которые подлежат освоению в цел€х, предусмотренных частью 3 статьи 12 Ћесного кодекса, то есть в цел€х устойчивого, максимально эффективного получени€ высококачественной древесины и других лесных ресурсов.

ќсобенностью республики €вл€етс€ организаци€ использовани€ лесов, предоставление лесных участков в аренду в соответствии со стать€ми 43,44, 45 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации в цел€х, которые не учтены при отнесении лесов к эксплуатационным и могут производитьс€ во всех категори€х лесов, в том числе и в резервных, а именно:

- выполнение работ по геологическому изучению недр;

- разработка месторождений полезных ископаемых;

- строительство и эксплуатаци€ водохранилищ, а также иных искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений;

- строительство, реконструкци€, эксплуатаци€ линий электропередач, линий св€зи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Ќа лесных участках, используемых в этих цел€х, необходимо осуществл€ть государственный лесной контроль и надзор.

ѕравительством –оссийской ‘едерации одобрена —хема комплексного развити€ производительных сил, транспорта и энергетики –еспублики —аха (якути€) до 2020 года. ¬ республике осуществл€етс€ интенсивное строительство новых дорог, линий электропередачи, населенных пунктов, стро€тс€ федеральные дороги «¬илюй», « олыма», железна€ дорога Ѕеркакит-“оммот- ердем, усиленными темпами идет разработка полезных ископаемых, осваиваютс€ новые алмазные и нефтегазовые месторождени€, построен Ќюрбинский √ќ , с 2007 года начато строительство нефтепровода «¬осточна€ —ибирь-“ихий океан», будет начато строительство ёжно-якутского гидроэнергетического комплекса. –еализаци€ значимых дл€ экономики –оссии проектов происходит на малообжитых территори€х республики, отнесенных к резервным лесам.

ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 25.04.2007г. є 249 внесены изменени€ в действующую методику распределени€ между субъектами –оссийской ‘едерации субвенций из ‘едерального фонда компенсаций дл€ осуществлени€ отдельных полномочий –оссийской ‘едерации в области лесных отношений, реализаци€ которых передана органам государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, утвержденную ѕостановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 29.12.2006 є838. ѕо пункту 3 данного ѕостановлени€ нормативы расходов на осуществление органами государственной власти субъекта российской ‘едерации переданных полномочий, расходов на тушение лесных пожаров в расчете на 1 гектар определ€ютс€ ‘едеральным јгентством лесного хоз€йства. ƒо насто€щего времени неизвестна методика расчета нормативов расходов на 1 гектар.

ѕри выделении субвенций не учитываютс€ региональные особенности многолесной республики. —еверные выплаты в районах  райнего —евера значительно увеличивают затраты на выполнение всех лесохоз€йственных меропри€тий и работ по тушению лесных пожаров, особенно авиационным способом. јвиационный способ тушени€ лесных пожаров и авиапатрулирование необходимы на огромной территории лесного фонда –еспублики, недоступного дл€ наземного транспорта.

“аким образом, методика расчета объема субвенций, предоставл€емой бюджету субъекта –оссийской ‘едерации, не €вл€етс€ «прозрачной»

ѕредлагаетс€:

· ¬нести изменени€ в пункт 4 статьи 83 Ћесного  одекса –оссийской ‘едерации и изложить пункт в следующей редакции: «—убвенции из федерального бюджета, предоставл€емые бюджетам субъектов –оссийской ‘едерации дл€ осуществлени€ переданных в соответствии с частью 1 насто€щей статьи полномочий, распредел€ютс€ исход€ из общей площади лесов, количества проживающего на территори€х соответствующих субъектов –‘ населени€, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной ѕравительством –оссийской ‘едерации».

ƒополнить методику распределени€ между субъектами –оссийской ‘едерации субвенций из ‘едерального фонда компенсаций дл€ осуществлени€ отдельных полномочий –оссийской ‘едерации в области лесных отношений, реализаци€ которых передана органам государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, утвержденной ѕостановлением ѕравительства –‘ от 29 декабр€ 2006 года є838, методикой расчета расходов на 1 гектар.

2. ѕо вопросу тушени€ лесных пожаров.

ќсобенности климата и природные услови€ определ€ют ежегодно высокую горимость лесов северного региона. «а последние 10 лет на данной территории зарегистрировано 4693 лесных пожаров, на общей площади 2 млн. га. Ќаиболее горимыми были 1996 год, в котором произошло 798 лесных пожаров и 2002 год – где также было зафиксировано 818 лесных пожара.

ѕо данным гидрометеорологического прогноза в 2008 году по –еспублике —аха (якути€) ожидаетс€ повышенна€ горимость лесов. ѕо среднегодовым показател€м за 2001-2006 года потребность в средствах на тушение лесных пожаров составл€ет 82 млн. рублей, в 2002 году затраты на тушение лесных пожаров достигали до 151 млн. рублей. ѕри выделенном объеме финансировани€ 35 млн. рублей республика не в состо€нии обеспечить эффективное тушение лесных пожаров на всей охран€емой площади, на отдаленных участках пожары не будут обслуживатьс€.

“акое отношение к северным лесам, €вл€ющихс€ вторыми, после Ѕразилии, легкими планеты может привести к невосполнимому ущербу окружающей среде, выбросы парниковых газов и взвешенных частиц в атмосферу могут привести к существенному изменению климата и увеличению озоновой дыры над ¬осточной —ибирью, не исполнению основных положений  иотского ѕротокола.

—убвенции на тушение лесных пожаров в соответствии со статьей 19 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации, постановлени€ми ѕравительства –оссийской ‘едерации от 30 июн€ 2007 года є 418 «ќб утверждении ѕоложени€ об особенност€х размещени€ заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключени€ договоров», от 19 июн€ 2007 года є 385 «ќб утверждении ѕравил организации и осуществлени€ авиационных работ по охране и защите лесов» выдел€ютс€ на конкурсной основе дл€ выполнени€ следующих меропри€тий:

- тушение лесных пожаров;

- проведение авиационного патрулировани€;

- проведение профилактических противопожарных меропри€тий.

¬се указанные меропри€ти€ нос€т сезонный характер, в стоимость выполнени€ которых не включаютс€ расходы на круглогодичное содержание специализированных служб и на обновление основных средств.

¬ соответствии с действующим законодательством меропри€ти€ по тушению лесных пожаров осуществл€ютс€ на конкурсной основе, что не отвечает характеру работ.

ѕоэтому считаем необходимым:

1. ¬ методику выделени€ субвенций включить статьи приобретени€ и снабжени€ средствами пожаротушени€, техники и св€зи (трактора, плуги, спусковые устройства, парашютно-десантные снар€жени€, радиостанции и др.) также расходы на круглогодичное содержание специализированных служб.

2. ¬нести изменени€ в статью 19 Ћесного кодекса –оссийской ‘едерации о том, что меропри€ти€ по тушению лесных пожаров могут выполн€тьс€ без размещени€ заказов на выполнение соответствующих работ в пор€дке, установленном ‘едеральным законом от 21 июл€ 2005 года N 94-‘« «ќ размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных и муниципальных нужд».

3. “акже обращаем ¬аше внимание на то, что –еспублика —аха (якути€) €вл€етс€ одним из наиболее многолесных субъектов –оссийской ‘едерации

«апасы древесины оцениваютс€ в 9,0 миллиардов куб.м. ≈жегодно разрешенный к вырубке объем древесины (расчетна€ лесосека) составл€ет более 35 миллионов куб.м.

Ћесной ресурс в цел€х заготовки древесины используетс€ незначительно, фактическое освоение расчетной лесосеки крайне низкое составл€ет всего 3%.

¬одные ресурсы

ѕрактика исполнени€ –еспубликой —аха (якути€) переданных федеральных полномочий в области водных отношений указывает на необходимость совершенствовани€ водоохранного законодательства и взаимоотношений между –еспубликой —аха (якути€), как субъектом –оссийской ‘едерации, и органами исполнительной власти страны.

1. ќтносительно ведени€ –еспубликой —аха (якути€) мониторинга водных объектов, наход€щихс€ в федеральной собственности:

ѕолномочи€ в этой области отсутствуют в статье 26 ¬одного кодекса –оссийской ‘едерации и не вход€т в состав переданных. ¬едение государственного мониторинга водных объектов, наход€щихс€ в федеральной собственности, не обеспечиваетс€ субвенци€ми из федерального бюджета. ћежду тем, Ћенское Ѕ¬” обращаетс€ в ћинистерство охраны природы –— (я) с просьбой предоставить сведени€ о водных объектах (по состо€нию дна, берегов и водоохранных зон и т.д.) и о результатах их мониторинга.

ћинистерство охраны природы –— (я) прин€ло к сведению постановление ѕравительства –‘ от 10 апрел€ 2007 года є 219 «ќб утверждении ѕоложени€ об осуществлении государственного мониторинга водных объектов». ѕунктом 14 указанного «ѕоложени€…» субъектам –‘ вмен€етс€ в об€занность «проведение регул€рных наблюдений за состо€нием дна, берегов, изменени€ми морфометрических особенностей, состо€нием водоохранных зон водных объектов или их частей, наход€щихс€ в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта –‘…». ѕри этом вменение в об€занность работ на объектах, наход€щихс€ в федеральной собственности, не сопровождаетс€ финансовым обеспечением, которое (как и любые выплаты) должно производитьс€ на установленной законом основе в соответствии с  онституцией –‘. ќднако, несмотр€ на имеющиес€ трудности и неопределенности по правовым вопросам, при ћинистерстве охраны природы –— (я) организовано √” «–еспубликанский информационно-аналитический центр экологического мониторинга (–»ј÷Ёћ), которое будет непосредственно заниматьс€ мониторингом, в том числе водных объектов, наход€щихс€ в федеральной собственности (в соответствии с положени€ми ¬одного кодекса –‘ на территории –еспублики —аха (якути€) практически все водные объекты отнесены к федеральной собственности). ¬ насто€щее врем€ остро стоит задача оснащени€ сети лабораторий государственного экологического контрол€ транспортом, современными средствами контрол€, в том числе переносными. Ёта работа производитс€ за счет средств √÷ѕ «ќхрана окружающей среды в –еспублике —аха (якути€) на 2007-2011 гг.». “ребуетс€ решение вопроса софинансировани€ из федерального бюджета оснащени€ сети лабораторий –»ј÷Ёћ средствами контрол€ и мониторинга водных объектов.

2. ¬семирна€ организаци€ здравоохранени€ в своем –уководстве 1994 года указывала, что охрана водоисточников – это почти всегда наилучший способ обеспечени€ безопасности питьевой воды, и ему надо отдавать предпочтение перед очисткой воды из загр€зненных водоисточников с целью сделать ее пригодной дл€ использовани€. ћы должны получать из источников изначально чистую воду, обеспечива€ эту чистоту в самом источнике. Ќо не всегда удаетс€ соблюсти это требование, тем более, если учесть нашу северную специфику в том плане, что у нас низки темпы самоочищени€ и самовосстановлени€ водных объектов. ѕри возрастании антропогенной нагрузки на водные экосистемы и слабо развитой инфраструктуры населенных пунктов проблема качества воды остаетс€ приоритетной. ќчень важными направлени€ми €вл€ютс€ и обеспечение населени€ качественной питьевой водой и предотвращение загр€знени€ речных бассейнов. ¬ нашей республике еще не развита промышленность, отсутствуют крупные объекты, негативно вли€ющие на окружающую среду. Ќо, тем не менее, в насто€щее врем€ одна из величайших рек мира – река Ћена – в справочниках уже фигурирует как «умеренно загр€зненна€» и «загр€зненна€». ¬иной тому – объекты ∆ ’. Ќеобходимо ведение строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод в населенных пунктах. ¬ этом плане картина в республике сложилась не совсем благополучна€: отсутствует канализаци€ в јбыйском, јмгинском, ¬ерхневилюйском, ¬ерхо€нском, ¬илюйском, √орном, ∆иганском, ћегино- ангаласском, ћомском, Ќамском, ќлекминском, ќленекском, —реднеколымском, —унтарском, “аттинском, ”сть-јлданском, „урапчинском, Ёвено-Ѕытантайском улусах. Ѕез решени€ данной проблемы все наши усили€ по охране водных ресурсов не дадут желаемого результата.

¬ нашей республике только 12,2% населенных пунктов обеспечены централизованным водоснабжением. Ќизкое качество воды в водных источниках представл€ет реальную опасность дл€ здоровь€ населени€. ¬о многом это €вл€етс€ причиной соматической и инфекционной заболеваемости. ƒол€ проб питьевой воды из водопроводов, не отвечающих гигиеническим нормативам, составл€ет: по санитарно-химическим показател€м – около 40%, по микробиологическим показател€м – около 9%. ƒол€ проб питьевой воды из нецентрализованного водоснабжени€, не отвечающих гигиеническим нормативам составл€ет соответственно 41,1% и 31,7%.

¬ насто€щее врем€ в Ћенском бассейне нет достаточной обеспеченности судовыми станци€ми очистки, судами-сборщиками, около половины плавсредств экологического назначени€ физически изношены и подлежат списанию.   сожалению, в сложившейс€ обстановке, не идет речь о внедрении современных технологий дл€ снижени€ экологического риска. ¬се это не способствует обеспечению экологической безопасности, в том числе при осуществлении —еверного завоза по рекам јрктического бассейна.

¬ этой св€зи считаем необходимым разработку программы –еспублики —аха (якути€) «„иста€ вода» в соответствии с программными предложени€ми ¬сероссийской политической партии «≈ƒ»Ќјя –ќ——»я» и ее воззванием «ќб основных направлени€х по проекту «„иста€ вода». ¬ыражаем надежду на то, что данна€ программа будет обеспечена софинансированием из федерального бюджета.

3. Ќеобходимо прин€тие нормативных правовых актов, регулирующих методические вопросы разработки нормативов допустимых воздействий и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, ведени€ государственного мониторинга водных объектов на федеральном уровне.

4. 28 но€бр€ 2007года в ћинистерстве природных ресурсов –оссийской ‘едерации состо€лс€ круглый стол относительно правоприменительной практики, нового водного законодательства, но до сих пор остались открытыми поставленные вопросы:

1) необходимость уточнени€ пон€тийного аппарата ¬одного кодекса –оссийской ‘едерации в части установлени€ таких правовых пон€тий как «пруд», «обводненный карьер», «водохранилище» и р€да других, определени€ которых в ¬одном  одексе –‘ отсутствуют;

2) необходимость уточнени€ норм ¬одного кодекса –оссийской ‘едерации, регламентирующих вопросы установлени€ и закреплени€ на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль берегов водных объектов;

3) необходимость уточнени€ положений прин€тых нормативных правовых актов, касающихс€ процедурных вопросов предоставлени€ прав пользовани€ водными объектами, согласовани€ условий пользовани€, отражаемых в договорах водопользовани€ и решени€х о предоставлении водных объектов в пользование;

4) необходимость уточнени€ объемов, пор€дка распределени€, направлений целевого расходовани€ субвенций на реализацию субъектами –оссийской ‘едерации переданных полномочий в области государственного регулировани€ водных отношений.

5) Ќа том же  руглом столе при ћѕ– от 28 но€бр€ 2007 года были поставлены вопросы о необходимости: завершени€ работ по водохоз€йственному районированию территории –оссийской ‘едерации; организации работы по формированию Ѕассейновых —оветов в соответствии с нормами водного законодательства; разработки схем комплексного использовани€ и охраны водных объектов, водохоз€йственных балансов и нормативов допустимых воздействий на водные объекты исход€ из установленных приоритетов; ускорени€ разработки ѕравил использовани€ водных ресурсов водохранилищ комплексного назначени€, правил эксплуатации водохранилищ.

–ешение этих вопросов способствовало бы повышению эффективности водоохраной и водохоз€йственной де€тельности в субъектах –‘.

—пасибо за внимание.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€