RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Рекомендации

Рекомендации Всероссийской конференции «СМИ и выборы», организованной Комиссией Общественной Палаты по коммуникациям, информационной политики и свободе слова в средствах массовой информации при содействии ОрОО МедиаСоюз

 

г. Москва 8 февраля 2007 г.



Средства массовой информации являются одним из основных субъектов выборного процесса. Их основная задача донести до читателей и зрителей объективную, выверенную информацию, предоставив избирателям возможность для собственных суждений. Без заинтересованной и ответственной позиции СМИ невозможна полноценная реализация конституционных прав, в том числе избирательных.



В 2006 году МедиаСоюз инициировал создание в регионах, где проходили выборы в законодательные органы власти, Общественные центры мониторинга «Пресса и выборы», основными целями, которых стали:



- консолидация медиасообщества



- профилактика внутренних медиаконфликтов



- правовая поддержка СМИ в период выборов



- совершенствование законодательной базы.



Такие центры и сегодня продолжают свою работу, в результате которой сформулированы следующие предложения по совершенствованию избирательного законодательства:



1. Привести в соответствие статью 57 Закона РФ № 2124-I «О средствах массовой информации» и статью 56 п. 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ (с изменениями на 25 июля 2006 года).



Статья 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» в перечне обстоятельств, освобождающих средства массовой информации и журналистов от ответственности, не предусматривает такого обстоятельства как «размещение агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими … бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади», которое предусмотрено редакцией ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» № 67-ФЗ в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года ФЗ от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. В связи с этим сложилась правовая неопределенность, которая вызывает затруднения в правоприменительной практике, в частности, при решении главными редакторами СМИ вопроса о том, будут ли организации, осуществляющие выпуск СМИ, в случае опубликования (обнародования) ими агитационных и информационных материалов, содержащих злоупотребление свободой массовой информации и/или правами журналиста, а также способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата либо деловой репутации избирательного объединения, нести ответственность за содержание представленных кандидатами, в рамках свободной предвыборной агитации материалов.



Предлагаем внести изменения в Закон «О средствах массовой информации», дополнив статью 57 «Освобождение от ответственности» пунктом «7» : [редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений] «7) если они содержатся в агитационных материалах, представленных в период избирательной кампании зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, иными законами бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади».



2. Более четко изложить в законе «О средствах массовой информации» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» пределы ответственности журналистов и главных редакторов за публикацию в период соответствующих избирательных кампаний агитационных и информационных материалов, которые могут быть расценены как содержащие клевету или иное злоупотребление свободой массовой информации.



В контексте пункта 6 статьи 56 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» остается неурегулированным вопрос, распространяются ли положения данного пункта в редакции, введенной в действие 6 августа 2005 г. Федеральным Законом от 21 июля 2005 года ФЗ № 93-ФЗ, на освобождение от ответственности журналистов и/или главных редакторов за клевету, предусмотренную статьей 129 УК РФ, а также за иное злоупотребление свободой массовой информации, в том случае, если материалы были предоставлены им зарегистрированным кандидатом. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в ходе избирательной кампании главный редактор, которому зарегистрированным кандидатом представлены агитационные материалы в порядке пункта 6 статьи 56 федерального закона № 67-ФЗ в рамках бесплатной или платной печатной площади, бесплатного и платного эфирного времени, часто не имеет возможности в пределах агитационного периода проверить достоверность информации и, тем более, провести грань между тем, является ли она свободным выражением взглядов кандидата или злоупотребления свободой массовой информации, в частности, клеветы.



Предлагаем внести изменения в действующее законодательство, прямо закрепив освобождение от ответственности главного редактора и журналиста за клевету или иной состав неявного злоупотребления свободой массовой информации, которые могут содержаться в материалах, непосредственно представленных кандидатами в рамках использования ими эфирного времени и печатной площади в целях агитации в период избирательной кампании.



3. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены нормы о равном распределении эфирного времени и газетных площадей, которые согласуются с международными стандартами и устанавливают общие принципы проведения предвыборной агитации на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.



Нормы, связанные с проведением жеребьевки, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир, а также размещение в периодических печатных изданиях бесплатных и платных предвыборных агитационных материалов, заложены в федеральных и региональных законах.



Зачастую законодатель накладывает необоснованные ограничения на представление эфирного времени и печатных площадей, как, например, требование идентичности шрифта, места на полосе и т.д.



Считаем, что ограничения должны касаться исключительно равенства условий и размера оплаты, даты публикации (обнародования) и времени выхода в эфир (для электронных СМИ). Расширение этого перечня ограничений не допускается, что и должно найти закрепление в рамочном законе.



4. Направить данную резолюцию в Центральную избирательную комиссию, Комитет Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться