RSS Eng

RSS

Печать

Взгляд гражданского общества на развитие здравоохранения в России

Данный документ является выражением общего мнения гражданского об-щества, в т.ч. медицинской общественности, на состояние здравоохранения в Рос-сии. Это мнение сформировано из выступлений на проходящем Форуме, на засе-даниях Комиссии по вопросам здравоохранения, общественных слушаниях, по которым имеются соответствующие решения и рекомендации, а также из анализа многочисленных писем, обращений, различных предложений, поступивших в ад-рес Комиссии, проводимых опросов и непосредственных выездов членов Комис-сии в регионы России. Общественные слушания и заседания Комиссии проводи-лись совместно с представителями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Фе-дерации, министерств и ведомств, ЦК профсоюзов медицинских работников Рос-сии, РАН и РАМН, общественных организаций и медицинских учреждений ре-гионов.
На Общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения (ноябрь и декабрь 2007 года), а также на Гражданском Форуме «Россия вперед» было отмечено, что несмотря на большие трудности и полное непонимание со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на первых эта-пах работы, медицинской общественностью за два года удалось добиться нема-лого, а именно:
1) внести изменения в ряд основополагающих законодательных и норма-тивно-правовых актов, касающихся раздела здравоохранения и охраны здоровья:
- законы о разграничении полномочий в части оказания медицинской по-мощи при социально-значимой патологии. Впервые законодательством (Феде-ральный закон от 29.12.2006 года № 258-ФЗ вступит в силу с 2008 года и Феде-ральный закон от 05.10.2007 года № 230-ФЗ, который вступит в силу с 2009 года) установлены и уточнены полномочия Российской Федерации и субъектов по раз-работке программы госгарантий, обязательства докладывать о ходе реализации Программы госгарантий на заседаниях Правительства Российской Федерации. Эти законы позволят решить вопросы профилактики и раннего выявления тубер-кулеза, СПИДа и т.д., вернув эти функции на муниципальный уровень;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Россий-ской Федерации о номенклатуре врачебных специальностей, который значитель-но расширен и уточнен в разделе педиатрия;
- проект закона о бюджете ФФОМС. В законе предусматривается увеличе-ние финансирования здравоохранения более, чем на треть – с 200 до 270 млрд. рублей;
- приказ по переходу к отраслевой системе оплаты труда медицинских ра-ботников;
2) разработать методику выравнивания финансовых условий в субъектах Российской Федерации путем предоставления дотаций федеральным фондом ОМС регионам с учетом возможностей выполнить установленный правительст-вом минимальный норматив финансирования всех территориальных программ ОМС;
3) решить вопрос с оплатой отпускных и прочих необходимых выплат ра-ботникам участковой службы, получающих дополнительные средства в рамках реализации национального проекта «Здоровье»;
4) включить в программу оказания высокотехнологичной медицинской по-мощи медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, в которых ВМП хорошо организована;
5) включить в Программу госгарантий оказания населению бесплатной ме-дицинской помощи финансирование сельских больниц, АПУ и ФАП за счет средств ОМС;
6) включить в перечень специалистов, получающих доплаты в рамках реа-лизации национального проекта «Здоровье», медицинских работников скорой по-мощи.
Полное понимание работы Комиссии нашло со стороны нового руководите-ля Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федера-ции. Однако никакой реакции на решения не последовало от Министерства фи-нансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Россий-ской Федерации, Министерства образования Российской Федерации.

Гражданское общество положительно характеризует приоритетный нацио-нальный проект «Здоровье». Он дал возможность приступить к исправлению сложившейся в здравоохранении неблагоприятной ситуации. Вместе с тем, он не может решить все накопившиеся проблемы здравоохранения, так как его доля в общем объеме финансирования здравоохранения составляет лишь 12%.
Несмотря на ряд положительных сдвигов, имеющих место в последнее вре-мя, гражданским обществом состояние российского здравоохранения оценивается как неудовлетворительное, не отвечающее отдельным положениям Конституции Российской Федерации, потребностям населения страны в охране здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения здравоохранение России нахо-дится на 127 месте в мире. Смертность населения в России в 2 раза выше, чем в Европе и в 1,5 раза выше, чем в мире. Катастрофически растет смертность насе-ления трудоспособного возраста, в 4,5 раза превосходя аналогичные показатели Европейских стран. Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет более чем в 2,5 раза выше, чем в развитых странах, и это при том, что Минздравсоцразвития Рос-сийской Федерации искусственно занижает показатели младенческой смертности, игнорируя международные критерии. Уровень смертности детей старше 5 лет также превышает европейские показатели в 1,5-2 раза. Ухудшение состояния здоровья детей всех возрастов определило формирование выраженных медико-социальных последствий: ограничения в будущем реализации репродуктивной функции; ограничения возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства; высокая частота социальной и психологической де-задаптации (расстройства поведения, конфликтность и др.); низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70%); снижение де-мографического и трудового потенциала нации. Не достигнуто существенного снижения заболеваемостью туберкулезом, ВИЧ и другими социально-значимыми заболеваниями и т.д.
Фактически рухнула система медицинского обслуживания работающего на-селения на производствах. Профилактическое направление в широком понимании у нас только на словах, в то время как целевые программы во всем мире способст-вуют улучшению здоровья населения. Так, российский календарь прививок не от-вечает современным требованиям здравоохранения и отстает от других стран, в то время как в Европе адекватная иммунопрофилактика позволила увеличить про-должительность жизни населения на 20-25 лет. Программа «Дети России» приня-та с большим финансовым дефицитом и подразумевает лишь строительство объ-ектов и оснащение медицинской аппаратурой, тогда как на профилактику выде-лено всего 8 рублей в год на ребенка. Разработанная Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации с планом ее реализации на 2006-2010 годы прошла согласование на всех этапах, но до сих пор не принята из-за отсутствия соответст-вующей законодательной базы.
Отсутствуют программы «Репродуктивное здоровье», «Планирование се-мьи», которые бы могли ликвидировать проблемы репродуктивного здоровья (45% подростков имеют данные отклонения), снизить младенческую смертность, количество абортов, увеличить рождаемость.
Диспансеризация, которая трактуется как система выявления, оздоровления и реабилитации, полностью исключает оздоровление. Масса проблем с реабили-тацией - фактически надо стать инвалидом, чтобы начать получать реабилитаци-онное лечение.
Приоритеты финансирования выстроены неверно. Цель здравоохранения – улучшить здоровье населения, но структура финансирования не отвечает данной цели. Основная стратегия здравоохранения сегодня направлена на финансирова-ние дорогостоящих технологий, при недостаточном финансировании федераль-ных целевых программ. Сегодня выгодно не предотвратить заболевание, а, наобо-рот, иметь как можно больше тяжело больных людей.
Государственные гарантии государства по обеспечению населения бесплат-ной, доступной и качественной медицинской помощью в основном носят декла-ративный характер. Не сбалансированы объемы предоставляемых населению га-рантий по оказанию бесплатной медицинской помощи с объемами их финансово-го обеспечения, что приводит к замещению государственных расходов на здраво-охранение частными платежами и усилению социальной несправедливости. Сего-дня населению России фактически не гарантирована бесплатная медицинская по-мощь в государственных и муниципальных учреждениях, что является прямым нарушением 41 статьи Конституции Российской Федерации. При этом низка роль и личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Сегодняшняя негативная ситуация в здравоохранении – это результат мно-голетней государственной политики и недооценка его роли для охраны здоровья населения страны. В настоящее время в здравоохранении отсутствуют экономи-чески обоснованные программы, не сформирован план развития законодательной базы, не определена система управления и критерии эффективности, не определе-ны реальные потребности кадрового обеспечения и финансирования отрасли (расходы на медикаменты и изделия медицинского назначения, питание больных, укрепление и содержание материально-технической базы ЛПУ, зарплата работни-ков, затраты на обучение, компьютеризацию, капитальные ремонты и др.).
Отрасль сегодня находится вне международного правового поля, практиче-ски отсутствует необходимое законодательство (имеются только законы непрямо-го действия) и нормативно-правовые акты.
На протяжении многих десятилетий здравоохранение находится в состоянии хронического недофинансирования в пределах 3% от ВВП при потребности не менее 6-8%. Из расчета на душу населения расходы здравоохра-нения в России в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз ниже, чем в Западной Ев-ропе, почти в 10 раз ниже, чем в Чехии, в три раза ниже, чем в государствах Бал-тии (Эстония, Латвия, Литва). Принятые федеральные законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации», от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Россий-ской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах ор-ганизации законодательных (представительных) и исполнительных орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 го-да) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и последовавшие за ними непродуманные Приказы Мин-здравсоцразвития Российской Федерации (в частности от 13 октября 2005 года № 633, который до сих пор не исправлен после внесения поправок в законы) привели к огромной диспропорции в оказании помощи населе-нию в зависимости от региона проживания, ударив, прежде всего, по му-ниципальному здравоохранению.
Из-за отсутствия соответствующего финансирования у подавляющего большинства медицинских учреждений имеется слабая и устаревшая материаль-но-техническая база. Отсутствует необходимое финансирование капитальных ре-монтов учреждений, не предусмотрено финансирование повышения квалифика-ции специалистов, развитие современных компьютерных технологий. Недофи-нансирование стационаров по статье «медикаменты» в среднем на 40 %, что при-водит к принуждению больных закупать лекарства самостоятельно. При этом от-сутствует гибкая система закупок лекарственных препаратов (чиновники диктуют, что и в каком количестве закупать), а из-за тендерной практики закупок медика-ментов сроки поставки лекарств затягиваются на 5-6 месяцев.
Не решена масса проблем с оказанием высокотехнологичной помощи. Име-ет место занижение среднепрофильных финансовых затрат на оказание ВМП, а кроме того, необоснованно уменьшены среднепрофильные нормативы на оказа-ние одних и тех же видов ВМП в медицинских учреждениях субъектов Россий-ской Федерации по сравнению с федеральными медицинскими центрами (на 50 – 70%). Не решена проблема с оплатой транспортных расходов к месту оказания этой помощи и обратно, а также с сопровождающими (транспортировка, жилье), что особенно актуально в педиатрии.
Наряду с дефицитом имеет место нерациональное использование имеющих-ся ресурсов, а существующие и давно устаревшие (не отвечающие современному медицинскому процессу) подходы к финансированию медицинской помощи, нормированию медицинского процесса и кадрового обеспечения еще более усу-губляют положение. Кроме того, негативную роль в нерациональном расходова-нии бюджетных средств играет федеральный закон № 94-ФЗ, который регла-ментирует проведение обязательных торгов при закупке медикаментов и обору-дования. Конкурсы влекут за собой возможность наживы для закупающих орга-низаций и попадания в больницы не самых лучших препаратов. Сегодня закупку необходимого оборудования и лекарственных средств диктуют не специалисты, не медицинские учреждения, а чиновники. В результате руководители медицин-ских учреждений страны вынуждены закупать оборудование, инструментарий, расходные материалы и лекарства только в тех фирмах, которые им указаны сверху. Такой подход ведет: к огромным нецелесообразным затратам бюджет-ных средств и средств ОМС; в ряде случаев к получению ненужной, морально и функционально устаревшей медицинской продукции.
При этом, ограничивая самостоятельность руководителей медицинских учреждений, чиновники исполнительной власти не несут ответственности ни за деятельность медицинских учреждений, ни за состояние здравоохранения населе-ния в зоне деятельности медицинских учреждений, ни за качество оказания меди-цинской помощи.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) качество меди-цинской помощи напрямую зависит от численности медицинских кадров и их адекватного распределения в отрасли. В стране остро стоит вопрос дефицита вра-чебных, фельдшерских и сестринских кадров, особенно в поликлиническом звене и на селе. Негативную роль в кадровом дефиците играет и отсутствие распределе-ния выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся за государственный счет. Недостаток медицинских кадров в поликлиниках, амбулаториях, на селе, на ско-рой медицинской помощи оказывает негативное влияние на качество обслужива-ния. Соотношение врач/медицинская сестра у нас значительно меньше, чем на За-паде (1/2 против 1/4-5 и более). Это приводит к тому, что врачи и медицинские сестры выполняют не свойственные им функции, а больные остаются без должно-го внимания.
На качество влияет и низкая мотивация кадров к качественному труду и по-вышению своих профессиональных знаний. Но не отвечает современным миро-вым требованиям система подготовки и последипломного образования медицин-ских работников, сертификации и аттестации медицинских работников и меди-цинских учреждений.
Одной из ключевых проблем в здравоохранении остается оплата труда. Се-годня отсутствует мотивация медицинских работников к интенсивному и качест-венному труду из-за того, что их труд не оценивается в должной мере, а сама сис-тема оплаты носит уравнительный, недифференцированный характер.
Масса проблем имеет место в лекарственном обеспечении. Кроме всем извест-ных проблем с ДЛО, таких как отказ льготников от социальных услуг в пользу де-нежной компенсации, недофинансирование программы, отсутствия единой поли-тики в отношении региональных и федеральных льготников, периодические зна-чительные задолженности государства перед поставщиками лекарственных средств и пр., существует масса проблем с лекарственным обеспечением прочих слоев населения России, на которых приходится 90%. Так:
- не отработан вопрос обеспечения лекарственными средствами бедных слоев населения, которые не являются льготниками;
- высокие цены на лекарства в розничной сети. Заработная плата зачастую не позволяет приобретать необходимые лекарственные средства даже сред-ним слоям населения;
- отсутствует контроль цен на лекарства в розничной торговле, зачастую они в два раза превосходят цены по ДЛО;
- проблемы лекарственного обеспечения (в т.ч. обеспечение онкобольных наркотическими веществами) жителей села и труднодоступных мест через аптечную сеть;
- отсутствует бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 12 лет, как это имеет место в развитых странах.

Обобщая все выше изложенное, обращаясь к кандидатам в Президенты России, предлагаем:

В течение 4 лет решить основную стратегическую задачу – по-вышение качества и доступности медицинской помощи всему насе-лению России для достижения лучших мировых показателей здоро-вья, управляемых системой здравоохранения, разработав Концепцию развития здравоохранения на десять лет.

В связи с чем:
1. В течение трех лет довести долю здравоохранения в ВВП до 6-7%.
2. В течение трех лет провести полную модернизацию материально-технической базы здравоохранения в соответствии с современными мировыми стандартами.
3. В течение трех лет с целью улучшения качества оказания медицин-ской помощи решить кадровую проблему (нормирования, укомплектованности, подготовки кадров), обеспечить достойную заработную плату, ввести четкую систему стимулов и управления качеством оказания медицинской помощи.
4. В течение одного года разработать государственно-страховую систе-му здравоохранения.
5. В течение одного – двух лет обеспечить бездефицитность Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях в соответ-ствии с Конституцией Российской Федерации.
6. В течение двух лет подготовить законодательную базу здравоохране-ния, приняв основополагающие законы.
7. Считать основным направлением развития здравоохранения про-граммно-целевой подход с акцентом на повышение профилактики заболеваний, снижения смертности и заболеваемости от управляемых причин (онкология, сер-дечно-сосудистые заболевания, репродуктивная и социально-значимая патология, травмы) и развития реабилитационной системы.
8. Содействовать созданию единой независимой национальной меди-цинской ассоциации, входящей в состав Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), передав её часть государственных функций.
9. Решить вопрос с распределением выпускников, обучающихся в меди-цинских учреждениях на государственной основе, для работы в российском здра-воохранении сроком не менее 3 лет.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Препарат «Спинраза» включен в перечень жизненно необходимых лекарств

На реализацию программы газификации не хватает 1 трлн

  • Светлана Разворотнева

    25.11.2020

    Светлана
    Разворотнева

    «Когда речь заходит о доступности ресурсов для населения, ресурсоснабжающие организации и чиновники начинают говорить, что денег нет»

Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации

  • Александр Малькевич

    25.11.2020

    Александр
    Малькевич

    «В среднем Google из поисковой выдачи не удаляет до 30 процентов опасного контента»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться