RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Материалы о деятельности Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации

 

Материалы
 
о деятельности Комиссии
по вопросам интеллектуального потенциала нации
Общественной палаты Российской Федерации
2006-2007 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва
20 декабря 2007 года
 


Оглавление
Справка за 2006-2007 гг. по инициативам Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации
Общественная экспертиза законопроектов, 2006-2007 гг.
Приложение 1. Список членов Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации
Приложение 2. Доклад «Образование и общество: Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»
Приложение 3. Сборник материалов «Образование и современные потребности экономики: сотрудничество образовательного и бизнес-сообществ»

Справка за 2006-2007 гг. по инициативам Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации
 

СОДЕРЖАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ
 
Март 2006 г Создана рабочая группа «Социальные аспекты военной реформы» (А.В. Очирова, Я.И. Кузьминов, Г.Г. Кучерена)
15 апреля 2006 г. состоялся доклад РГ на пленарном заседании Общественной палаты. По итогам работы РГ (3 круглых стола с представителями общественных организаций, руководства Министерства обороны России и правозащитных организаций) Общественная палата приняла Приоритетные направления своей деятельности по вопросу «Права человека в армии и социальные аспекты военной реформы».
Тогда же Общественная палата выступила с предложением создать общественные советы при частях Вооруженных сил.
 
16.11.06 подписан Приказ Министра обороны РФ № 416 об образовании Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.
 
В решении пленарного заседания Общественной палаты «Права человека в армии и социальные аспекты военной реформы» (15–16 апреля 2006 г.) предусмотрена подготовка Комиссией по вопросам интеллектуального потенциала нации рекомендаций совместно с Минобрнауки России и Минобороны России о возможности частичного перенесения подготовки офицерских кадров по специальностям, имеющим гражданские аналоги, на базу гражданских вузов.
Для этих целей создана рабочая группа с участием представителей Минобороны России и экспертов из московских вузов. Рабочая группа провела ряд заседаний по обсуждению представленных Минобороны России материалов. В настоящее время подготовлены предложения о возможности частичного перенесения подготовки офицерских кадров по специальностям, имеющим гражданские аналоги, на базу гражданских вузов.
 
 
Март 2006 г. Инициатива комиссии: «Содействие развитию новых механизмов и форм участия общественных организаций в развитии образования, поддержка гражданских инициатив в сфере образования»
А.И. Адамский, Я.И. Кузьминов и Л.Н. Духанина (апрель 2006) Выступают с инициативой участия гражданских организаций в контакте с Общественной палатой РФ в разработке комплексного проекта модернизации образования.
24–25.4.06 К совещанию представителей региональных Общественных палат подготовлен проект заявления региональных общественных палат и Общественной палаты Российской Федерации «Гражданский заказ образованию – миссия общественных организаций».
23 – 24 октября 2006 (Г.В. Майер, Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина) в рамках Общественных слушаний «О роли и месте университетов в формировании интеллектуального потенциала нации» (Томск 23 – 24 октября 2006) состоялся круглый стол «Проблемы и пути реформирования образовательной системы в контексте национального проекта «Образование».
 
24 – 25 ноября 2006 (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина, Л.Д. Лебедева) состоялась межрегиональная конференция «Образование и гражданское общество Российской Федерации» (1200 участников). Данное мероприятие стало фактически началом движения в сторону формирования переговорных площадок, на которых проблемы и вопросы развития образования обсуждались бы совместно с представителями гражданских институтов, профессионального сообщества и руководителями образования. Итоговая резолюция направлена всем участникам конференции и региональным органам управления образованием.
28-29 апреля 2007 г - (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина, Л.Д. Лебедева) состоялись Общественные слушания в г. Москве, где обсуждалась поддержка и утверждение новых механизмов и форм участия общественных организаций в развитии образования в рамках национального проекта «Образование» (в части поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования). В ходе слушаний были подготовлены рекомендации по направлениям: введение новой системы оплаты труда работников образования, направленной на повышение дохода учителей; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; развитие сети общеобразовательных учреждений; развитие общественного участия в управлении образованием.
 
3-4 ноября 2007 года – Всероссийский общественный форум «О ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования». Темой обсуждения стал ход реализации комплексных проектов модернизации образования, проводимых в 21 российском регионе. В ходе форума были выделены основные проблемы при реализации проекта и рекомендации по восполнению дефицитов.
В рамках инициативы были проведены встречи с рядом руководителей субъектов РФ.
Рабочие встречи и консультации (А.И. Адамский) с представителями региональных органов управления образованием, НКО и образовательных учреждений.
Темы:
Моделирование поддержки гражданских институтов, участвующих в оценке качества и развитии образовательной деятельности
Гражданский заказ в сфере региональной образовательной политики
01-03.12.06,
04-06.12.06, 07-09.12.06, 11-12.12.06, 14-17.12.06, 19-21.12.06, 27-28.12.06 (Краснодарский край, Ростовская область, Кабардино-Балкарская Республика, Чувашская Республика, Новосибирская область, Агинский Бурятский Автономный округ, Пермский край).
Сентябрь 2006 г. Г.В. Майер выступил с инициативой привлечения общественных организаций, органов исполнительной и законодательной власти Томской области к работе над эффективностью государственных программ национальных проектов в области образования и повышением качества профессионального образования (Координационный совет при Губернаторе Томской области).
 
Апрель 2006 г. инициирован (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина) публичный доклад комиссии «Образование и общество».
Деятельность по подготовке доклада проведено более 10 экспертных семинаров.
При подготовке доклада использованы материалы слушаний Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации, данные Минобрнауки России, Рособразования, Росстата, Фонда «Общественное мнение», Аналитического Центра Юрия Левады, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, а также результаты исследований Института социологии РАН, Центра социологии образования РАО, Федерального института развития образования Минобрнауки России, Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ, Института развития образования ГУ-ВШЭ, Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.
Тезисы к докладу обсуждены на межрегиональной конференции «Образование и гражданское общество в Российской Федерации» (24 – 25 ноября 2006). Проект доклада был обсужден на Общественных слушаниях «Миссия образования в становлении и развитии гражданского общества в условиях поликультурной среды» (12-14 октября 2007 года в Элисте, Республика Калмыкия).
Проект доклада «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» одобрен на Пленарном заседании Общественной палаты 21 сентября 2007 года.
Доклад представляет собою концентрированное выражение позиции Общественной палаты РФ по ключевым проблемам развития отечественного образования в контексте экономических, социальных, демографических и социокультурных вызовов современности и прогнозируемого будущего.
В настоящее время доклад готовится к рассылке профессиональному сообществу, представителям федеральной и региональной исполнительной власти, общественным организациям.
 
 
Л.Н. Духанина (апрель 2006)
Выступает инициатором разработки общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки талантов» из различных возрастных и социальных групп.
30 октября 2006 года по инициативе комиссии (Кузьминов Я. И., Духанина Л. Н.) Совет Общественной палаты РФ принял решение «О создании рабочей группы «Одарённое поколение» для разработки общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки талантов». Руководителем рабочей группы Духаниной Л. Н. проведено 5 круглых столов по теме «Одарённое поколение». В работе круглых столов приняли участие более 300 ведущих учёных и специалистов из 40 регионов России, выступили и внесли свои предложения в концепцию и структуру проекта более 100 экспертов.
5.07.06 года состоялся круглый стол «Одарённое поколение: наука и практика от эксперимента к системе».
18.10.06 состоялся круглый стол «Одарённое поколение: дети индиго – миф или реальность?».
24.10.06 в рамках Общественных слушаний «О роли и месте университетов в формировании интеллектуального потенциала нации» (Томск 23 – 24 октября 2006) состоялся круглый стол «Формирование системы выявления и поддержки талантливой молодежи от школы до «послевуза».
30.10.06 состоялся круглый стол «Одарённое поколение: формы и методы выявления и отбора талантов»
 
 
 
Апрель 2006 г. Инициатива (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Г.В. Майер) привлечение региональных общественных организаций к обсуждению основных направлений государственной и региональной политики в сфере образования и науки.
 Участие Г.В. Майера в качестве представителя общественных организаций Томской области в подготовке доклада С.Л. Катанандова на заседание Госсовета РФ «Основные направления реформирования образования». В докладе были учтены и обобщены предложения федеральных и региональных ведомств, союза работодателей, научной и педагогической общественности.
Приоритетными задачами в докладе выделены: разработка мер по повышению качества подготовки педагогических кадров, усовершенствование системы трудоустройства выпускников педагогических вузов, в том числе, предоставление грантов и установление льгот по приобретению жилья и др.
 
 
 
Май 2006 г. выдвинута инициатива (Я.И. Кузьминов, Е.В. Велихов, Г.В. Майер) общественной экспертизы и поддержки фундаментальных исследований в Российской Федерации.
 
 
Я.И. Кузьминов, А.Н. Шохин (29.05.06)
Выступили с инициативой консолидации усилий образовательного, бизнес сообщества, руководители общественных организаций и ассоциаций в вопросах улучшения качества российского образования и развития системы связей по линиям вуз - бизнес, ссуз - бизнес, школа-бизнес.
29.05.06 состоялся конструктивный и заинтересованный диалог на совместном заседании Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации и Комиссии по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства. Центральными в обсуждении на заседании были вопросы устранения несоответствия структуры подготовки специалистов потребностям рынка труда, разработки в этих целях профессиональных стандартов и создания системы профессиональных квалификаций. Для решения указанных задач РСПП создано и уже зарегистрировано в форме автономной некоммерческой организации Национальное агентство профессиональных квалификаций.
По итогам обсуждения подготовлена  резолюция, в которой отражены аспекты взаимодействия между образовательным и бизнес сообществами, требующие первоочередной разработки и поддержки как со стороны власти, так и со стороны общества.
Подготовлен сборник статей и выступлений участников обсуждения «Образование и современные потребности экономики: сотрудничество образовательного и бизнес-сообществ», который будет направлен представителям образовательного, бизнес сообщества, руководителям общественных организаций и ассоциаций.
 
Сентябрь 2006 г Г.В. Майер выступил с инициативой консолидации усилий образовательного, бизнес сообщества, руководителей общественных организаций на уровне региона Томской области в вопросах улучшения качества российского образования и развития системы связей по направлению вуз-бизнес (Координационный совет при Главе Администрации).
 
 
24.05.06 по инициативе Л.Н. Духаниной и Л. Блохиной для школьников и воспитанников сельских детских домов Калужской области была проведена благотворительная акция, в ходе которой в школьные библиотеки области передано более 2500 книг с произведениями мировой и отечественной классической детской литературы.
 
8 июня 2006 г. Эксперты комиссий по инициативе Я.И. Кузьминова и А.Н, Шохина провели экспертизу проекта «Сводного доклада об основных результатах и направлениях работы Правительства РФ на 2006-2008 годы», подготовленного Минэкономразвития. По решению Совета палаты замечания и предложения к докладу были направлены Заместителю председателю Правительства РФ А.Д. Жукову.
 
 
Я.И. Кузьминов
Подготовлено решение Совета палаты (2.06.06) об обращении в Правительство РФ с просьбой ускорить присвоение статуса наукограда РФ г. Троицку Московской области.
18.07.06 Секретарем палаты Е.П. Велиховым направлено обращение Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову с просьбой ускорить присвоении г.Троицку Московской области статуса наукограда Российской Федерации
 
14.08.2006г. получен ответ от Заместителя Министра образования РФ А.Г.Свинаренко с уведомлением о завершении решения вопроса присвоения статуса наукограда РФ городу Троицку Московской области.
Правительство РФ постановлением от 29 января 2007 года N53 присвоило статус наукограда РФ г. Троицку /Московская область/ сроком на 5 лет.
 
 
 
Одним из направлений работы Комиссии стало защита прав детей и людей с ограниченными возможностями при получении образования. Эта работа велась совместно с Российским общественным советом развития образования. Был проведен ряд слушаний по данным вопросам.
Я.И. Кузьминов и Л.Н. Духанина (20.07.06) подготовлено обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод детей-инвалидов.
21.08.06 получен ответ от старшего помощника Генерального прокурора РФ в котором содержится информация о количестве нарушений законов, внесенных протестов, представлений, исков и возбужденных уголовных дел в 2005 году. В письме содержится информация о проведении во втором полугодии 2006 года Генеральной прокуратурой РФ проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов и соблюдения их права на образование, по результатам которого будут приняты меры прокурорского реагирования. Комиссия считает, что в решении этой проблемы более активную роль должно играть Министерство образования и науки РФ.
 
 
23-24 октября 2006 г Общественные слушания «О роли и месте университетов в формировании интеллектуального потенциала нации», Томск. (Г.В. Майер, Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина)
Было проведено пленарное заседание и 4 круглых стола: 1) «Роль и место университетского и академического секторов науки: состояние, проблемы и пути их решения»; 2) «Проблемы и пути реформирования образовательной системы в контексте национального проекта «Образование»; 3) «Проблемы реализации общенациональных образовательных проектов в высшей школе»; 4) «Формирование системы выявления и поддержки талантливой молодежи от школы до «послевуза», в которых приняло участие свыше 200 человек из Томска, Новосибирска, Кемерова, Омска, Красноярска, Барнаула, Сургута, Ханты-Мансийска, в том числе представители высшей школы, РАН, РАМН, РСПП, органов власти и др.
На заключительном пленарном заседании была принята резолюция.
Основные положения резолюции:
- Учитывая особую роль университетов как центров интеграции образования, науки и технико-внедренческой деятельности в построении общества знаний и создании национальной инновационной системы, констатируя чрезвычайно низкую бюджетную обеспеченность фундаментальных исследований в университетском секторе науки (менее 5% от расходов на науку), считать необходимым кратное увеличение базового финансирования фундаментальных научных исследований в высшей школе не менее чем в 3 раза к 2008 г., в 2010-2015 гг. доведение его до цифр, сопоставимых с финансированием РАН, а также решение проблемы штатного статуса работников вузовского сектора науки.
- Считать исключительно важным устранение различных барьеров, препятствующих участию регионов в выполнении общенациональных проектов в области образования и науки
- Учитывая важнейшую роль единой образовательной информационной среды в создании условий для перехода системы образования на уровень технологий, обеспечивающих высокое качество образовательных программ, академическую мобильность преподавателей и студентов, максимальный доступ к образовательным ресурсам, необходимо особое внимание обратить на разработку и реализацию межрегиональных проектов в области информатизации образования.
- Особое внимание обратить на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в целях исключения всех мер ограничивающих технико-внедренческую деятельность университетов, участие университетов в создании малых предприятий, создания заинтересованности университетов в реализации интеллектуальной собственности.
- Направить усилия на расширение механизмов влияния выявленного инновационного потенциала на развитие системы образования.
 
23 ноября 2006 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция с Я.И. Кузьминовым, посвященная проходящему рассмотрению законопроекта, предусматривающего введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Комиссией были сделаны предложения к данному законопроекту по правовому обеспечению формирования и развития системы предметных олимпиад в качестве еще одной, наряду с ЕГЭ, формы поступления в вуз, прежде всего наиболее одаренной, талантливой молодежи. ЕГЭ не должен быть единственной формой поступления в вузы. Данные предложения приняты Госдумой.
 
 
 
20 февраля 2007 года (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина, Л.Д. Лебедева, Г.В. Майер) состоялось расширенное заседание Комиссии  для обсуждения проекта федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2008 – 2012 годы. 
По итогам заседания Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития интеллектуального потенциала нации поддержала проект Программы, рекомендовала Министерству образования и науки РФ доработать в соответствии с замечаниями Комиссии. В замечаниях, прежде всего, отмечалась необходимость усиления ответственности университетов и научных организаций за конечные результаты реализации Программы. Поэтому Комиссия рекомендовала, в первую очередь, перенести центр тяжести на институциональные проекты с соответствующим перераспределением средств, предусмотренных в Программе. Одновременно предложено усилить финансирование государственных научных фондов для поддержки индивидуальных исследовательских проектов.
В настоящее время Программа находится на этапе межведомственного согласования. Ожидается, что в ближайшее время она будет передана в Правительство РФ в установленном порядке.
 
10 апреля 2007 года (Я.И. Кузьминов, А.И. Адамский, Л.Н. Духанина, Л.Д. Лебедева, Г.В. Майер) состоялось расширенное заседание Комиссии для обсуждения с экспертами и представителями федеральных органов исполнительной власти «Практическое применение Федерального закона «Об автономных учреждениях».
По убеждению членов комиссии, рост меры финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений должен сопровождаться соразмерным ростом меры общественного контроля за их деятельностью, общественного участиях в их управлении.
18-19 июня 2006 года в Подмосковье прошла деловая игра «Вуз: от бюджетного к автономному учреждению», посвященная вопросам перехода образовательных учреждений в автономные учреждения. В мероприятии приняли участие представители Федерального казначейства, Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, ректоры и сотрудники ряда московских вузов. В ходе игры были подготовлены предложения о внесении дополнений в законопроект «Об автономных учреждениях».
7 июля 2007 года состоялось расширенное заседание Комиссии. Участники заседания обсуждали законопроекты («Об автономных учреждениях» и  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений»), направленные на введение автономных учреждений в образовании и науке.
 
К законопроекту «Об автономных учреждениях» Комиссией были сделаны предложения, касающиеся, прежде всего, совершенствования механизма бюджетного финансирования автономных учреждений, в том числе программ их развития, более действенного участия общественности в контроле деятельности этих учреждений путем расширения функций наблюдательного совета, добровольности перехода бюджетных учреждений в автономные. Данные предложения приняты Госдумой.
 
 
12-14 октября 2007 года (Я.И. Кузьминов, Л.Д. Лебедева) Общественные слушания «Миссия образования в становлении и развитии гражданского общества в условиях поликультурной среды», г. Элиста, Республика Калмыкия.
В слушаниях, проведенных при поддержке правительства Республики Калмыкия, приняли участие представители более 50 вузов Южного федерального округа.
В рамках слушаний было проведены пленарное заседание (5 докладов) и три круглых стола: 1) Проблемы и перспективы развития региональных систем образования в контексте национального проекта «Образование»; 2) О роли университетов в формировании региональной системы непрерывного образования; 3) Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальный и этнический аспекты.
 
По итогам слушаний принята Резолюция, основные положения которой включают следующее:
- Особая роль в инновационном развитии региональной системы профессионального образования принадлежит государственным университетам, исполняющим роль интеграторов профессионального образования, науки и культуры в регионе. Кроме профессиональной подготовки трудовых ресурсов, своей деятельностью университеты в первую очередь принимают участие в создании гражданского общества.
- Необходимо отметить роль классических университетов в национальных республиках: с одной стороны, они являются основными собирателями, хранителями и пропагандистами национально-культурного достояния этноса, а с другой – главным инструментом строительства стабильной национальной политики в полиэтническом государстве.
- Признать законодательное обеспечение системы образования приоритетной задачей и принять необходимые меры, способствующие устойчивому функционированию и эффективному развитию региональных систем образования.
 
В настоящее время готовится сборник с материалами выступлений участников Слушаний.

 


Общественная экспертиза законопроектов, 2006-2007 гг.
 
Чрезвычайно важным направлением своей деятельности Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации считала работу, связанную с общественной экспертизой законопроектов в области образования.
За отчетный период были подготовлены и приняты Общественной палатой экспертные заключения на следующие законопроекты:
на проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования);
на проект федерального закона № 324226-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)»;
на проект федерального закона № 335155-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения единого государственного экзамена;
на проект федерального закона № 448303-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта);
на проект федерального закона №312734-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)»;
на проект федерального закона № 414169-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»;
на проект федерального закона № 285634-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву»;
на проект федерального закона № 108088-4 «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части предоставления преимущественного права поступления в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детям военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы);
на проект федерального закона № 412299-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
 


При этом были учтены принципиальные предложения и замечания Общественной палаты по таким важнейшим законопроектам, как:
законопроект, предусматривающий введение ЕГЭ (были сделаны и приняты предложения по правовому обеспечению формирования и развития системы предметных олимпиад в качестве еще одной, наряду с ЕГЭ, формы поступления в вуз, прежде всего наиболее одаренной, талантливой молодежи);
законопроект, предусматривающий создание государственной системы контроля и надзора в сфере образования (были сделаны и приняты предложения по уточнению используемого понятийного аппарата, а также процедурных вопросов осуществления контрольных и надзорных функций в данной сфере);
законопроект «Об автономных учреждениях» (были сделаны и приняты предложения, касающиеся, прежде всего, совершенствования механизма бюджетного финансирования автономных учреждений, в том числе программ их развития, более действенного участия общественности в контроле деятельности этих учреждений путем расширения функций наблюдательного совета, добровольности перехода бюджетных учреждений в автономные);
законопроект, предусматривающий введение уровней высшего профессионального образования – были учтены такие принципиальные предложения Общественной палаты, как создание правовой основы для повышенного по сравнению с бакалавриатом бюджетного финансирования магистерских программ, предоставлению отсрочки от службы в армии студентам, поступившим после окончания бакалавриата в магистратуру, причем не только своего, но и другого вуза.
 


В то же время, к сожалению, не были учтены носящие принципиальный характер предложения Общественной палаты по законопроектам:
об обеспечении доступности среднего и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту (в части установления им стипендий на уровне, сопоставимом с прожиточным минимумом);
об установлении обязательности общего полного образования – (прежде всего в части создания действенных финансовых гарантий такой обязательности; установления административной ответственности образовательных учреждений, должностных лиц образовательных и иных учреждений и органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению условий для получения гражданами общего образования, а также за воспрепятствование получению гражданами общего образования);
об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта – (в части четкого определения понятия «государственный образовательный стандарт» и других базовых понятий, а также в части обеспечения финансовых гарантий реализации государственных образовательных стандартов по всем уровням образования). 
 
 


Приложение 1. Список членов Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации
Члены Комиссии:
Кузьминов Ярослав Иванович – Председатель Комиссии, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики.
Адамский Александр Изотович – Заместитель Председателя Комиссии, Ректор автономной некоммерческой образовательной организации Институт образовательной политики «Эврика». Председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования России.
Духанина Любовь Николаевна – Президент образовательного холдинга «Наследник».
Лебедева Лидия Давыдовна – Председатель общественного движения «Союз женщин Калмыкии».
Майер Георгий Владимирович – Ректор Томского государственного университета. Председатель Томского регионального отделения межрегионального общественного движения «Сибирский Народный Собор».
 
Члены комиссии с правом совещательного голоса:
Бажаев Мавлит Юсупович – Президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений», председатель совета директоров открытого акционерного общества «Группа Альянс».
Баранов Александр Александрович – Директор ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, председатель Исполкома Союза педиатров России.
Белозеров Владимир Леонидович – Председатель Дорожной профсоюзной организации Октябрьской железной дороги,   профессор кафедры Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (по совместительству).
Борисов Сергей Ренатович – Президент ООО «Генова», президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».
Вавилина Надежда Дмитриевна – Заведующая кафедрой Сибирской академии государственной службы, ректор Нового Сибирского университета, руководитель Новосибирского регионального общественного фонда «Социум».
Глазычев Вячеслав Леонидович – профессор кафедры теории и истории архитектуры МАРХИ.
Дьякова Елена Григорьевна – Ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН, директор Свердловской региональной общественной организации «Центр мониторинга и стратегических экспертиз».
Журавлева Татьяна Юрьевна – Заведующая кафедрой Ненецкого окружного института повышения и переподготовки кадров, научный сотрудник краеведческого музея (по совместительству).
Кушнарев Сергей Викторович – Директор некоммерческой организации Фонд поддержки атомной науки, энергетики и промышленности «Атомный Форум», член правления МПОО «Знание».
Лысенко Людмила Александровна – Учитель средней общеобразовательной школы №1 станицы Курская Ставропольского края.
Марков Сергей Александрович – Политолог, доцент кафедры государственной политики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и прав человека.
Медведева Марина Валентиновна – Председатель  правления Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета».


Мельников Владимир Павлович – Председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, директор института криосферы Земли Сибирского отделения РАН, президент ГУ «Губернская академия», заведующий кафедрой «Криология Земли» Тюменского государственного нефтегазового университета, академик РАН.
Мирзоев Гасан Борисович – Ректор Российской Академии Адвокатуры г. Москвы, адвокат.
Новиков Юрий Васильевич – Ректор Ярославской государственной медицинской академии, Член президиума Всероссийского общества хирургов.
Пашаев Давид Гусейнович – Президент Государственного Российского Центра атомного судостроения, г. Северодвинск.
Савченко Анатолий Петрович – Руководитель лаборатории рентгенологии и ангиографических методов исследований ФГУ РК НПК Росздрав, главный редактор журнала «Вестник рентгенологии и радиологии».
Стародубец Анатолий Сергеевич – Председатель центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ДОСААФ), президент Федерации авиационного спорта России.
Тишков Валерий Александрович – директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук.
Томчин Григорий Алексеевич – Президент Фонда поддержки законодательных инициатив.
Фадеев Валерий Александрович – Директор Института общественного проектирования.


Приложение 2. Доклад «Образование и общество: Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»
 
(см. Доклад)
 
Приложение 3. Сборник материалов «Образование и современные потребности экономики: сотрудничество образовательного и бизнес-сообществ»
(см. брошюру)

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться