RSS Eng

RSS

Печать

Рекомендации слушаний на тему «Проблемы финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи»

1-2 ноября 2007 года
Слушания организованы
Комиссией Общественной палаты
по вопросам здравоохранения

Комиссия Общественной палаты по вопросам здравоохранения (далее – Комиссия) провела 1-2 ноября 2007 года слушания на тему «Проблемы финансирования здравоохранения и качества оказания меди-цинской помощи», в которых приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации, руководители медицинских учреждений (федеральных, республиканских, краевых, областных, городских, центральных районных) и ведомств (министерств, комитетов, департаментов, управлений здравоохране-ния, территориальных фондов ОМС) субъектов Российской Федерации, пред-ставители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ЦК профсоюзов медицин-ских работников, РАМН, ученые, эксперты Комиссии.
При подготовке решения проанализированы поступившие в Комиссию ответы на поставленные вопросы из 55 субъектов Российской Федерации от ру-ководителей органов здравоохранения (министерств, комитетов, департаментов, управлений), фондов ОМС, медицинских учреждений, администраций городов, выступления участников слушаний и анкеты, заполненных участниками круг-лых столов (около 60 чел.).
Оценивая состояние финансирования здравоохранения и эффективность расходования средств, участники слушаний выделили следующее: резкое недо-финансирование отрасли, несоответствие наличия расходов здравоохранения заявленным целям, отсутствие системности, раздробленность финансового обеспечения. На федеральном уровне практически отсутствуют расчеты эконо-мически обоснованной, перспективной потребности в финансировании как от-расли в целом, так и Программы государственных гарантий по Российской Фе-дерации и в разрезе субъектов с учетом расходов федерального бюджета на приоритетные направления развития здравоохранения по основным видам за-трат (расходы на медикаменты и изделия медицинского назначения, питание больных, укрепление и содержание материально-технической базы ЛПУ, зар-плата работников и др.), и уровням предоставления бесплатной медицинской помощи. Экономически не обоснованы виды медицинской помощи, финанси-руемые за счет средств бюджетов по всем затратам (скорая и неотложная меди-цинская помощь, высокотехнологичные дорогостоящие виды медицинской по-мощи, инвестиции в здравоохранение и пр.). Отсутствуют расчеты истинных за-трат, необходимых на осуществление разных видов медицинской помощи, ко-торые должны осуществляться за счет ОМС. Разработанные Минздравсоцраз-вития России стандарты специализированной медицинской помощи не соответ-ствуют реальной себестоимости, формируемой из всех источников средств, по-ступающих в ЛПУ. Отсутствует программа модернизации материально-технической базы здравоохранения, имеющей износ по данным Счетной палаты Российской Федерации на 70 и более процентов в среднем по стране. Так, ин-ститут детской онкологии РАМН строится почти 20 лет, несмотря на решения всех высоких инстанций. Стране нужно 100 перинатальных центров, а сегодня из 35 имеющихся – лишь 20 отвечает современным требованиям. Запланирова-но строительство на три года еще 20 центров. Но при таких темпах, требовать снижения младенческой смертности бесполезно. При этом в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации отсутствует организационная структура, которая бы обеспечивала медико-экономическое планирование и прогнозирование оказания медицинской помощи населению, проводила регулярный мониторинг реализации территориальных программ го-сударственных гарантий, целевых программ, совокупных расходов на здраво-охранение, в том числе расходов населения на оказание платных медицинских услуг.
Фактическое финансирование из государственных источников составило в 2006 году порядка 870 млрд. руб. и возросло в сравнении с 2001 годом в 3,4 раза – ровно настолько, насколько вырос за эти годы ВВП. Это свидетельствует об отсутствии в структуре ВВП увеличения расходов на здравоохранение. Кроме того, виден дисбаланс по уровням финансирования и основной дефицит финан-сирования на муниципальном уровне. Так, основная доля прироста приходится на федеральный бюджет (в 11 раз), по региональному уровню – рост в 2,8 раза. В тоже время с 2006 года в 2 раза сократился удельный вес расходов муници-пальных образований (с 42,2 до 21,8%).
Приоритеты финансирования выстроены неверно. Цель здравоохранения – улучшить здоровье населения, но структура финансирования не отвечает дан-ной цели. Сегодня основная стратегия здравоохранения направлена на финан-сирование дорогостоящих технологий, о чем свидетельствует рост расходов фе-дерального бюджета за счет расширения оказания дорогостоящей помощи насе-лению, неоправданного расширения видов (более 232 наименований) высоко-технологичной медицинской помощи (далее – ВМП).
В тоже время профилактика финансируется не в должной мере, хотя целе-вые программы во всем мире способствуют улучшению здоровья населения. К примеру, вакцинопрофилактика позволила повысить продолжительность жизни в Европе на 20-25 лет. Однако российский календарь прививок не отвечает со-временным требованиям здравоохранения и отстает от других стран. Диспансе-ризация, которая трактуется как система выявления, оздоровления и реабилита-ции, включает только финансирование осмотров, а не оздоровления. Отсутст-вуют программы «Репродуктивное здоровье», «Планирование семьи», которые бы могли ликвидировать проблемы репродуктивного здоровья (45% подростков имеют отклонения в репродуктивном здоровье), снизить младенческую смерт-ность, количество абортов, увеличить рождаемость.
Крайне недостаточно средств выделяется на реабилитацию (фактически надо стать инвалидом, чтобы начать получать реабилитационное лечение). Фи-нансово не поддерживаются научные исследования.
Средства государственного сектора расходуются в основном на реализа-цию Программы госгарантий, расходы которой в 2006 году составили 691 млрд. руб. или около 80% от общих расходов на здравоохранение. Но этих средств яв-но недостаточно. Программа основана на минимальном подушевом нормативе, который уже сам по себе не позволяет решить ряд проблем финансирования ме-дицинской помощи по лекарственному обеспечению, обеспечению пациентов изделиями медицинского назначения в условиях стационаров, питания больных в стационарах, повышения заработной платы работникам здравоохранения. Так, норматив питания больных в стационарах в 2006 году составил в день в среднем 50,8 руб. при потребности минимум 100 руб., лекарственного обеспечения в день на человека  – 152,6 рублей при потребности 250 рублей, реальная зара-ботная плата медицинских работников не дотягивает до зарплаты госслужащих. Не решены проблемы по финансированию лекарственного обеспечения при  оказании скорой и неотложной помощи, а также при оказании помощи по сани-тарной авиации и т.д. Существующий уровень финансирования не позволяет обеспечить функционирование медицинских учреждений в соответствии с со-временными требованиями.
Дефицит территориальных программ госгарантий в 2006 году составил в дотационных территориях порядка 65 млрд. руб. Выравнивание финансовых ус-ловий в регионах осуществляется неадекватно, без учета финансовых возмож-ностей субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов имеет место искус-ственное занижение расчетной стоимости территориальных программ под свои финансовые возможности без учета установленных нормативов и потребностей населения в объемах и видах медицинской помощи. В результате имеет место дисбаланс между государственными обязательствами в сфере охраны здоровья и реальными финансовыми средствами.
Наряду с дефицитом имеет место нерациональное использование имею-щихся ресурсов. Так, в 2006 году фактические показатели объемов медицинской помощи в дневных стационарах и АПУ сложились ниже нормативов на 21 и 7,3%, значительно сократилось число посещений в муниципальных АПУ. В то-же время в 2006 году перевыполнены объемы скорой медицинской и стацио-нарной помощи на 7,5 и 6,8%. По-прежнему 60% объемов финансирования здравоохранения приходится на оплату дорогостоящей стационарной медицин-ской помощи. Выделение значительных финансовых средств из федерального бюджета на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и основ-ные направления национального проекта «Здоровье» осуществляется в отрыве от финансирования и механизмов реализации Программы госгарантий, и они не включены в тарифы оказания медицинской помощи.
Внедренная система финансирования высокотехнологичной медицинской помощи требует дальнейшего развития и модернизации. Должна быть ради-кально пересмотрена система квотирования по оказанию ВМП. Занижены сред-непрофильные финансовые затраты на оказание ВМП. Необоснованно умень-шены среднепрофильные нормативы на оказание одних и тех же видов ВМП в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации по сравнению с федеральными медицинскими центрами (на 50 – 70%).
Имеет место замещение государственных гарантий бесплатной медицин-ской помощи платными медицинскими услугами и добровольным медицинским страхованием. Причем, чем ниже в регионе финансирование медицинской по-мощи за счет средств государственного сектора, тем выше доля финансирова-ния медицинской помощи за счет личных средств граждан. Так, по данным гос-статистики величина личных платежей населения составила в 2006 году около 430 млрд. руб., или 50% от всех государственных расходов на здравоохранение и возросла по сравнению с 2005 годом на 75 млрд. руб., при том, что имеет ме-сто резкое увеличение средств по федеральному бюджету. Наряду с этим, сего-дня отсутствует должная нормативно-правовая база в сфере оказания платных услуг. Постановление Правительства России № 27 устарело и вошло в противо-речие с законодательными актами, прежде всего с законом «О защите прав по-требителя».
На состояние здравоохранения значительное влияние оказали законы по распределению полномочий – № 131-ФЗ от 2003 года, № 122-ФЗ от 2004 года, № 95-ФЗ от 04.07.2003г. (ред. от 29.12.2004г.). За этими законами последовали не продуманные приказы Минздравсоцразвития России, в частности № 633 от 13 октября 2005 года. Данные законы и нормативные акты привели к огромной диспропорции в оказании помощи населению в зависимости от региона прожи-вания, ударив, прежде всего, по муниципальному здравоохранению. Сокраще-ние удельного веса расходов на муниципальные образования привело к сокра-щению муниципальных медицинских учреждений, оказывающих помощь сель-скому населению, уменьшению посещений в АПУ, возрастанию личных расхо-дов граждан – все это в условиях роста расходов федерального бюджета на здравоохранение.
Среди проблем финансирования здравоохранения, кроме его выраженного дефицита, с одной стороны, и неэффективного использования имеющихся средств, с другой, участники слушаний выделяли следующие: устаревшую ма-териально-техническую базу ЛПУ, особенно муниципальных; низкую зарплату медицинских работников; устаревшие нормативы штатной численности меди-цинского персонала, нормативы рабочего времени и нагрузки медицинского персонала, ориентированные на технологичный процесс 20-30 летней давности; структурные диспропорции, сложившиеся в ЛПУ, связанные с существующими подходами в финансировании медицинской помощи, неэффективным использо-ванием ресурсов и коечного фонда; отсутствие системы непрерывного меди-цинского образования, как во всем мире и т.д. Кроме того, участники едино-душно указали на абсурдность измененного в 2007 году приказа № 337 «О но-менклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Феде-рации» (приказ Минздравсоцразвития России № 553 от 20.08.2007г.), который регламентирует обязательную первичную специализацию по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения» для всех без исклю-чения организаторов здравоохранения, имеющих квалификационную катего-рию. Учитывая, что практически все в России главные врачи лечебных учреж-дений, директора институтов, министры (председатели, руководители) мини-стерств (управлений, департаментов и комитетов) здравоохранения имеют выс-шую квалификационную категорию по общественному здоровью и организации здравоохранения и огромный стаж работы, но не имеют первичную специализа-цию (которую стали требовать при лицензировании учреждений), вынуждены сегодня идти на пятимесячную платную учебу для ее получения. Последовав-шее за этим приказом письмо с разъяснениями ситуацию не исправило, а еще больше обострило.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» дал возможность при-ступить к исправлению сложившейся в здравоохранении неблагоприятной си-туации. Вместе с тем, в его реализации также существует масса проблем. Важ-нейшая из них – низкая эффективность работы выделяемых на нацпроект средств из-за различных каналов финансирования. К примеру, диспансеризация финансируется из разных источников: дополнительная диспансеризация рабо-тающих граждан в бюджетной сфере, диспансеризация в рамках территориаль-ной программы ОМС, периодические осмотры работников с вредными факто-рами через систему ФСС. Это ведет к увеличению документооборота, перегруз-ке медперсонала, осложняет прохождение диспансеризации самих граждан. Вы-деляемые средства используются неритмично. На строительство новых центров ВМП по нацпроекту освоено лишь 5,3% запланированных средств, на оснаще-ние диагностическим оборудованием – 45%, машинами скорой помощи – 16,3%, обеспечение расходными материалами для неонатального скрининга 35,3 %. По итогам 8 месяцев 2007 года не были использованы средства на совершенствова-ние медицинской помощи пострадавшим в ДТП, с сердечно-сосудистыми забо-леваниями. По программе борьбы с наркотиками средства не были использова-ны и полностью возвращены, и 11 наркологических центров не были оснащены оборудованием.
При реализации в 19 субъектах Российской Федерации пилотного проек-та, направленного на улучшение качества оказания медицинской помощи, также имеется масса проблем. Во-первых, не разработаны на федеральном уровне и не представлены в регионы типовые модели оценки деятельности и критерии каче-ства и эффективности оказываемых населению медицинских услуг по типам уч-реждений здравоохранения и уровням ее оказания по видам медицинской по-мощи. Во-вторых, не разработаны на федеральном уровне необходимые норма-тивно-правовые и иные акты по организации, стандартизации и обеспечению всех видов медицинской помощи (скорой, неотложной, в т.ч. санитарно-авиационной, высокотехнологичной, дорогостоящей и пр.), по разработке от-раслевой системы оплаты труда медицинским работникам. При этом у субъек-тов Российской Федерации значительно ограничены возможности самостоя-тельно разрабатывать и устанавливать данную систему оплаты труда. В-третьих, не разработаны на федеральном уровне профессиональные стандарты с учетом уровня оказания медицинской помощи по видам. В-четвертых, значи-тельно ограничены права руководителей медицинских учреждений в оператив-ном решении проблем финансирования и управлении. Кроме того, имеет место порочная практика доведения до исполнителей нормативно-правовых актов с большим опозданием, а также постоянного внесения в течение года изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в сфере здравоохра-нения, что приводит к значительному дисбалансу в работе. Данный пункт каса-ется и реализации нацпроекта «Здоровье» и обеспечения жизненно необходи-мых лекарственных средств отдельных категорий граждан
Из-за отсутствия должного оснащения ЛПУ диагностическим оборудова-нием и недостаточным обеспечением расходными материалами в рамках на-цпроекта «Здоровье» значительные средства вынуждены тратиться на эти цели из региональных и местных бюджетов. Выявлены факты неэффективного ис-пользования диагностического оборудования. Возникает ряд проблем локально-го характера, которые не позволяют решать поставленные задачи. Например, не решена проблема нагрузки на персонал с учетом климато-географических усло-вий, национальных и возрастных особенностей населения. На участке участко-вый врач кроме своей основной деятельности должен выполнять приоритетные направления нацпроекта (дополнительная профилактика, диспансеризация), ДЛО с бумажной волокитой при резко возросшей отчетности и при отсутствии компьютеризации. Все это ведет к снижению доступности и качества медицин-ской помощи, оказываемой врачом в свое основное время.
Участники заседания отметили, что система финансирования здравоохра-нения должна быть ориентирована на результат (качество и эффективность) по отношении к населению страны и конкретному пациенту. Однако, вместо того, чтобы оценивать качество и эффективность оказанной медицинской помощи и отрасли в целом по таким показателям как снижение заболеваемости, смертно-сти, инвалидности, процента рецидивов хронических болезней, летальности,  послеоперационных осложнений, уменьшение числа призывников с отсрочкой по состоянию здоровья, удовлетворенность населения, сегодня, к сожалению, качество оценивается по количественным показателям (койко-дни, посещения, вызова). По ним же финансируется медицинская помощь. Не разработана обще-государственная система движения средств ОМС за пациентом, независимо от места оказания ему медицинской помощи. В настоящее время качество никаким образом не отражается на оплате труда медицинских работников. Их труд опла-чивается по ЕТС и носит уравнительный характер. Кроме того, медицинские работники за последние два года потеряли практически все существовавшие ра-нее социальные гарантии.
Наряду с отрицательными, участники слушаний выделили положительные моменты:
1. Подготовлен проект федерального закона «О бюджете федерального фонда ОМС на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы», согласован-ный с Минфином и Минэкономразвития России с новыми поправками. В нем предусматривается увеличение финансирования здравоохранения более чем на треть – с 200 до 270 млрд. руб. Будет предложена новая методика выравнивания финансовых условий в субъектах Российской Федерации путем предоставления дотаций федеральным фондом ОМС регионам с учетом возможностей выпол-нить установленный Правительством России минимальный норматив финанси-рования всех территориальных программ ОМС. В 2008 году прогнозируется впервые бездефицитность программы государственных гарантий, рассчитанной по установленным минимальным подушевым нормативам, и возможность по-гашения задолженности 2006-2007годов по ДЛО.
2. Издан приказ по переходу к отраслевой системе оплаты труда медицин-ских работников.
3. Решается вопрос с оплатой отпускных и иных необходимых выплат ра-ботникам участковой службы, получающим дополнительные средства в рамках реализации нацпроекта.
4. Включены в стоимость тарифов на высокотехнологичную медицинскую помощь затраты на расходные материалы и медикаменты
5. В Программе госгарантий оказания населению бесплатной медицин-ской помощи включено финансирование сельских больниц, АПУ и ФАП в сис-тему ОМС.
6. Впервые законодательством (Федеральный закон от 29.12.2006 г.         № 258-ФЗ вступит в силу с 2008 г., который дополняет Федеральный закон от 05.10.2007 г. № 230-ФЗ, вступающий в силу с 2009 г.) установлены и уточнены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по раз-работке Программы госгарантий, обязательства докладывать о ходе ее реализа-ции на заседаниях Правительства России. Указанные законы позволят решить вопросы профилактики и раннего выявления туберкулеза, СПИДа и т.д., вернув эти функции на муниципальный уровень.
7. В стадии разработки законопроект «Об обязательном медицинском страховании» и Концепция организации государственного контроля  и надзора за качеством медицинской помощи населению в Российской Федерации (2007-2012гг.). Но данные документы требуют значительного осмысления и обсужде-ния. Так, участники слушаний высказались категорически против разделения финансовых потоков на оказание медицинской помощи работающему и нерабо-тающему населению, а также по категориям граждан. По их мнению, медицин-ская помощь должна оказываться адекватно выявленному заболеванию (в соот-ветствии со стандартами) у конкретного пациента, независимо от того рабо-тающий он или нет, имеет полис ОМС или ДМС. Потребность финансирования медицинской помощи должна определяться на основе потребности всего насе-ления страны, а не отдельных категорий застрахованных, с учетом возрастно-половой характеристики, заболеваемости, климато-географических особенно-стей и условий проживания населения.

Анализируя изменения, которые имеют место в рассматриваемой сфере после заседания Комиссии (май 2006 г.), касающиеся вопросов финансирования здравоохранения и Программы госгарантий, отмечено, что многие рекоменда-ции остались не исполненными:
1. За исключением ряда поправок и уточнений в существующие законо-дательные акты, не начато формирование необходимой законодательной базы в области здравоохранения.
2. Нет выраженной тенденции в увеличении финансирования здраво-охранения до 5-6% от ВВП. Наоборот, к 2010 году прогнозируется уменьшение до 3,2%.
3. До настоящего времени Минздравсоцразвития России не приступило к разработке стратегии (концепции) развития здравоохранения на ближайшие де-сять лет.
4. Не определена реальная потребность в объемах и финансировании Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной меди-цинской помощи, в т.ч. высокотехнологичной.
5. Не решен вопрос финансирования лекарственного обеспечения детей до 12 лет.
6. Отсутствует нормативно-правовая база разработки и внедрения регио-нальных и федеральных стандартов на различных уровнях оказания и по видам медицинской помощи.
7. Не работает общественный Совет, созданный при Министерстве здра-воохранения и социального развития Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения и участники слуша-ний считают необходимым рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Безотлагательно приступить к формированию необходимой законода-тельной базы в сфере здравоохранения, соответствующей общепринятым меж-дународным правовым стандартам и включающую разработку следующих зако-нов:
– «О здравоохранении в Российской Федерации»,
– «О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи»,
– «О медицинском страховании в Российской Федерации»,
– «О страховании профессиональной ответственности медицинских ра-ботников»,
– «О регулировании частной медицинской деятельности»,
– «О правах пациентов»,
– «Об охране здоровья детей»,
– «О медицинской и фармацевтической рекламе в Российской Федера-ции»,
– «О зонах экологического бедствия»,
– «О вопросах трансплантации органов и тканей человека»,
– «Об отраслевой системе оплаты труда медицинских работников»,
– «Об обязательной сертификации врачей и медицинских сестер»,
– «О минимальных социальных стандартах».
2. Законодательно предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельной разработки и установления отраслевой системы оплаты труда работников здравоохранения.
3. Законодательно расширить полномочия руководителей лечебных учре-ждений в вопросах оперативного управления и распределения выделяемых фи-нансовых средств в ЛПУ.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ

1. Экономически обосновать перспективную потребность в финансирова-нии Программы государственных гарантий по Российской Федерации в разрезе субъектов с учетом расходов федерального бюджета на приоритетные направ-ления развития здравоохранения в целях оптимизации структуры расходов по основным видам затрат (повышения расходов на медикаменты и изделия меди-цинского назначения, питание больных, укрепление и содержание материально-технической базы ЛПУ, зарплата работников и др.) и уровням предоставления бесплатной медицинской помощи.
2. Совершенствовать организационную структуру Минздравсоцразвития России, агентств, служб, фондов с целью оптимизации принятия согласованных управленческих решений. Создать организационную структуру (департамент), которая бы обеспечивала медико-экономическое планирование и прогнозирова-ние оказания медицинской помощи населению на основе регулярного проведе-ния мониторинга реализации территориальных программ государственных га-рантий, целевых программ, совокупных расходов на здравоохранение, в т.ч. расходов населения на оказание платных медицинских услуг.
3. Обеспечить приоритетное финансирование профилактических про-грамм, способных оказать практическое влияние на состояние здоровья населе-ния страны.
4. На федеральном уровне рассчитать потребность в объемах медицин-ской помощи населению по видам с учетом разграничений полномочий между органами власти в области здравоохранения. Экономически обосновать и кон-кретизировать затраты, необходимые на осуществление разных видов медицин-ской помощи, которые должны осуществляться за счет бюджетов соответст-вующих уровней и ОМС по всем затратам.
5. На федеральном уровне разработать альтернативные варианты типовых моделей оценки деятельности (качества) оказываемых населению медицинских услуг по типам учреждений здравоохранения. Использовать показатели при раз-работке и утверждении годовых государственных (муниципальных) заданий уч-реждениям здравоохранения по реализации территориальных программ госу-дарственных гарантий.
6. Разработать единые критерии оценки качества и эффективности меди-цинской помощи населению в сопоставлении с оплатой труда работников здра-воохранения, объемами финансирования, материально-технической базы меди-цинского учреждения и ее модернизации, профессиональной подготовкой пер-сонала учреждения, с учетом общественного мнения.
7. Разработать отраслевую систему оплаты труда медицинских работни-ков, обеспечив увязку оплаты труда работников здравоохранения с конечными результатами работы, а финансирование учреждений здравоохранения с объе-мом и качеством оказанных медицинских услуг пациентам. Оплата труда ра-ботников здравоохранения должна учитывать уровень профессиональной ком-петентности и квалификации специалиста и должна быть дифференцирована, прежде всего, по качеству и сложности оказываемой медицинской помощи па-циентам.
8. Разработать на федеральном уровне профессиональные стандарты с учетом уровня оказания медицинской помощи по видам.
9. Провести всесторонний комплексный анализ эффективности реализа-ции пилотного проекта по единым методикам с целью разработки оптимальных моделей планирования и финансирования медицинской помощи.
10. На федеральном уровне разработать и установить единый типовой по-рядок предоставления платных медицинских услуг.
11. Разработать новые нормативно-правовые и иные акты по организации, стандартизации и обеспечению всех видов медицинской помощи (скорой, неот-ложной, в т.ч. санитарно-авиационной, высокотехнологичной, дорогостоящей и пр.), а также единые подходы и критерии оценки качества и эффективности ме-дицинской помощи населению по видам и уровням ее оказания.
12. Пересмотреть приказы по штатным нормативам, по нормативам рабо-чего времени и нагрузкам медицинского персонала с учетом современных тре-бований к медицинскому процессу, а также срочно внести поправки в приказ от 20.08.2007г. № 553 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здраво-охранения Российской Федерации».
13. С целью улучшения координации научных исследований и рациональ-ного использования финансовых ресурсов укрепить Российскую академию ме-дицинских наук, передав ей руководство всей научной деятельностью научных центров и институтов, действующих в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
14. Обновить состав и активизировать деятельность общественного Сове-та при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Фе-дерации.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному фонду ОМС

1. Привести свои нормативно-правовые акты (приказ Минздрава России № 377, Минздравсоцразвития России № 633, приказы ФОМС №№ 151, 164, 191 в строгое соответствие с действующей законодательной базой в сфере здраво-охранения (Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, Постановление Пра-вительства Российской Федерации от 15 мая 2007года № 286 и др.).
2. Прекратить порочную практику доведения до исполнителей норматив-но-правовых актов с большим опозданием, а также постоянного внесения в те-чение года изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения при реализации пилотного проекта, основных направ-лений нацпроекта «Здоровье» и обеспечения жизненно необходимых лекарст-венных средств отдельных категорий граждан
3. Выравнивать финансовые условия в регионах через федеральный фонд ОМС по специально разработанной методике с учетом соответствия подушевых территориальных нормативов установленным Правительством Российской Фе-дерации финансовым нормативам, а также с учетом критериев эффективности и уровня реализации территориальных программ.
4. Разработать оптимальный механизм преимущественно одноканального финансирования при условии достаточного объема финансовых средств с уче-том введения обязательных стандартов оснащения, медицинских стандартов оказания помощи, медико-экономических стандартов и с прекращением дефи-цита Программы государственных гарантий.
5. Оплату медицинской помощи в стационарах, работающих в системе ОМС, осуществлять по законченному случаю с учетом стандартов качества без учета средней длительности лечения, а в АПУ – по подушевому принципу.
6. Уменьшить существующую отчетность, затрудняющую работу учреж-дений здравоохранения и оказание медицинской помощи.

Кроме того, участники слушаний посчитали необходимым:

1. Направлять в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения все разрабатываемые законодательные и норма-тивно-правовые акты в области здравоохранения.
2. Направлять в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения акты проверок системы здравоохранения, подго-товленные Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и иными органами власти.
3. Усилить роль гражданского общества в разработке нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения.

 

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Счетная палата России заявила о неисполнении обязательства обеспечить сирот жильем

В России заработала программа льготной ипотеки на ИЖС

  • Ольга Аринцева

    02.12.2020

    Ольга
    Аринцева

    «Льготная ипотека с господдержкой расширила доступность жилья, хотя и привела к росту цен на недвижимость почти по всей стране»

Треть россиян не интересует судьба их персональных данных в интернете

  • Вадим Виноградов

    02.12.2020

    Вадим
    Виноградов

    «Персональные данные зачастую используются некорректно»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться