RSS Eng

RSS

Печать

Законопроект, рассматриваемый комиссией

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции  Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 27, ст. 3215) следующие изменения:

пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации и имеет в качестве обязательной подпрограмму развития специального образования.»;

2) Пункт 6 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте, и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

3) статью 14 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Содержание образования лиц с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать социальную адаптацию, интеграцию (реинтеграцию) их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.»;  

4) пункт 1 статьи 15 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с их согласия и (или) с согласия их родителей (законных представителей) образовательный процесс регламентируется индивидуальным учебным планом.»;

5) в статье 17:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»;

б) абзац второй пункта 4 после слов «ступени начального общего и основного общего образования» дополнить словами «(за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным учебным планам)»;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, кроме лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным учебным планам, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.»;

д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы, в соответствии с указанным планом.»;

6) статью 18 дополнить подпунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:

«3.1. Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обеспечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

3.2. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутестического спектра; со сложными дефектами содержатся в дошкольных образовательных учреждениях бесплатно в порядке определяемом законодательством субъектов Российской Федерации.»;

7) дополнить статьей 26.1. следующего содержания:

«Статья 261. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)

1. Под образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием) понимается процесс обучения и (или) воспитания лиц, имеющих нарушения физического и (или) психического здоровья, препятствующие освоению ими основных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ без создания специальных условий для обучения и (или) воспитания.  

2. Для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе заключения (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертизы создаются специальные условия для обучения и (или) воспитания, в том числе специальные методы обучения, дополнительные ставки педагогических работников, включая педагогических работников обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные технические средства обучения, учебники, учебные пособия, сурдоперевод при реализации профессиональных образовательных программ, а также оказываются медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно или затруднено освоение ими основных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

3. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет комплексное обследование в установленном порядке лиц, имеющих нарушение физического и (или) психического здоровья, в целях определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания и выработки рекомендаций по созданию таких условий. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также образовательными учреждениями независимо от форм собственности. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, а также о порядке проведения Комплексного обследования утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в судебном порядке.»;

            8) статью 27 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по индивидуальным учебным планам и не освоившим образовательную программу общего образования или образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включая образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Категории обучающихся, воспитанников, которым выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, и порядок выдачи свидетельства определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».   

9) Абзац 6 пункта 16 статьи 28 изложить в следующей редакции:

«федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;»;

10) в статье 29:

а) пункт 6.1 после слов «местных бюджетов)» дополнить словами «, на содержание лиц, указанных в пункте 3.2. статьи 18 настоящего Федерального закона, на создание специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая коррекционную помощь в раннем детском возрасте,»

б) пункт 6.2 после слов «социальной помощи» дополнить словами «и содержание лиц, указанных в пункте 10 статьи 50 настоящего Федерального закона, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;

в) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

«13.1) установление нормативов содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;»;

г) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, включая подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;»;

11) статью 41 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«Норматив финансирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений и иных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, должен учитывать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения данных лиц, в том числе затраты на создание специальных условий для обучения и (или) воспитания.»;  

12) в статье 50:

а) пункт 10 изложить в следующей редакции:

10. Обучающиеся, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение образования с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, обеспечивающих социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В указанные образовательные учреждения направляются следующие категории детей: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутестического спектра; со сложными дефектом (сочетанием нарушений физического и (или) психического здоровья).

Содержание указанных категорий обучающихся, воспитанников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с установленными нормативами содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

 В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует специальное (коррекционное) образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем специальном (коррекционном) образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.»;

б) абзац первый пункта 12 дополнить словами «, включая условия (в том числе классы, группы) для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

13) в статье 51:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей, а также для детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, проводятся образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.»;

б) дополнить пунктом 4.1. следующего содержания:

«Обучающимся, воспитанникам, имеющим различные нарушения речи, организуется логопедическая помощь в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»;

14) статью 54 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Оплата труда работников реализующих или обеспечивающих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по повышенным тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемых работ. Размер повышения тарифных ставок (окладов) определяется Правительством Российской Федерации для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений.»;

15) Статью 55 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. Педагогический работник – инвалид I группы по зрению вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

В АСИ предложили создать оценку влияния цифровых технологий на россиян

  • Наталья Кравченко

    10.07.2020

    Наталья
    Кравченко

    «Россияне должны иметь право на цифровую справедливость и знать, какие данные о них собирают»

В Госдуму внесли проект об ограничении досудебного порядка изъятия детей

  • Лидия Михеева

    10.07.2020

    Лидия
    Михеева

    «Хорошо, что законопроект сохраняет возможность экстренного изъятия ребенка в ситуациях катастрофического характера»

  • Сергей Рыбальченко

    10.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Эксперты и общественность всегда настаивали на том, чтобы внесудебное изъятие ребенка из семьи могло происходить только в исключительных случаях, только при наличии прямой угрозы жизни ребенку»

  • Юлия Зимова

    10.07.2020

    Юлия
    Зимова

    «Наконец-то появились сдвиги в этой теме — этого действительно все очень ждали»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться