RSS Eng

RSS

Печать

Решение заседания комиссии

В работе заседания приняли участие депутаты Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации, представители Роспотребнадзора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Профсоюза медицинских работников России, ряда профессиональных ассоциаций (РСПП, Росмедпром, Союз профессиональных фармацевтических организаций, Ассоциация медицинских обществ по качеству), общественных организаций, руководители ряда министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, медицинских учреждений, институтов, эксперты Комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты Российской Федерации. 

I.   О медицине труда в современных условиях: проблемы, пути решения. Об участии бизнес-сообщества в охране здоровья  работающего населения

(Л.М.Рошаль, Н.Ф.Измеров, А.А.Баранов, Б.Г.Бокитько, Е.Н.Феоктистова, В.Н.Шабалин, О.Н.Русак)

В ходе обсуждения участники заседания констатировали, что состояние здоровья работающего населения в России резко ухудшается. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от несчастных случаев, отравлений и травм в 2,5 раза превышает соответствующие показатели в развитых странах и в 1,5 раза – в развивающихся. Смертность трудоспособного населения России превышает аналогичные показатели по Евросоюзу в 4,5 раза. Депопуляция трудоспособного населения осуществляется темпами, в 2,5 раза превышающими депопуляцию всего населения России. Существенную роль в этом играют профессиональные риски. По данным официальной статистики каждый шестой работающий трудится в опасных и неблагоприятных условиях труда, а в отдельных отраслях экономики – каждый 2-3-й работник. Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда ─ женщины.

По данным Госкомстата России ежегодно на производстве получают травмы свыше 100 тыс. работающих. По сведениям Федеральной инспекции труда в стране в результате несчастных случаев на производстве погибает более 6 тыс. человек в год, в том числе около 500 женщин. Особенно высок уровень производственного травматизма на предприятиях среднего и малого бизнеса.

В среднем из-за болезней теряется до 10 рабочих дней на одного работающего, что в год составляет потери в размере около 1,4% ВВП. От 20 до 40% трудопотерь обусловлено заболеваниями, прямо или косвенно связанными с неудовлетворительными условиями труда. Более 20% среди всех, впервые признанных инвалидами, утратили трудоспособность в возрасте 45-50 лет.

В структуре профессиональной заболеваемости преобладают заболевания органов дыхания (37,6%), опорно-двигнательного аппарата (19,8%), вибрационная болезнь и профессиональная тугоухость (в среднем по 17,7%), инфекционные и паразитарные болезни (6,6%). Наиболее высокие уровни профзаболеваемости регистрируются на предприятиях угольной, автомобильной, станкостроительной и инструментальной  промышленности, авиационного транспорта, цветной металлургии, энергетического и строительно-дорожного машиностроения, черной металлургии.

Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний являются несовершенство технологических процессов, недостаток средств производства, отсутствие средств индивидуальной защиты.

Отмечено, что к началу 90-х годов ХХ века в системе здравоохранения в России функционировали свыше 1000 медико-санитарных частей различной ведомственной принадлежности, более 1500 врачебных и 20 тыс. фельдшерских здравпунктов, в промышленном здравоохранении работало более 80 тыс. врачей, из них свыше 10 тыс. – врачей-терапевтов цеховых врачебных участков. В настоящее время промышленная медицина практически разрушена. Произошла ликвидация сети медсанчастей (с передачей их функций территориальным ЛПУ), здравпунктов на предприятиях, цеховых участков. Это привело к свертыванию профилактической деятельности, неполному охвату работников периодическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией. Закрываются промышленно-санитарные лаборатории, отделы охраны труда, санатории-профилактории.

В настоящее время из-за отсутствия финансирования практически свернуты программы по охране и улучшению условий труда, значительно снизился объем ассигнований на выполнение коллективных договоров.

Не соблюдаются режимы труда и отдыха работающих; увеличена продолжительность рабочего дня, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса; отменены регламентированные перерывы для занятий производственной гимнастикой, психо-эмоциональной разгрузки работающих и др.

В результате разрушения системы промышленной медицины отсутствует должная система учета заболеваемости и как следствие ─ явно заниженные показатели профзаболеваний в России (8-9 тыс. случаев в год), тогда как в США -  190 тыс. случаев, Японии  -   15 тыс. случаев. Частота ежегодно выявляемых профзаболеваний в России в 40 раз меньше, чем в  Дании, в 25 раз – чем в США, в 13 раз – чем в Финляндии, в 3,5 раза меньше по сравнению с Германией.

Комиссия констатирует, что в настоящее время работа в области охраны труда в стране носит явно выраженный бессистемный характер. В раз стране отсутствует правовой и экономический механизмы, побуждающие работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, создаются условия для игнорирования на многих предприятиях выполнения требований охраны и гигиены труда, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Охрана труда находится на низком уровне, следовательно, нарушаются  конституционные права граждан.

Участники заседания отметили, что государственная политика в отношении трудовой деятельности людей старших возрастных групп также имеет серьезные проблемы и недостатки. Около 30% лиц, вышедших на пенсию, вынуждены покидать работу по инициативе администрации. Вместе с тем, мужчины в возрасте 60-69 лет и женщины в возрасте 55-59 лет имеют очень высокий показатель профессиональной сохранности и готовы активно работать.

Комиссия считает, что предложение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  решить проблему медицины труда путем ведомственной программы не представляется возможным. На Западе во многих странах действуют национальные программы по охране здоровья всего работающего населения, которые уже позволили снизить смертность, заболеваемость и инвалидность среди работающего населения. В 2006 г.  ВОЗ разработала «Глобальный план действий  по здоровью работающих на 2008-2017 гг.».

ГУ НИИ медицины труда РАМН (директор – академик РАМН Н.Ф.Измеров) представил на обсуждение Комиссии проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в Российской Федерации.

Комиссия считает необходимым поддержать данный проект, а также рекомендовать:

Правительству Российской Федерации

1.      Поручить Министерству здравоохранения и социального развития разработать Федеральную программу «Охрана здоровья работающего населения на 2008-2017 гг.».

2.      Создать на базе НИИ медицины труда РАМН Российский национальный центр медицины труда.

3.      Привлечь работодателей и бизнес-сообщества к решению вопросов по охране здоровья работающего населения.

Государственной Думе Российской Федерации

1.      Разработать и принять законодательные акты, которые бы:

- стимулировали предпринимателей к решению вопросов охраны здоровья работающих;

- запрещали возрастную дискриминацию на занятие любых должностей, как в государственной, так и негосударственной сферах деятельности, а также регламентировали общегосударственные условия для оптимального использования труда пенсионеров.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1.     Использовать проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в Российской Федерации при разработке Федеральной программы «Охрана здоровья работающего населения на 2008-2017 гг.».

2.     Разработать и внедрить программы подготовки врачей первичного звена по выявлению и ведению пациентов, страдающих профессиональными заболеваниями, и подготовить соответствующие методические и образовательные материалы.

3.      Утвердить набор требований к научно-обоснованным образовательным материалам, в том числе и на электронных носителях, по санитарному просвещению работников, работа которых связана с вредными условиями, и предусмотреть источники финансирования на разработку этих материалов.

4.     В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в разделе «Информационное обеспечение и управление проектом» предусмотреть соответствующие расходы на обеспечение работников, выполнение обязанностей которых связано с вредными условиями, информационно-образовательными материалами по медико-санитарному просвещению во время проведения их диспансеризации.

Бизнес-сообществам предусмотреть расходы на:

- создание адекватных условий труда для работников;

- медико-санитарное просвещение работников по ведению здорового образа жизни;

 - раннее выявление заболеваний, связанных с условиями труда.

Профсоюзам

1. Проводить активную работу с работодателями по вопросам соблюдения охраны труда, медико-санитарного просвещения работников и своевременного проведения медико-профилактических осмотров.

II. О стратегическом и перспективном развитии санитарного просветительства в России

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(Л.М.Рошаль, Э.Г.Глубоковская, А.А.Баранов, В.Н.Шабалин)

В ходе обсуждения участники заседания отметили, что необходимым условием решения приоритетных задач по улучшению здоровья россиян и оптимизации демографической ситуации в стране являются: усиление профилактической составляющей в системе здравоохранения, медико-санитарное просвещение населения и пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем, Комиссия выделила основные факторы, которые сдерживают развитие санитарного просвещения.

К ним относятся:

1) отсутствие научно-обоснованной национальной программы в области медико-санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

2) отсутствие четкой координации деятельности государственных структур, институтов гражданского общества, СМИ, бизнеса в работе по повышению уровня медико-санитарной культуры и пропаганды здорового образа жизни;

3) отсутствие единой системы планирования и финансирования работы по медико-санитарному просвещению нации.

Комиссия считает целесообразным рекомендовать:

Правительству Российской Федерации

1. Признать медико-санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни необходимым условием решения приоритетных задач внутренней политики государства по укреплению здоровья нации и оптимизации демографической ситуации в стране.

2.  Разработать и принять единую государственную программу в сфере повышения уровня санитарной культуры населения и формирования в каждом гражданине ответственного отношения к своему здоровью.

3. Ответственным за разработку и реализацию такой межведомственной программы назначить Минздравсоцразвития России.  

4. Оптимизировать координацию деятельности органов государственной власти в данном направлении, включая Министерство науки и образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, а также институтов гражданского общества, СМИ и бизнеса на основе создания Национального комитета по санитарному просвещению с соответствующими полномочиями и функциями.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1. Разработать и принять Федеральную целевую программу «Медико-санитарное просвещение населения и пропаганда здорового образа жизни», в рамках которой предусмотреть разработку нормативно-правовой базы, способствующей расширению профилактической направленности деятельности первичного звена.

2. С этой целью разработать и внедрить соответствующие программы подготовки среднего медицинского персонала и врачей первичного звена здравоохранения.

3. Предусмотреть в учебных планах по подготовке специалистов всех уровней учебные часы на проведение занятий по теме «Гигиеническое обучение и воспитание, профилактика заболеваний и укрепление здоровья» и соответствующие образовательные материалы.

4. Разработать стандарты качества профилактической работы по специализации «Врач общей практики» и соответствующие рекомендации для врачей по ведению профилактической работы.

5. Утвердить набор требований к научно-обоснованным образовательным материалам, в том числе и через электронные носители, по медико-санитарному просвещению населения и предусмотреть источники финансирования на разработку этих материалов.

Такие материалы должны быть разработаны по следующим направлениям:

а) ведение здорового образа жизни для различных групп населения;   

б) образ жизни при наличии хронического заболевания;

в) образ жизни при наличии острого заболевания;

г) правильный прием лекарственных средств, назначенных врачом;

д) информирование о программе дополнительного лекарственного обеспечения и других инициативах Правительства Российской Федерации.

7. Разработать систему оценки эффективности профилактической деятельности учреждений здравоохранения и мер по укреплению здоровья в привязке к оплате за эту деятельность.

8. Оптимизировать работу по лицензированию медицинской деятельности по виду «Профилактическая работа с населением».

9. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (по разделу информационное обеспечение и управление проектом) предусмотреть соответствующие расходы на обеспечение населения информационно-образовательными материалами по медико-санитарному просвещению и пропаганде здорового образа жизни.

10.     Содействовать широкому вовлечению институтов гражданского общества в работу по повышению уровня санитарной культуры населения в рамках существующих федеральных целевых программ.

III. Об организации школьного питания

(Л.М.Рошаль, В.Р.Кучма, Э.Г.Глубоковская, Ж.Ю.Горелова, В.В. Чернигов)

В ходе обсуждения участники заседания констатировали, что, несмотря на то, что 55-й сессией Европейского Регионального бюро ВОЗ питание детей признано приоритетным направлением стратегии здоровья и развития детей и подростков, в настоящее время в России состояние системы питания школьников в целом можно признать как крайне неудовлетворительное.

Это обусловлено следующим:

1) недостаточностью и несовершенством нормативно-правовой базы по вопросам организации питания школьников;

2) низким качеством услуги и производимого продукта, а в ряде случаев – отсутствием их как таковых;

3) устаревшей либо вовсе отсутствующей материально-технической базой;

4) непривлекательностью данного сектора экономики для инвесторов;

5) отсутствием конкуренции.

По данным Роспотребнадзора обеспечение школьников Российской Федерации горячим питанием составляет 68,5%. Каждое восьмое из образовательных учреждений не имеет столовых.

Следствием серьезных нарушений в организации питания школьников являются высокие темпы роста алиментарно-зависимых заболеваний (гастритов и дуоденитов, язвенной болезни желудка, болезни желчного пузыря, сахарного диабета). Показатель заболеваемости данной группы болезней превышает 8 тыс. случаев на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет.

Недостаточная профессиональная подготовка работников пищеблоков и  нарушения технологии приготовления блюд приводят к возникновению вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. В 2006 году зарегистрировано 22 вспышки (в 2005 г. - 14) с числом пострадавших 1082 человека (в 2005 г. - 386).

В стране в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (Ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников») организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения и организации общественного питания. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации   (ст. 135 «Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и др.) полномочия и средства бюджетов субъектов Федерации по обеспечению финансирования питания школьников передаются бюджетам местного уровня.

Ситуацию со школьным питанием усугубило принятие ряда федеральных законов:

1) Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вследствие принятия этого закона произошло уменьшение или исключение финансирования отдельных программ (мероприятий) за счет средств федерального бюджета, в том числе касающихся школьного питания, с переносом соответствующей ответственности на бюджеты регионального и местного уровней;

2) Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым за организацию общественного питания, в том числе и школьников, ответственны органы местного самоуправления, а в случае отсутствия у них средств эта забота переложилась на плечи родителей.

В настоящее время основной проблемой в организации школьного питания является его недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Средняя стоимость обедов в сельских районах не превышает 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей. Средства на организацию питания из местных бюджетов выделяются в основном лишь для детей из малообеспеченных и многодетных семей и при этом в недостаточных объемах.

Сознавая большую значимость данной проблемы и учитывая, что предпринимаемые государством меры не достаточны для улучшения состояния здоровья детей за период обучения в школе, Президент России поручил Правительству Российской Федерации (Пр-2065 ГС от 10.12.2005 г.) разработать предложение по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.

Досконально проанализировав ситуацию, Комиссия считает, что поручение Президента не выполнено. Комиссия считает, что общественное питание перестало находиться в сфере государственного влияния.

Для решения данных вопросов необходим комплекс научных, технико-технологических, организационных, юридических и экономических мер федерального, регионального и муниципального уровней. Проблему сможет решить федеральная программа «Школьное здоровое питание», которая бы стимулировала переход регионов на инновационное развитие системы обеспечения социального (школьного) питания, на принципы работы, адекватные сегодняшнему времени, с использованием механизма частно- государственного партнерства.

С учетом вышеизложенного, Комиссия считает необходимым рекомендовать:

Правительству Российской Федерации

1. Поручить Минздравсоцразвития России создать рабочую группу в составе представителей Минобрнауки России, Научного центра здоровья детей РАМН, Института отраслевого питания и прочих заинтересованных ведомств по подготовке предложений для Правительства Российской Федерации по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий, производства и транспортировки пищевых продуктов.

2. Предусмотреть создание системы государственной поддержки отдельных категорий детей и подростков путем выделения средств на финансирование их питания.

3. Поддержать инициативу отдельных российских регионов и муниципалитетов по разработке и внедрению систем обеспечения здорового питания в образовательных учреждениях.

Государственной Думе Российской Федерации

1.        В Федеральный закон «Об образовании» внести поправки, касающиеся организации школьного питания, организационно-правовых основ системы школьного питания.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1. Разработать комплекс программных мероприятий «Здоровое питание в образовательных учреждениях» и включить его в подпрограмму «Здоровое поколение» в рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, предусмотрев для этого соответствующее финансирование.

2. Подготовить и внести изменения и дополнения в Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в части требований к организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации

1. Разработать многоуровневую систему образовательных программ в области здорового образа жизни и питания.

2. Разработать и утвердить разделы по рациональному питанию в программах обучения студентов в ВУЗах педагогического, медицинского и технологического профилей.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации

Разработать федеральную классификацию экологически чистых и высококачественных продуктов питания для детей и подростков.

Российской Академии медицинских наук

1. Обеспечить научное обоснование принципов организации школьного питания в современных условиях.

2. Разработать программу мониторинга питания и физического развития школьников в Российской Федерации.

3. Разработать учебные пособия и методические рекомендации по обучению населения основам правильного питания школьников.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Препарат «Спинраза» включен в перечень жизненно необходимых лекарств

На реализацию программы газификации не хватает 1 трлн

  • Светлана Разворотнева

    25.11.2020

    Светлана
    Разворотнева

    «Когда речь заходит о доступности ресурсов для населения, ресурсоснабжающие организации и чиновники начинают говорить, что денег нет»

Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации

  • Александр Малькевич

    25.11.2020

    Александр
    Малькевич

    «В среднем Google из поисковой выдачи не удаляет до 30 процентов опасного контента»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться