RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Отчет Комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия за первое полугодие 2007 года

Комиссия Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия в  первом полугодие 2007 года осуществляла деятельность по следующим основным  направлениям:

1. Государственная политика в области охраны культурного наследия (движимые и недвижимые памятники истории культуры).

2. Программа сохранения и развития малых городов и исторических центров России. Поддержка научных и практических работ по развитию археологической науки и реставрационной школы.

3. Систематизация, сохранность, укрепление библиотечного направления.

4. Систематизация и распространение опыта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

5. Защита русского языка как важнейшего носителя государственности и языка межнационального общения, а также защита национальных языков народов России.

6. Культурно-просветительские программы, способствующие сближению и взаимопониманию народов.

В этой связи членами Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия (далее – Комиссия) были проведены:

– 5 заседаний Комиссий,

– 7 заседаний подкомиссий Комиссии,

– другие мероприятия (слушания, круглые столы), направленные на реализацию основных направлений работы Комиссии.

 Заседания Комиссии

23 января

 

 

 По вопросу: «Система гуманитарного образования в исправительных учреждениях для несовершеннолетних».

Приняты рекомендации с целью обеспечения прав и социальных гарантий на образование несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях России, которые направлены в Комиссию Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации для систематизации и использования в работе (приложение № 1).

15 марта

 

По вопросу: «Археологическое наследие России. Проблемы сохранения».

 Принятое Комиссией решение направлено в Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации  (приложение № 2).

28 марта

 

По вопросу: «О состоянии библиотечного дела в Российской Федерации».

Принятые на заседании предложения по совершенствованию законодательного регулирования библиотечного обслуживания населения страны направлены в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по культуре, Правительство Российской Федерации, в Московскую городскую Думу (приложение № 3).

17 апреля

 

По вопросу: «Анализ состояния молодежной среды в Российской Федерации».

Принятые Комиссией рекомендации по реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи направлены Президенту Российской Федерации, в Федеральное Собрание Российской Федерации,  Правительство Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах (приложение № 4). С целью проведения анализа практики реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации главам субъектов были направлены письма с просьбой представить в Комиссию принятые и действующие нормативные субъектов  Федерации: законы о молодежи и молодежной политике; региональные целевые программы и т.д.)

26 июня

 

Совместное заседание Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия и президиума Российской академии художеств по вопросу «О перспективах развития Российской академии художеств». В итоге члены Комиссии поддержали инициативы Российской академии художеств:
– о восстановлении системы подготовки специалистов в области исполнительского искусства;
– обращение Российской академией художеств в Правительство Российской Федерации с просьбой о поддержке создания в Санкт-Петербурге и Москве в системе Российской академии художеств институтов исполнительского искусства;
– обращение Российской академии художеств в Правительство Российской Федерации о воссоздании Экспертно-консультативного совета по монументально-декоративному искусству.

Заседания подкомиссий Комиссии

6 февраля

 

 Рабочее совещание подкомиссии по культурно-просветительской деятельности по подготовке и проведению слушаний Общественной палаты на тему: «Русский язык – основа межнационального общения», проходящих в рамках Дней славянской письменности и культуры».

21 февраля

 

 

 

Заседание подкомиссии по культурно-просветительской деятельности по вопросам предстоящей деятельности Комиссии в 2007 году по проведению общественной экспертизы законопроектов:

 – «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

 – «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре»;             

 – «О государственном стандарте общего образования»;   

 – «О ввозе и вывозе культурных ценностей».

14 марта

 

 

Заседание подкомиссии по культурно-просветительной работе: «О перспективах развития творческих союзов в современном обществе».

29 марта

 

 

Заседание подкомиссии по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры по вопросу «Проблемы и перспективы организации страхования недвижимых памятников истории и культуры».

19 апреля

 

Заседание подкомиссии по культурно-просветительной работе по подготовке Международного общественного симпозиума «Славянский мир в третьем тысячелетии».

26 апреля

 

 

Заседание подкомиссии по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры по вопросам:

1. О внесении изменений в Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. Новосибирский Академгородок. Перспективы развития и сохранения культурного наследия.

30 мая

 

 

Заседание подкомиссии по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры по вопросу «Об участии неправительственных организаций в формировании системы негосударственного управления объектами культурного и природного наследия».

Круглые столы, слушания

12 февраля

 

Круглый стол на тему: «Культурное наследие в эпоху глобализации –  проблемы и перспективы».

10 мая

 

 

Слушания на тему: «О взаимодействии государственных и неправительственных организаций Италии и России в сфере сохранения объектов культурного наследия».

          Акции Комиссии 

По инициативе Комиссии Общественная палата Российской Федерации провела конкурс на лучший проект Общероссийского конкурса этики молодого гражданина России. На конкурс было представлено свыше ста работ.

6 июня проекты Кодекса были рассмотрены членами конкурсной комиссии и определены победители конкурса. На основе работ победителей подготовлен проект Кодекса, который вынесен на всероссийское обсуждение. 

Общественная экспертиза законопроектов

Комиссией проведена общественная экспертиза трех законопроектов:

проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Заключение по результатам общественной экспертизы направленно в Министерство культуры и массовых коммуникаций;

– проекта федерального закона № 152940-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов  Российской Федерации» (в части установления порядка доступа граждан в объекты культурного наследия и особенностей сделок с объектами культурного наследия). Заключение по результатам общественной экспертизы направленно в Государственную Думу Российской Федерации;

– проекта федерального закона № 349657-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов  Российской Федерации» (в части отмены категорий историко-культурной значимости объектов культурного наследия) Заключение по результатам общественной экспертизы направленно в Государственную Думу Российской Федерации.                                                                                                      


Приложение 1
                                                                        

Рекомендации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия 

В целях обеспечения прав и социальных гарантий на образование несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях России, рекомендуем:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании".

1.1. В пункт 12 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании»          после слов «... основного общего», добавить «среднего (полного) общего».

1.2. Дополнить второй абзац в пункт 12 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Для подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних граждан, содержащихся под стражей, администрацией следственных изоляторов (и иных мест содержания под стражей) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего образования».

2. Внести изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ       «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении    преступлений".

2.1. В четвертом абзаце статьи 31 изъять слово «среднего».

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. В рамках ст. 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработать программы подготовки специалистов (преподавателей) школ исправительных учреждений и организовать факультативное обучение по этим программам в педагогических высших учебных заведениях страны.

 2. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» совместно с НИИ Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации разработать специализированные программы для школ  исправительных учреждений.

 3. Подготовить поручения в части представления в 2007 году на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекта постановления об утверждении перечня федеральных образовательных учреждений.

 4. Разработать в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» подпрограмму по оснащению школ исправительных учреждений компьютерной техникой для создания сетевой программы, направленной на создание системы взаимообмена информацией между специалистами, работающими в сфере образования пенитенциарных учреждений, а также рассмотреть возможность выделения средств на приобретение учебных пособий и ремонт учебных заведений. 


Приложение 2

Решение заседания Комиссии  Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия 

Рассмотрев на заседание в марте 2007 года вопрос «Археологическое наследие России. Проблемы сохранения», Комиссия Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия рекомендует:

I. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации

1. Внести изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года                     № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части вопросов, регулирующих сохранение археологического наследия России и усиления роли Российской академии наук.

2. Вернуться к пересмотру федеральных законов: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и внести в федеральное законодательство комплекс поправок в части восстановления историко-культурной экспертизы при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказать прямое и косвенное воздействие на объекты культурного наследия.

3. Принять меры по ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия и присоединении России к международным договорам в сфере сохранения археологического культурного наследия и предотвращения незаконного оборота культурных ценностей. 

II. Правительству Российской Федерации

1. Разработать комплекс мер по сохранению археологического наследия России, пресечению грабительских раскопок и незаконной торговли археологическими древностями, обратив особое внимание на:

– обязательное обеспечение охранных археологических мероприятий в зонах хозяйственного освоения территорий и повышения их качества, а также разработку единых норм и тарифов в части определения стоимости охранных археологических полевых работ;

– повышение ответственности правоохранительных органов за правонарушения в данной сфере;

– усиление контроля за вывозом движимых археологических объектов с территории Российской Федерации;

– усиление контроля за торговлей археологическим антиквариатом;

– проведение просветительских мероприятий, направленных на осознание общественностью ценности археологического наследия для понимания прошлого, а также угрозы археологическому наследию от грабительских раскопок и незаконной торговли археологическими древностями, недопустимость пропаганды самовольных раскопок в средствах массовой информации;

– решение вопроса о переводе земельных участков в границах территорий средневековых городов (Белоозеро, Ярополч-Залесский, Клешин) в земли историко-культурного назначения.

2. При проведении государственной экспертизы проектной документации крупных инвестиционных проектов усилить роль Российской академии наук в качестве экспертной организации в части вопросов, относящихся к сохранению археологического наследия.

3. Для создания базовых условий обеспечения сохранности и развития исторических городов:

– законодательно определить понятие «исторического города»;

– утвердить перечень исторических городов;

– принять меря для обеспечения разработки археологической части историко-культурных опорных планов, учитывающих особенности проектирования и строительства в исторических городах.

4. В целях организации эффективной системы учета археологических памятников принять меры по возобновлению работы по систематическому археологическому обследованию территорий и паспортизации археологических объектов на территории Российской Федерации. Предусмотреть средства в федеральном бюджете на 2008-2010 годы на финансирование мероприятий по археологическому обследованию территорий и паспортизации археологических объектов на территории Российской Федерации.

5. Для расширения подготовки специалистов в области археологии:

– включить специальность «археология» в Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

– увеличить сроки прохождения практики студентам высших учебных заведений с двух недель до трех-четырех недель.

6. Принять меры по сохранению объектов археологического наследия, переданных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, обратив особое внимание на:

– создание в музеях специализированных хранилищ;

– расширение подготовки квалифицированных кадров в области реставрации;

– установление для музейных работников ежемесячных доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук.

7. Обратить внимание на ситуацию, сложившуюся с музеем в Торжке Тверской области.


Приложение 3
 

Решение заседания Комиссии  Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия от 28 марта 2007 года 

Рассмотрев вопрос «О состоянии библиотечного дела в Российской Федерации» и предложения по совершенствованию законодательного регулирования библиотечного обслуживания населения страны, Комиссия Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия рекомендует:

1) предложить Комитету Государственной Думы по культуре рассмотреть предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон  от 25 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (прилагаются);

2) просить Правительство Российской Федерации ускорить рассмотрение вопроса о принятии минимальных социальных стандартов (нормативов) предоставления культурных услуг населению Российской Федерации;

3) предложить Московской городской Думе внести в план подготовки и утверждения законодательных актов на 2008 год разработку закона города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы». 

Предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд» 

В связи с вступлением в действие с 1 января 2006 года Федерального закона от 25 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) необходимо:

1. При   подготовке   Правительством   Российской Федерации   нормативно-правовых актов и методических разъяснений по применению понятий «одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги» предлагаем считать «одноименными товарами» для книг – книги одного тиража, обладающие сравнимыми техническими, функциональными и ценовыми характеристиками и однородные по своему потребительскому назначению.

2. При внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2005 года № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных и муниципальных нужд» выйти с законодательной инициативой о внесении следующих поправок в текст Закона:

2.1. Дополнить часть 2 статьи 1 главы 1 «Общие положения» следующими словами: «и если осуществляются поставки культурных ценностей, а также книг и других документов независимо от вида носителя информации, предназначенных для пополнения музейного, библиотечного, архивного фондов, кино- и фотофонда, а также иных аналогичных фондов».

2.2. Исключить пункт 3  части 2 статьи 55: «осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов».


Приложение 4

Рекомендации Комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения

культурного и духовного наследия от 17 апреля 2007 года

Участники заседания, определяя в качестве приоритета развития России духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, отмечают, что накопленный опыт работы с молодежью позволяет выделить три основные приоритета духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

1. Формирование института (системы) государственной молодежной политики в Российской Федерации. Реализация такой государственной молодежной политики в Российской Федерации, которая имеет в качестве одного из своих приоритетов содействие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и развитию молодежи.

2. Усовершенствование Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от 11 июля 2005 года № 422 (далее – Программа).

3. Разработка и принятие Общественной палатой Российской Федерации Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России.

Для реализации первого приоритета.

1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации разработать и принять закон «О молодежи и государственной молодежной политике», в котором предусмотреть в качестве одного из приоритетов государственной молодежной политики духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

При этом полагаем, что при разработке указанного законопроекта может быть принят во внимание Закон от 12 июня 2000 года № 10-15 «О молодежи и государственной молодежной политике», утвержденный Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

– внести дополнение в Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, предусмотрев, что ее приоритетом является духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи;

– разработать и принять Федеральную целевую программу «Молодежь России» на основе анализа и обобщения опыта разработки и реализации региональных целевых программ о молодежи. В качестве одного из приоритетных разделов данной Программы определить «Духовно­нравственное и патриотическое воспитание молодежи»;

–  сформировать    федеральный         орган              исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации (Федеральное агентство по делам молодежи с подчинением Правительству Российской Федерации).

3. Рекомендовать полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах:

– оказывать содействие в реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в качестве приоритета региональной молодежной политики в субъектах Российской Федерации соответствующего федерального округа;

– выявлять и типизировать лучший опыт реализации региональной молодежной политики в субъектах Российской Федерации (региональных законов о молодежи и молодежной политике, региональных целевых программ о молодежи, положений об органе по реализации молодежной политики), и содействовать его распространению, уделяя особое внимание духовно­-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи;

– разработать типовой (модельный) проект закона субъекта Российской Федерации о молодежи и молодежной политике, типовую (модельную) Региональную целевую программу о молодежи и типовое (модельное) Положение об органе, ответственном за реализацию молодежной политики субъекта Российской Федерации. Данные типовые (модельные) акты должны содержать в качестве приоритетного компонента духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

4. Рекомендовать законодательным органам субъектов Российской Федерации соответствующего федерального округа:

–  в законах субъектов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике устанавливать в качестве приоритета духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, а также участие общественных объединений и традиционных конфессий в реализации этого вопроса;

– в региональных целевых программах, посвященных молодежи, обеспечивать организационно-финансовый механизм духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;

– в положениях об органе, ответственном за реализацию молодежной политики субъекта Российской Федерации, закрепить в качестве постоянной зоны ответственности духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, а также предусмотреть по этому вопросу его взаимодействие с традиционными конфессиями. 

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

– выступить с законодательной инициативой об усовершенствовании имеющихся или принятии новых законов субъектов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике, региональных целевых программ, посвященных молодежи, положений об органе по реализации молодежной политики субъекта Российской Федерации. В качестве приоритетного компонента данные нормативные право вые акты должны содержать духовно­нравственное и патриотическое воспитание молодежи;

– создать в системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган, имеющий своей главной целью реализацию молодежной политики, не возлагая на него каких-либо других смежных вопросов (например, вопросов образования, науки, физической культуры и спорта).

Для реализации второго приоритета.

1. Предложить Правительству Российской Федерации в целях совершенствования Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422:

– увеличить количество программных мероприятий, направленных на воспитание любви и уважения к семье и духовно-нравственным и культурным ценностям России;

– предусмотреть более широкое привлечение традиционных конфессий к выполнению программных мероприятий;

– включить  в единую  информационно-справочную систему                            о защитниках Отечества сведений о воинах, погибших в локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Дагестан и др.).

2. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве Российской Федерации - исполнителям Программы; федеральным органам исполнительной власти - исполнителям Программы; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, взаимодействующим с федеральными органами исполнительной власти - исполнителями Программы:

– при разработке ведомственных программ патриотического воспитания граждан включать в них в приоритетном порядке программные мероприятия, направленные на воспитание любви и уважения к семье и духовно-­нравственным и культурным ценностям России. Широко привлекать к выполнению программных мероприятий традиционные конфессии.

– при разработке ведомственных программ патриотического воспитания граждан установить необходимость включения в единую информационно­справочную систему о защитниках Отечества сведений о воинах, погибших в локальных конфликтах (Афганистан, Чечня, Дагестан и др.).

Для реализации третьего приоритета рекомендовать.

1. Полномочным     представителям     Президента Российской Федерации в федеральных округах провести «круглые столы» с целью обсуждения вопросов разработки Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России.

2. Молодежным     общественным     объединениями     и всем заинтересованным лицам более активно участвовать в разработке Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России в тесном взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации (Комиссией Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия), в том числе путем представления разработанного проекта Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России в рамках конкурса, про водимого Общественной палатой Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться