RSS Eng

RSS

Печать

Решение совместного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения и Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям

В работе заседания приняли участие члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения, Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности Совета Российского союза промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям, депутаты Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья, представители Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Профсоюза медицинских работников России, ряда профессиональных ассоциаций (Росмедпром, Союз профессиональных фармацевтических организаций, Ассоциация медицинских обществ по качеству), Российской академии медицинских наук (далее - РАМН), общественных организаций, руководители ряда министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, медицинских учреждений, институтов, эксперты Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения.

На заседании рассматривались вопросы:

1.      О работе Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в 2006 г. и плане мероприятий на 2007 г.

2.      О ходе реализации национального проекта «Здоровье».

3.      О плане мероприятий по развитию медицинской промышленности в Российской Федерации.

О работе Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в 2006 г. и плане мероприятий на 2007 г.  

О ходе реализации национального проекта «Здоровье»

Докладчик – руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Беленков Ю.Н.

Содокладчик – председатель Комиссии по вопросам здравоохранения Рошаль Л.М.

Руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Беленков Ю.Н. ознакомил участников заседания с положением о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, основными функциями и полномочиями деятельности Агентства, его организационной структурой, а также выделил проблемы. Отмечено, что в настоящее время происходит передача научных учреждений из Росздрава в Федеральное агентство  высокотехнологичной медицинской помощи (всего будет передано 38 учреждений). Акт о приёмке-передаче ещё не подписан, функции уже переданы, а денежные средства остаются в Росздраве. Росздрав должен бы продолжить в этот переходный период финансировать оказание высокотехнологичной помощи, но такая статья расходов у него отсутствует, а соответствующего приказа Министерства здравоохранения и социального развития о квотах нет. Все это приводит к перебоям в оказании высокотехнологичной помощи, а именно проблемам с получением квот.

Второй аспект – реализация национального проекта «Здоровье» в части закупки оборудования и строительства высокотехнологичных центров. За 8 месяцев прошлого года освоено 22 млрд. рублей. Имели место недоработки в виде нечёткого распределения аппаратуры, которые составили 3-4%. В текущем году внесены изменения в оформление заявок – заявки составляет непосредственно лечебное учреждение, а не департамент (министерство). В настоящее время получены заявки от всех лечебных учреждений. Вопрос поставок обсуждён с Роспромом, закончен 1-ый этап конкурса по закупке оборудования на 1,5 млрд. рублей и объявлен следующий конкурс. 50% закупленного оборудования произведено в России (в основном за счёт рентгенологического). Закончен первый конкурс на санитарный автотранспорт. Если в прошлом году основным поставщиком был ГАЗ, то, в связи с наличием нареканий на Газели повышенной проходимости, основные лоты выиграл УАЗ.

Отмечено, что в 2007 г. планируется сдать 4 центра высоких технологий (2 кардиологических, 2 травматологических) и подписаны контракты на строительство ещё 7 центров. Докладчик проинформировал о планируемом модульном строительстве, позволяющем возвести центр за 4 месяца, сроком службы не менее 25 лет. Для строительства необходим только нулевой цикл, а непосредственно блоки поставляются с чистовой отделкой. В настоящее время во всех 4-х городах идёт нулевой цикл строительства. Первые модули будут завезены к июню. Они собираются в Германии, завозятся судами в Санкт-Петербург, перегружаются на речные суда и развозятся по городам, далее осуществляются автоперевозки. Тендеры выиграли 2 транспортные компании. Далее следует сборка и поставка не распакованного оборудования. Распаковка и установка оборудования осуществляется только после сдачи всего корпуса. В настоящее время проводится подготовка кадров для данных центров.

Центры эндоваскулярного лечения планируются двух типов – кардио-нейрохирургические и нейрохирургические – кардиологические. В регионах с численностью населения менее 2 миллионов человек будет 3 центра (один головной), с численностью более 2 миллионов человек – 6-ть (2 головных). Головные центры будут располагаться на базе уже функционирующих лечебных учреждений, после их переоснащения. Первые три таких центра будут сданы в 2007 г. Определяются  приоритеты центров будущего года.

В функции Росздрава входит переоснащение центров, поэтому производится приобретение нового оборудования по заявкам учреждений. Докладчик отметил, что при закупках производители импортного и отечественного оборудования будут поставлены в равные условия.

В процессе обсуждения доклада участники совещания констатировали, что национальный проект  «Здоровье» не является реформой здравоохранения. Он направлен исключительно на улучшение ресурсного оснащения первичного звена здравоохранения и строительство новых высокотехнологичных центров. Его реализация показала, что отсутствует в зависимости от уровней ЛПУ четкая продуманная система обеспечения учреждений первичного звена оборудованием. Имеют место случаи, когда оборудование поставлялось в лечебные учреждения без показаний (аппаратура для ИФА – в районную больницу, реанимобили скорой помощи вместо санитарного автотранспорта – на село). Не продумано финансирование расходных материалов, в результате чего в ряде случаев из-за их отсутствия оборудование не может эксплуатироваться. Из-за наличия разницы в оплате труда работников амбулаторно-поликлинической и стационарной службы отмечено нарастание проблем в стационарном звене. Кроме того, очередной раз указано на отсутствие концепции развития здравоохранения, необходимой законодательной базы, отсутствие системного подхода к решению проблем, как здоровья населения, так и проблем здравоохранения, в том числе кадровых вопросов.  Много неясного остается в отношении РАМН, существующих центров высоких технологий.

Участники заседания посчитали необходимым принять к сведению информационный доклад руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Беленкова Ю.Н., а также рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1.     Рассмотреть вопрос о формировании новой законодательной базы в сфере здравоохранения.

Правительству Российской Федерации

1.     Определить Концепцию дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 10 лет.

2.     С целью развития Российского медицинского оборудования предложить трёхэтапное развитие: 1) производство запасных частей; 2) сборка оборудования из готовых запасных частей; 3) полнообъёмное производство.

3.     При централизованных закупках оборудования в рамках национального проекта «Здоровье» обеспечить равные условия для производителей импортного и отечественного оборудования.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1.     Рассмотреть возможность перехода на накопительную систему повышения квалификации врачей, которая представляет собой программу непрерывного образования с зачетом часов последипломного образования, циклов тематического усовершенствования, участия в школах практикующих врачей и научно-практических конференциях.

Федеральному Агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации

1.     Принимать участие в заседаниях Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения.

О плане мероприятий по развитию медицинской

промышленности в Российской Федерации

Докладчик – президент Российской ассоциации производителей и поставщиков лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения «Росмедпром» Калинин Ю.Т.

Участники заседания обсудили проблемы отечественной медицинской промышленности, констатировав, что в настоящее время производством медицинской продукции занято более 2 000 предприятий гражданского и оборонного комплекса. Эти предприятия более чем на 50% удовлетворяют потребности отечественного здравоохранения в лекарствах массового спроса, средствах диагностики и иммунобиологических препаратах, медицинском инструменте, наркозно-дыхательной, рентгеновской и физиотерапевтической аппаратуре.

Вместе с тем необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения требует более динамичного развития отрасли, так как значительная часть медикаментов, изделий и техники медицинского назначения не может конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Не соответствуют мировому уровню средства топической диагностики и лабораторная техника.

Невыгодную нишу на рынке занимает и отечественная фарминдустрия. Это, как правило, недорогие препараты, пользующиеся большим спросом, но доля их в денежном выражении невелика. Кроме того, большая часть лекарственных средств изготавливается из импортных субстанций. В частности, практически вся промышленность антибиотиков работает на импортном сырье.

Медленно внедряются новые продукты и технологии. В 2001 году была ликвидирована Федеральная целевая программа «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года», что не позволило выполнить ряд оригинальных разработок и мероприятий по реконструкции предприятий и внедрению импортозамещающей продукции. В результате в отрасли замедлился переход предприятий на работу в условиях GMP, с отставанием проводятся исследования по созданию технических регламентов и гармонизации российских и международных документов, определяющих требования к качеству и безопасности лекарств и медицинской техники.

Участники заседания считают, что государственная политика в отношении отечественной медицинской промышленности не определена. Здравоохранение ориентировано на импорт. Наличие неоправданно высоких административных барьеров при регистрации и постановке на производство новой продукции снижает инвестиционную активность и заинтересованность банков в долгосрочном кредитовании капитальных проектов развития отрасли. Это является одной из главных причин, сдерживающих увеличение присутствия отечественной медицинской продукции на российском рынке.

По прогнозам экспертов рынок лекарств и медицинской техники России в ближайшие три года увеличится в два раза и достигнет уровня 400-450 млрд. рублей. Если не изменить создавшееся положение, затраты государства на импорт медикаментов и медицинских изделий возрастут до 300 млрд. рублей и эти средства пойдут на развитие зарубежной индустрии, создание там рабочих мест в ущерб экономической безопасности страны.

Участники заседания констатировали, что развитие здравоохранения сегодня возможно только при наличии в стране конкурентоспособной, соответствующей по оснащенности и удовлетворяющей требованиям международных стандартов медицинской промышленности.

Президент Российской ассоциации производителей и поставщиков  лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения «Росмедпром», академик РАМТН, профессор Калинин Ю.Т. представил на обсуждение Комиссии план мероприятий  по развитию медицинской промышленности Российской Федерации на 2007-2011 гг.

Правительству Российской Федерации

1.     Провести совместное заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правления РСПП по обсуждению «Плана мероприятий по развитию медицинской промышленности Российской Федерации на 2007-      2011 гг.», решение которого представить и обсудить на заседании Правительства Российской Федерации.

2.     Рассмотреть возможность освобождения от налога на прибыль на 10 лет предприятия, осваивающие новые технологии, а также передовые производственно-технологичные отечественные центры медицинской промышленности.

Руководитель Комиссии по здравоохранению и
медицинской промышленности
Совета РСПП по конкурентоспособности
и отраслевым стратегиям                                                          Ю.Н. Беленков

Председатель Комиссии
по вопросам здравоохранения                                                  Л.М. Рошаль

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

В России впервые признали убийства нацистами советских граждан геноцидом

  • Елена Цунаева

    27.10.2020

    Елена
    Цунаева

    «Мы должны рассказать нашей молодежи и всему миру о преступниках, которые казнили мирных граждан»

Пассажиров с температурой не пустят в метро в Москве

  • Артем Кирьянов

    27.10.2020

    Артем
    Кирьянов

    «Я бы не стал торопиться с выводами о полезности такой инициативы»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться