RSS Eng

¬ернутьс€ в раздел Ђ—труктура ѕалатыї

RSS

ѕечать

ѕроект рекомендаций ќбщественных слушаний Ђќбщественна€ экспертиза приоритетного национального проекта Ђќбразованиеї

»нициатива ќбщественной палаты по проведению общественных слушаний в преддверии начала реализации региональных комплексных проектов модернизации образовани€ в рамках Ќационального проекта Ђќбразованиеї объ€сн€етс€ исключительной важностью за€вленных целей. ќни предполагают  столь существенные изменени€ в нормативно-правовой базе системы отечественного образовани€, которые, в случае успеха,  приведут к ее превращению в один из важнейших факторов развити€ человеческого капитала страны, социально-экономического и социально-культурного развити€ ее регионов.

”частники общественных слушаний, представл€ющие инновационное образовательное сообщество –оссии, отмечают важнейшее, принципиальное отличие   данного  комплексного проекта модернизации образовани€ ( ѕћќ) от всех иных  осуществл€вшихс€ ранее, Ц именно его комплексность,  тесна€ и органична€ ув€зка предполагаемых институциональных изменений в образовании с экономическими и социальными изменени€ми в характере его св€зей с обществом как главным потребителем образовательных услуг.

¬первые качество образовани€ становитс€ критерием оценки труда учител€, а контроль качества Ц вневедомственным делом. ¬первые система образовани€ становитс€ открытой, способной эффективно развиватьс€ именно благодар€ участию общества в управлении ею. ¬первые не на словах, а на деле образование становитс€ общенациональным приоритетом.

”частники слушаний уверены, что введение новой системы оплаты труда учителей, направленной на повышение их доходов, нормативного подушевого финансировани€, создание региональной системы оценки качества образовани€, развитие сети образовательных учреждений в интересах предоставлени€ дет€м возможности получить качественное образование независимо от места проживани€, вместе с развитием общественного участи€ в управлении образованием Ц есть сумма именно тех условий, которые  могут считатьс€  достаточными дл€ придани€ процессу модернизации российского образовани€ поступательного и необратимого характера.

”частники общественных слушаний особо отмечают исключительную методологическую продуктивность теоретических оснований, на которых  базировалс€  прошедший конкурс проектов  ѕћќ: признание многомерности российского образовательного пространства, необходимость тщательного учета разнообрази€ и особенностей экономического, социального и культурного потенциала регионов.   Ќо это разнообразие чревато опасностью утраты общего социокультурного контекста, изобретением сугубо локальных форм и способов решени€ общих задач, неэффективными затратами интеллектуальных,  материальных    и иных ресурсов.

»менно эта причина побудила участников слушаний обсудить и прин€ть сводные рекомендации, которые, по их глубокому убеждению, могли бы быть полезны коллегам не только в регионах-победител€х, но всюду, где профессиональна€ и широка€ общественность раздел€ет подходы и принципы    омплексного проекта модернизации образовани€.

”читыва€, что проект имеет комплексный характер, предлагаемые рекомендации стро€тс€ на той же основе. Ёто значит, что основные методологические   принципы проекта не только проведены через все направлени€, но раскрываютс€, развиваютс€ и дополн€ютс€ в них. ѕоэтому, независимо от того, в реализации какого из направлений читатель заинтересован непосредственно, ему не следует отказыватьс€ от знакомства с рекомендаци€ми в целом.     

 –≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»ё 1

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ Ќќ¬ќ… —»—“≈ћџ ќѕЋј“џ “–”ƒј –јЅќ“Ќ» ќ¬ ќЅў≈√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я, Ќјѕ–ј¬Ћ≈ЌЌќ… Ќј ѕќ¬џЎ≈Ќ»≈ ƒќ’ќƒќ¬ ”„»“≈Ћ≈… (Ќ—ќ“)

ƒанное направление (в совокупности с направлением 2 Ђѕереход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учрежденийї)  представл€ет собою ключевое, исключительное по важности звено проекта в целом. ѕредполагаемые этими направлени€ми  системные (институциональные) изменени€ призваны составить экономическую основу  перемен, осуществл€емых по остальным направлени€м, а также всех ожидаемых социальных эффектов.

¬ведение новой  системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и  обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом Ц что самое важное Ц сделать это в отношении тех из них,  кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образовани€, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. ћожно сказать, что от реализации данного направлени€ зависит обретение российским учителем  заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и св€занного € этим самоуважени€ и самоутверждени€ как эффективного и успешного члена общества.

—уть новой системы оплаты труда учител€ состоит в том, что оценка результата его профессиональной де€тельности складываетс€ из двух частей фонда оплаты труда: базовой, гарантированной дл€ каждого учител€, прошедшего процедуру аттестации (разработка нового пор€дка которой  также предусмотрена проектом), и стимулирующей, определ€емой –егламентом распределени€ стимулирующей части ‘ќ“ школьными  советами (эта тема развиваетс€ в рекомендаци€х по направлению 5). 

¬ отличие от существующего Ђпочасовогої пор€дка,  вводимый  механизм нормировани€ и учета учительского труда предусматривает отнесение к оплате в базовой части всех без исключени€ видов его де€тельности, определенных  должностными об€занност€ми: кроме почасовой аудиторной нагрузки, это  внеурочна€ работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и т.п.  роме того, в той же базовой части устанавливаетс€ зависимость оплаты труда в от числа обучаемых.

¬ результате этих изменений учитель будет избавлен от унизительной погони за нормой часов аудиторной нагрузки (Ђурокодательстваї) и станет экономически и психологически заинтересован в использовании инновационных педагогических технологий. »счезнут услови€, консервирующие ставшую во многих случа€х неэффективной классно-урочную систему.  Ѕудут сн€ты преп€тстви€ дл€  интеграции и сетевому взаимодействию образовательных учреждений (подробнее об этом в рекомендаци€х по направлению 4).

ѕредставл€етс€ необходимым переход с тарифной системы на отраслевую систему оплаты труда педагогических работников без применени€ тарификации по учебных часам. “акой переход предполагает:

Ј                     введение индивидуальных планов работы педагогических работников;

Ј                     установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление Ђрамочногої нормировани€ по часам всех видов работы преподавател€;

Ј                     введение инструментов стимулирующей аттестации.

јттестаци€, направленна€ на стимулирование качества, устанавливаетс€ дл€ школ и дл€ учителей.

Х ƒл€ школ:

двухуровнева€ аттестаци€ с разделением на минимальные требовани€ и на оценку качества с встроенными механизмами стимулировани€ качественно работающих школ.

Х ƒл€ учителей:

введение новой дифференцированной системы учительских категорий и аттестаци€, стимулирующа€ качество работы и карьерный рост.

–аботодатель в пределах средств, направл€емых на оплату труда, имеет право устанавливать различные системы премировани€, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнени€ общественного органа управлени€ (совета школы) и выборного профсоюзного органа, которые закрепл€ютс€ в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждени€.

“аким образом, Ђдорожна€ картаї реализации направлени€ 1 должна включать комплекс меропри€тий, обеспечивающих:

- ув€зку зарплаты учител€ и качества (эффективности, результативности) его труда;

- резкое расширение стимулирующей функции зарплаты;

- расширение участи€ представителей общественности в прин€тии решений о качестве и, соответственно, стимулировании работы учител€;

- результирующий рост фактических доходов учителей.

 –≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»ё 2

ѕ≈–≈’ќƒ Ќј Ќќ–ћј“»¬Ќќ≈ ѕќƒ”Ў≈¬ќ≈ ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»≈ ќЅў≈ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»…

ƒанное направление, составл€ющее, как было отмечено, единый финансово-экономический блок  ѕћќ, имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансировани€ издержек в пользу  подушевого финансированию задач. ¬ажно понимать, что такой переход €вл€етс€ необходимым элементом при проведении  политики децентрализации управлени€ образовательной сферой и развити€ экономической самосто€тельности образовательных учреждений.

»спользование подушевого  бюджетного  финансировани€ создает   возможность   объективного  и  прозрачного  способа  распределени€  финансовых  ресурсов  по  образовательным  учреждени€м:  они став€тс€  в  равные  услови€,   а их  финансовое  благополучие  зависит,   прежде  всего,  от эффективности организации учебной де€тельности  и качества предоставл€емой образовательной услуги.  роме того,  выравнивание  финансовых условий  делает   возможной  содержательную  оценку качества  работы  образовательного  учреждени€, что   стимулирует    работу   коллектива,   его заинтересованность в    борьбе  за   ученика. ј это, в свою очередь,  создает  предпосылки  дл€  св€зи  качественных  характеристик  работы школы и  дополнительного  финансировани€   этого  качества (выделение  бюджетных  средств по  результатам работы).

“аким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансировани€ в расчете на 1 учащегос€ обеспечивает:

І         об€зательное доведение финансового норматива до образовательного учреждени€ в полном объеме, без изъ€ти€;

І         наличие бюджетных источников компенсации потерь образовательных учреждений (на конкурсной основе);

І         возможность оптимизации штатного расписани€ образовательного учреждени€;

І         минимизацию коэффициентов коррекции на переходном этапе и их использование дл€ выравнивани€ (улучшени€) условий бюджетополучателей; 

І         прозрачность при  определении  и распределении объемов  бюджетного финансировани€ между ќ”;

І         гарантии бюджетного обеспечени€  образовательного  процесса и возможность бюджетного планировани€   развити€ ќ”;

І         переход от финансировани€ производителей услуг и содержани€ сети учреждений к финансированию  поставленной перед учреждени€ми задачи через финансирование   потребителей образовательных услуг;

І         укрепление и развитие  школьной автономии и экономической самосто€тельности;

І         создание стимулов и предпосылок дл€ обосновани€ программ реструктурировани€  сети  образовательных  учреждений;

І         создание условий  дл€ эффективного позиционировани€ учреждени€ образовани€  на  рынке образовательных услуг как самосто€тельного хоз€йствующего субъекта.

ќднако расчет  показателей  подушевого  бюджетного  финансировани€,  способ  и  пор€док  этого  расчета  €вл€ютс€  необходимым,  но   не  достаточным  условием  реализации  подушевого  принципа  в  образовании. Ќормативно-подушевой принцип должен использоватьс€    на  всех  уровн€х формировани€  бюджета  и  его   доведени€  до  бюджетополучател€: региональном,  муниципальном,   уровне  образовательного  учреждени€. ¬ажно, чтобы   регионы Ц участники  проекта  Ц  активно отрабатывали механизмы доведени€ бюджетных средств,  определенных  на  нормативной  основе,  до  каждого  образовательного  учреждени€.

ѕрактика позвол€ет рекомендовать следование  определенным этапам   введени€  нормативно-подушевого финансировани€:

1)  ѕодготовительный этап

-  введение бухгалтерий и открытие лицевых счетов каждым образовательным учреждением;

- издание нормативно-правового акта региона о переходе на нормативное финансирование;

- создание    оординационного   совета   по   организации   перехода   на нормативное финансирование в рамках региона и бюджетных комиссий в территори€х;

- проведение финансово-экономического      анализа      положени€      образовательных учреждений, подготовка информационно-статистической базы;

- проработка возможных моделей нормативного финансировани€, выбор модели дл€ региона;

- анализ   и   оценка   социально-экономических   рисков   и   последствий перехода на нормативное бюджетное финансирование в регионе.

2) ѕодготовка региональной и муниципальной нормативно-правовой и методической базы внедрени€ нормативного финансировани€

- –азработка и прин€тие нормативно-правовых актов, содержащих пор€док организации нормативного финансировани€ на территории субъекта, методику расчета и величины нормативов субвенций, предварительно осуществив:

Х     адаптацию существующих методик расчета нормативов;

Х     расчет нормативов субвенций, поправочных коэффициентов;

Х     утверждение методики расчета и пор€дка утверждени€ местных
нормативов;

Х     подготовка и утверждение  учебно-методических  материалов  дл€  обучени€ персонала;

Х   организацию обучени€ персонала;

Х разработку и утверждение системы индикаторов и пор€дка проведени€ мониторинга хода внедрени€ муниципалитетом нормативного финансировани€.

3) ќрганизаци€   и   проведение  PR   компании   в   средствах  массовой информации по разъ€снению основных положений перехода на нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений в регионе

4) ќрганизаци€ нормативного финансировани€

- ¬ыделение     регионами     субвенций    муниципалитетам     на     основе утвержденных нормативов;

- ‘инансирование  муниципалитетами  образовательных учреждений  на основе местных нормативов;

- ѕроведение мониторинга хода внедрени€ нормативного финансировани€;

-ќценка и анализ результатов перехода на нормативное бюджетное финансирование;

- ѕрин€тие решений об уточнении и корректировке по итогам анализа нормативно-правовой и  методической  базы,  учебно-методических  материалов.

–езультаты внедрени€ нормативного подушевого финансировани€ в региональных системах общего образовани€  можно продемонстрировать статистическими данными, отражающими динамику изменени€ таких показателей, как:

  • соотношение учитель- ученик,
  • наполн€емость классов,
  • дол€  самосто€тельных и кустовых школьных бухгалтерий,
  • дол€  ј”ѕ в  общем  числе зан€тых,
  • удельные расходы на одного ребенка.

ƒинамика этих показателей задают меру эффективности образовательной системы региона. Ќаблюдающеес€  в насто€щее врем€ во всех регионах сокращение числа учащихс€ в силу демографического кризиса  ставит перед регионами задачу повысить эффективность использовани€ ресурсов, повысить качество образовательных  услуг и   улучшить услови€ дл€   организации образовательного процесса.

—пособы минимизации рисков при переходе на нормативное подушевое бюджетное финансирование, которые были использованы пилотными регионами ѕроекта, приведены ниже:

n      »спользование механизмов сохранени€ бюджетных средств в сфере образовани€ на региональном и муниципальном уровне:

І         ”величение размера норматива финансировани€ (нормативы пока слишком малы); приведение норматива в соответствие  минимумом  затрат на  организацию процесса образовани€ по основным образовательным программам;

І         ¬ысвобождаемые за счет сокращени€ численности учащихс€ средства направл€ть в школы через целевые программы (региональные и муниципальные, их софинансирование с федеральными), проекты, гранты, материальное стимулирование школ по результатам их работы;

n      ѕрименение методов Ђадаптацииї при  переходе к формированию  бюджетов на нормативной основе:

І         ”чет  Ђусловных учащихс€ї или  приведенного контингента  вместо  фактических учащихс€ при  наполн€емости  классов ниже нормативной;

І         ќсуществление  коррекции объема субвенции  с использованием Ђдиапазона отклоненийї;

І         ”чет особенностей  сети  образовательных учреждений муниципальных образований  с помощью  коэффициентов.

n      јктивное и масштабное проведение программ переподготовки и обучени€ работников сферы образовани€ и финансов дл€ работы в новых услови€х финансировани€ ќ”; организаци€ стажировок в Ђуспешныеї регионы дл€ демонстрации реальных достижений и эффектов, св€занных с внедрением ЌЅ‘;

n      ќб€зательна€ разработка и реализаци€ PR-программы, сопровождающей внедрение ЌЅ‘ и нацеленной на разнообразные целевые группы (учител€, директора школ, управленческие кадры родители, местное сообщество, т.п.), интересы которых затрагиваетс€ при переходе к новой системе бюджетного финансировани€.

–≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»ё 3

–ј«¬»“»≈ –≈√»ќЌјЋ№Ќќ… —»—“≈ћџ ќ÷≈Ќ »  ј„≈—“¬ј ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

—оздание общероссийской системы оценки качества образовани€, включающей ее региональные системы, €вл€етс€ одним из приоритетных направлений де€тельности правительства –‘. ќно св€зано с потребностью общества, государства и отдельных его граждан в получении надежной информации о состо€нии российского образовани€ дл€ того, чтобы оценить степень соответстви€ реальных достигаемых образовательных результатов требовани€м государства, социальным и личностным ожидани€м и на этой основе принимать различного рода решени€. “радиционна€ система контрол€ в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить своевременное получение сопоставимой объективной информации.

—овременное развитие общества требует нового понимани€ качества образовани€. „еловек обучаемый стал более востребован, чем человек обученный. Ќе пассивный энциклопедический запас знаний стал определ€ть успешность человека, а его способность использовать знани€ и инновации.  ачество образовани€ стало рассматриватьс€ как ресурс социализации и самореализации учащихс€. ѕовышаетс€ внимание к оценке уровн€ воспитани€ и здоровь€ подрастающего поколени€.

ƒостигнуть нового качества образовани€, т.е. решить не востребованные ранее задачи, можно только комплексным путем, найд€ новые подходы к отбору содержани€ образовани€, совершенствованию образовательного процесса и обновлению системы оценки образовательных достижений и качества образовани€.

ќсновные принципы, на которых должна выстраиватьс€ нова€ система оценки качества образовани€ включают:

Ј         реалистичность требований, норм и показателей качества образовани€, их социальной и личностной значимости;

Ј         адекватность процедур и показателей возрастным и психологическим особенност€м испытуемых;

Ј         учет социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов, вход€щих в состав –оссийской ‘едерации;

Ј         прозрачность процедур оценки качества образовани€;

Ј         открытость и доступность информации о состо€нии и качестве образовани€;

Ј         повышение потенциала внутренней оценки и самооценки;

Ј         осуществление внешней оценки функционально и ресурсно независимыми структурами;

Ј         централизованную разработку процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов;

Ј         широкое обсуждение в профессиональном сообществе содержани€, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований;

Ј         прин€тие и реализацию управленческих решений на основе результатов оценки качества образовани€;

Ј         соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образовани€.

–еализаци€ этих принципов при создании новой системы оценки качества образовани€ будет способствовать:

-         комплексной оценке образовательных результатов (базовых знаний, компетентностей, состо€ни€ здоровь€ и др.) в рамках итоговой аттестации в школе и ≈√Ё, мониторинговых региональных, общероссийских и международных исследований, мониторинга заболеваний, анализа правонарушений и др.;

-          введению независимой общественно-экспертной оценки результативности школ и системы образовани€, т.е. вовлечЄнию всех потребителей образовательных услуг в оценку качества образовани€;

-         введению системы финансово-экономического стимулировани€ качества образовани€ на уровне образовательных учреждений;

-         созданию системы использовани€ результатов оценки качества образовани€ дл€ повышени€ качества образовани€ и его доступности (через системы подготовки и повышени€ квалификации педагогических и управленческих кадров, а также специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образовани€; адекватного использовани€ результатов оценки качества образовани€ /мониторинговых исследовани€, ≈√Ё и др. / дл€ аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров; управлени€ и обеспечени€ качества образовани€.)

–≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»ё 4

–ј«¬»“»≈ —≈“» ќЅў≈ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»… —”ЅЏ≈ “ј –ќ——»…— ќ… ‘≈Ћ≈–ј÷»»

 –абота по данному направлению, как и проект в целом,  имеет целью обеспечить услови€ дл€ получени€ качественного общего образовани€ независимо от места жительства, но, в отличие от других направлений, должна сыграть в решении этой  стратегической задачи особую роль.

¬ажно понимать, что в современных услови€х подлинно высокое качество образовани€ практически не может быть  обеспечено  за счет потенциала отдельного  учреждени€. —оздание интегрированного образовательного ресурса через организацию сетевого партнерства и межведомственного взаимодействи€ образовани€, культуры, спорта и других секторов социальной сферы предоставл€ет потребителю несравненно более широкие возможности. ѕри этом очевидно, что рационализации использовани€ образовательных ресурсов территории способствует специализаци€ учреждений, их коопераци€ и интеграци€, внедрение новых вариативных моделей образовательных учреждений.

—ущественно важно отметить, что к развитию сети и сетевому взаимодействию никакого отношени€ не имеет проблематика оптимизации школьной сети на селе. ѕри полном совпадении терминов (в обоих случа€х употребл€етс€ слово Ђсетьї) их содержание и значение совершенно различны.

Ќазовем основные факторы, наличие которых предполагает необходимость (или по крайней мере целесообразность) развити€ образовательных сетей:

Ј          негативные тенденции в изменении демографической ситуации на территории Ц сокращение численности учащихс€, миграци€ населени€;

Ј         исторически сложившеес€ нерациональное пространственное расположение  материально-технической базы, культурных и образовательных ресурсов территории;

Ј         несоответствие образовательных потребностей населени€ пространственной и организационной структуре сети образовательных учреждений;

Ј         недостаточный количественный и качественный уровень  материально-технического оснащение образовательных учреждений (отсутствие или малочисленность компьютерных классов, предметных кабинетов, учебных лабораторий, спортивных залов и сооружений, затрудненность высокоскоростного доступа в »нтернет и т.д.);

Ј         несоответствие требовани€м государства и ожидани€м общества существующей структуры сети, ее возможностей по обеспечению доступности качественного образовани€ независимо от места проживани€ и социального статуса семьи.

— учетом сказанного и на основании опыта пилотных регионов по созданию сети общеобразовательных учреждений (в р€де случаев образовательных сетей на межведомственной основе) можно назвать р€д позиций, которые необходимо учитывать при составлении Ђдорожной картыї по реализации направлени€ 4.

”словно их можно подразделить на две части.

ѕерва€ из них содержит важнейшие общие требовани€, которым  должна удовлетвор€ть создаваема€ сеть:

ü                  обеспечение полноты предоставл€емых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности;

ü                  создание условий, повышающих разнообразие (вариативность) и адекватность образовательных услуг потребност€м учащихс€ разного возраста;

ü                  рационализаци€ использовани€ ресурсов сети общеобразовательных учреждений на базе их кооперации и интеграции, в том числе с дополнительным и профессиональным образованием и организаци€ми социально-культурной сферы.

ü                  обеспечение  психофизической безопасности учащихс€ и комфортности условий образовательного процесса в учреждени€х, вход€щих в  сеть.

 ¬о второй части зафиксированы образовательные интересы потребител€ (школьника), которые сеть об€зана удовлетворить (и ради чего она, собственно говор€, и создаетс€):

ü                  предоставление  учащимс€ старшей ступени возможности выбора профил€ обучени€, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами дл€ качественной реализации соответствующих образовательных программ по любому предмету;

ü                  предоставление  учащимс€ среднего и старшего звена возможности выбора индивидуальной образовательной траектории.

», наконец, укажем на такие существенные задачи, от решени€ которых во многом зависит эффективность и востребованность сетевого образовательного ресурса, как:

ü                  создание и развитие вариативных моделей образовательных учреждений, разработка и внедрени€ современных информационно-коммуникационных технологий обучени€;

ü                  разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей право ученика на конвертирование (признание и зачитывание) учебных (образовательных) программ, освоенных им в сети;

ü                  реализаци€ комплекса меропри€тий, обеспечивающих общественное участие в прин€тии решений по развитию сети образовательных учреждений.

–≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»ё 5

–ј«¬»“»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ ”„ј—“»я ¬ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈ћ

ѕоскольку стратегической целью ѕроекта в целом €вл€етс€ предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получени€ качественного образовани€, следует подходить к решению задачи развити€ общественного участи€  в управлении образованием именно под этим углом зрени€. “ака€ постановка вопроса, нисколько не умал€€ значени€ других возможных эффектов общественного участи€ (социальных, средовых, культурных и др.) должна ориентировать  исполнителей работ по данному направлению, прежде всего, на создание  ключевого элемента новой системы оплату труда учителей: школьных (управл€ющих, попечительских и т.п.) советов, способных принимать по этому вопросу грамотные и ответственные решени€, позитивно воспринимаемые  как профессиональным, так и родительским сообществом. ‘актически именно в этой точке происходит оценка качества и полноты выполнени€ социального заказа педагогическим коллективом данной школы.

Ќо дл€ того, чтобы все стороны, участвующие в процедуре  оценивани€, находились в общем смысловом поле и руководствовались  общими принципами, необходимо, чтобы образовательна€ программа школы €вл€лась  продуктом коллективной де€тельности тех же сторон, чтобы она представл€ла собой фактически гражданский договор по согласованию гражданского и государственного образовательного заказа. 

“олько на такой основе может сложитьс€ норма,  гарантирующа€ необратимость процессов усилени€ общественного участи€ в управлении образованием и, в то же врем€,  €вл€юща€с€   важнейшим фактором превращени€ этой сферы в эффективный инструмент развити€ человеческого потенциала и в ресурс социально-экономического и социально-культурного  развити€ региона (муниципалитета). ѕодчеркнем еще раз: именно от степени и качества общественного участи€ зависит как четкость и полнота социального заказа образованию, так и возможность комплексной оценки результатов его реализации. ¬ажно понимать, что именно в этом направлении ѕроекта  формируетс€ то специфическое пространство, в котором про€вл€етс€  и социально оцениваетс€ исполнение всех Ђзаказовї образованию, рождаетс€ общественное мнение по поводу качества образовани€ в данной школе, данном муниципалитете, в конечном счете Ц в данном регионе и стране в целом.

”спешность этой работы  в высокой степени зависит от сформированности нормативно-правовой базы, обеспечивающей поступательное развитие  общественного участи€ в управлении образованием.

 роме того,  учитыва€ специфику начального этапа развити€ общественного участи€ в образовании, исключительное по важности значение приобретает обучение общественных управл€ющих и администраторов образовани€.

—оответственно, эффективность достигнутых результатов должна оцениватьс€  не только по формальному  выполнению плана-графика меропри€тий и достижению контрольных показателей, но и по таким признакам, как информационна€ открытость и прозрачность системы образовани€, степень удовлетворенности местного сообщества результатами (социальными эффектами) ее де€тельности и др.

“аким образом, Ђдорожна€ картаї реализации направлени€ 5 должна предусматривать достижение следующих целей:

Ј                       введение регионального и институционального (школьного) регламента участи€ органов самоуправлени€ общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей и фонда стимулировани€ руководителей;  рост доли ќ”, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует подобный  орган, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по прин€тию решений в указанной области;

Ј                       рост доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в —ћ», отдельным изданием, в сети »нтернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хоз€йственной де€тельности и отражающий роль общественного участи€ в достигнутых результатах;

Ј                       рост числа общественных наблюдателей при проведении ≈√Ё к числу пунктов, в которых проводитс€ экзамен;

Ј                       рост числа общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестаци€ которых провод€тс€ комисси€ми с привлечением представителей местного сообщества;

Ј                       рост числа общеобразовательных учреждений, в состав управл€ющих советов которых представители всех названных категорий: родителей, бизнес-сообщества, власти, учителей и  директоров школ, учащихс€, местного сообщества; 

Ј                        создание системы обучени€ общественных управл€ющих и администраторов образовани€; рост числа управл€ющих советов, члены которых прошли такую подготовку;

Ј                       развитие системы мер, направленных на стимулирование развити€ органов школьного самоуправлени€ с общественным участием:

отражение в местных (региональных и муниципальных) масс-медиа де€тельности общественных институций в образовании (рост числа публикаций об образовании и разнообрази€ их тематики);

разворачивание PR-кампании, направленной на стимулирование интереса общественности к проблематике  ѕћќ;

Ј                        развитие механизмов взаимодействи€ административных и общественных органов управлени€;

Ј                       отражение в публичных отчетах общеобразовательных учреждений роли участи€ управл€ющих советов в разработке, мониторинга и оценки результатов  реализации программы развити€ и образовательной программы школы. 

 

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

јктуальный комментарий

25 августа в –оссии отмечаетс€ ƒень шахтера

  • »горь Ўпектор

    25.08.2019

    »горь
    Ўпектор

    «Ќаши шахтеры должны получать достойную заработную плату и быть обеспечены всем необходимым. » кажда€ семь€ должна быть уверена, что отец, сын, муж или брат вернетс€ с работы домой целым и невредимым»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€