RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Стенографический отчет совещания представителей ресурсных центров для НПО, получивших государственную финансовую поддержку (извлечения)

Организатор: Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов

Участники: 146 представителей ресурсных центров для НПО

Ведет круглый стол председатель Комиссии М.А.Слободская


М.А.СЛОБОДСКАЯ

(микрофон не включен)

С.Н.КАТЫРИН, заместитель ответственного секретаря ОП РФ, вице-президент ТПП РФ

Дорогие друзья!

Я рад вас приветствовать. Я хотел бы передать вам приветственные слова от Евгения Павловича Велихова. Он, к сожалению, в силу ряда обстоятельств сегодня не мог здесь присутствовать. Хотя встреча сегодняшняя живейший интерес вызвала у всех членов Общественной палаты, которые сегодня в Москве. И многие из них здесь сегодня присутствуют. Я думаю, по ходу событий, чтобы не отвлекать сейчас время, многих вы знаете, со многими еще увидитесь и встретитесь, они здесь в зале присутствуют.

У нас несколько целей. Мария Александровна совершенно справедливо сказала, есть цели совершенно прозаические. Нам самим бы хотелось вместе с вами разобраться в порядке расходования и вообще с тем, как нужно обходиться с этими деньгами. Потому что государевы деньги, как вы все знаете, влекут за собой государевы проверки. С тем чтобы они не вызвали никаких неприятной ни у вас, ни у нас, естественно, нам бы хотелось, чтобы все было понятно и нам, и тем, кто эти средства направляет сегодня к вам, и тем, кто будет потом (если будет) проверять порядок их расходования.

У нас есть более серьезная цель, которой будет посвящена вторая часть, о которой Мария Александровна сказала. Нам бы очень хотелось узнать вашу точку зрения по многим вопросам. В том числе и по деятельности Общественной палаты. Вы знаете, что недавно, буквально на прошлой неделе исполнился год с момента начала работы Общественной палаты. Мы, естественно, здесь подводили некие итоги, и средства массовой информации освещали это.

Нам бы хотелось, конечно, поговорить о том, как вы, ваши коллеги, с кем вы работаете, оценивают, что вы считаете нужно изменить в ныне действующей палате, какие предложения у вас есть, у вас, у ваших коллег, с чем вы приехали на этот счет.

Второе. Нам бы, конечно, очень хотелось знать вашу точку зрения, естественно ее услышать и попытаться эту точку зрения потом воплотить в жизнь – это по порядку проведения подобного рода конкурсов. В этом году, мы полагаем, что будут опять выделены средства для некоммерческих организаций, для ресурсных центров. И нам бы, конечно, очень хотелось знать все промахи, которые мы допустили. Я имею в виду те, кто организовывал конкурсы в рамках Общественной палаты. Что, на ваш взгляд, можно было бы сделать лучше, четче и так далее, любого рода предложения, естественно, мы бы были за них благодарны вам. И будем рады постараться их потом переработать с тем, чтобы мы могли реализовать их уже в этом наступившем году.

И третье. Вы понимаете, что хотя год прошел, но срок работы Общественной палаты два года, и естественно, что уже прошедшее недавно заседание Совета было посвящено в том числе и окончанию года, и проведению выборов, и формированию нового будущего состава Совета палаты. Но жизнь идет вперед, так должно быть, мы должны заботиться о том, как будет работать Общественная палата в будущем. Поэтому, естественно, нам была бы интересна ваша точка зрения по порядку проведения, тех, кто участвовал в прошлых выборах, формировании Общественной палаты действующей, могли бы свою точку зрения сказать, с вашей позиции, что и как получилось, что и как не получилось. Мы тоже постарались бы это учесть.

Поэтому во второй части нам бы хотелось, чтобы был такой живой обмен мнениями, ваших позиций, ваших точек зрений, ваших коллег, вы здесь постарались озвучить. Мы по максимуму постараемся это учесть в своей работе.

Поэтому я хочу вас всех поблагодарить. Мы надеемся, что вы в этот предстоящий год, как минимум, а я думаю, что и в дальнейшем будущем, будете точками опоры Общественной палаты в российских регионах и здесь в Москве, и проводниками не только от палаты к вашим коллегам, но и от коллег к Общественной палате. Потому что проблемы иногда у нас возникают в том, чтобы, что называется, все точки зрения постараться собрать. И иногда это нужно сделать очень оперативно, когда нас запрашивает или Госдума, или министерства и ведомства готовят какие-то подзаконные или законные акты, естественно, нужна точка зрения не только тех, кто здесь в Садовом кольце, а точка зрения тех, кто работает в России, кто имеет связь с гражданским обществом, с гражданами российскими. И разные слои нашего населения могли бы через вас, через ваши возможности эту точку зрения сюда оперативно доставить с тем, чтобы мы ее могли здесь реализовать.

И я хочу пожелать всем нам сегодня успешной работы. Но самое главное, чтобы мы действительно обменялись мнениями. Но одно только то, что мы здесь собрались и все уже познакомились, я думаю, это уже тоже хорошо.

Спасибо.

М.А.СЛОБОДСКАЯ, президент, региональная общественная организация «Институт проблем гражданского общества», г. Москва

Спасибо, Сергей Николаевич.

И прежде чем я попрошу выступить представителей Федеральной регистрационной службы, я хочу  два слова сказать на эту тему.

Новый Закон «О некоммерческих организациях» вызвал  бурную дискуссию,  опасения у некоммерческих организаций в том, что новый порядок, в первую очередь отчетности, существенно скажется на деятельности организаций. Потому что многие организации не имеют юристов и квалифицированных бухгалтеров. И вы как ресурсные центры должны будете взять на себя,  я уверена, что вы и сами это собирались сделать это, ответы на те вопросы, которые будут возникать у некоммерческих организаций вашего региона по этому поводу, и дать им какое-то объяснение, какие-то рекомендации в  рамках того, что вы здесь услышите. Вот  главная цель сегодняшнего совещания. Надеюсь, что вы сможете транслировать услышанное  в своих регионах, и это одна из задач ресурсных центров.

Многие организации, считают, что такие формы отчетности включают много лишних сведений, непонятно для чего запрашиваемых, что такие формы  повлекут дополнительные расходы для организаций,  что не все смогут отчитаться или дать неполные сведения, на основании чего власти могут закрывать неугодные им организации и так далее.

Я думаю, что существенная часть опасений не совсем оправданна, Но раз вопросы есть, надо их прояснять.  И сейчас я хочу попросить Ермака Дмитрия Анатольевича, начальника Отдела контроля за деятельностью некоммерческих организаций Управления методического обеспечения и контроля в сфере государственной регистрации и деятельности некоммерческих организаций рассказать об особенностях нового порядка  отчетности. А потом вы сможете  задать свои вопросы.

Д.А.ЕРМАК, начальник Отдела контроля за деятельностью некоммерческих организаций Управления методического обеспечения и контроля в сфере государственной регистрации и деятельности некоммерческих организаций

Уважаемые коллеги!

Большое спасибо Марии Александровне, которая уже осветила основной вопрос, который поднимали представители правозащитных организаций.

Статья 32 Закона «О некоммерческих организациях» в той редакции, в какой она существовала с момента принятия закона, в первых двух пунктах указывала, что все некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. А следовательно, либо руководитель некоммерческой организации отчитывается о деятельности некоммерческой организации, либо бухгалтер, который принимается в штат. И невыполнение этих требований автоматически ставят некоммерческую организацию в категорию нарушителя закона, поскольку они не встали на налоговый учет и не отчитываются перед налоговыми органами.

Ныне принятые и утвержденные формы отчетности  не внесли существенных корректив в деятельность некоммерческих организаций в плане осуществления их уставных целей и задач. Но немного четче определили направление взаимодействия с контролирующим органом.

Для всех некоммерческих организаций новым является то, что установлен специальный порядок для регистрации всех некоммерческих организаций и новое понятие для некоммерческих организаций – это контроль за их уставной деятельностью.

Для общественных объединений, в отношении которых существовал специальный порядок государственной регистрации и существовал контроль за уставной деятельностью общественных объединений, все вопросы, которые установлены были законодательством, выполнялись своевременно и не вызывали никаких существенных нареканий. Однако при проведении проверок общественных объединений поднимались и ставились вопросы такого характера. Для общественных объединений форма отчетности была не утверждена, однако в статье 29 Закона «О некоммерческих организациях» установлена обязанность представлять отчет о продолжении деятельности. Кто-то представляет две строчки о своей деятельности, кто-то нам направляет целые сборники изданий о своей деятельности. И  тот отчет принимается, и другой отчет принимается. Хотя и тот, и другой отчет не содержат существа вопроса, который предусмотрен законодательством об общественных объединениях. Это информирование о продолжении деятельности с указанием адреса, места нахождения руководящего органа и сведений о руководителях. Многие забывали об этом.

Снять любые вопросы предвзятого отношения к той или иной организации и было одной из задач принятия каких-то форм отчетности. Принципиально к утвержденным 212-м Постановлением Правительства формам отчетности для некоммерческих организаций вопрос только на данном этапе возник у религиозных организаций. В настоящее время этот вопрос обсуждается. Но пока не будет внесено изменений в Постановление Правительства Российской Федерации №212, мы  считаем, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, ежегодно представляют отчетность по формам 001 и 002 – это отчеты для всех некоммерческих организаций, утвержденных приложением Постановления Правительства №212.

Да, действительно, первая форма, которая предусматривает отчет о продолжении деятельности некоммерческих организаций с указанием персонального состава органов управления, во многом не учитывает специфику деятельности религиозных организаций. Поскольку структура органов управления некоммерческих организаций в каждой организации своя, и это законом не регулируется, а регулируется только уставом. Возможно, если Правительством будет утверждена новая форма отчетности для некоммерческих организаций, мы в общем порядке будем рассматривать и принимать к исполнению то, что будет утверждено.

Пока я скажу об общих вопросах по формам отчетности. Сама организация определяет степень и детализацию отчетов или сведений, указанных в этих формам отчетности. Да, есть отдельные вопросы по отдельным конкретным программам, по отдельным конкретным мероприятиям, поскольку ответ на них кроется в тех документах изначально, которые принимает сама организация, и как она регулирует проведение той или иной программы. Принципиальным вопросом является следующий вопрос, который хотелось бы отметить и довести до всех представителей некоммерческих организаций. Мероприятие считается проведенным от организации тогда, когда руководящий орган организации принимал конкретное решение по данному мероприятию. Если кто-то из членов организации участвовал в других мероприятиях, и организация не принимала решений по этим мероприятиям, то это мероприятие не считается мероприятием организации,  и, естественно, что они не учитываются в формах отчетности.

Следующий принципиальный вопрос. За всю деятельность организации несет ответственность уполномоченное лицо, которое представляет организацию без доверенности. Ответственность эта предусматривается уставами некоммерческих организаций. Поэтому поручит подготовку отчета руководитель организации бухгалтеру или специальному лицу, который будет обобщать информацию о проводимых мероприятиях, о расходовании денежных средств, это внутренняя деятельность самой организации, и мы здесь не можем ни рекомендовать, ни предлагать какие-то варианты. Это относится  к внутренней деятельности организации.

Что касается форм отчетности. Как я уже сказал, все некоммерческие организации представляют отчет по форме 001 и 002 – это информация о продолжении своей деятельности с указанием персонального состава руководящих органов, а также об объемах получаемых денежных средств и о целях их расходования.

Для общественных объединений, учитывая то, что Постановлением Правительства установлена специальная форма отчетности, форма 003 – отчет о поступлении и расходовании денежных средств, полученных общественными объединениями от иностранных граждан и иностранных юридических лиц, и о целях их расходования, общественные объединения представляют информацию о своей деятельности ежегодно в произвольной форме, с учетом требований статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». И представляют форму ОМ-003. Здесь для общественных объединений предлагается два варианта. Если общественное объединение в отчетном году не получало денежных средств от иностранных граждан и иностранных юридических лиц, то общественное объединение может представить отчет по форме 003 и проставить во всех разделах, во всех пунктах прочерки. Либо в представляемом ежегодном отчете обязательно указать абзац, что в 2006 году общественное объединение не получало денежных средств от иностранных граждан и иностранных юридических лиц. То есть чтобы мы при получении отчета, при его анализе четко видели, что общественное объединение знает о существовании требований законодательства. И действительно выразило свое отношение, что такие денежные средства в отчетном периоде в общественное объединение не поступали.

Но специфика российского законодательства на ряд общественных объединений накладывает дополнительные обязанности по представлению отчетности. Это касается общественных объединений, но не только общественных объединений, но и иных некоммерческих организаций, которые осуществляют благотворительные цели и зарегистрированы в качестве благотворительных организаций.

В соответствии с законом «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности» такие организации представляют отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, о персональном составе высшего органа управления благотворительной организации, о составе содержания благотворительных программ, содержании результатов деятельности благотворительной организации. Эта информация, поскольку многие ее разделы не учитываются утвержденными формами отчетности,  предоставляется в произвольной форме.

Вот вкратце о порядке форм отчетности.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Коллеги, у кого есть конкретные вопросы, связанные с формами?

Е.П.МАЛИЦКАЯ, президент, межрегиональный общественный фонд «Новосибирский центр поддержки общественных инициатив», Новосибирская область

Скажите, пожалуйста, а если средства поступают от иностранной организации, а потом перераспределяются российской, есть субграндинг. Должны ли организации получившие субгрант, писать, что эти средства от иностранных организаций?

Д.А.ЕРМАК

Это вопрос чисто теоретический. На практике все денежные средства или имущество, поступившие в организацию, подлежат оприходованию, то есть все денежные средства, поступившие в организацию, являются имуществом этой организации. И они дальше подлежат расходованию в соответствии или в порядке, установленным уставом некоммерческой организации. Если целевые деньги поступили из-за рубежа для направления в другие институты, то в форме отчетности отражается, что деньги целевые поступили в организацию для направления третьему лицу, с указанием кому конкретно.

Е.П.МАЛИЦКАЯ

А третье лицо что будет ставить у себя?

Д.А.ЕРМАК

Третье лицо поставит, что оно получило эти денежные средства от российской некоммерческой организации.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо. Это важный вопрос, потому что он довольно широкого круга организаций касается. Еще есть вопросы?

Т.В.МАСЛОВА, Фонд помощи заключенным

 А если денежные средства поступают от иностранной организации на конкретную программу, которую мы разработали и представили на конкурс?

Д.А.ЕРМАК

 Тут вопрос в том, кто будет реализовывать эту программу? Сама организация? Если  сама, то дальше вы расписываете, какие мероприятия проведены в целях реализации этой программы.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Есть еще вопросы? Прошу.

Н.В.БАРАНОВА, исполнительный директор проекта «большой Новосибирск», руководитель проекта «Центр поддержки НКО», Новосибирская областная общественная организация «Институт развития города», Новосибирская область

Будет ли Росрегистрация заниматься проверкой правомерности расходования средств по грантовым проектам? Или это компетенция только грантодателя или только налоговой инспекции? То есть это все-таки разные вещи? И если да, то по каким критериям, какая-то выборка будет?

Д.А.ЕРМАК

В рамках наших полномочий мы осуществляем контроль за соответствием деятельности, в том числе по расходованию денежных средств, уставным целям. Если вы получили денежные средства, и они определены конкретной целью их расходования, то при проведении проверки такой организации мы должны ответить на вопрос, что эти денежные средства направлены на эти цели, заявленные грантодателем, или использованы на другие цели. Это предмет нашей проверки.

А общий вопрос о порядке проведении проверок, мы проверки осуществляем установленным приказом Минюста №222 от 22 июня 2006 года. Проводим как плановые проверки, так и внеплановые. Но в основном Росрегистрация проводит плановые проверки, план составляется на год. В случае поступления информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, руководством Росрегистрации может быть принято решение о проведении внеплановой проверки. Или руководителем территориального органа при проведении внеплановой проверки некоммерческой организации в конкретном субъекте Российской Федерации.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Я считаю, что Росрегистрация оказалась в сложном положении с этим законом. Мы с вами знаем, что многие уставы содержат, например, такую формулировку уставных целей – развитие демократии в России. И проверить, соответствует ли какая-то конкретная акция или проект этой большой цели очень трудно. Мне представляется, что Росрегистрация будет испытывать серьезные затруднения. А также сами организации, которые будут доказывать, что эта конкретная акция направлена на поддержку демократии, а не на что-то другое. 

Д.А.ЕРМАК

Мария Александровна, это действительно так и есть. Если цели освоения космического пространства, и  деньги поступили на закупку космического корабля, тогда они и должны быть потрачены на покупку космического корабля.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Хорошо бы найти тех, кто даст на это деньги.

У меня еще вопрос.

Поскольку организации еще не начали отчитываться и соответственно, заполнять отчетные формы, в связи с чем не все могут сейчас сформулировать свои вопросы к вам, можем ли мы, я имею в виду нашу комиссию Общественной палаты, при поступлении позже вопросов по заполнению форм из регионов от наших коллег из ресурсных центров, обратиться в Росрегистрацию, чтобы получить официальное разъяснение по конкретным вопросам и разослать ваши ответы в ресурсные центры для распространения среди местных НКО?

Д.А.ЕРМАК

Мария Александровна, конечно да. Мы работаем в режиме вопрос-ответ и это размещается на сайте Росрегистрации. Естественно, что мы точный ответ дать не можем, поскольку мы не видим  документов, в каком виде оформлено, о чем задается вопрос. Заключен договор на получение гранта. Деньги поступили в организацию, организация их расходует, появляются у нее конкретные вопросы по поводу направления отдельных сумм в другие организации, но как оформлен документ, мы не видели. Ответ на этот вопрос лежит в документах, которые изначально оформлены. Теоретически мы можем подсказать варианты решения, то есть в какой раздел вписать или как указать в отчете. Но конкретного ответа на интересующий вопрос порой дать невозможно без дополнительного изучения материала.

А так мы готовы.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Вопрос Сергея Николаевича Катырина.

С.Н.КАТЫРИН

Вы не рассматривали возможность создания на  время отчетного периода "горячей линии".

Д.А.ЕРМАК

У нас она не называется "горячая линия", у нас сайт Росрегистрации. И все вопросы, которые поступают в том числе по формам отчетности, готовим ответы и размещаем на сайте, в том числе и конкретным заявителям.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо. Сергей Борисович Синецкий, вопрос.

С.Б.СИНЕЦКИЙ, институт «Информпроект», г. Челябинск

Нередко от момента подачи заявки на получение финансирования до реального получения проходит достаточно много времени, и ситуация  меняется. Возможно ли, если возможно, то чем это оформляется, некоторое постатейное перераспределение средств в рамках утвержденного бюджета? Пример привожу. Можно ли вместо пяти запрошенных фотоаппаратов купить три фотоаппарата, а на оставшуюся сумму один незаявленный проектор?

Д.А.ЕРМАК

В предполагаемых формах, в методических рекомендациях по заполнению форм отчетности нет  детализации по каждому фотоаппарату. Если в отчетном периоде к вам поступили или вы на целевые деньги приобрели компьютерную, офисную технику, достаточно отразить, что приобретена компьютерная техника на такую-то общую сумму за квартал. Детализация нам не нужна по каждому приобретенному предмету.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Понятно. Спасибо.

Я бы хотела ваше мнение услышать по такому вопросу. Многие, в первую очередь правозащитные организации, считают, что собираемые сведения о том, кто получил иностранный грант, в каком объеме, на какие цели он их расходует,  будут являться определенным материалом для репрессий против таких организаций. Не считаете ли вы, что их опасения обоснованны?

Д.А.ЕРМАК

Я считаю, что такие опасения необоснованные. Во-первых, у нас нет вообще никаких элементов репрессивного аппарата. Нам информация по деятельности некоммерческих организаций нужна, чтобы сориентироваться. Мы не можем охватить проверкой все 350 тысяч организаций, но предметно определить, в каком направлении действуют некоммерческие организации. В том числе, получают ли они денежные средства от иностранных граждан, иностранных юридических лиц.. И если цели направления денег вызывают сомнения, да, мы можем выйти с проверкой, чтобы посмотреть реально, на какие цели и какие суммы направляются на деятельность организации. И соответствуют ли эти цели  тем, что заявлены в учредительных документах.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо. Последний вопрос.

О.А.БОЖОК, главный бухгалтер, общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления», г. Москва

Два вопроса.

Где и как можно ознакомиться с планом проверок?

Если получен грант на сумму меньшую, чем заявка, то как его распределять по направлениям деятельности? Пропорционально или по приоритетам?

Д.А.ЕРМАК

Первый вопрос. На сайте Росрегистрации  висит план, утвержденный на 2007 год. И плановые проверки мы можем разместить. Есть внеплановые проверки,  но требование - минимальный срок, в течение пяти дней известить организацию о проверке. Да, это немножко неожиданно. Практика проведения проверок показала, что и плановые проверки являются неожиданностью для общественных объединений. Но мы стараемся намного раньше известить организацию, чтобы подготовили документы. И цель никогда не ставилась и  не может ставиться, чтобы мы  ответили на вопросы по планам самой организации в части  расходования ею денежных средств.

А что касается распределения денежных средств, полученных частично, это исключительно сама организация определяет,  направить на одну цель либо распределить их пропорционально.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо.

С вопросами, которые дальше будут возникать, вы можете обратиться в нашу комиссию, и мы будем связываться с Росрегистрацией. И на  вопросы, которые будут иметь массовый характер, будем давать ответы.

Д.А.ЕРМАК

Мария Александровна, один вопрос, который действительно волнует всех. Сроки представления отчетности. Отчетность по установленным формам Постановления Правительства №212 представляется ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Отчет за 2006 год представляется с 1 января по 15 апреля 2007 года. Но отдельные общественные объединения представляли и 1 декабря, приходилось писать им, обратно возвращать и рекомендовать представлять отчет с учетом требований Постановления Правительства №212.

К сожалению, для общественных объединений вопрос о представлении отчета в порядке статьи 29 остался открытым. Но мы им рекомендуем, с учетом Постановления Правительства, ежегодную отчетность в произвольной форме представлять в рамках этого срока, до 15 апреля 2007 года.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо.  Росрегистрация показала высокую контактность с Общественной палатой и заинтересованность в совместной работе по вопросам отчетности, по вопросам унификации, доработки и внесения каких-то методических разъяснений во все, что связано с отчетностью и порядком  регистрации. И в данный  момент при Росрегистрации формируется общественный совет. Этот совет формируется с участием Общественной палаты. И в частности совет Общественной палаты определил меня координатором от палаты по вопросам формирования персонального состава этого совета. У нас с вами будет ещё один общественный орган,  в который вы сможете обращаться. Это информация вам для сведения.

Мы переходим, может быть, к ещё более важному на текущий момент для всех собравшихся вопросу, вопросу об использовании средств, полученных в рамках государственной поддержки. И я бы хотела дать слово представителю Минфина Полежаровой Людмиле Владимировне. Она заместитель начальника Отдела прибыли Департамента налоговой политики. И попросить ее, чтобы она до того, как вы начнете задавать вопросы, самым кратким образом рассказала о некоторых особенностях, связанных с использованием и отчетностью за бюджетные средства, особенно полученные некоммерческими организациями. Потому что многие из вас  до этого гранта не имели дело с государственным финансированием. И специфики использования средств, и требований к этому использованию и отчетности совершенно не представляют. Поэтому я думаю, что это для нас исключительно важная информация

Прошу, Людмила Владимировна.

Л.В.ПОЛЕЖАРОВА, заместитель начальника Отдела прибыли Департамента налоговой политики, Министерство финансов РФ

Уважаемые коллеги, добрый день. Я предлагаю вам погрузиться теперь в налоговые вопросы. Налоговые правоотношения, как вы все знаете, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. И в частности правоотношения, связанные с получением доходов, их использованием и с их налогообложением, регулируются 25-й главой Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".

Мы сегодня говорим с вами о средствах государственной поддержки, которые получают некоммерческие организации, поэтому я буду комментировать вам положения 25-й главы Налогового кодекса именно в связи с получением и расходованием таких средств.

По общему правилу 25-я глава построена таким образом, что любые доходы должны быть включены в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организации. Но для некоммерческих организаций установлен специальный перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения, то есть это те средства, которые считаются средствами целевого финансирования и при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций они не учитываются. Это я вас отсылаю к статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Она состоит из двух пунктов. В пункте 1  вы можете увидеть гранты, которые могут быть получены от некоммерческих организаций иностранных, юридических, физических лиц и так далее. А средства господдержки мы с вами увидим в перечне, который установлен пунктом 2 статьи 251. Там довольно развернутый перечень доходов, которые могут быть получены некоммерческими организациями, и которые не учитываются в целях налогообложения прибыли. И среди них подпункт 3, где названы средства финансирования из федерального бюджета, из регионального бюджета, из местного бюджета, из внебюджетных фондов, то есть в принципе из бюджетов различного уровня, выделяемых для поддержки и ведения уставной деятельности некоммерческих организаций.

Я думаю, что средства, которые вами получены в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", которые обозначены в бюджетной росписи как средства государственной поддержки некоммерческим организациям, участвующим в формировании институтов гражданского общества в Российской Федерации, они как раз и подпадают под этот пункт. И, соответственно, в целях налогообложения мы их не учитываем.

Какая специфика признания в целях налогообложения налога на прибыль средств целевого финансирования? Эти средства, постольку они целевые, и должны быть использованы на цели, которые определены для их использования. В том случае, если эти средства использованы не по целевому назначению, они будут учтены в целях налогообложения прибыли в полном объеме в порядке, который устанавливает глава 25 Налогового кодекса.

Я хочу отметить, что использование не по целевому назначению бюджетных средств регламентируется уже положениями не Налогового кодекса, а бюджетного законодательства. Для целей налогового законодательства мы просто их будем учитывать в целях налогообложения прибыли.

И теперь  несколько слов по поводу отчетности. Отчетность, которую вы представляете в налоговых целях, называется налоговая декларация. Вас это не должно пугать, потому что для различных категорий средств, для различных доходов по их экономическому содержанию предусмотрены различные листы декларации. И, соответственно, налогоплательщик, для которого свойственны те или иные доходы, и заполняет только те листы декларации, которые предназначены для отражения конкретных средств. Декларация по налогу на прибыль для некоммерческих организаций, которые получают средства целевого финансирования, то есть не средства некоммерческих доходов, они заполняют минимальное количество по объему листов. Это буквально три листа. Первый лист это титульный. Второй лист расчетный. И третий лист это графа, в которой вы должны указать, откуда получены средства, на какие цели они израсходованы. Вот такая отчетность представляется тоже один раз в год по результатам налогового периода, который совпадает для целей налогообложения с календарным годом. И такую отчетность вы обязаны представить до 28 марта.

Я вам на всякий случай назову две формы. Форма, которая действует за 2006 год, утверждена приказом Минфина №24-Н от 7 февраля 2006 года. И новая форма декларации будет, там немножко поменяется, в вашей части титульный лист. Новая форма, которая будет применяться уже в 2007 году, утверждена приказом Минфина №1-Н от 9 января 2007 года.

К сожалению, у нас не было прецедентов рассмотрения ваших конкретных запросов, имея в виду, что у вас ещё не было практики заполнения налоговой отчетности, вы ещё для себя не сформировали методологию применения 25-й главы, вопросы, связанные с заполнением формы. Поэтому я вам сейчас не могу, к моему большому сожалению, прокомментировать практические вопросы, которые могут возникнуть, с тем, чтобы сразу их исключить. Но я вам хочу сказать, что в соответствии со статьей 34-прим Налогового кодекса Российской Федерации Министерству финансов вменено в обязанность давать разъяснения налогоплательщикам. Пожалуйста, если какие-то будут у некоммерческих организаций вопросы, Общественная палата может обратиться к нам с таким запросом, мы с удовольствием опишем порядок использования 25-й главы применительно к получаемым вами доходам. Может быть, у коллеги моей из Федеральной налоговой службы тоже будут какие-то комментарии.

 Благодарю вас за внимание.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Я передаю слово Зое Ивановне Давыдовой, начальнику Отдела администрирования налога на прибыль некоммерческих организаций Управления администрирования налога на прибыль. Это очень опытный человек, давно работающий с некоммерческими организациями.  Зоя Ивановна, добавите какие-то ключевые вещи, а потом будут вопросы.

З.И.ДАВЫДОВА, начальник Отдела администрирования налога на прибыль некоммерческих организаций Управления администрирования налога на прибыль, Федеральная налоговая служба РФ

Я хочу сказать, когда мы говорим по подпункту 3 пункта 2 статьи 251,  мы говорим про  целевые поступления, это суммы финансирования, которые получены из бюджетов: федерального бюджета, субъектов, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемые некоммерческим организациям.  И я хочу сразу обратить  ваше внимание, что  здесь есть непонимание в отношении вообще подпункта 3. В каком плане? Вот мы сейчас говорили о средствах, которые пойдут как государственная поддержка. Но многие некоммерческие организации получали средства, считают их бюджетными, если они, предположим, выполняли какую-то работу, какие-то услуги оказывали Минобразованию или же администрации субъекта Федерации. В частности, мне тут привели  пример, что в Санкт-Петербурге были предусмотрены в росписи доходов и расходов бюджета средства, которые шли на обучение работников товариществ собственников жилья. Так в данном случае что делает организация, которая получала эти деньги. Администрация субъекта Федерации выступила заказчиком, а эта общественная организация оказывала услугу.

Или же программа, которая была у Министерства образования. Когда предусмотрены у министерства или администрации в росписи доходов и расходов средства на целевые программы, кто-то  прочитает  слова "целевые программы", и считает, что все, что с этим связано, не облагается налогом. Это не так,  на 99,9 процентов эти программы заключаются в том, что как раз администрация субъектов и министерство выступает заказчиком, а некоммерческие организации исполнителем. У некоммерческих организаций это будет выручка от реализации товаров, работ, услуг. То есть они получили выручку, а  считают эти деньги целевыми.

То есть я уточняю, что подпункт 3 пункта 2 это не всегда суммы из бюджета. Сейчас вам дают  государственную поддержку, то есть это  средства идут на выполнение вами функций некоммерческого характера вами, и тут  государство не выступает заказчиком. Нужно, чтобы вы отличали  виды средств и не думали, что  все, что из бюджета, у вас не облагается. И многие министерства, когда эти средства перечисляют, сразу у них видно, что это средства на целевую программу, и при этом они  объясняют, что у них НДС есть, они говорят, что с НДС, потому что деньги идут на выполнение услуги министерству, администрации и так далее.

 Вот здесь мне хотелось бы ещё на такой вопрос обратить внимание, когда к вам из-за границы поступили какие-то средства. Предположим, общественная организация получает большую сумму на какую-то программу,  а потом эти деньги уходят десятку или двум десяткам других некоммерческих организаций как пожертвование на ведение их деятельности. И получается, получила-то на программу вот эта  организация,  а все привлеченные соисполнители практически оказывают услугу этой общественной организации. Получается очень интересная ситуация. Одна получила и остальных десяток или два десятка кормит, дает им  как пожертвование на именно содержание. Причем в сметах, проектах говорят, что передают пожертвования даже с указанием, на какие именно  статьи  передаются эти пожертвования, и  из отчетов получивших средства видно, что на  80 процентов это практически идет на оплату труда и содержание помещений. Но ведь эти получатели- некоммерческие организации, они тоже работают, получают законные (если имеют право получать) пожертвования, средства на осуществление своей деятельности, и они естественно и содержат свой  административно-управленческий аппарат и свой офис. И почему эти средства идут другой организации как пожертвования?  Если вы получили средства на эту программу, вы ее и выполняйте. Сами не справляетесь, привлекайте другие, но привлекайте в рамках оказания вам услуги. И для тех, кто получит, это будет выручка, и  соответственно, налоговые последствия возникают. По-другому делать совершено неверно. С этими вопросами мы уже сталкивались, особенно они получили свое развитие последние два-три года, это стало очень модно. Поэтому здесь будут очень большие проблемы, когда налоговый орган начнет рассматривать, что же такое у нас происходило.

Мы говорим - создание ресурсных центров. Вы мне поясните, что такое создание ресурсного центра? Мне тут рассказали, что  они получили средства на изучение каких-то проблем в рамках деятельности некоммерческих организаций, и потом всю ту практику, которую они изучат, они передадут другим некоммерческим организациям для того, чтобы в данном регионе правильно организовывалась эта работа. То есть получили они на  создание регионального центра и сами должны все это выполнять. Но если сами с   этой деятельностью они не справляются и привлекают кого-то другого, какие-то другие организации, тогда возникает опять же  возникает проблема налогообложения, о которой мы уже говорили.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Давайте я объясню, чтобы не гадать на кофейной гуще. В указе Президента все, что связано с ресурсными центрами обозначено словом "создание". Но 90 процентов здесь присутствующих представляют центры  давно действующие, некоторые более 10 лет.  То есть фактически слово "создание" включает и вновь создаваемые центры и расширение деятельности уже существующих. Причем новые центры - это около 30 процентов от общей суммы профинансированных проектов, а 70 процентов это уже давно действующие ресурсные центры, оказывающие разнообразные виды поддержки местным организациям. То есть основная часть средств направлена  на укрепление действующих центров, на дополнительные возможности поддержки местных организаций, местных проектов по развитию гражданских инициатив. Поэтому слово "создание" нельзя рассматривать только в смысле что пошли, арендовали комнату,  купили туда компьютер, стулья и вот это создание центра. Центр предполагает и   проведение большого количества семинаров, для этих семинаров будут привлекаться не только сотрудники самого центра, потому что не у всех центров есть сотрудники, способные квалифицированно проводить семинары. Для этого могут привлекаться и посторонние организации, специализирующиеся на различных учебных программах. Здесь могут проводиться исследования. И не только собственными силами ресурсного центра, но и нанятыми сторонними организациями. То есть  затрат, связанных со сторонними организациями, будет довольно много.

 Н

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться