RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Концепция разработки Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России

1. Цель разработки Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России[1] (далее – Кодекс этики, Кодекс) – создание благоприятных условий реализации молодежью[2] традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, лучших нравственных образцов мировой культуры, а также решения молодежных проблем с морально-нравственных позиций.

Необходимость разработки Кодекса этики сегодня продиктовано самой жизнью. Кроме того, такой Кодекс может послужить делу практической реализации перспективных проектов реформирования российского общества, выделенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года.

В указанном Послании Президентом немалое внимание уделено проблемам нравственности и морали, среди которых отмечены пренебрежение нормами закона и нравственности; демографическая проблема; пристрастие молодых людей к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам; неуставные отношения в армии; конфликты на этнической почве, к которым добавляется межконфессиональное противостояние. При этом особо подчеркивается, что одних административных мер для кардинального исправления положения сейчас недостаточно. В этой связи в качестве одних из самых важных перспективных проектов реформирования выделены укрепление семьи и укрепление общего гуманитарного пространства.

2. Возможный комплекс отношений, являющихся предметом Кодекса этики, включает в себя:

– отношения   молодежи   в  семье   своих   родителей     и отношения             молодежи по созданию своей собственной молодой семьи;

– отношения молодежи и старшего поколения;

– отношения внутри самой молодежи;

– отношения молодежи и младшего поколения (детей и подростков);

– отношения молодежи и государства, в том числе правоохранительных органов;

– отношения молодежи и армии;

– отношения молодежи и системы образования;

– отношения молодежи в рамках трудовой и предпринимательской деятельности;

– межэтнические и межконфессиональные отношения молодежи.

3.    Принципы (основы) разработки Кодекса этики.

3.1. Разработка Кодекса этики основывается на утверждении самоценности личности молодого человека, несводимости ее общественной оценки только к способности личности производить услуги и возможности их потреблять.                  При этом недопустимы крайности как тотального подчинения интересов личности интересам общества (за исключением чрезвычайных и военных ситуаций), так и подчинения интересов всего общества частным интересам отдельных личностей или их небольших групп.

Кодекс этики призван создать гармоничную систему, совершенствующую общественные отношения в направлении полноценной реализации  как отдельной личности, так и различных социальных групп через их взаимное служение и уважение друг к другу. Поэтому комплекс отношений, являющихся предметом Кодекса этики, должен быть раскрыт как в направлении этических норм и правил, ориентирующих поведение молодежи по отношению к тому или иному субъекту (государству, армии, старшему поколению и т. д.), так и в направлении этических правил, устанавливающих нормы нравственного отношения данных субъектов к молодежи.

В этой связи Кодекс этики должен стать документом, с одной стороны, подлинно выражающим интересы и чаяния молодежи России, а с другой стороны, задающим ориентиры нравственно верной реализации молодежи в личной и общественной жизни.

3.2. Источником разработки нравственных норм и правил должны стать лучшие образцы нравственности,  явленные в истории, традиции и культуре России, а также ее лучшие проявления, выкристаллизовавшиеся в культурах народов мира.

При этом история нашего Отечества содержит великое множество примеров личностей, являющих собою нравственные образцы в служении государству, народу и ближнему. Это и  приумножение (собирание) Отчизны и мудрое ею управление (князья Владимир Киевский, Даниил Московский, Мстислав Великий, Михаил Федорович Романов). Это и самоотверженное служение интересам своей Родины, отстаивание ее чести и достоинства, приумножение ее славы и богатства (Ермак, Николай Вавилов, Юрий Гагарин, Владислав Третьяк, Валентин Дикуль). Это и ее самоотверженная защита преданными правителями, полководцами, солдатами России  (Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Федор Ушаков, Александр Суворов, Александр Матросов, Алексей Маресьев, Николай Гастелло, Зоя и Александр Космодемьянские, Кутузов). Это и просвещение, образование, воспитание (Кирилл и Мефодий, Иван Федоров, Михаил Ломоносов, Иван Ильин, Антон Макаренко, Дмитрий Лихачев). Это и самопожертвенное служение своему ближнему (князья Борис и Глеб, Михаил Тверской). Это и бескорыстное, подвижническое, жертвенное служение простому народу, его наставничество и окормление (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Это и полноценная, внутренне богатая и честная супружеская жизнь (Петр и Феврония Муромские). И, что самое главное, это тысячи и миллионы простых людей – наших соотечественников, живших в различные исторические эпохи, и своим каждодневным, часто  незаметным, внутренним трудом создававшие ту невидимую ткань нашей жизни, которая позволяет нашей молодежи, вглядываясь в глубину многовековой истории, достойно сказать: «Мы  –  дети, сыны и дочери своего Отечества».

Явление в России личностей, которые принесли в мир самые лучшие и подлинные образцы, вершины духовно-нравственной жизни, было бы невозможным без этой внутренней и напряженной нравственной работы, которую проделали наши предки – миллионы простых россиян. 

Эта многовековая ежедневная работа, прежде всего, состояла в тщательном воспитании и непоказном возделывании в самих себе и в своих детях идеалов любви, добра, благородства, прощения, стремления к защите своего Отечества, народа, ближнего, готовности пожертвовать своей жизнью ради их блага, неприятия насилия как средства возвышения сильного над слабым, лжи и фальши.

В результате в жизни народа был достигнут тот качественный уровень, который всегда позволял и  сейчас позволяет говорить о том, что российский народ по самой своей природе является носителем подлинных духовно-нравственных ценностей, таких как патриотизм, любовь к ближнему, стремление прийти на помощь, жертвенность, порядочность, храбрость, терпеливость и открытость.

Эта природа российского народа и ранее порождала из своих недр величайшие примеры реализации указанных ценностей, и сейчас может служить основой правильной ориентации молодежи на внутренне целостную, гармоничную и ответственную перед обществом жизнь и соответствующее ей самоопределение.

Кодекс этики должен содействовать молодежи – будущему России в формировании гражданской позиции, основанной на самоидентификации, сохранении и, что самое главное, творческом приумножении своего самобытного культурно-исторического облика.

Именно таким будущим Россия способна обогатить сокровищницу мировой нравственности и культуры, именно в этом основа принадлежащего ей самой полноценного будущего.

3.3. Центральным звеном (ядром) разработки Кодекса этики должны стать этические нормы и правила поведения молодежи в семье, создания молодыми людьми крепких семейных отношений.

Семья является первичной основой формирования нормальной нравственности, самым естественным и потому надежным институтом живой связи поколений, передачи традиций, репродуцирования ценностей. Именно семья выделена Президентом Российской Федерации в качестве главного приоритета в жизни государства, общества и отдельного человека. Молодой человек, не впитавший в себя нормальные нравственные отношения в семье,             не научившийся им, имеет крайне низкие шансы быть нравственным за ее пределами. И наоборот, усвоенные нравственные семейные ценности – верная основа их возможного распространения на остальной спектр общественных отношений. Именно в семье, как ни в какой другой части нашей жизни, возможно широкое формирование таких базисных нравственных ценностей, как честное отношение к браку – прагматичного залога неодиночества; любовь и глубокое уважение супругов; взаимное служение членов семьи друг другу; непотребительское отношение к человеку; взаимопомощь и взаимовыручка; осознание противоестественности одиночества и отчужденного состояния для человека; естественность заботы родителей о маленьких детях и выросших детей о своих престарелых родителях.

Без этих привитых в семье ценностей создаются прямые угрозы распада конкретной личности, порождения одиночества, утраты связи поколений, а значит, и лишения традиций, постепенного не только культурно-исторического, но и физического вырождения народа, дальнейшего обострения демографического кризиса. Как отметил Президент: «Никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране… Академик Д.С.Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу».

В силу данных обстоятельств при разработке Кодекса этики этика семейных отношений молодежи рассматривается как его первичная основа и проекция этики иных форм общественных отношений.  



[1] Проект названия.    

[2] Молодежь – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться