RSS Eng

RSS

Печать

Решения Общественной палаты РФ по вопросу «О здравоохранении в Российской Федерации»

Заслушав и обсудив доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения, выступления членов Общественной палаты, представителей органов государственной власти и общественности, Общественная палата Российской Федерации отмечает, что впервые за последние годы Президент и Правительство Российской Федерации сделали важный шаг, направленный на улучшение системы здравоохранения в России и приведение её в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Приоритетный Национальный проект «Здоровье» дал возможность приступить к исправлению сложившейся в здравоохранении неблагоприятной ситуации. Вместе с тем, состояние российского здравоохранения в целом неудовлетворительно, не отвечает отдельным положениям Конституции Российской Федерации, потребностям населения страны в охране здоровья и современным возможностям российской экономики. Общественная палата признает наличие серьезных системных  недостатков в работе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включая стиль руководства. 

Исходя из этого, Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Администрации Президента Российской Федерации:

         Готовить информационные материалы к ежегодному посланию Президента Российской Федерации  «О здоровье нации». 

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

     1. Считать стратегически важным и первостепенным для страны и самой системы здравоохранения приступить безотлагательно к формированию в 2006 году новой законодательной базы в сфере здравоохранения, соответствующей общепринятым международным правовым стандартам и включающую разработку следующих законов:

– «О здравоохранении в Российской Федерации»,

– «О государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи»,

– «О медицинском страховании в Российской Федерации»,

–«О страховании профессиональной ответственности медицинских работников»,

– «О регулировании частной медицинской деятельности»,

– «О правах пациентов»,

– «Об охране здоровья детей»,

– «О медицинской и фармацевтической рекламе в Российской Федерации»,

– «О зонах экологического бедствия»,

– «О вопросах трансплантации органов и тканей человека»,

– «Об отраслевой системе оплаты труда медицинских работников»,

– «Об обязательной сертификации врачей и медицинских сестер»,

– «О минимальных социальных стандартах».

     2.  Учитывая мировой опыт, принять закон о саморегулируемых организациях для создания в последствии независимой профессиональной национальной медицинской организации, входящей в состав Всемирной медицинской ассоциации. Постепенно передать ей часть государственных функций по разработке и утверждению стандартов профессиональной деятельности, программ непрерывного последипломного образования, сертификации специалистов, лицензированию, управлению страхованием профессиональной ответственности и т.д.

     3. Создать законодательную базу полного финансового обеспечения Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях на всей территории страны, в том числе путем выравнивания условий финансирования регионального здравоохранения за счет средств федерального бюджета.

4. Вернуться к пересмотру федеральных законов от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 4 июля 2003 года  № 95-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 года) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и внести в них комплекс поправок по восстановлению высокоспециализированных служб  в республиканских, краевых и областных больницах и специализированной помощи - в муниципальных медицинских учреждениях с учетом особенностей территорий и накопленного практического опыта.  

   Предусмотреть упрощение взаимоотношения между федеральными, региональными и муниципальными образованиями в плане взаимодействия, в т.ч. финансирования при организации медицинской помощи населению страны.

     5. Внести в законодательство Российской Федерации поправки, исключающие деление льготных категорий граждан на федеральных и региональных, утвердив единый перечень и сохранив право субъектов Российской Федерации вводить дополнительные льготы.

     6. Внести изменения в Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в части:

      – предоставления гражданам, имеющим право на набор социальных услуг, но написавшим заявление об отказе от указанного набора, права на отзыв данного заявления;

     – расширения набора социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, путем включения в указанный набор изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;

     – расширения контингента лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, за счет включения в регистр беременных женщин, детей до 12-летнего возраста, социально незащищенных категорий населения.

     7. Внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»,  предусматривающие наказание за ввоз, изготовление и распространение фальсифицированных медикаментов.

     8. В Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» внести поправки:

     – дополнив его понятиями «аптечная сеть», «передвижные аптечные пункты», «больничные аптеки», «межбольничные аптеки», «бракованные препараты»;

     – включив национальный аптечный стандарт, регламентирующий все стадии фармакологической деятельности и нормативы аптечных учреждений на душу населения;

     – предусмотрев открытие передвижных аптечных пунктов исключительно для труднодоступных сельских территорий;

     – предусмотрев персонифицированное лицензирование фармацевтов и провизоров при открытии и функционировании  аптечных учреждений.

     9. Законодательно решить вопрос о закреплении врачей для работы в первичном звене на определенной территории в течение 3-5 лет после окончания медицинского ВУЗа за лицами, которые по целевому направлению и за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета проходили обучение в ВУЗе.

     10. Создать юридическую основу для расширения полномочий руководителей медицинских учреждений, саморазвития и самофинансирования учреждений, используя положительный опыт эксперимента периода  советского здравоохранения – «Новый хозяйственный механизм».

Правительству Российской Федерации:

     1. Считать главными задачами Правительства Российской Федерации реализацию прав граждан на охрану здоровья, повышение качества и доступности медицинской помощи.

     2. В 2006 году начать и в 2007 году закончить работу над новой Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и целевой государственной программой «Здоровье нации», рассчитанных на 10-15 лет и направленных на резкое снижение  смертности, заболеваемости и инвалидности,  прежде всего от управляемых причин, в том числе от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, травм и отравлений, заболеваний периода новорожденности, социально значимых болезней (ВИЧ, туберкулез, венерические заболевания и пр.). Привлечь к этой деятельности профессиональное медицинское сообщество. Российской академии медицинских наук (РАМН) обеспечивать научное сопровождение разрабатываемых программ, в том числе Приоритетного национального проекта «Здоровье».

     3. В целях кардинального улучшения руководства системой управления здравоохранением  Общественная палата считает необходимым провести постепенное перераспределение функций в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации с последующим восстановлением самостоятельного Министерства здравоохранения Российской Федерации и статистического управления в нём.

     4. Учитывая важность службы детства и родовспоможения в решении демографических проблем и проблем снижения смертности, заболеваемости и инвалидности, восстановить должность заместителя Министра по детству и родовспоможению.

     5. При модернизации системы здравоохранения России сохранить достижения и лучшие традиции российской медицинской школы за весь период развития государственной системы здравоохранения.

     6. Признать, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации недооценивают значение охраны здоровья населения страны. Как необходимое условие обеспечения выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации перед отечественным здравоохранением, довести государственные расходы на здравоохранение в самые ближайшие годы до 6% ВВП.

     7. Учитывая общий дефицит финансирования здравоохранения и в регионах донорах, прекратить порочную практику изъятия у регионов 0,8% в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования. Выравнивание финансирования дотационных регионов производить за счет федерального бюджета.

     8. Обеспечить повышение эффективности механизмов финансирования здравоохранения, в т.ч. системы обязательного медицинского страхования, а также изучить возможность дополнения этих механизмов системой подушевых сертификатов на получение медицинских услуг.

     9. Считать недопустимым попытку перевода учреждений Российской академии медицинских наук (далее РАМН), обладающих высокими технологиями, в систему Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Создать все необходимые условия для развития высоких технологий в системе РАМН.

     10. Обеспечить увеличение финансирования и действенный контроль за реализацией Национального плана действий в интересах детей до 2010 года в Российской Федерации и утвердить Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации.

     11. В 2007 году создать действенную систему стандартов оказания медицинской помощи, обеспеченных необходимым финансированием.          В 2008 году планировать расходы на реализацию государственных гарантий оказания медицинской помощи, основываясь на оценку потребности населения  и стандарты оказания медицинской помощи. 

     12. В течение 2006-2007 годов разработать проект Федеральной целевой программы «Восстановление муниципального и сельского здравоохранения России».

     13. Пролонгировать на 2007-2010 годы программу «Дети России», увеличив минимум в два раза её финансирование, с целью эффективного достижения поставленных целей: снижение смертности, заболеваемости и инвалидности детей. Поручить Научному центру здоровья детей  РАМН научное сопровождение подпрограммы «Здоровое поколение» Федеральной целевой программы «Дети России».

     14. Разработать и утвердить отраслевую программу «Охрана репродуктивного здоровья детей, подростков и молодёжи».

     15. Доработать и принять государственную программу «Здоровье работающего населения».

     16. Гарантировать лекарственное обеспечение граждан в стационарах вне зависимости от места жительства и характера заболевания. Наладить в стране действенный контроль за ценой и качеством отпускаемых населению лекарств в аптечной сети.

     17. Предусмотреть с 2007 года полное покрытие высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи в стране за счет федерального и региональных бюджетов. К 2008 году обеспечить финансирование высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в объемах, гарантирующих отсутствие смертности в результате отказа или откладывания соответствующей помощи.

     18. Разработать Федеральную программу «Кадровая политика в здравоохранении» с подпрограммами:

     – «Повышение зарплаты медицинским работникам». В подпрограмме  обосновать механизм, этапы и сроки повышения зарплаты всем категориям работников отрасли, доведя минимальную гарантированную заработную плату до уровня средней зарплаты по экономике региона, обеспечив финансирование не менее 50% фонда оплаты труда в виде стимулирующих надбавок. Разработать прогрессивные механизмы оплаты труда медицинских работников с учетом результатов их деятельности. Для медицинских работников в районах Заполярья, Крайнего Севера, сельской местности ввести на государственном уровне систему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотрев для этих целей средства федерального бюджета;

     – «Закрепление специалистов на селе» с предоставлением пакета социальных льгот (жилье на время работы на селе, оплата коммунальных услуг и пр.);

     – «Социальная защищенность медицинских работников». В подпрограмме обосновать механизмы предоставления социальных льгот и гарантий медицинским работникам (льгот по обеспечению жильем, коммунальных услуг, получению санаторно-курортного лечения, высокотехнологичной и дорогостоящей помощи, оздоровлению; гарантий по страхованию профессиональной ответственности, занятости, профориентации, переобучению, трудоустройству и социальному обустройству в случае их сокращения).

     19. Разработать единый экономический план развития  ресурсной базы здравоохранения России с учетом геополитический, климато-географических и военно-стратегических интересов Российской Федерации.

     20.   Рекомендовать на всех уровнях направлять на материнство и детство не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения.

     21. Принять эффективные меры по ликвидации в России дефицита йода и профилактике обусловленных им заболеваний путем насыщения потребительского рынка йодсодержащими продуктами.

     22. Принять срочные меры по восстановлению отечественной медицинской промышленности, разработав целевую программу «Развитие медицинской промышленности России на 2007–2014 годы». Рассмотреть возможность освобождения от налога на прибыль на 10 лет передовые производственно-технологичные отечественные центры медицинской промышленности.

     23. Считать профилактическое направление, в том числе санитарное просвещение, важнейшей национальной задачей в области здоровья нации.  В связи с чем, разработать стимулирующие механизмы развития социальной рекламы, максимально используя средства массовой информации для рекламного обеспечения государственной политики социальных реформ. Предусматривать при формировании федерального бюджета средства на социальную рекламу в области здравоохранения.

     24. При дальнейшей реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье»:

    – привести в соответствие цели, задачи и ожидаемые результаты настоящего проекта;

    – при централизованном приобретении импортного оборудования предусмотреть возможность быстрого ремонта (включая замену запасных частей), его оплату и минимум пятилетний срок снабжения реактивами;

    – признать, что основным местом работы врача общей практики является сельский регион и небольшие поселения, при невозможности создать полноценное поликлиническое учреждение;

    – завершить в 2008 году восполнение кадрового дефицита и покрытие потребности скорой и неотложной помощи в стране в автотранспорте;

    – считать, что перераспределение объемов медицинской помощи между стационаром и поликлиникой должно проходить только при готовности поликлиник взять на себя эти объемы;

   –  предусмотреть в бюджете 2007 года в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» финансирование диспансеризации, дополнительной иммунизации детского населения, оказание помощи детям с сахарным диабетом, повышение оплаты труда всем медицинским работникам первичного звена до уровня оплаты труда участковых врачей и участковых медицинских сестер, а также медицинским работникам, работающим в отделениях патологии новорожденных детских больниц и втором этапе выхаживания недоношенных;

    – предусмотреть в течение 2007-2008 годов существенное материально-техническое и кадровое развитие неотложной  поликлинической помощи и специализированных педиатрических бригад в системе скорой  медицинской помощи;

   – создать комиссию с участием членов Общественной палаты Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, профсоюзов с целью анализа распорядительных документов и приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изданных в последнее время  по основополагающим проблемам здравоохранения и реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье». Организовать проверку использования оборудования, полученного учреждениями первичного звена в рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье».  

Министерству здравоохранения и социального развития

Российской Федерации:

     Общие и кадровые вопросы:

     1. Прекратить практику «кулуарных» разработок основополагающих приказов и законов. Обеспечить предварительное всестороннее обсуждение разрабатываемых документов на коллегиях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Общественном совете Министерства с привлечением представителей РАМН, специалистов и медицинской общественности.

     2.  В 2006 году восстановить институт главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по всем основным специальностям, аналогично существовавшему ранее в Минздраве России.

     3. Разработать Концепцию прогнозирования, планирования и подготовки кадров здравоохранения, в том числе для сельских районов, а также подготовки руководителей медицинских учреждений, специалистов в области общественного здоровья, управления качеством медицинской помощи, экономики здравоохранения, медицинской информатики и менеджмента здравоохранения.

     4. Обеспечить дифференцированный подход к повышению квалификации врачей, разработав и нормативно закрепив механизм накопительной системы, которая представляет собой программу непрерывного образования с зачетом часов последипломного образования, циклов тематического усовершенствования, участия в школах практикующих врачей, в научно-практических конференциях, подготовки докладов, тезисов, научных статей, самостоятельной работы, освоения информационных технологий и т.д.

     5. Пересмотреть письмо Минздравсоцразвития России от 24 мая 2005 года № 2374-ВС и внести изменения в приказ Минздрава России от 27 августа 1999 года № 337 в части подготовки специалистов ряда специальностей. Привести номенклатуру специальностей в соответствие с реальной практикой и номенклатурой должностей лечебно-профилактических учреждений.

     6. Провести четкое разграничение понятий: первичная медико-санитарная помощь, квалифицированная помощь, специализированная помощь и высокотехнологичная (дорогостоящая) помощь.

     7. Разработать конкретный план улучшения стационарной помощи, обратив особое внимание на досуточную летальность и летальность в первые три дня пребывания пациента в стационаре. Обеспечить стопроцентное снабжение стационаров медикаментами, улучшение материально-технической базы, прежде всего службы интенсивной терапии, реанимации и операционных, и закрепление в них кадров.

     8. Ускорить разработку стандартов оказания высокотехнологичных, специализированных и амбулаторно-поликлинических видов помощи, а также критериев эффективности.

     9. Отказаться в медико-экономических стандартах от норматива средней длительности лечения, как обязательного. Стандартом качества должны стать исходы «Выздоровление, улучшение», отсутствие повторных поступлений экстренных больных, ятрогенных осложнений и т.п.

     10. Разработать и утвердить методические рекомендации по организации питания и набору продуктов для беременных женщин и детей раннего возраста в соответствии с положениями Федерального закона № 122 – ФЗ       от 22 августа 2004 года. Рассмотреть механизм финансирования питания школьников в дотационных регионах.

     11. В 2006 – 2007 годах изучить потребность в реабилитационных учреждениях разного профиля, в том числе в детских. Разработать план мероприятий по улучшению их материально-технического оснащения в соответствии с современными требованиями. Усовершенствовать нормативно-методическую базу оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями здоровья, в том числе подросткам и детям-инвалидам.

     12. Определить врачей-терапевтов участковых поликлиник, прошедших полноценную переподготовку (первичную специализацию) и овладевших смежными дисциплинами, как «врачей-терапевтов участковых высшей категории», а врачей-педиатров участковых, прошедших полноценную переподготовку (первичную специализацию) и овладевших смежными дисциплинами,  как «врачей-педиатров участковых высшей категории» при сохранении в поликлиниках узких специалистов.

     13. Строго контролировать положение о том, что профессиональная подготовка врачей общей практики выпускников медицинских ВУЗов должна осуществляться только через ординатуру, а участковых терапевтов, имеющих опыт практической работы, через первичную специализацию в объеме не менее 864 часов.

     14. Разработать современную методику расчета штатной численности медицинских работников, которая бы учитывала состояние здоровья и количество прикрепленного населения, качество, интенсивность и сложность труда, доведя соотношение врачей и медицинских сестер с 1:2 до 1:4.

     15. Разработать и внедрить систему контроля качества работы медицинского персонала, учитывающую конечные результаты деятельности и соответствующую международными стандартами GMP.

     16. Разработать новое положение о клинической базе, раскрывающее порядок взаимоотношений институтов и клиник в вопросах аренды помещений, оплаты коммунальных услуг, взаимодействия с территориальными фондами ОМС, ведения лечебного процесса.

     17. Внедрить многоуровневую систему подготовки медицинских сестер: первый уровень (базовый) со сроком обучения 3 года, второй уровень (повышенный) дополнительный срок обучения 1 год, третий уровень (высший) со сроком обучения 1 год (таким образом, общий срок обучения 5 лет). После окончания каждого уровня специалисту выдавать диплом и сертификат с правом работы. Окончившие третий уровень подготовки  получают диплом медицинской сестры с высшим сестринским образованием.

     18. Перейти на международные критерии живорожденности с одновременным улучшением профилактики невынашивания беременности, созданием кадровых и материально-технических условий в родильных домах для лечения недоношенных детей и ускоренного строительства перинатальных центров, покрывающих потребность страны.

     19. Организовывать работу детских поликлиник по принципу «пренатальной педиатрии», увеличив количество дородовых патронажей до 4-6 за беременность.

     20. Пересмотреть нормативы количества детей на сельских педиатрических участках и в труднодоступных регионах в сторону уменьшения в зависимости от территориальных особенностей и численности детского населения, сохраняя главный принцип – дети должны находиться под наблюдением педиатра. При этом участковый педиатр на селе и в отдаленных труднодоступных регионах должен получать надбавку вне зависимости от численности детей на участке.

     21. Пересмотреть стандарты наблюдения за детьми на первом году жизни, диспансеризации здоровых и больных детей и приказ Минздрава России      от 1995года № 60 по проведению профилактических осмотров. С учетом высокой распространенности перинатальных поражений ЦНС, патологии органов кровообращения, пороков сердца, почек в стандарт наблюдения в первый триместр жизни ребенка включить нейросонографию, УЗИ сердца, почек, ЭКГ, увеличив соответственно тариф стоимости посещения. С целью своевременного выявления патологии репродуктивной сферы в профилактические осмотры девочек-подростков целесообразно включить УЗИ органов малого таза, а мальчиков – консультации андролога.

     Лекарственное обеспечение:

     22. Усилить контроль за качеством и ценообразованием лекарств в аптечной сети, обеспечить бюджетное субсидирование цен для приведения их в соответствие с экономическим возможностям граждан России.

     23. Создать действенную систему контроля за качеством лекарственных средств  не только на границе и на базах хранения и отпуска товара, но и в аптечной сети непосредственно при отпуске лекарств населению. Обеспечить контроль качества отечественной медицинской продукции на местах ее производства и проверку его соответствия стандартам GMP.

     24.  Обеспечить объективность и прозрачность конкурсных торгов по закупкам медикаментов и оборудования.

     25. С целью защиты отечественного производителя в перечне лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения не должны фигурировать импортные препараты при наличии отечественных, которые не отличаются по эффективности от зарубежных и соответствуют стандартам.

     26. Обеспечить системное обучение врачей и фельдшеров по выписке льготных рецептов. Разработать действенную систему контроля за качеством  выписки льготных рецептов и ответственности медицинских работников за полипрогмазию, завышение курсовых доз назначаемых лекарств, необоснованность назначений.

     27. Вывести из программы ДЛО дорогостоящие препараты (для лечения онкологических больных, гемофилии, муковисцидоза, рассеянного склероза и пр.) и обеспечивать их на основании данных персонифицированного учета по целевым федеральным закупкам.

     28. При составлении формулярного списка лекарственных средств привлекать профессиональные медицинские организации и ассоциации (Союз педиатров, ассоциацию онкологов и т.д.) и включать препараты, соответствующие стандартам GMP. Оптимизировать формулярный список лекарственных средств для детей.

     29. В программе ДЛО рассмотреть вопрос об альтернативных формах доставки лекарственных средств сельским жителям (передвижные аптечные пункты, доставка социальными работниками, аптеками).

     Проблемы финансирования:

     30. Прекратить практику неисполнения постановлений Правительства Российской Федерации о своевременном внесении в Правительство поправок и дополнений в государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи на каждый последующий год, что ставит в сложные условия регионы при формировании регионального бюджета.

     31. Принять меры по включению всех сельских больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, ФАПов в систему ОМС с учетом дотаций из всех уровней бюджета для оказания бесплатной медицинской помощи.

     32. Повысить тарифы на стоимость стационарного лечения в системе ОМС и предоставить право распределять коечный фонд по профилям в системе ОМС  каждому  муниципальному образованию самостоятельно в зависимости от уровня заболеваемости.

     33. Внести поправки в приказ Минздравсоцразвития  России от 29 марта 2006 года № 220 «Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II–IV кварталах 2006 года», направленные на повышение тарифов на все виды высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи с учетом всех расходов на лечение больного. Расширить перечень высокотехнологичных (дорогостоящих) видов помощи, включив в него не только плановые, но и экстренные виды помощи.

     34. Решить вопрос о единых способах оплаты медицинской помощи во всех субъектах Российской Федерации. Оплата в стационарах должна производиться по нормативам на пролеченных (вылеченных) больных. Необходимо предусмотреть повышенные нормативы круглосуточной стационарной помощи для районов Крайнего Севера и Заполярья.

     35. Разработать систему организации и финансирования выездных бригад при оказании неотложной помощи жителям села и труднодоступных территорий.

Министерству здравоохранения и социального развития

Российской Федерации и Министерству образования и науки

 Российской Федерации:

     1. Сохранить традиции отечественной школы (базовое, дипломное) и последипломное (интернатура, ординатура и повышение квалификации) образование медицинских кадров. Основное (дипломное) образование осуществлять на факультетах: лечебном, педиатрическом, медико-биологическом, санитарно-гигиеническом, стоматологическом и фармацевтическом.

     2. Обеспечить адекватную последипломную подготовку врачей первичного звена на кафедрах поликлинической педиатрии и терапии, рассчитав ежегодную потребность, разработав сертификаты специалистов «участковый педиатр», «участковый терапевт» и  программы повышения их квалификации.

     3. Совершенствовать дистанционные методы подготовки специалистов. Определить контингент медицинских работников для дистанционных методов обучения с использованием электронных учебных пособий для самостоятельной работы. При этом обязать медицинские ВУЗы проходить аккредитацию деятельности по данному виду обучения. Пересмотреть программы выездных циклов повышения квалификации.

     4. Шире использовать межкафедральные программы в образовательном процессе студентов.

     5. Преподавание на кафедрах проводить с использованием данных доказательной медицины, региональных особенностей заболеваемости и смертности.

     6. Предусмотреть разработку государственных стандартов и учебных планов сроком не менее чем на 6 лет. В интернатуре предусмотреть разделы подготовки по амбулаторной хирургии и травматологии.  

Министерству образования и науки Российской Федерации:

     1. Усилить контроль за качеством медицинского образования в медицинских учебных заведениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, и в частных медицинских учебных заведениях. Рассмотреть вопрос о целесообразности существования частных медицинских учебных заведений.

     2. Оснастить  медицинские высшие учебные заведения в соответствии с типовыми стандартами.

     3. Разработать комплекс мер по повышению зарплаты профессорско-преподавательскому составу медицинских учебных заведений.

     4. Обеспечить возможность повышения квалификации преподавательских кадров с получением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

     5.  Повысить мотивацию студентов в качественной подготовке, возобновив систему кандидатов. 

Российской академии медицинских наук:

     1. Сконцентрировать научные усилия на основной патологии, приводящей к смерти и инвалидности населения России.

     2. Активно участвовать в научном сопровождении Приоритетного национального проекта «Здоровье». Обеспечить научное обоснование и разработку организационных и медицинских технологий для первичного звена.

     3. Принимать участие в разработке стандартов оказания медицинской помощи, диспансерного наблюдения, внедрении профилактических технологий для амбулаторных и стационарных учреждений.

     4. Обеспечить дальнейшую разработку и внедрение высокотехнологичных методов лечения.

     5. Разработать и реализовать научно-практическую программу охраны репродуктивного здоровья детей и подростков. Считать важнейшим научным направлением проблемы охраны здоровья детей – развитие медико-генетических исследований. Научно обосновать и разработать систему раннего выявления патологии у детей, требующей диспансерного наблюдения.

Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

     1. Обеспечивать объем финансирования ДЛО по факту потребности лекарственных средств.

     2. Рассмотреть вопрос о возможности привлечения к открытию пунктов отпуска лекарств в сельской местности фармацевтические компании,  выигравшие открытый конкурс на право осуществления поставки и отпуска лекарственных средств для жителей, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

     3. Для исключения продажи аптеками по программе ДЛО исключительно дорогостоящих препаратов внедрить тариф за обслуженный рецепт.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

     1. Уделять особое внимание вопросам финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.

     2. Обеспечивать в регионе приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, сохраняя этапную систему оказания медицинской помощи. Развивать стационарозамещающие технологии. Перемещать часть объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический уровень только при условии готовности последней. Стимулировать повышение ответственности фельдшеров, участковых врачей и врачей общей практики за состояние здоровья обслуживаемого населения, расширение функций, качество и интенсификацию работы. 

     3. Принять меры по социальной защищенности медицинских работников, включая обеспечение жильем в сельской местности, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, страхование профессиональной ответственности, оздоровление работников и членов их семей, переобучение и трудоустройство в случае сокращения штатов.

     4. Повысить ответственность за обеспечение конкурсного отбора абитуриентов для целевого обучения.

     5. Расширить практику участия в работе выпускных государственных аттестационных комиссий, анкетирования врачей по оценке качества подготовки выпускников.

     6. Нормативным актом органа управления здравоохранением при необходимости предоставлять фельдшерам ФАП, осуществляющим самостоятельный прием больных, право назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан в системе ДЛО. Включить указанных фельдшеров в «Справочник врачей и фельдшеров, имеющих право на выписку рецептов отдельным категориям граждан».

     8. Разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение лекарственного обеспечения сельского населения, предусматривающий:

     – возможность организации передвижных пунктов для льготного отпуска лекарственных средств, установив при этом, что план организации работы, график и маршрут следования утверждается главами органов местного самоуправления;

    – укрепление материально-технической базы ФАПов, включая их обязательную телефонизацию и компьютеризацию. 

 Бизнес-сообществу:

     Просить организации бизнес-сообщества (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, «Деловая Россия», «Опора» и др.) представить конкретные предложения по расширению участия  работодателей в обеспечении охраны труда и снижении травматизма, проведению оздоровительных и профилактических программ, включая диспансеризацию работников.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Препарат «Спинраза» включен в перечень жизненно необходимых лекарств

На реализацию программы газификации не хватает 1 трлн

  • Светлана Разворотнева

    25.11.2020

    Светлана
    Разворотнева

    «Когда речь заходит о доступности ресурсов для населения, ресурсоснабжающие организации и чиновники начинают говорить, что денег нет»

Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации

  • Александр Малькевич

    25.11.2020

    Александр
    Малькевич

    «В среднем Google из поисковой выдачи не удаляет до 30 процентов опасного контента»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться