RSS Eng

¬ернутьс€ в раздел Ђ—труктура ѕалатыї

RSS

ѕечать

»нформационный материал по вопросам общественного участи€ в реализации приоритетных национальных проектов

 омиссией ќбщественной палаты по вопросам развити€ гражданского общества и участи€ общественности в реализации национальных проектов проведен анализ механизмов и форм общественного участи€ в реализации приоритетных национальных проектов (ѕЌѕ) с целью определени€ степени вовлеченности в этот процесс представителей общественности.

 ¬ св€зи с этим  омисси€ направила запрос в органы исполнительной власти субъектов –‘ о предоставлении сведений о наличии и де€тельности общественного (созданного с участием общественности) органа; собрала и систематизировала материалы круглых столов, проведенных в р€де регионов по инициативе  омиссии и др. материалы.  

—оветы по контролю за реализацией ѕЌѕ созданы на всех уровн€х:

- при полномочных представител€х ѕрезидента –‘ (например, в ”–‘ќ действует ќбщественный совет по контролю за реализацией приоритетных Ќациональных проектов в ”р‘ќ, созданный в декабре 2005г. —истема включает окружной совет, общественные контрольные советы во всех шести субъектах –‘ и аналогичные по функци€м органы или группы почти в 100 муниципальных образовани€х ”р‘ќ. ¬ первом полугодии 2006г. определилс€ формат де€тельности общественных органов, включающих четыре базовых направлени€:

1. мониторинг общественного мнени€ по вопросам практической реализации нацпроектов на региональном и муниципальном уровне;

2. взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти, осуществл€ющими контроль за реализацией национальных приоритетов на местах;

3. проведение общественных слушаний по ѕЌѕ;

4. обобщение предложений по усовершенствованию механизмов и форм реализации ѕЌѕ, поступивших от органов общественного контрол€, гражданских институтов, абонентов Ђпр€мой телефонной линииї полномочного представител€ ѕрезидента –‘ в ”р‘ќ и по другим каналам).

- при органах исполнительной власти большинства субъектов –‘;

- при р€де органов муниципальной власти в субъектах –‘ (например, в городах “амбов,  алуга,  урган, Ѕиробиджан и др.). 

ќ де€тельности советов по реализации ѕЌѕ при органах исполнительной власти в субъектах –‘ 

—оветы (координационные советы) по реализации ѕЌѕ созданы в субъектах –‘ при главах исполнительной власти. ƒанные советы €вл€ютс€ совещательными органами, созданными в цел€х обеспечени€ взаимодействи€ территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправлени€, научных, общественных и других объединений при рассмотрении вопросов, св€занных с реализацией ѕЌѕ. ¬ состав данных советов вход€т руководители органов исполнительной власти субъекта –‘, представители органов законодательной власти, главы муниципальных образований. ќбщественность в составе данных советов, как правило, составл€ют 2 Ц 4 человека - представители регионального объединени€ профсоюзов, объединени€ предпринимателей региона (“ѕѕ, –—ѕѕ, Ђƒелова€ –осси€ї), ректор наиболее крупного учебного заведени€. ƒанный вид советов ввиду незначительного присутстви€ общественности едва ли может быть отнесен к форме общественного участи€ в реализации ѕЌѕ.

ќдновременно в субъектах –‘ созданы общественные структуры (состо€щие исключительно или преимущественно из представителей общественности).   их числу относ€тс€ общественные советы по реализации ѕЌѕ (’анты-ћансийский јќ, „ел€бинска€,  урганска€, “юменска€, ¬олгоградска€ области и др.), общественные рабочие группы и рабочие комитеты ( омитет общественного содействи€ реализации ѕЌѕ в ямало-Ќенецком јќ, 4 рабочие группы в ”ль€новской области, в —амарской области, региональный родительский комитет  емеровской области и др.).

¬ р€де субъектов –‘ контроль за реализацией ѕЌѕ  осуществл€ют общественные палаты или аналогичные структуры (–абоча€ группа общественного сопровождени€ реализации ѕЌѕ в –остовской области при  онсультативном совете общественных и политических организаций  при губернаторе области, ќбщественные палаты ќренбургской,  емеровской, –€занской, ќрловской, Ћипецкой областей, —овет общественности  узбасса,  ћурманское областное общественное собрание).

ќбщими дл€ вышеперечисленных структур €вл€ютс€ следующие направлени€ де€тельности данных структур:

Ј        распространение информации среди населени€ о содержании и ходе реализации ѕЌѕ в регионе, пропаганда ѕЌѕ;

Ј        разъ€снение возможностей и условий получени€ преференций (кредитов, субсидий и т.п.) в рамках ЌѕЌ (дл€ нацппроектов Ђјѕ ї, Ђ∆ильеї);

Ј        проведение общественной экспертизы конкурсной документации, отбор номинантов на получение поддержки в рамках ѕЌѕ.

Ј        организаци€ мониторинга реализации ѕЌѕ в регионе на основании общественного мнени€;

Ј        содействие коммуникации населени€ и государственных структур региона, ответственных за реализацию ѕЌѕ;

Ј        сбор и обобщение предложений по повышению эффективности ѕЌѕ;

Ј         подготовка предложений, проектов решений органов власти в сфере реализации ѕЌѕ.

¬ рамках обозначенных направлений де€тельности выдел€ютс€ следующие формы работы общественных органов:

Ј        создание отдельных рабочих групп с привлечением внешних экспертов (врачей, ректоров, учителей, представителей строительных компаний, фермерских объединений и др.) по каждому ѕЌѕ;

Ј        периодические (не реже 1 раза в мес€ц) заседани€ советов и рабочих групп, в т.ч. в расширенном составе с участием приглашенных должностных лиц, а также пленарные заседани€ по тематике ѕЌѕ в ќбщественных палатах.

Ј        проведение опросов общественного мнени€ по ѕЌѕ (например, –абочей группой общественного сопровождени€ реализации ѕЌѕ в –остовской области было проведено анкетировани€ более 10 тыс. человек о степени информированности и оценке населением реализации ѕЌѕ, ќбщественный совет по контролю за реализацией ѕЌѕ в “юменской области проводит ежемес€чный опрос Ђќтношение населени€ к ѕЌѕї, –абоча€ группа по общественному контролю за реализацией ѕЌѕ в —амарской области провела опрос в лечебных учреждени€х о реализации Ќѕ Ђ«доровьеї);

Ј        организаци€ Ђгор€чих линийї (–абочие группа в –остовской “юменской област€х и др.);

Ј        проведение семинаров (например, ќбщественный совет по контролю реализации ѕЌѕ в ’ћјќ в июне 2006г. провел семинар в п.ѕолноват Ѕело€рского района, ќбщественный совет в „ел€бинской области провел одно-, двух-, трехдневные семинары дл€ общественных формирований городов и районов области с участием министров ѕравительства и заместителей √убернатора „ел€бинской области и др.);

Ј        проведение выездных меропри€тий (заседаний, встреч с общественностью и представител€ми местного самоуправлени€).  ќбщественный совет в  урганской области организовал серию консультаций в муниципальных образовани€х по вопросам получени€ кредитов в рамках проекта јѕ ; ќбщественный совет в „ел€бинской области провел серию встреч с представител€ми общественности в 16 муниципальных образовани€х (г.г.  опейске, јше, ќзерске,  арабаше,  оркино, ≈манжелинске, ”стъ- атаве, ¬-”фалее, ћагнитогорске, “роицке, ћиассе, ѕласте, в  аслинском р-не, —основском р-не, ≈ткулъском р-не, ”вельском р-не), выездное заседание ѕрезидиума профсоюзов работников народного образовани€ области и членов ќбщественного совета и др.;

Ј        организаци€ встреч общественности с представител€ми органов власти, ответственными за реализацию ѕЌѕ (например, такие встречи организует совет общественности  узбасса, ќбщественный совет в “юменской области и др).;

Ј        проведение круглых столов, экспертных обсуждений. ¬ –остовской области –абоча€ группа провела 4 круглых стола, в ходе которых были сформулированы предложени€ общественных организаций, представл€ющих бизнес-сообщество, по участию в нацпоектах, —овет общественности  узбасса провел круглый стол Ђјктуальные проблемы профилактики здоровь€ школьниковї, в ходе которого освещалс€ национальный проект Ђ«доровьеї, в рамках ¬олгоградского гражданского форума прошли круглые столы по трем ѕЌѕ, ќѕ ¬оронежской области провела круглые столы Ђ–еализаци€ ѕЌѕ Ђќбразованиеї и Ђ–еализаци€ ѕЌѕ Ђ«доровьеї и т.д.;

Ј        подготовка и публикаци€, размещение на информационных порталах справочно-информационных материалов о ѕЌѕ (например, –абоча€ группа в –остовской области совместно с администрацией области подготовила информационный бюллетень ЂѕЌѕ в –остовской области в цифрахї);

Ј        проведение агитационных марафонов, выставок, €рмарок, акций по темам ѕЌѕ (например,  омитет общественного содействи€ реализации ѕЌѕ в ямало-Ќенецком јќ организовал автопробег, посв€щенный вопросам реализации национальных проектов, по зимникам ямальского района. –абоча€ группа в –остовской области организовала презентацию начала проектировани€ жилого микрорайона на 800 кв.м. в районе г.јкса€. ¬ рамках акции, проводимой членами —овета общественности  узбасса -  емеровским региональным отделением Ђ–  ї 14-17 феврал€ 2006г. Ђћолодежь и —ѕ»ƒ Ц равный обучает равногої широко освещалс€ национальный проект Ђ«доровьеї).

Ќекоторым общественным формировани€м предоставлено также право проверки выполнени€ ѕЌѕ. ¬ частности, общественный совет по контролю за реализацией ѕЌѕ в ’анты-ћансийском јќ провел проверку реализации в муниципальных образовани€х округа Ќѕ Ђƒоступное жильеї, на систематической основе осуществл€ет проверку реализации ѕЌѕ ќбщественный совет по контролю за реализацией ѕЌѕ в „ел€бинской области.

 омисси€ по вопросам развити€ гражданского общества и участи€ общественности в реализации национальных проектов предложила дополнительный формат участи€ общественности в совершенствовании механизмов реализации ѕЌѕ. ≈го суть состоит в проведении в каждом регионе не реже раза в квартал экспертного круглого стола по каждому ѕЌѕ; в качестве экспертов в них участвуют не представители исполнительных органов, отвечающих за реализацию конкретного ѕЌѕ, а благополучатели, т.е. те, на кого направлен нацпроект. Ёто учител€, родители школьников, студенты, врачи, фермеры и т.д., которые смогут внести свои предложени€ по усовершенствованию технологии реализации проектов, исход€ из своего практического опыта как получателей благ. ƒанный формат был опробован в   5 регионах –‘, где прошли круглые столы по ѕЌѕ Ђќбразованиеї, Ђ«доровьеї, Ђƒоступное жильеї (¬олгоград, —аранск, »жевск, ¬ладимир, “ула).

ѕо итогам работы данных круглых столов и других материалов можно сделать некоторые обобщающие выводы:

Ј         существенна€ часть общественности позитивно относитс€ к идее  ѕЌѕ, однако информированность населени€ в целом €вл€етс€ недостаточной, несмотр€ на активную пропагандистскую кампанию;

Ј        существенным преп€тствием дл€ позитивного воспри€ти€ ѕЌѕ €вл€етс€ неопределенность параметров, которые должны быть улучшены в ходе реализации ѕЌѕ и не€сность критериев оценки результатов, особенно их социального аспекта, стратегического эффекта ѕЌѕ в целом. “ак, в частности, наиболее распространенными €вл€ютс€ вопросы, каким образом оплата, например, за классное руководство и гранты дл€ лучших учеников улучшат квалификацию учителей и массовую успеваемость обучаемых; а также, что даст установка компьютеров в сельских школах при отсутствии преподавателей, которые будут учить детей работать с ними Ц т.е. ставитс€ вопрос о комплексном подходе к решению задач в рамках реализации ѕЌѕ;

Ј        несмотр€ на осведомленность части населени€ об общих принципах ѕЌѕ, даже эта часть информацией об их реальном содержании (услови€х получени€ материальной поддержки,  принципах финансировани€, объемах поставок и пр.) обладает в незначительной степени;

Ј        при оценке реализации национальных проектов в целом общественность считает наиболее успешными проекты Ђќбразованиеї и Ђ«дравовохранениеї, отмеча€ при этом, что их успешность в различных регионах не одинакова;

Ј        существует проблема Ђобратной св€зиї между разработчиками проектов, ведомствами, ответственными за их реализацию, и благополучател€ми, их представител€ми (отраслевыми общественными профессиональными и другими объединени€ми);

Ј        дл€ повышени€ эффективности ѕЌѕ необходимо к их реализации, в т.ч. к осуществлению контрольных и экспертных функций, на всех этапах и стади€х привлекать широкий круг представителей общественности (Ќ ќ, бизнес-сообщества и т.д.). 

Ќекоторые предложени€ общественности по корректировке ѕЌѕ 

1.           Ќациональный проект Ђ«доровьеї

Ј        в цел€х оптимизации поставок в лечебные учреждени€ медицинского оборудовани€ предлагаетс€ создать систему предварительных заказов;

Ј        в рамках ѕЌѕ увеличить заработную плату работникам фельдшерской участковой службы, а также врачам - профильным специалистам;

Ј        увеличить объем средств, выдел€емых на проведение диспансеризации;

Ј        не проводить  запланированное сокращение коечного фонда в больницах;

Ј        создать при ћинсоцздравразвити€ орган, консультирующий  участников реализации ѕЌѕ по вопросам, требующим разъ€снений  и рассмотрению конфликтных ситуаций;

Ј        внести соответствующие уточнени€ и изменени€ в ѕостановление ѕравительства є 851 от 30.12.2005г. касающихс€ дифференцированного подхода к оплате труда участковых специалистов малокомплектных   участков,   а   так   же   установлени€   доплат   врачам, работающим на данной должности по совместительству (при отсутствии основного работника);

Ј        ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 9 июн€ 2006 года є 356 Ђќ пор€дке предоставлени€ в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов –‘ на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощиї, не учтено установление доплат по должност€м: руководители станций и отделений скорой медицинской помощи, медицинский персонал, не зан€тый оказанием скорой медицинской помощи на выезде (фельдшеры -диспетчеры по приему вызовов, медицинские статистики и др.); персонал структурных подразделений отделений экстренной и планово-консультативной медицинской помощи центра медицины катастроф, травматологических пунктов, де€тельность которых эквивалентна работе скорой медицинской помощи. ¬ данном ѕостановлении необходимо конкретизировать категории и должности медицинского персонала службы скорой медицинской помощи, подлежащего установлению доплат;

Ј        письмом ћинздравсоцразвити€ –‘ от 13.06.2006г. є 187 - ћ« дано разъ€снение по исчислению средней заработной платы специалистам участковой службы, где указано, что денежные выплаты в рамках проекта учитываютс€ при исчислении средней заработной платы (в случа€х отпуска, командировки, повышени€ квалификации и т.д.), а финансирование дополнительных расходов учреждений здравоохранени€, св€занных с увеличением среднего заработка работника, должно осуществл€тьс€ за счет средств бюджетов субъектов. Ќеобходимо решить вопрос о выделении субъектам, в первую очередь с дотационным бюджетом, дополнительных средств дл€ финансировани€ указанных расходов. 

2. Ќациональный проект Ђќбразованиеї

Ј        национальный проект необходимо дополнить отдельной программой подготовки молодых педагогических кадров,  а также разработать программу по обеспечению молодых педагогов жильем;

Ј        определить правовой статус Ђвознаграждени€ за выполнение функций классного руководител€ї, возможности включени€ оплаты вознаграждени€ в средний заработок, так как на уровне регионов нет единого подхода в решении данной проблемы;

Ј        разработать единый федеральный норматив обеспечени€ государственного образовательного стандарта всех уровней образовани€ с возможностью учитывать специфику регионов;

Ј        предусмотреть в проекте Ђ—ельский школьный автобусї и Ђќснащение учебным и учебно-нагл€дным оборудованиемї общеобразовательные учреждени€, расположенные не только в сельской местности, но и в поселках, не имеющих градообразующих предпри€тий. (например, в ћагаданской области 18 сельских общеобразовательных учреждений или 24% от общего количества учреждений и 39 общеобразовательных учреждений (53%), расположенных в поселках области, которые можно отнести к сельским, так как они наход€тс€ на значительном удалении от г. ћагадана и районных центров);

Ј        включить в нацпроект систему дошкольного, начального, среднего профессионального образовани€, а также коррекционные школы;

Ј        обеспечить поддержку образовательным учреждени€м Ц победител€м ЌѕЌ Ђќбразованиеї дл€ формировани€ на их базе ресурсных центров по приоритетным направлени€м инновационной де€тельности; обеспечить консультационную поддержку де€тельности школ по разработке инновационных программ и программ развити€, а также их реализации в рамках ѕЌѕ; обеспечить экспертную поддержку школ, прин€вших решение об участии в конкурсном отборе ѕЌѕ победител€ми конкурса; обеспечить мониторинг де€тельности школ-лидеров ѕЌѕ; оказать содействие инновационным общеобразовательным учреждени€м в описании, обобщении и распространении инновационных методик, технологий, моделей, механизмов, образцов проектного менеджмента и организационной культуры, в издании и тиражировании информационных и методических материалов; организовать широкое информирование общественности в средствах массовой информации о результатах реализации образовательными учреждени€ми инновационных программ развити€, а также достигнутых полезных образовательных и социальных эффектах;

Ј        увеличить объем средств, выдел€емых на сохранение и укрепление здоровь€ педагогов, а также предусмотреть оплату командировочных расходов педагогам дл€ прохождени€ курсов повышени€ квалификации;

Ј        следует пересмотреть отмену отсрочек от призыва в ¬ооруженные силы сельских дл€ учителей и врачей, поскольку это обострит недостаток кадров в сельских школах и лечебных учреждени€х. 

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

јктуальный комментарий

Ёксперты рассказали о Ђбезопаснойї норме употреблени€ алкогол€

  • —ултан ’амзаев

    19.09.2019

    —ултан
    ’амзаев

    «Ћюбой алкоголь в любых дозах опасен! я прошу журналистов относитьс€ ответственно к подобным темам»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€