RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Стенографический отчет заседания круглого стола на тему "Общественные советы при органах власти: формальность или форма диалога"

Участники: 73 человека - члены Общественной палаты РФ, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций

«Круглый стол» ведет председатель Комиссии по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов М.А.Слободская 

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Уважаемые коллеги!

Я хочу поприветствовать всех, кто сегодня пришел принять участие в мероприятии в рамках цикла «общественная среда». Многие из присутствующих уже были на наших мероприятиях, и знают, что мы по средам проводим общественные дискуссии или "круглые столы". Традиционно библиотека принимает нас в этом зале, за что ей большое спасибо.

Сегодняшний "круглый стол" посвящен вопросам работы общественных советов при органах законодательной и исполнительной власти.

Здесь присутствуют руководители общественных объединений, многие из которых являются членами общественных советов при различных министерствах, ведомствах, палатах Федерального Собрания и муниципальных образованиях.

Также присутствуют представители федеральных органов власти:

- председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Попов. Это наш главный стратегический партнер, поскольку мы работаем напрямую и, с моей точки зрения, очень успешно;

- заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Андрей Евгеньевич Бусыгин.

- начальник Управления по развитию рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Баринов Сергей Вячеславович;

- заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям Клименко Александр Викторович;

- заместитель начальника Управления методического обеспечения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Никонорова Марина Олеговна;

- заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Серегина Ирина Федоровна;

- заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Хиленко Евгений Викторович;

- начальник Управления общественных связей Административного департамента МВД Российской Федерации Шкуркин Сергей Иванович.

Спасибо, что вы пришли.

Чем вызвано сегодняшнее наше мероприятие? Вы знаете, что общественные советы являются наиболее распространенной формой участия общественности в деятельности различных государственных структур.  Согласно Постановлению Правительства от 2 августа 2005 года о создании общественных советов при органах исполнительной власти, входящих в систему Правительства, и Указу Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 года о создании общественных советов при тех структурах власти, подчиненных непосредственно Президенту, сейчас активно идет процесс создания таких советов.

И потому мне представляется важным обсудить, чем являются эти советы на текущий момент,  и что мы -  общественность-  могли бы предложить для повышения эффективности их деятельности.

Предваряя обсуждение, хочу представить вам результаты работы нашей Комиссии по этой теме. Мы направили запросы во все федеральные министерства,  службы и агентства, а также Государственную Думу и Совет Федерации. Аналогичные  запросы направлены главам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, главам крупнейших муниципальных образований всех регионов, получили ответы от большинства адресатов и проанализировали их.

Наш запрос содержал анкету со следующими вопросами: название общественного органа при органе федеральной власти, название нормативного документа, регламентирующего его деятельность, численность данного органа, количество представителей общественности в его составе, периодичность обновления состава, периодичность заседаний, документы, принятые этим органом в 2005/2006 гг., и документы органа власти, в которых были учтены предложения, рекомендации и т.п. решения данного органа.

Такой опрос никогда ранее не проводился. И поэтому его результаты представляются достаточно интересными.

Что выяснено?

При 29 комитетах Государственной думы действуют 42 совета и молодежная палата.

При этом при Комитете ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям создано 11 советов, при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму создано 9 советов, при Комитете ГД по образованию и науке 6 советов, при Комитете ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам - 4 совета (1 – в стадии формирования),  при председателе Государственной Думы создано 4 совета, по одному совету существует в 8 комитетах:

- по делам Севера и Дальнего Востока

- по физической культуре, спорту и делам молодежи,

- по делам общественных объединений и религиозных организаций

- по собственности

- по природным ресурсам и природопользованию

- по энергетике, транспорту и связи

- по делам ветеранов

- по экологии

Советы не созданы при 17 комитетах ГД:

- по конституционному законодательству и государственному строительству

- по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству

- по труду и социальной политике

- по бюджету и налогам

- по обороне

- по безопасности

- по международным делам

- по делам СНГ и связям с соотечественниками

- по делам Федерации и региональной политике

- по вопросам местного самоуправления

- по регламенту и организации работы ГД

- по информационной политике

- по охране здоровья

- по делам женщин, семьи и детей

- по аграрным вопросам

- по культуре

- по делам национальностей

Численный состав всех советов насчитывает 2 594, наименьшее количество членов совета 10 чел. (Консультативный экспертный совет при Комитете ГД по собственности), наибольшее количество 253 (Высший экологический совет при Комитете ГД по экологии).

Из них представители общественности, к которым, помимо представителей общественных организаций относим всех граждан, не являющихся депутатами, государственными и муниципальными чиновниками, составляют 1419 (54,7 %).

По составу советы можно разделить на состоящие исключительно из представителей общественности (5):

3 совета при Комитете ГД по образованию и науке, Экспертно-аналитический центр «Доступное жилье» при Комитете ГД по экономической политике предпринимательству и туризму; Экспертно-консультативный Совет при Комитете ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Советы, в которых общественность составляет более 75% состава (18):

4 при Председателе ГД, 3 при Комитете ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (численность общественности свыше 80%), 3 при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, 3 при Комитете ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, 2 при Комитете ГД по образованию и науке, по одному при Комитете ГД по экологии, Комитете ГД по энергетике, транспорту и связи, Комитете ГД по природным ресурсам и природопользованию, Комитете ГД по энергетике, транспорту и связи.

Советы, где общественность составляет от 50% до 75% (12):

6 при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, 3 при Комитете ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям,  по одному при Комитете ГД по образованию и науке, председателе ГД и Комитете по делам ветеранов. 

Советы, где общественность составляет от 25% до 50% (1)

при Комитете ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи.

Советы, где общественность составляет мене 25%  (8):

4 при Комитете ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, по одному при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитете ГД по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, Комитете ГД по образованию и науке, Комитете ГД по собственности.

Из высокого процента присутствия общественников в советах по экономическим вопросам очевидна наибольшая степень заинтересованности общественности в законодательном регулировании бизнеса. Они также рассматривают совет как действенную форму своего влияния на законодательный процесс. Также очевидно, что Комитеты ГД, действующие в области экономики, заинтересованы в учете мнений предпринимателей и другой экономической общественности. При этом численность Экспертного Совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (183 чел.) в достаточно специфической и узкой отрасли вызывает предположения, что совет является не только инструментом взаимодействия общественности и законодателей, но и инструментом лоббирования.

По периодичности обновления состава можно выделить советы, обновляющиеся 1 раз в квартал (2), 1 раз в полугодие (4), один раз в год (10), один раз в 2 года (1), одни раз в 4 года (3), по мере необходимости (не имеют установленной периодичности обновления) 19, имеют постоянный состав членов (3).

Из 16 советов, имеющих фиксированные сроки обновления состава (1 год и чаще), только 9 сообщили, что в 2006г. обновляли свой состав.

Всего об изменении в составе членов в 2006г. сообщили 12 советов, максимально состав обновлялся на 10%, минимально – на 1%.

По периодичности заседаний  выделяются советы, заседающие один раз в месяц/ 2 месяца – 10, из них 7 собираются 1 раз в месяц; один раз в 3/ 4 месяца – 11,  один раз в 6 месяцев – 8, одни раз в год – 2, по мере необходимости – 11.

При этом 7 советов как с интенсивной и фиксированной периодичностью проведения заседаний, так и собирающиеся по мере необходимости, не смогли указать ни одного документа, ими принятого. Из них 3 при Председателе ГД, 2 при Комитете ГД по образованию и науке:

- Научно-экспертный совет по конституционному законодательству при председателе ГД ФС РФ;

- Экспертный совет по образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизни в целях устойчивого развития при Комитете ГД по образованию и науке;

- Экспертный совет по лазерным технологиям при Комитете ГД при комитете ГД по образованию и науке;

- Экспертный совет при комитете ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- Научно-экспертный совет по международному праву при Председателе ГД

- Научно-экспертный совет по конституционному праву при председателе ГД;

- Экспертный совет по законодательству о ценных бумагах и фондовом рынке при Комитете ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам.

При этом по советам при председателе ГД ФС РФ дан отрицательный ответ по поводу документов, принятых советами и учтенных в работе ГД, что означает, что советы фактически являются недействующими.

На вопрос о том, в каких нормативных документах были учтены решения общественных советов, получено 19 отрицательных ответов либо ответов не по существу вопроса.

Решение 12 советов в нормативных документах органов власти учтены не были.

Из них 9 при Комитете ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, 2 при Комитете ГД по образованию и науке, 1 при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Решения 16 советов были учтены при разработке нормативно-правовых актов: заключения Научно-экспертного совета по гражданскому законодательству и смежным с ним отраслям при Председателе ГД, рекомендации экспертно-аналитического центра «Доступное жилье» при Комитете ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, Экспертного Совета по обязательному соц. страхованию Комитета ГД по кредитным организациям и фин. рынкам, Экспертного Совета Комитета ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи и д.р.

В ходе работы 15 советов были подготовлены рекомендации, однако, согласно полученной информации, ни в одном нормативном акте они учтены не были.

В ряде опросных листов содержится информация, что сами советы собираются редко, а основная деятельность проходит в рабочих группах. Подобные группы имеются в ЭС при Комитете ГД по энергетике, транспорту и связи (13). Заседания совета фактически проходят ежемесячно, в 2005г. различные изменения в его состав вносились 14 раз, в 2006г. – 10 раз.

При Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ согласно ответу на запрос созданы 13 структур: научно-экспертные, координационные и иные советы (10), комиссии (2), молодежный парламент.

Подробная информация представлена по 9 структурам.

3 структуры созданы в 2002г. (Научно-экспертный совет при председателе СФ ФС РФ, Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства), 4 в 2005г. (Координационный совет по социальной стратегии,  Совет по федеральным и региональным программам, Совет по местному самоуправлению, Совет по вопросам жилищного строительства), 2 структуры в 2006г. (Совет по государственной культурной политике, Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений). При этом, согласно представленной информации, в период 2003/04 гг. никаких подобных образований не создавалось.  

Общая численность данных структур составляет 492 человека. Численность отдельных структур варьируется от 18 (Совет по вопросам жилищного строительства) до 130 (Совет по федеральным и региональным программам) человек.

Подробная информация по составу представлена по Научно-экспертному совету при Председателе СФ ФС РФ. В его состав входят 76 человек, из них представителями общественности являются 61 человек или 80,3% (представители РАН, отраслевых академий, образовательных учреждений и экспертного сообщества).

Следует отметить, что согласно представленным данным, представители общественности отсутствуют в Общественной комиссии по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России, в ее составе 76 человек: члены Совета Федерации и представители органов государственной власти субъектов РФ; Совете по местному самоуправлению, в его составе 39 человек: члены Совета Федерации, представители органов государственной власти субъектов Федерации, главы муниципальных образований; Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений, в ее состав входят 25 человек: члены Совета Федерации и представители органов государственной власти субъектов РФ.

На 73 запроса в федеральные органы исполнительной власти было получено 53 ответа (из 73% запрошенных ведомств).

6 ответов содержали информацию не по существу запроса, из 4 органов исполнительной власти поступили сообщения о начале формирования общественных советов:

- Федеральная миграционная служба;

- Федеральная регистрационная служба;

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий;

- Федеральная служба по труду и занятости.

16 ответов содержали информацию об отсутствии общественных советов при данных ведомствах:

- Министерство сельского хозяйства РФ;

- Федеральная Аэронавигационная служба;

- Федеральная служба по финансовым рынкам;

- Федеральная служба по тарифам;

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию;

- Федеральное медико-биологическое агенство;

- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

- Федеральное агенство по науке и инновациям;

-  Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

- Федеральное агенство связи;

- Федеральное казначейство;

- Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом;

- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю4

- Федеральная служба исполнения наказаний.

Всего поступила информация о работе 58 советов при 24 органах исполнительной власти.

Их общая численность составляет 1 700 человек. Минимальная численность совета – 6 человек (Совет по вопросам государственной социальной поддержки ветеранов и общественных ветеранских организаций при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ), максимальная численность – 130 человек (Консультативный с совет при Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве).

Из них общее число представителей общественности 991 (58%), при этом в составе 4 советов представители общественности отсутствуют (Экспертный научный совет при Федеральном агентстве по недропользованию; Координационный совет по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения при Министерстве здравоохранения и социального развития; Научный совет при Министерстве иностранных дел; Научный совет при Министерстве здравоохранения и социального развития).

По составу можно выделить советы, где представители общественности составляют 100% (2):

- Центральный совет Министерства обороны РФ по делам ветеранов

- Совет по вопросам государственной социальной поддержки ветеранов и общественных ветеранских организаций Министерства социального развития и здравоохранения РФ.

Советы, где общественность составляет более 75% (11):

- 3 при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии;

- 1 при Федеральном агентстве по информационным технологиям;

- 1 при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ;

- 1 при Федеральном агентстве лесного хозяйства;

- 1 при Министерстве финансов РФ;

- 1 при Федеральном агентстве по промышленности;

- 1 при Министерстве природных ресурсов РФ;

- 1 при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации;

- 1 при Федеральном агентстве геодезии и картографии;

Советы, где общественность составляет от 50% до 75% (8):

- 4 при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии;

- 3 при Министерстве экономического развития и торговли РФ;

- 1 при Федеральной таможенной службе.

Советы, где общественность составляет от 25% до 50% (11)

- 4 при Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами;

- 2 при Министерстве здравоохранения и социального развития;

- 1 при Министерстве информационных технологий и связи;

- 1 при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии;

- 1 при Министерстве финансов Российской Федерации;

- 1 при Федеральном агентстве геодезии и картографии;

- 1 при Федеральном агентстве водных ресурсов.

Советы, где общественность составляет менее 25% (6):

- 4 при Министерстве здравоохранения и социального развития;

- 1 при Федеральном агентстве по информационным технологиям;

- 1 при Федеральном архивном агентстве.

Максимальный процент общественников – 100% в советах, объединяющих ветеранов и созданных для содействия решению их социальных проблем. Высокий процент общественников отмечается также в совете при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.

По периодичности обновления состава 1 (1,7%) совет обновляется 1 раз в квартал (Координационный совет по профилактике и лечению туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией при Минздравсоцразвития), 15 (25,8%) советов обновляются 1 раз в год, из них в 2006г. обновился состав 2 советов при Федеральном агентстве водных ресурсов; 2 (3,4%) совета обновляются раз в три года, обновление 40 (68,9%) советов не регламентировано. Из них состав Совета по аудиторской деятельности при Минфине России обновлялся в 2003г., состав 5 советов обновлялся в 2005г., а состав 8 в 2006г.  В среднем при обновлении состава приходит 24,7% новых членов (исходя из данных, представленных по 23 советам). При этом минимальное обновление составляет 1% (Экономический совет при Федеральном агентстве по физической культуре и спорту), а максимальное – 100% в двух советах при Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

По периодичности заседаний можно выделить советы, заседающие 1 раз в квартал и чаще – 38 (65,5%). Из них раз в месяц заседают 4 совета. Советы, заседающие 2-3 раза в год – 12 (20,7%), советы, заседающие раз  в год – 2 (3,4%), советы, периодичность заседаний которых не регламентирована – 5 (8,6%). При этом по представленной информации заседания 1 совета (Совет по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансированию при Минэкономразвития) в период 2005/2006гг. в нарушение регламента не проводились.

Согласно представленной информации 7 (12%) советов в период 2005/2006гг. не принимали каких либо решений, решения 19 (32,8%) советов никаким образом не были учтены в документах соответствующих органов исполнительной власти.

На этом я заканчиваю статистическую часть. И хочу передать слово Сергею Александровичу Попову, председателю Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

С.А.ПОПОВ

Благодарю, Мария Александровна.

Уважаемые коллеги, я хотел бы отметить, что тема предложенная для обсуждения Комиссией Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества, является принципиально важной и имеет определенную предысторию.

И вот на этой предыстории я хотел бы остановиться ввиду того, что сегодня мы пытаемся сделать срез ситуации с общественными советами при органах власти. Было бы правильно посмотреть на деятельность данных органов в ретроспективе, чтобы понять, какие тенденции существуют, и в каком направлении мы движемся.

Дело в том, что создание общественных советов при различных органах власти на различных уровнях началось, буквально, с момента зарождения новой демократической России. Некоторые из вас, наверное, помнят, что эти советы начали создаваться по инициативе первого Президента. Они формировались также при органах власти на региональном уровне. Но это все носило спонтанный, хаотический характер.

Примерно с 95-го по 98-й год было модно создавать общественные палаты как общественно-консультативных советов при главах администраций субъектов Российской Федерации. Однако, когда у первого лица пропал интерес к этому делу, деятельность общественных советов пошла на спад всех уровнях.

Поэтому сегодня законодатели и Президент – Владимир Владимирович Путин озабочены тем, что мы говорим о необходимости развития гражданского общества очень много, а непосредственных подвижек в этом направлении делается мало.

И именно при подготовке закона об Общественной палате Российской Федерации и была сделана попытка закрепить положения, связанные с  необходимостью создания общественных советов на федеральном уровне.

Тем самым решалось две задачи. Во-первых, в Федеральный закон «Об общественной палате» вводилась 20-я статья, чуть ниже я скажу об особенностях этой статьи. Это было сделано специально для того, чтобы заставить и Правительство, и структуры, которые непосредственно подчиняются Президенту, все же начать двигаться в направлении развития взаимодействия с институтами гражданского общества.

А вторая задача, что федеральный пример должен оказать существенное изменение психологии и на региональном уровне.

Поэтому мы очень долго выбирали формулировку 20 статьи закона об Общественной палате, что и каким образом Общественная палата может инициировать.

Если вы посмотрите, в трех частях этой статьи был отражен, с моей точки зрения, главный существенный момент. То, что Общественной палате дано  право инициировать создание общественных советов, то, что положение и порядок об общественных советах утверждаются, соответственно, для федеральных органов исполнительной власти Правительством. а для структур, подчиненных Президенту, Президентом, и то, что члены Общественной палаты могут входить в состав общественных советов при органах власти.

Вот эти три аспекта, которые до этого закона нигде юридически не были закреплены.

Безусловно, эта работа только начинается. Я безмерно благодарен Марии Александровне за то, что она начала заниматься анализом деятельности общественных советов, потому что кроме Общественной палаты никто, наверное, и не будет этим заниматься.

Сегодня у Общественной палаты в соответствии с законом есть инструментарий, который позволяет не только проводить такой анализ, не только инициировать и побуждать органы власти к созданию общественных советов, но и менять стиль и качество работы данных советов. Вот это принципиальный момент.

И я думаю, что, работая с коллегами на региональном уровне, можно положительный опыт, уже существующий или только зарождающийся, продуцировать, развивать и выращивать.

Безусловно, с моей точки зрения, при анализе работы общественных советов необходимо учитывать особенности и нюансы, связанные с деятельностью каждой ветви власти.

Мария Александровна упомянула в общей связке научные советы и общественные советы. С моей точки зрения, это разные вещи. И говорить о том, что в научных советах при отдельных министерствах нет общественников, не очень корректно, поскольку научные советы выполняют совершенно другие задачи и цели. И одно другое не подменяет.

С моей точки зрения, там, где есть научные советы, пускай они работают и выполняют свои задачи.

Но при этих же министерствах обязательно должны быть созданы собственно общественные советы. Мы можем рекомендовать этим министерствам и ведомствам вернуться к закону, требованиям постановления Правительства, о чем сегодня шла речь, с тем, чтобы общественные советы обязательно были сформированы.

Второй момент связан с определенным вкусом к этой работе со стороны руководителей и начальников. Безусловно, пример Государственной Думы и Совета Федерации показывает, что не все председатели комитетов – мои коллеги считают принципиально важным регулярно собирать по 250 человек членов совета для того, чтобы принимать экстра важные решения, это и невозможно.

С другой стороны, мы сегодня упоминали целый ряд комитетов, в том числе по конституционному законодательству, который возглавляет мой коллега Владимир Плигин.

Я могу сказать, что по каждому закону у него работает экспертная группа, в которую входит достаточное количество общественников. Другое дело, что, допустим, у некоторых председателей комитетов не стало правилом регулярно собирать советы для того, чтобы послушать мнения, позиции. Но здесь дорога с двумя направлениями движения, то есть помимо желания руководства комитетов должны быть определенные потребности и желания членов экспертного совета.

Хотел бы сказать два слова на основании практики работы нашего Комитета. Я не считаю, что у нас все идеально, все получается, но мы стараемся при обсуждении каждого проекта закона обязательно привлекать членов Экспертного совета.

В качестве примера могу сказать, что над самим проектом закона об Общественной палате Российской Федерации непосредственно в рабочую группу входила половина членов Экспертного совета комитета, из них 70 процентов стали членами Общественной палаты.

То есть, есть желание, есть работа.

Но по целому ряду небольших, не являющихся принципиальными законов, собирать специально отдельный экспертный совет нет необходимости. У нас есть законы, которые мы очень подробно обсуждали. Коллеги здесь помнят законопроект о митингах и демонстрациях. У нас было два заседания Экспертного совета, посвященных этому законопроекту, поскольку позиции экспертов были полярными. Тоже было, когда мы готовили поправки к закону о свободе совести.

И, безусловно, должна быть определенная периодичность в работе таких советов. Но я еще раз говорю, она должна зависеть от взаимной потребности в этой работе.

Вот сегодня у Общественной палаты, у комиссий Общественной палаты есть уникальная возможность быть возбудителями работы общественных советов в принципиально новом качестве, на новом уровне. И, благодаря принятым на федеральном уровне документам: я имею в виду и постановление Правительства, и указ Президента, можно взять эту работу под серьезный контроль.

Мария Александровна затронула тему, касающуюся регламентации деятельности этих советов. У ряда советов нет своих положений, к сожалению, нет и регламентов.

И здесь Общественная палата на основе изучения и анализа ситуации могла бы дать серьезные рекомендации, исходя из опыта, который есть в деятельности того или иного министерства.

Безусловно, что надо персонально работать с руководителями министерств и ведомств, потому что здесь существует очень важный момент: есть ли интерес и желание у первого лица. Если его нет на сегодняшний день, то надо этот интерес разогревать, показывать, почему важно создавать общественные советы, что это может дать для данного министерства и ведомства. Я разговаривал об этом со многими руководителями, им ближе, конечно, собирать специалистов: ученых, профессионалов, юристов. Экспертов, которые досконально знают предмет и тему, и которые могут оперативно высказать конкретные рекомендации и пожелания по проекту того или иного закона или решения Правительства. Идти на широкую дискуссию с общественностью  не всегда есть желание.

Поэтому очень важно, кто войдет в состав общественного совета, насколько глубокими могут быть предложения, пожелания, рекомендации этого органа.

Несмотря на всевозможные издержки, я думаю, нам надо двигаться в этом направлении. Это очень важно, если мы говорим о том, что должны способствовать развитию институтов  гражданского общества и учиться, самое главное, учиться слышать мысли и идеи, которые есть у общественности.

Эту потребность, это желание надо формировать. Нужно создавать определенный общественный фон. Я думаю, что те обсуждения, которые проходят в Комиссии у Марии Александровны и у других коллег, должны находить отражение в СМИ. Необходимо, чтобы эта тема звучала, привлекала внимание.

Вы сейчас готовите ежегодный доклад Общественной палаты, первый ежегодный доклад, который будет называться "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации", эта тема должна быть в докладе одной из самых важных, как именно институты гражданского общества могут влиять на принимаемые властные решения. Доклад должен получить широкое звучание. И тогда мы совместно будем развивать эту тему. Спасибо.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо, Сергей Александрович. Позвольте сделать маленькую ремарку. Я, видимо,  не совсем правильно сказала. Когда я говорила о представителях общественности, я  не имела в виду только представителей общественных организаций. Представителей общественных организаций во всех этих советах менее одного процента. Под представителями общественности я имела в виду представителей негосударственных и немуниципальных структур: академических институтов,  экспертных сообществ и т.д..

С.А.ПОПОВ

В составе нашего Комитета представители общественных организаций составляют 26 процентов.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Вот эти 1 или 2 процента складываются за счет комитета Вашего и еще нескольких комитетов.

Слово предоставляется Андрею Евгеньевичу Бусыгину – заместителю Министра культуры и массовых коммуникаций.

А.Е.БУСЫГИН

Спасибо, Мария Александровна, за то, что Вы выдерживаете такой баланс. Сначала выступает представитель законодательной власти, потом исполнительной.

Здесь сидят чиновники и представители общественности. А в обществе у нас к чиновникам отношение издавна достаточно критичное. Я писал пару лет назад одну статью и нашел цитату, которая принадлежит известному философу и литератору Василию Розанову, который  скончался еще в 1912 году, цитата следующая: "Заранее решено, что человек не гений. Кроме того, он, естественно, и мерзавец. В итоге этих двух уверенностей получился чиновник и решение везде завести чиновничество". Не буду продолжать. Еще есть ряд подобных цитат.

И поэтому органы исполнительной власти находятся под пристальным вниманием, попадают под острие критики, зачастую весьма и весьма справедливо. Поэтому вопрос о создании общественных советов чрезвычайно важен. И то, что сегодня в этом зале практически нет свободных мест, свидетельствует о большом интересе, который в настоящее время существует к этой  теме.

Если говорить о министерстве, которое я представляю, то мы здесь идем наравне с передовыми комитетами Государственной Думы и с Советом Федерации, поскольку у нас сейчас существует 15 совещательных органов.

Правда, называются они различно: это Координационный совет, Экспертный совет, Экспертно-координационный. Есть одно название – Общественный совет.  Кстати говоря, он был создан сравнительно недавно, это Общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в средствах массовой информации. Если говорить о составе этого Совета, то из 32 его членов 20 - представители общественности.

Честно говоря, мы в Министерстве часто думаем: а кого считать представителем общественности? Вспомните 199 закон, подписанный Президентом 31 декабря прошлого года, в соответствии с этим законом руководителям органов, подчиненных муниципальным образованиям, было запрещено избираться депутатами. Субъекты Федерации тут же всполошились. Там-то советы на две трети, а иногда на три четверти  из таких людей состояли. И поэтому быстренько, по-моему, чуть ли не в марте пришлось возвращать все на круги своя и вносить поправку.

Поэтому кто является представителем общественности? Рядовой член какого-нибудь союза или творческого союза, или общественной организации, может быть, независимый гражданин  или лицо, которое является одним из руководителей такой общественной организации.

Надо сказать, что органы исполнительной власти, все-таки стремятся привлекать к работе в советах руководителей организаций, поскольку они являются наиболее компетентными, наиболее, я не побоюсь этого слова, грамотными, знающими проблему. И разумеется Министерство культуры и массовых коммуникаций тоже ориентируется на них, поскольку эти люди в силу своих организаторских способностей, профессиональных качеств стали руководителями организаций, представляют весь спектр своей деятельности и видят горизонты взаимодействия с органом исполнительной власти.

Далее. Я хотел бы отдельно отметить, что, когда речь идет об общественных советах, нужно особое внимание обратить на взаимодействие с муниципальными образованиями. Как известно, муниципальное управление не входит в систему органов государственной власти. В то же время это власть. У нас при Министерстве создан Координационный совет по культуре при Министерстве. В него по должности входят руководители управлений культуры всех субъектов Федерации.

Я должен сказать, что на данном этапе, помимо различия  интересов общественности и представителей органов исполнительной власти, не менее глубоки и серьезны различия в подходах между представителями органов федеральной власти и органами государственной власти субъектов Федерации или между представителями органов государственной власти и органами местного самоуправления. И когда мы говорим об общественности в советах, я думаю, что наряду с этим целесообразно ставить вопрос также и о таких советах, которые дают возможность свободно обсуждать проблемы, с одной стороны, представителями федеральной власти, с другой стороны, представителями органов власти субъектов Федерации.

С высоты своего практически 15-летнего опыта чиновника могу сказать, что представители общественности обращаются в органы исполнительной власти, в частности, в министерства по различным причинам.

Иногда бывает так, что граждане достаточно утилитарно понимают то, что органы государственной власти должны оказывать те или иные услуги. И вот такой гражданин приходит в исполнительные органы власти. Ему кажется, что у него есть блестящая идея, и он эту идею предлагает реализовать. Он считает, что если эту идею не поддержали, это означает, что вот тут сидят последние чинуши, враги прогресса, с ними надо всячески бороться, и такие граждане в конце концов превращаются в самых ярых противников власти вообще, не только исполнительной, но и законодательной.

Конечно, люди приходят в министерства и с блестящими идеями, отделить зерна от плевел опытному чиновнику достаточно легко. Но на пути реализации этой идеи появляется огромное количество препятствий, потому что времени у чиновника мало, а поручений много. И он, как говорят, исполняет только то, за что его или с работы выгонят, или премию дадут, а все остальное можно в долгий ящик положить. Хотя, честно говоря, есть масса примеров и интересных идей, которые нужно проводить именно через общественные советы.

Один из примеров в преддверии юбилея Гоголя. В настоящее время ставится вопрос об открытии музея Гоголя в Москве. Роскультура стоит на своем: нет музейных предметов, нет объекта. Из чего музей-то создавать? Это в соответствии с законом о музеях и музейном деле в Российской Федерации.

С другой стороны, существует потребность в каком-то памятном месте, связанном  с именем Николая Васильевича Гоголя в Москве.

Чиновник, принимая решения, для какого-то количества людей будет очень плохим, а, с другой стороны, будет для кого-то очень хорошим. Поэтому это то решение, которое необходимо подтвердить одобрением общественности.

К сожалению, мы зачастую связаны рамками. Месяц. А провести решение через совет в течение месяца – это практически невозможно, хотя иногда бывает весьма и весьма целесообразно.

Вот эта одна из проблем, над которой нужно подумать. И, может быть, Общественная палата могла бы здесь внести соответствующие предложения по организации работы органов исполнительной власти с общественностью. Спасибо.

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Слово  члену Общественной палаты Мирзоеву Гасану Борисовичу.

Г.Б.МИРЗОВЕВ

Спасибо, Мария Александровна.

Я хотел бы начать, как и Сергей Александрович, с того исторического периода, когда мы все, находясь в эйфории от сознания перехода от социалистического общества к новой России, строили планы о том, каким будет наше гражданское общество. На этом пути, к сожалению, и по сей день продолжают встречаться препятствия... К сожалению, у нас отсутствует государственная стратегия борьбы с преступностью, коррупцией. Продолжается засилье бюрократии, особенно в Москве, в строительном комплексе.

И мы как юристы, адвокаты просто погрязли в этой ситуации. Никаких там советов нет, никто народ и общество не слушает. Но первые шаги были сделаны, когда был создан Политический консультативный совет при Президенте Ельцине – первом Президенте.

Некоторые из сидящих здесь, в частности, Сергей Александрович и Андрей Бабушкин, были включены в состав данного совета распоряжением Президента, активно участвовали в его работе.

Сегодня ситуация иная. Сегодня мы уже твердо провозгласили демократические ценности и приоритеты. Мы стремимся в европейское правовое пространство. Сделали определенные заявления. Что-то у нас улучшилось, а что-то еще нет.

Я полагаю, что общественные советы при министерствах и ведомствах пока еще не отвечают нашим пожеланиям в степени эффективности влияния на работу  государственных структур.

Мне представляется, что общественный совет необходимо создать в первую очередь при Министерстве транспорта Российской Федерации, потому что тысячи людей у нас гибнут, в результате че

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

В Германии призвали готовиться к неожиданному удару России

  • Елена Сутормина

    16.07.2019

    Елена
    Сутормина

    «Наша страна хорошо знает, что такое война, и на всех международных площадках Россия выступает за процессы разоружения»

Правительство поддержало ограничения на вейпы и кальяны

  • Султан Хамзаев

    16.07.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Те, кто хочет бросить курить, стали тратить безумные деньги на электронные безделушки, которые водят по кругу никотиновой зависимости»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться